Когда правда выше денег: Россия не меняет союзников на газ
Выступление президента России В. Путина 24 апреля в Ереване остаётся центральной темой для азербайджанских СМИ. В частности, бакинская Haqqin.az всерьёз рассуждает о том, что заявления главы Российского государства о Геноциде армян в Османской империи способны подточить газовый альянс между Москвой и Анкарой. И это происходит на фоне слов министра энергетики Турции Т. Йылдыза о том, что «ЕС не имеет права вмешиваться в отношения Турции и России». В качестве доказательства своего тезиса Haqqin.az выдвигает отказ президента Р. Эрдогана посетить Москву в День Победы, а также скидку, предоставленную турецким импортёрам со стороны «Газпрома». Желаемое выдаётся за действительное. Местных журналистов не волнует, что переговоры о скидке ведутся уже длительное время и не имеют никакого отношения к резким заявлениям Эрдогана об Украине. В Баку настолько увлечены рассуждениями об «амбициях» Путина, что упустили из виду статью в израильской Haaretz под названием «Да, это был геноцид». Депутаты Кнессета Н. Шай («Авода») и А. Берко («Ликуд») обращаются со страниц газеты к Тель-Авиву с требованием «признать геноцид армянского народа» сославшись на тот факт, что «сходство армянской и еврейской трагедий поражает до дрожи». «Ещё в 1917 году Сара Ааронсон писала, что еврейское население в Святой земле под властью Османской империи ждёт такая же судьба. В обоих случаях речь идёт о религиозном меньшинстве, в обоих случаях геноцид произошел во время мировых войн, в обоих случаях убийцы прибегали к помощи местного населения, чтобы уклониться от прямой ответственности», — отмечают авторы, добавив, что в США еврейское лобби выступило против признания Геноцида армян. Среди израильских парламентариев существует опасение того, что признание Геноцида армян оспорит уникальность трагедии Холокоста. Однако теперь этот тезис уже не выдерживает конструктивной критики. В Баку решили обойти стороной статью в Haaretz: критиковать военного союзника как-то «неприлично», тем более что на этом фоне слова российского президента звучат ещё громче. Haqqin.az в своей «аналитике» предпочитает ссылаться на лидера «Братьев-мусульман», «признанного авторитета» по армянскому вопросу. В такие моменты начинаешь сожалеть о том, что предводителя «Аль-Каиды» нет в живых: он тоже сумел бы «правильно» осветить историю с геноцидом.
Из статьи в Haaretz следует, что президент США Б. Обама оказался бессилен не только перед возможным ухудшением отношений с Турцией, но и перед давлением еврейского лобби. Россия же пошла напролом, показав значимость Армении в качестве стратегического союзника на просторах Закавказья и Ближнего Востока. Причем Москва учитывала, что Анкара и Баку отреагируют болезненно. Критики Путина не берут во внимание тот факт, что для русского народа правда всегда была выше денег. Негатив в адрес Кремля обусловлен его твёрдой позицией по поводу скидок турецким компаниям, которые не могут получить желаемого дисконта, а также решимостью в создании альтернативы поставкам газа через Украину в лице «Турецкого потока».
