Правительство заменило ИТК. Федеральные власти покидают аэропорт "Ржевка". Для грузовиков закроют центр. Петербургу грозит таможенная блокада. Плата за городскую инфраструктуру вырастет в два раза.

9 декабря члены правительства Петербурга одобрили большинство постановлений по вопросам строительства и реконструкции объектов городской недвижимости, а также о проведении изыскательских работ на земельных участках. Утверждение документов проходило по стандартной в таких случаях схеме. После краткого сообщения вице-губернатора Александра Вахмистрова Валентина Матвиенко обращалась к главе соответствующего Территориального управления (ТУ) с вопросом: "Нет ли возражений?" и нередко слышала в ответ: "Против застройки активно возражают жители района". По словам главы ТУ Василеостровского административного района Петербурга Александра Евстрахина, нет таких строек, против которых бы не возражали. Тем не менее, чиновники согласились со строительством большинства объектов, сообщает "Деловой Петербург".

Вчера на заседании правительства Петербурга были утверждены положения о трех комитетах новой администрации города. В функции Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности входят: организация взаимодействия исполнительной и судебной власти, противодействие коррупции в органах государственной власти Петербурга, координация работы по обеспечению деятельности мировых судей и организационное обеспечение работы Комиссии по вопросам помилования на территории города.

У брокеров осталось 20 дней, чтобы вызубрить 300 страниц кодекса. Через 3 недели у участников внешнеэкономической деятельности могут начаться большие сложности с таможенным оформлением товаров. Приказ ГТК о переаттестации таможенных брокеров грозит резким сокращением их количества. В неофициальных разговорах специалисты по таможенному оформлению называют эти требования фактическим запретом на профессию. Большинство специалистов комментировать приказ не хотят, ссылаясь на то, что "боятся проблем с таможней". Те специалисты, которые не пройдут переаттестацию, лишатся права работать - по крайней мере, до того времени, пока ГТК не объявит о новой переаттестации. По недавно изданному положению в 2004 г., она будет проходить не больше 2 раз - в сроки, установленные ГТК. Как утверждают специалисты, главная проблема заключается в том, что требования к переаттестации крайне сложные и времени на ее прохождение почти не осталось. Кроме того, по новому Таможенному кодексу переаттестацию могут пройти только специалисты с высшим образованием. Как говорят брокеры, число специалистов, которые его не имеют, весьма велико. Об этом сообщает "Деловой Петербург".

Правительство решило сыграть на противоречиях между Налоговым и Таможенным кодексами. Действующая система толлинга может перестать работать 1 января 2004 г. Третья Дума так и не смогла устранить противоречия между налоговым и таможенным законодательством, касающиеся экспорта товаров. По новому Таможенному кодексу, экспорт товаров не должен облагаться НДС. В действующем Налоговом кодексе НДС при вывозе товаров остается, хотя и будет снижен с 20% до 18%. Защитить толлинговую систему в Думе пыталась заместитель председателя Бюджетного комитета Госдумы Оксана Дмитриева. Она указывала депутатам на законодательное несоответствие и даже попыталась внести соответствующие поправки. Но поправку откладывали под разными предлогами. Все сложилось именно так, как хотело правительство. "При экспорте товаров действовать будет все же Налоговый, а не Таможенный кодекс. Это значит, что производители алюминия и текстиля будут платить НДС. Крупные производители, скорее всего, вряд ли так просто откажутся от действующих схем. Система толлинга создавалась специально для алюминщиков и была им крайне выгодна,"- комментируют ситуацию аналитики. Об этом сообщает "Деловой Петербург".

Минтранс РФ принял решение о передаче в собственность местного правительства аэропорта "Ржевка". Впрочем, по мнению арбитражного управляющего предприятием Александра Тарантова, приватизировать его в период банкротства областным властям не удастся. Борьба за "Ржевку", которую ведут основной кредитор предприятия "Петербургская топливная компания" (ПТК) и местные власти, разгорелась после того, как Минимущества приняло решение о приватизации аэропорта. Область хочет приватизировать его самостоятельно, а затем продать и выручить порядка 5-7 млн. долларов. Инициатору банкротства ПТК "Ржевка" может обойтись дешевле, и у нее тоже есть свои планы по развитию аэропорта. Речь о финансовом оздоровлении "Ржевки" может идти только в том случае, если область согласится погасить долги предприятия. Впрочем, прежде, чем это произойдет, сторонам предстоит долгий спор о размере кредиторской задолженности аэропорта перед коммерческими фирмами. По данным А. Тарантова, она достигла 20 млн рублей. В КУГИ Ленобласти полагают, что реальная цифра на порядок меньше, сообщает "Коммерсантъ-СПб".

