Перу: мыльная опера для Т-90С
14 мая в Лиме (Перу) открывается одна из крупнейших оружейных выставок Латинской Америки SITDEF 2015. На выставке (она проходит раз в два года) ожидается присутствие делегаций из 26 стран мира. На выставке будут демонстрироваться различные виды военной техники и оборудование для обеспечения безопасности и охраны правопорядка. Организаторы выставки рассчитывают, что в этом году ее посетят более 40 тысяч человек.
Цель международного салона — привлечь внимание ведущих мировых оборонных компаний к оборонно-промышленному комплексу стран Латинской Америки с целью налаживания передачи технологий. Помимо этих утилитарных целей SITDEF преследует и чисто дипломатические: выставка должна укрепить двусторонние отношения между странами-"продавцами" и "покупателями оружия, так как известно, что в деле заключения военных контрактов политика играет едва ли не решающую роль. Латинская Америка — регион динамично развивающихся оружейных рынков. Военные бюджеты стран не могут посоперничать с масштабными ассигнованиями на оборону азиатских и ближневосточных стран, однако это весьма привлекательный динамичный рынок.
Большинство стран региона, по данным доклада, подготовленного Южноамериканским советом безопасности УНАСУР, в период с 2006 по 2010 год расходы на оборону в Латинской Америке в среднем росли на 17,56% в год. Тенденция к росту оборонных бюджетов стран сохраняется и сейчас. Все это делает страны региона чрезвычайно привлекательными для иностранных «оборонщиков», постоянно находящихся в поисках новых рынков сбыта.
Динамику роста интереса в ВПК региона можно проследить и по числу проходящих там военных выставок. Только за последний год в Латинской Америке прошло 3 крупных мероприятия подобного рода: аэрокосмическая FIDAE в Чили в марте 2014 года, Expodefensa в Колумбии (с расширенной конференцией UNIVEX об использовании беспилотников в Латинской Америке) осенью 2014, а также бразильская LAAD, закончившаяся меньше месяца назад.
SITDEF проводится с 2007 года под эгидой министерства обороны Перу. Несмотря на то, что салон еще не отметил свой первый юбилей с момента открытия, выставка уже пользуется большой популярностью. В 2007 выставлялись всего 35 компаний из 14 стран. В 2013 году цифра была уже 30 стран, а компаний 190. Присутствие на латиноамериканских военных выставках многочисленных иностранных делегаций показывает довольно сильную заинтересованность в региональном оружейном рынке.
Россия участвует в SITDEF с начала основания выставки. Перу для России в сфере ВТС — это «новый» старый партнер. В 60-е годы прошлого века СССР была ведущим поставщиком ВиВТ в Перу, однако после распада СССР все сотрудничество было практически свернуто, а за последние пять лет сильно интенсифицировалось.
Россию и Перу помимо партнерства в АТЭС занимают общие позиции по глобальным международным проблемам. Их взгляды совпадают и другим вопросам — региональных конфликтов, борьбы с наркобизнесом, противостояние терроризму.
По данным центра экономических исследований Института Латинской Америки РАН, за прошедшие 10 лет товарооборот между Россией и Перу вырос в 7 раз. А за последние пять лет он в среднем увеличился в 2,5 раза. Только в 2013 году, скажем, по сравнению с 2012-м, наш товарообмен повысился на 11,4%. Он тогда составил весьма скромные 504 млн. долл., что явно не соответствует потенциалу экономик двух стран.
Объявленная президентом Умалой программа модернизации ВВС стала для России перспективным «окном» в перуанский рынок. В конце 2013 года страны заключили крупную сделку на поставку 24 вертолетов Ми-171Ш. В 2015 году перуанские ВВС должны получить все 24 вертолета Ми-171Ш, по контракту от 2013 года. Сумма сделки составила 406 млн долл. (вместе с офсетной программой) и стала самой крупной за все время ВТС России и Перу со времен распада СССР. Ранее Россией были модернизированы восемь МиГ-29 до версии СМT. Также идут переговоры по заключению соглашения на модернизацию еще восьми МиГ-29. Осенью 2014 года испанское аналитическое агентство Infodefensa сообщило о намерении РСК «МиГ» предложить перуанскому военному командованию истребители МиГ-35, которые должны заменить 15 старых советских МиГ-29 различных модификаций, которые сейчас состоят на вооружении перуанских ВВС, однако дальнейшее развитие переговоров неизвестно.
