Карабах известен своими коврами во всём мире — глава Музея ковров в Шуши
В Нагорном Карабахе возрождается ковроделие — древнейший сегмент армянской культуры края. Об особенностях этой работы ИА REGNUM рассказал учредитель Музея ковров в городе Шуши, советник президента Нагорно-Карабахской Республики Вардан Асцатрян.
ИА REGNUM: Сегодня в республике действует несколько ковроткацких предприятий, а в городе Шуши Вами учреждён Музей ковров. Расскажите, пожалуйста, как зародилась данная идея?
Испокон веков ковры являлись органической частью истории и быта Карабаха-Арцаха, национальным ремеслом. Ковёр считался символом благоденствия семейного очага. В Арцахе ковры ткали на всём протяжении истории и не только в специализированных мастерских и школах, но и в домах. Во всех деревнях существовали школы ковроделия. Причём, каждая деревня имела своё направление в плане орнаментальной стилистики и тематического смысла. Ткали ковровые изделия практически в каждом доме, независимо от возраста, семейного и общественного положения.
Идею открыть Музей ковров я вынашивал давно, особенно с учётом того, что в советские годы многие карабахские ковры были вывезены. Почему выбрали Шуши? Шуши на всём протяжении истории был столицей и культурным центром Нагорного Карабаха и, помимо прочего, климатические условия в Шуши оптимальны для хранения ковров. Старые ковры нуждаются в особом уходе, и если соблюдать все нормы, то их можно хранить тысячелетиями. Иными словами, как с моральной и исторической, так и с практической точек зрения всё говорит в пользу Шуши.
ИА REGNUM: Каким фондом располагает музей?
Музей ковров действует четвёртый год и на сегодня имеет два здания. В сентябре 2011 года был открыт музей-фонд. Помещение предоставила группа меценатов во главе с Алеком Багдасаряном из США. Здесь собираются все экземпляры арцахских ковров, а также старинные предметы традиционных ремёсел. Они изучаются, получают экспертную оценку, реставрируются в случае необходимости, после чего экспонируются. А в августе 2012 года меценатом из Москвы Каро Саргсяном Музею ковров был безвозмездно предоставлен первый этаж здания Центра искусств Шуши.
Сегодня музей насчитывает порядка 250 ковров, сотканных в период с XVII по начало XX века. В основном это традиционные арцахские ковры. В музее экспонированы также экземпляры текинского (Средняя Азия) и афганского ковров, выставленные для сравнения.
Имеются и некоторые артефакты русской культуры, в частности, самовары. И это не случайно. После подписания в 1813 году известного всем Гюлистанского мирного договора между Россией и Персией территория Карабаха вошла в состав Российской империи. Политика Российской империи в отношении малых народов не подразумевала ассимиляции, не попирала права местного населения, предоставляя им возможность сохранить и развивать собственный язык и культуру. Большое внимание стало уделяться открытию армянских школ, придавалась важность грамотности. Открывались мануфактуры, развивалась промышленность. Происходила взаимная интеграция и взаимообогащение культуры и быта.
ИА REGNUM: Каковы отличительные особенности карабахского ковра?
Одной из важных отличительных черт карабахских ковров является то, что они отображают божественные и природные явления. Тематические рисунки на коврах строго придерживались классических форм, не допускалось выхода из рамок не только в плане орнамента, но и цвета. Каждый орнамент и цветовая гамма имели своё значение.
Тайны мира и бытия отображались в целостной картине ковра, а не в элементах орнамента. Ценность им придавали и качество использованной нити, и технология окраски, которая позволяла в течение веков сохранять свежесть. Многие краски получали на месте, некоторые красители завозились из Индии и Персии. Цветовая гамма арцахских ковров разнообразна — в Карабахе были очень развиты технологии изготовления натуральных красок и шерстяных нитей. По цветовой гамме ковра можно определить регион его производства.
ИА REGNUM: Сохранились ли древние традиции ковроткачества сегодня?
В периоды отсутствия армянской государственности регулирующую роль в масштабах всей нации брала на себя Армянская Церковь, которая заботилась не только о воспитании поколений в христианском духе, но и о сохранении, развитии культурного наследия, образования и т.п.. Не случайно культурное наследие в основном хранилось в церквах, изучалось архимандритами (вардапетами — учёными церкви). Церковь определяла тематическую и орнаментальную направленность изготовления ковров, а также хранила связанные с ковроткачеством технологии. Так как полтора-два века назад книгопечатание не было развито, то многие культурные традиции переходили от поколения к поколению через тематические ковры, смысл которых передавали известные символические изображения, олицетворяющие сотворение мира, христианскую тематику и мифологию, и это придавало коврам особую ценность.