Европейский союз предпочитает не слышать Москву, заявляя устами комиссара по вопросам Энергетического союза М. Шефчовича, что Украина останется главным транзитёром российского газа в Старый Свет. «Украина является одной из ведущих стран в газовом транзите между Россией и ЕС вот уже несколько десятилетий и будет оставаться таковой в обозримом будущем. В 2013 году половина российского газа, импортируемого в ЕС, прошла через Украину. Пусть в меньшей степени, но Украина также играет важную посредническую роль в наших закупках нефти. Поэтому в общих для Киева и Брюсселя интересах обеспечить Украине современную и функциональную энергетическую инфраструктуру», — цитирует Шефчовича украинская редакция «Радио Свобода». Брюссель игнорирует январское заявление главы «Газпрома» А. Миллера, где говорится о необходимости для ЕС создать газотранспортную инфраструктуру от границы Турции и Греции для приема сырья. Не обязательно обладать даром предвидения, чтобы понимать: единой Украины больше нет и не будет; чем раньше Евросоюз избавится от иллюзий, тем безопаснее он будет в отношении энергетики. Вместо того, чтобы сконцентрироваться на реальном положении дел, Брюссель, как сообщила агентству Trend.az глава представительства ЕС в Азербайджане М. Мард, «рекомендует продолжить переговоры по вопросу прокладки Транскаспийского трубопровода, который будет иметь большое значение для увеличения поставок газа в Европу». Мало того, что Азербайджан должен в рамках мифического «Южного газового коридора» построить Трансанатолийский газопровод (TANAP), чтобы продавать в Старый Свет всего лишь 10 млрд кубометров газа, Баку обязывают пустить в трубу Ашхабад и Тегеран. Евросоюз, приглашая Иран и Туркмению в TANAP, деградирует политическое первенство Азербайджана в каспийском регионе.
Идёт сложная партия, в которой много переменных и неопределённостей. Следовательно — больше рисков. Судите сами. У Транскаспийского газопровода отсутствует юридическая база: статус Каспия далёк от окончательного разграничения. Зачем же Ашхабаду рисковать, если Пекин в силах закупать у него весь объём газа? Тем более что страны уже связывает налаженная газотранспортная инфраструктура. Остаётся только закачивать топливо в сеть и получать желанную маржу. С Ираном история ещё более запутанная: международные санкции пока не сняты, Тегерану угрожает влиятельный тандем в лице Тель-Авива и Эр-Рияда, в котором первая столица видит в исламской республике конкурента на глобальном газовом рынке, а вторая — на рынке нефтяном. Добавим сюда и особые отношения между Израилем и Азербайджаном в области экономики и военно-технического сотрудничества. Ведь в Баку до сих пор считают северные территории ИРИ Южным Азербайджаном. На повестке дня стоит и Нагорный Карабах, расположенный в опасной близости от нефтепровода «Баку-Тбилиси-Джейхан». На дипломатическом фронте персы действуют осторожно. После обещания посла Ирана в Болгарии А. Наурози увеличить экспорт газа в Европу в шесть раз, прозвучавшего в эфире телеканала BulgariaOnAir, глава иранского посольства в Азербайджане М. Пакайин говорил более расплывчато. «Если уровень добычи до 2018 года сохранится на прогнозируемом уровне, мы сможем участвовать в региональных проектах. Говорить что-то конкретное пока сложно. Но главное — реализация наших планов по добыче. Мы будем также отслеживать процессы в мире. Мы не хотим с кем-то конкурировать, мы просто хотим продать свой газ», — цитирует дипломата Аpa.az. Иран начал торг с Турцией и Азербайджаном относительно приобретения долевого участия в TANAP. По словам Пакайина, Тегеран «будет сотрудничать с тем, у кого условия выгоднее».
На страницах газет иранцы дают волю чувствам. Издание Iranian Diplomacy обвиняет Россию в том, что она рассматривает ИРИ как «тактическое оружие». «…Тактика России в последние годы доказала, что она придерживается международного права и соглашений до тех пор, пока это не ущемляет ее национальных интересов. Помимо территориальной экспансии в Грузию и на Украину, Россия, отказавшись от эмбарго на продажу Ирану ракетного комплекса С-300, нарушила резолюцию Совета Безопасности ООН № 1929, один из пунктов которой налагал запрет на поставку Исламской Республике вооружения», — пишет газета. Вот и отблагодарили Россию за передовую систему ПВО. Напряжение нарастает. Тегеран понимает, что его отношения с Москвой в скором времени могут деградировать. Однако и контакты с Баку оставляют желать лучшего. Едва ли в Иране забыли о том, что после решения России снять эмбарго на поставки С-300 лидер Азербайджана направился с официальным визитом в Эр-Рияд, а глава Турции прибыл в Тегеран. Система зависимостей более сложна, чем кажется.