Россия и Перу постепенно отходят от простой схемы «продавец-покупатель». Помимо прямых поставок техники Россия развивает в Перу и совместные предприятия в рамках офсетных программ.
Россия и Перу в начале сентября 2014 года ратифицировали соглашение о строительстве совместного центра по производству и ремонту вертолетов недалеко от базы ВВС в Ла Хойя (провинция Арекипа, Перу), открытие которого запланировано на 2016 год.
По условиям соглашения, Перу сможет самостоятельно предлагать услуги ремонта и обслуживания вертолетов типа Ми-17/171, находящихся в эксплуатации других стран в регионе. В настоящий момент Перу ищет подрядчиков для выполнения строительства. Россия прочно обосновалась на перуанском рынке авиатехники (помимо сделки на 24 единицы Ми-171Ш в 2011 году были поставлены Перу несколько ударных вертолетов Ми-35М). Пытаясь закрепить свой успех, Россия делает попытки прорыва и в нишу сухопутной техники, предлагая Перу основные боевые танки Т-90С, а также бронетранспортеры БТР-80.
На выставке SITDEF 2013 Россия представила натурный образец танка, получив специальное разрешение на его ввоз у властей Перу с целью наглядно продемонстрировать перуанцам его боевые качества. Это была уже вторая попытка России зайти на рынок бронетехники Перу со своей продукцией. Модернизацией парка бронетехники эта южноамериканская страна занимается с 2008 года. При прошлом президенте Перу Алане Гарсии был обнародован «План Угарте», согласно которому планировалось кардинальное обновление парка бронетехники Перу. Был создан технический комитет по приобретению танков, чтобы заменить устаревшие советские Т-55 и французские AMX-13, причем последние стоят на вооружении ВС Страны Инков 1958 года.
Россия предложила перуанцам в 2009 году Т-90С в рамках тендера, объявленного перуанцами, однако последних отпугнула высокая цена российского танка, и в тендере победил китайский MBT-2000, однако вмешалась Украина, поставщик дизельных двигателей для MBT-2000. Киев уведомил Лиму, что Китай не имеет права поставлять свои танки третьим странам, так как это нарушает соглашения, заключенные между Украиной и Китаем. Перу пришлось вернуть танки производителю и отказаться от их приобретения.
Россия снова получила шанс побороться за перспективный рынок перуанской бронетехники. Как сообщил в 2013 году представитель предприятия Уралвагонзавод, помимо поставки танков предусматривалось еще и офсетное соглашение, включающее передачу некоторых технологий перуанской стороне, что сделает обслуживание машин гораздо дешевле и эффективнее. После выставки российская делегация оставила перуанским военным образец танка, чтобы его испытали на надежность и проходимость, а также провели боевые стрельбы. В ходе испытаний танк заслужил высокие оценки перуанского руководства. Несмотря на интерес, проявленный перуанцами к Т-90С, решение о его покупке не было принято. В июне Педро Катериано, занимавший тогда пост министра обороны, опроверг покупку Перу российских танков и БТР.
Заместитель директора Рособоронэкспорта Сергей Гореславский, летом 2014 года объяснил это внутренними обстоятельствами перуанцев, имея в виду подготовку к президентским выборам, которые пройдут в 2016 году. Такая причина «заморозки» переговоров о поставках бронетехники выглядит несколько странно, особенно учитывая тот факт, что нынешний президент Перу Ольянта Умала, всегда был положительно настроен по отношению к России и никогда этого не скрывал. Охлаждение перуанцев к приобретению российских танков можно объяснять либо нехваткой финансовых средств, либо трудностями в переговорах относительно оффестных обязательств, как это происходит с Бразилией, которая торгуется относительно приобретения технологий производства комплексов ПВО «Панцирь-С1». Масштабная передача технологий (а бразильцы настаивали на реэкспорте техники под своей собственной маркой) напрямую задевает наши коммерческие интересы и сильно усложняет переговоры.