Однако связь между церковью и искусством ковроделия оборвалась во время Геноцида армян, когда помимо унесённых многочисленных человеческих жизней было разграблено армянское культурное наследие. И в дальнейшем всё это было присвоено и преподносилось миру как собственная культура. Во время Первой мировой войны и Геноцида армянского народа многие церкви и школы были разграблены и закрыты, в том числе и на территории Карабаха. И если раньше мастерицы ткали ковры по предоставленным образцам, присущим определённым школам, а выбор рисунков, орнаментов, цветовых гамм зависел от темы ковра, то сотканные после этих событий ковры, как правило, уже не несли в себе тематического смысла, а отображали лишь разрозненные, не соответствующие тематическому смыслу орнаменты. Сегодня, к сожалению, многие традиции утеряны, идёт смешивание орнамента и стилей, отход от классики.
Одной из главных целей создания музея является учреждение научного центра по изучению древнего искусства ковроделия и восстановления исторической справедливости в плане преемственности культуры армянского ковроделия.
Армянские исследователи и искусствоведы предпринимали попытки классифицировать ковры, была произведена огромная работа, идентифицировано множество экспонатов. Часть ковров была классифицирована исходя из географического фактора (к примеру, «Хндзореск», «Джраберд», «Шуши» и т.п.), хотя ковры данной стилистики производили и в других районах, а некоторые экземпляры систематизировались исходя из орнаментальной стилистики. Наша цель — создать научную комиссию, пригласить известных искусствоведов, археологов, этнографов и разработать единую комплексную систему классификации, основанную на тематической составляющей, орнаментальной стилистике и географии, и на этой основе развивать современное ковроделие, согласно древним традициям.
ИА REGNUM: Не раз говорилось о том, что соседний Азербайджан преподносит карабахские армянские ковры как собственные. Что скажете по этому поводу?
Среди важных целей создания в Арцахе музея ковра — пресечение циничной политики официального Баку по присвоению армянской, в частности, карабахской культуры. Ни для кого не секрет, что Азербайджан давно уже обогащает своё наследие армянскими, а также персидскими, талышскими, лезгинскими коврами, культурными ценностями коренных народов Кавказа.
Благодаря своим коврам Карабах известен во всём мире. Арцахские ковры выставлены в музеях России, Европы, Америки, однако их представляют под общим названием — «кавказские ковры». Одной из главных целей создания нашего музея является доказательство того, что это — армянские, карабахские ковры. Армяне всегда с уважением относились и относятся к культуре других народов, и им не было нужды присваивать чужую культуру. Мы считали, что нет необходимости всё время говорить об идентичности армянских ковров, ибо оно и так понятно. Однако этим воспользовались наши соседи, они присвоили часть нашей культуры. В частности, зарегистрировали наши национальные ковры в ЮНЕСКО как свою собственность. Всё это вредит в первую очередь азербайджанскому народу — присвоение чужой культуры ни к чему хорошему не приводит, потому что нельзя воспитывать народ на обмане".
Особо интенсивно разграбление культурного наследия Нагорного Карабаха происходило в начале 20 века, когда этот армянский край был включён в состав Азербайджанской ССР помимо воли народа, нелегитимным с точки зрения международного права решением, исходящим из политической конъюнктуры.
Пожилые люди рассказывают, как азербайджанские эмиссары ходили по деревням, предлагали вместо старинных ковров современные изделия фабричного производства. «Старьё» реставрировали и включали в списки «шедевров азербайджанского декоративно-прикладного искусства». Другими словами, Баку проводил политику культурной экспансии, которая была тщательно спланирована на государственном уровне. Вывезли целую культуру. Если русские и европейцы приобретали ковры для обустройства собственного быта, то азербайджанцы — для создания «собственной» культуры ковроделия, фальсификации и муляжа собственной «истории», подтверждения «древности» и «автохтонности» формирующегося народа. Однако надо учесть, что каждый ковёр — это произведение искусства, плод культурных традиций, формировавшихся в течение тысячелетий… Азербайджанцы — молодой народ, который создал свою государственность около 100 лет назад, и, думаю, для него было бы правильнее выждать историческую паузу и выбрать собственный путь культурного развития.
Впрочем, фальшивки азербайджанского культагитпропа часто разоблачаются. Так, издающийся в Лондоне авторитетный специализированный журнал «Хали» (HALI), который ранее никогда не упоминал об армянских коврах, опубликовал материал об «экспонате 17 века, находящемся в Музее ковров города Шуши Нагорно-Карабахской Республики», подчеркнув при этом, что подобные изделия неправомерно относят к азербайджанским.
ИА REGNUM: Находят ли Ваши начинания поддержку у руководства республики?
Власти НКР заботятся о возрождении данного сегмента культуры Арцаха, создавая для этого необходимые условия. Вывоз ковров, представляющих собой культурную ценность, запрещён на государственном уровне. Ковры, имеющие культурную ценность, не продаются ни при каких условиях и ни за какую сумму, потому что смысл, заложенный в них, гораздо ценнее самого ковра.
Сегодня Музей ковров в Шуши посещают туристы со всего мира, открывая для себя подлинную историю данного сегмента армянской культуры.