Комитет по транспорту администрации Петербурга намерен ограничить въезд в центр города грузовых автомобилей весом свыше 3,5 т. По словам заместителя председателя комитета Игоря Маилова, комитет предлагает ввести для организаций и транспортных фирм платные пропуска для проезда грузовиков в дневное время; при этом ночью проезд останется бесплатным. Вырученные средства пополнят бюджет и будут направлены на ремонт и строительство дорог. Предполагаемое время ввода новой системы - 1 марта 2004 года, сообщает "Деловой Петербург".

Cанкт-Петербургский Почтамт и ЗАО "РТ-Лизинг" заключили договор о совместном предоставлении услуги проката автомобилей. Если эксперимент окажется удачным, сдача автомобилей в аренду будет производиться во всех городских отделениях связи. Предложение о сотрудничестве ЗАО "РТ-Лизинг" направило генеральному директору УФПС Cанкт-Петербурга и Ленинградской области Александру Верниковскому. Пилотный проект было решено реализовать на базе Санкт-Петербургского Почтамта, с которым ЗАО "РТ-Лизинг" и заключило договор. В случае если проект удастся, вопрос о предоставлении услуги проката авто в отделениях связи будет рассматриваться руководством УФПС.

ЗАО "Петербургская топливная компания" намерено перепрофилировать четыре старых автозаправочных комплекса в Петербурге под торговые центры. Об этом сообщил вице-президент ЗАО "ПТК" Юрий Антонов. По его словам, комплексы, которые решено перепрофилировать, нуждаются в реконструкции. "Рядом с этими заправками уже построены станции других нефтетрейдеров, и инвестиции в реконструкцию АЗС не оправдают себя", - пояснил он. Вместо автозаправочных станций будут построены другие коммерческие объекты - торговые центры, автосалоны и т.п. Скорее всего, это будет сделано в партнерстве с компаниями, уже имеющими опыт в таких видах бизнеса. Одним из партнеров может стать сеть McDonald's. Эти проекты находятся пока в стадии разработки. Между тем, ПТК надеется выйти на московский рынок. Договор на обслуживание сервисных абонементов (талонов) ПТК на бензин А-95, А-92, А-76 и дизельное топливо недавно заключен с московским ООО "ЕКА-Процессинг", эксплуатирующим сеть АЗС в столице. По словам Ю. Антонова, акционеры ЗАО "ПТК" и ООО "ЕКА-Процессинг" никак не взаимосвязаны.

Комитет по транспорту администрации Петербурга принял решение отказаться с 2004 года от схемы "один лот - один маршрут" при распределении маршрутов пассажирского транспорта. Теперь маршруты будут распределяться в рамках единых зональных лотов, которые будут в себя включать как социальные, так и коммерческие маршруты. По мнению специалистов рынка, такая система неизбежно приведет к сокращению числа перевозчиков в городе. Это позволит добиться большего контроля за городскими перевозками со стороны администрации.

Во вторник Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства разрешило операторам связи на период с 25.12.2003 г. по 07.01.2004 г. предоставлять услуги населению (междугородные переговоры, отправка телеграмм, уведомлений и т.д.) с предельной скидкой - до 50%. Дни, время суток и размер скидки операторы связи должны определить самостоятельно.

Оценивать землю под строительство жилья будут по-новому. Застройщиков обязали платить не менее 80 долларов с каждого нового квадратного метра жилья. Постановление об этом вчера приняло правительство Петербурга. Городские чиновники решили, что инвестиционные условия в части перечисления денежных средств в бюджет Петербурга на развитие городской инфраструктуры будут определяться исходя из рыночной оценки, но не ниже минимума. Минимум установлен в 80 долларов за 1 м2 жилой площади и площади встроенных помещений во вновь создаваемом объекте недвижимости (сегодня средний уровень отчислений составляет 40-50 долларов). Это условие коснется только объектов жилищного строительства, предоставляемых без проведения торгов. По словам вице-губернатора Александра Вахмистрова, администрация оставляет за собой право менять эту цифру по представлению комитета, ведущего мониторинг инвестиционной ситуации. Возможно, считает А. Вахмистров, "это приведет к некоторому сужению строительного рынка. Наверное, это условие уберет ту прослойку компаний, которые занимаются перепродажей прав застройки". При этом вице-губернатор считает, что новые условия не отразятся на ценах на недвижимость, зато увеличат поступления в бюджет.

