Чем грозит обернуться хрупкое перемирие в зоне карабахского конфликта
Ровно 21 год назад, 12 мая 1994 года, стороны карабахского конфликта заключили соглашение о прекращении огня. Чувствительные поражения в развязанной им же войне вынудили Азербайджан принять предложение Российской Федерации о перемирии. 5 мая в столице Киргизии Бишкеке, при посредничестве России, Киргизии и Межпарламентской Ассамблеи СНГ, был принят протокол, вошедший в историю урегулирования карабахского конфликта как Бишкекский. Под протоколом поставили свои подписи руководители парламентов Азербайджана — Расул Гулиев, Нагорного Карабаха — Карен Бабурян и Армении — Бабкен Араркцян. 12 мая в Москве состоялась встреча министра обороны Армении Сержа Саркисяна, министра обороны Азербайджана Мамедраффи Мамедова и командующего Армией обороны НКР Самвела Бабаяна, на которой была подтверждена приверженность сторон прекращению боевых действий, и в силу вступило Соглашение о бессрочном прекращении огня в зоне карабахского конфликта.
Вот как комментирует проблему советник президента НКР, участник подписания Бишкекского протокола Василий Атаджанян:
«В конце апреля и начале мая 1994 года на подступах к Нагорному Карабаху продолжались военные действия, и азербайджанская сторона, развязавшая войну, несла значительные потери. Иными словами, приближалось фиаско военно-политической кампании Баку. Продолжение боевых действий грозило Азербайджану утратой новых территорий, потерей жизненно важных водной, энергетической, газовой магистралей, блокаде огромного массива, в центре которого находился тогдашний Кировабад, теперешний Гянджа (исторический армянский Гандзак). Поэтому Алиев-старший в свойственной ему манере пошёл на хитрость, экстренно полетев в Москву, в Кремль, и согласившись на подписание определённых политических договоров, связанных с участием Азербайджана в СНГ, других экономических, политических, стратегических соглашений. И, исходя из ожиданий, что Азербайджан войдёт в эти межгосударственные структуры СНГ, Российская Федерация с большим рвением пыталась организовать встречу в Бишкеке с главной целью — остановить войну и спасти лицо Азербайджана».
При этом Василий Атаджанян подчёркивает, что без участия представителя Нагорно-Карабахской Республики положительного результата в Бишкеке и последующих встречах не было бы, ибо ситуацией в зоне азербайджано-карабахского конфликта владела именно НКР и, игнорируя данную реальность, практически невозможно было бы достичь цели. «Именно то, что НКР была полноправной стороной и участницей всех договоренностей того периода, и позволило добиться конкретного результата», — подчеркнул Василий Атаджанян.
К сожалению, соглашение 21-летней давности по сей день остаётся единственным реальным достижением в процессе урегулирования азербайджано-карабахского конфликта и, несмотря на все усилия посредников, главным образом — сопредседателей Минской группы ОБСЕ, никак не удаётся трансформировать перемирие в окончательный и стабильный мир. Более того, в последние два года официальный Баку возвёл свою милитаристскую риторику в степень откровенной истерии, подкрепляя свои циничные реваншистские угрозы различными провокациями на линии соприкосновения войск, уносящими жизни молодых людей с обеих сторон. Между тем Нагорно-Карабахская Республика, будучи приверженной исключительно мирному урегулированию конфликта посредством прямых переговоров, не раз выступала с соответствующими пакетами мер. Однако каждый раз подобные инициативы отвергаются официальным Баку, у которого своё, прямо скажем, абсурдное видение процесса урегулирования конфликта — полная капитуляция НКР. И это позиция страны, развязавшей широкомасштабную войну самоопределившемуся в соответствии со всеми международными нормами народу и потерпевшей в ней сокрушительное поражение.
Остаётся надеяться, что бакинские политики и идеологи не повторят ошибок тёмного прошлого, образумятся и начнут использовать установленный в результате подписания соглашения хрупкий мир как возможность поиска путей мирного урегулирования конфликта. Ведь именно полное исключение возможности возобновления военных действий может вывести процесс урегулирования конфликта из тупика и послужить прочной основой для достижения устойчивого и окончательного мира. В противном случае катастрофические последствия для всего кавказского региона, и прежде всего агрессора, неизбежны.