Политологи считают, что подготовленный Минэкономразвития документ «Основы государственной политики регионального развития РФ» давно ожидаем и может решить некоторые региональные проблемы.

Дискуссия о регионах-донорах и регионах-реципиентах ведется давно, как и полемика об иной системе налогообложения, позволяющей оставлять больше средств в местных бюджетах, заявил 27 апреля корреспонденту ИА REGNUM директор центра политического анализа, политолог Павел Данилин. «Этот вопрос давно назрел, так же как и тема финансовой независимости регионов и большей ответственности за собственную деятельность. Инициатива Минэкономразвития мне кажется позитивной, поскольку новая градация регионов, вместе с новой налоговой системой, которая была введена еще в прошлом десятилетии, — необходима. В результате устаревшего подхода у нас регионов-доноров осталось гораздо меньше, чем было в начале нулевых», — пояснил политолог.

Экономист Михаил Делягин считает, что никакой целенаправленной региональной политики нет, а прежний документ о региональной политике, принятый еще в 1998 году, никакой роли не играл. «Это был фиктивный административный документ. Таким образом, реальный смысл нового документа — бюрократическое обновление, демонстрация того, кто главный, и еще одна демонстрация неуважения федеральных властей к губернаторам», — заявил Делягин корреспондентуИА REGNUM.

Профессор НИУ «Высшая школа экономики», политолог Олег Матвейчев заметил, что разрабатываемый документ стоило обсудить с главами регионов, которым виднее, что происходит на месте. Олег Матвейчев заявил корреспонденту ИА REGNUM, что, впрочем, несомненным плюсом документа является дифференцированный подход к регионам. «Невозможно сравнивать даже Санкт-Петербург с Москвой, у них совершенно разные финансовые возможности, не говоря о том, что есть регионы-доноры и регионы-реципиенты, есть дотируемые на 100 или 50 процентов, но выполняющие какую-то другую функцию. Но надо понимать, что распределение регионов по категориям — это очень сложная задача, тут необходимо обсуждение с обществом, с экспертами и тем более — с губернаторами», — пояснил политолог.

Эксперт заметил, что в каждом регионе «своя история», свои нюансы, поэтому необходимо знать ситуацию изнутри и иметь гибкий подход. "Например, в Камчатской области могли бы жить лучше, используя определенные земли, на которых возвели бы туристические и инфраструктурные объекты. Но добрую половину земель там контролирует Минобороны. То есть область имеет оборонное значение, и это сказывается на уровне жизни, и в том числе на оценке эффективности деятельности губернатора. Или возьмем, например, Байкал, который отнесен к природоохранной зоне, причем огромное количество земель расположено именно вокруг него. Ничего в этих местах построить нельзя, а владельцы туристических и рекреационных зон вынуждены изворачиваться, оформляя свои строения как временные. Люди на Байкале бьются за то, чтобы у территории убрали статус природоохранных земель. Перед выборами у депутатов на листовках написано: «Я обещаю вывести Байкал из экологической зоны». Мы здесь переживаем, что люди страдают за Байкал, что его загадили, а люди там говорят: «Да будьте вы прокляты со своей экологией, ничего сделать нельзя», — рассказал Олег Матвейчев.

Политолог Глеб Кузнецов одной из проблем существующей региональной политики назвал то, что в регионах нет мотивации больше зарабатывать. «Допустим, начал регион зарабатывать больше, с него сняли часть дотаций, а потом случилась какая-то беда, понадобились средства, но дотации-то уже не вернут. Регионы, как и люди, замотивированы не на заработок, а на иждивенческую позицию», — привел пример политолог.

Другая проблема, по мнению Кузнецова, «в колоссальном неравноправии регионов». «Есть нефтегазовые регионы, которые имеют возможность зарабатывать много денег, и другие, у которых такой возможности нет. Фактически система фиксирует принципиальное неравенство, не мотивируя на больший заработок. Понимает ли Минэкономразвития, что сама система порочна — я не знаю», — пояснил политолог.

Он также обратил внимание на то, что подавляющее число налогов — федеральные. По мнению Глеба Кузнецова, вопрос не в принципах экономического развития, а в том, чтобы регионам оставлять побольше средств и стимулировать их к тому, чтобы развиваться. «Грубо говоря, если взять Курганскую область и Ханты-Мансийский округ, я бы предложил сделать так, чтобы из Курганской области в федеральный центр не поступало ни копейки денег, а все, что они там имеют, тратилось на собственные нужды. Это, конечно, невозможно, но лишний раз говорит о том, что в каждом регионе — своя ситуация, поэтому глав регионов необходимо привлекать к обсуждению программных документов региональной политики».

То, что Минэкономразвития не консультировалось с главами регионов, политолог считает проявлением непреодолимого разрыва между Москвой и регионами. «Москва живет в своем мире и полностью игнорирует то, что происходит за пределами Садового кольца. У некоторых существует странное мнение, что в регионах живут дураки, которые не способны ничего сформулировать, а способны лишь лоббировать свои интересы, поэтому и разговаривать с ними не надо. Это тоже большая проблема выработки и реализации региональной политики. Сверху зачастую спускаются командные окрики и грубость, а снизу не слышится ничего — не потому, что нечего сказать, а потому, что Москва не желает слушать. Вот недавно разразилась небольшая буря в стакане воды из-за губернатора Воронежской области Гордеева, который позволил себе критику и тут же получил гневную отповедь от федерального правительства: какое он право имеет указывать, как заниматься экономикой? Это огромная проблема, Москва знать не желает, что там происходит, а все проблемы регионов объясняет некомпетентностью региональных руководителей», — заключил Глеб Кузнецов.

Напомним, как сообщил «Коммерсантъ», в новом документе «Основы государственной политики регионального развития РФ», разработанном Минэкономразвития, изменен сам принцип социально-экономического развития регионов. Так, впервые предлагается разработать типологию субъектов и в соответствии с этим предоставлять госдотации. Самим субъектам Минэкономики рекомендует искать внутренние резервы развития.