По существующему законодательству, сдача в аренду имущества федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП) возможна только с разрешения собственника. И если все имущество принадлежит собственнику, то должно ли ФГУП в соответствии с гл. 25 НК РФ учитывать в составе доходов и расходов в целях налогообложения прибыли суммы полученной арендной платы и эксплуатационных затрат по его содержанию? Аспекты аренды у ФГУП: доходы и затраты - рассматриваются на страницах приложения к газете "Деловой Петербург" "Свое дело".

Жилье предоставят избирательно: 9 декабря законопроект "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан" был одобрен на заседании правительства Петербурга. Данный документ, по словам его разработчиков, "переходит от "поголовного" обеспечения всех нуждающихся жильем" к "избирательному" содействию в решении жилищных проблем граждан. Об этом сообщает "Деловой Петербург". Вместе с тем, содержание жилья подорожает. В начале следующего года Госдума РФ может принять поправки в налог на имущество физических лиц. Максимальная ставка налога должна будет снизиться с нынешних 2% до 0,1 - 0,5%. Правда, оцениваться квартиры россиян будут не по нормативам Бюро технической инвентаризации, а в соответствии с их рыночной стоимостью. Чиновники экономических министерств обещают разработать методику определения рыночной стоимости квартир к началу весны следующего года. Об этом сообщает "Предприниматель Петербурга".

В Законодательное собрание Петербурга внесен законопроект "Об упорядочении распространения на территории Петербурга продукции средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах эротического характера". В соответствии с ним не допускается предоставление для реализации печатной продукции эротического характера помещений нежилого фонда, являющихся городской собственностью и расположенных ближе 100 м. от школ, ПТУ, спортивных и физкультурно-оздоровительных объектов, а также ритуальных объектов и культовых сооружений.

В Арбитражном суде слушается новое дело получателя бюджетных средств. Чиновники Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли обвиняют ООО "Трансбизнес" в нецелевом расходовании средств, полученных компанией как победителем Программы поддержки предпринимательства 2001 года. Речь идет о 13,5 млн. рублей, которые чиновники хотят вернуть в бюджет; обвинение в нецелевом расходовании средств они готовы предъявить и ряду других компаний. Кроме того, теперь проверять фирмы, выигравшие конкурсы, начинают сразу после подписания контрактов, а не на следующий год, как это делалось раньше. В итоге с одной из компаний-победителей 2003 года в настоящее время расторгается контракт. Об этом сообщает "Деловой Петербург".

В понедельник завершилось двухлетнее противостояние акционеров Ленинградской областной телекомпании (ЛОТ). Контрольный пакет акций ЛОТа, принадлежавший частным петербургским компаниям "Север-телеком" (47,5%) и "Невские технологии" (7,5%), продан бизнес-структурам, дружественным администрации Ленобласти (владеющей 45% акций ЛОТа). Таким образом, губернатор Валерий Сердюков сохранил свой главный эфирный ресурс. По данным газеты "Коммерсантъ-СПб", 55% акций ЛОТа куплены 4 близкими к областной администрации бизнес-структурами, за которыми, в частности, стоит дружественный губернатору предприниматель Кирилл Рагозин - президент управляющей компании холдинга ООО "Веда-система" (в него входит несколько предприятий в Ленобласти и за ее пределами, в том числе водочный завод и фабрика стеклотары). Подробности сделки не разглашаются, однако источники в местной администрации говорят, что владельцы пакета продали его дороже, чем купили в 2001 году (предположительно, тогда он стоил около 300 тыс. долларов, теперь - не менее 400 тыс.). Так что исчезновение с канала "Петербург" теперь не грозит ЛОТу по крайней мере до 2005 года, когда истекает срок действия его лицензии. По всей видимости, сделка является всего лишь промежуточным этапом, и в дальнейшем администрация собирается выкупить недостающие ей для контроля над ЛОТом 6% акций или весь частный пакет.