Вторая причина — это более осторожное отношение России к выдаче военных кредитов. По словам начальника департамента международного сотрудничества Рособороэкспорта Виктора Кладова, «Россия вообще никогда не раздавала кредиты так, как это делал Советский Союз, они сейчас даются не так часто». Несмотря на то, что в рамках программы по модернизации танкового парка власти Перу выделили 850 млн. долларов, этой суммы ей может и не хватить. Нет единства в перуанском обществе и относительно необходимости приобретения танков. Некоторые перуанские военные аналитики (Фернандо Роспильоси Fernando Rospigliosi) утверждают, что для страны, которая не имеет военных угроз со стороны соседей, покупать танки — это абсурдно, цитирует эксперта издание Diario Correo. Кроме того, из-за географических особенностей Перу они абсолютно бесполезны, так как спроектированы для равнинных территорий. Единственное объяснение оправдания покупки такой техники — это взятки и откаты, которые платятся при приобретении оружия, считает он (http://diariocorreo.pe/politica/afirman-que-el-peru-adquirira-140-tanques-3772/).
Настроения в обществе подтверждает высказывание эксперта. Как сообщает перуанская газета El Comercio (http://elcomercio.pe/opinion/columnistas/volviendo-comprar-armas-rusia-cecilia-valenzuela-noticia-1733954), ссылаясь на результаты социологического опроса, проведенного в 2014 году компанией IPSOS, правительство Перу должно меньше тратить на приобретение оружия и больше не социальные программы.
Тем не менее правительство Перу продолжает интенсивно искать способы модернизации своего танкового парка. Как сообщил в феврале 2015 года Jane's Defence Weekly (http://www.janes.com/article/49131/peru-eyes-combat-vehicles-acquisitions), перуанская армия рассматривает возможность приобретения 106 единиц бронетранспортеров и 105 единиц основных боевых танков в рамках программы 'Harpay Nina', которая, в свою очередь, является частью Плана Угарте. Этот факт еще раз подтверждает высокий приоритет программы модернизации парка бронетехники в среднесрочной перспективе. Источники утверждают, что Перу заинтересована в скорейшем приобретении как колесных БТР, так и гусеничных.
Однако в чью пользу будет сделан их выбор (помимо российских танков оценивались американский M-1 A1 Abrams, южнокорейский K-2 Black Panther, украинский «Оплот», и немецкие Leopard 2 A4, стоящие на вооружении у Испании) предсказать довольно сложно.
Как бы то ни было, информацию о ходе программы замены бронетехники ВС Перу общественность может узнать уже в июне на специальном мероприятии «Бронетехника Латинской Америки», которая пройдет в Боготе. Технический комитет Перу представит там результаты технических испытаний вышеперечисленных танков.
Сейчас России остается только продолжать вести переговоры о закупке Т-90С и БТР-80А, а также предлагать другую номенклатуру вооружений, где традиционно Россия выступает как сильный игрок: системы ПВО и вертолетостроение (на SITDEF 2015 Россия продемонстрирует ударный вертолет соосной схемы Ка-52 «Аллигатор», который по информации некоторых военных источников может принять участие в бразильском тендере).
По данным исследовательского агентства ADSReports, львиную долю бюджета на оборону Перу направляет на укрепление безопасности береговой зоны. Здесь России тоже есть, что предложить. По информации Сергея Игнатова, директора по внешнеэкономическим связям КБточмаш им. Нудельмана, в настоящее время прорабатывается вопрос поставок зенитно-ракетных комплексов «Сосна» и «Пальма» в Латинскую Америку. Морской ракетно-артиллерийский комплекс «Пальма» -эффективное решение защиты ближнего рубежа, позволяющий осуществлять «дострел» вражеских крылатых ракет на подлете, в том случае, когда зенитные ракеты уже бессильны.
ADSReports также обращает внимание, что оборонный бюджет Перу в 2013 году составлял 1,3% от ВВП (2,9 млн. долл.), однако в 2018 ожидается его рост до 5,5 млн долл. По сравнению с соседними странами (Колумбией и Бразилией) это считается низким бюджетом, что отбрасывает Перу за топ-5 стран Латинской Америки, которые больше всего средств направляют на оборону. Однако несмотря на весьма скромный бюджет этой южноамериканской страны, в стратегическом плане присутствие российских вооружений на перуанском рынке сулит России хорошие экономические и политические дивиденды, если ей удастся преодолеть жесткую конкуренцию со стороны других стран, привлечь Перу рациональными офсетными предложениями, а, главное, разработать гибкую системы оплаты, которая устроила бы и покупателя, и продавца.