Издание Spiegel Online полагает, что проблему Геноцида армян становится всё труднее скрывать в современной Турции. Статья вышла накануне 100-летней годовщины геноцида армян в Османской империи

24 апреля 2015 года примечательная дата — 100-летняя годовщина Геноцида армян в Османской империи. Spiegel Online в своём европейском разделе в связи с этим событием поместил большую статью Ральфа Хоппе, озаглавленную «Сто лет молчания: турки медленно подводят итоги геноцида армян». Актуальность означенного материала связана и с тем, что Германия намерена в ближайшие дни признать массовое убийство армян геноцидом. Руководство правящей коалиции договорилось включить понятие «геноцид» в текст резолюции, готовящейся к принятию бундестагом 24 апреля 2015 года по случаю столетней годовщины события.

По разным оценкам, от 800 тыс. до 1,5 млн. армян было истреблено в Османской империи в период между 1915 и 1918 годами. Европарламент призвал Турцию признать это событие геноцидом. На прошлой неделе 12 апреля папа Франциск на литургии в соборе святого Петра в Риме назвал случившееся в Османской империи геноцидом армян. Всего 22 страны официально определили тогдашнюю бойню в Османской империи в качестве геноцида. Теперь на очереди стоит Германия. Но в самой Турции официальное обсуждение Геноцида армян является табу даже 100 лет спустя после преступления, констатирует Хоппе.

Проблема Геноцида армян во время Первой мировой войны впервые в современной Турции была поднята в 2005 году на конференции историков в Стамбуле. Впервые в истории Турции исследователи позволили себе публично выразить сомнения в официальной линии, отрицающей геноцид. Мероприятие сразу же породило гневную отповедь со стороны турецких националистов. В том же году лауреат Нобелевской премии турецкий писатель Орхан Памук заявил: «30 тысяч курдов и один миллион армян были убиты на этих землях, и никто, кроме меня, не смеет говорить об этом».

Spiegel полагает, что проблему Геноцида становится все труднее скрывать в современной Турции. Многие турки вновь открывают для себя их давно оставшуюся в прошлом армянскую идентичность.

Далее Хоппе рассказывает недавнюю историю о восстановлении местным муниципалитетом при поддержке спонсоров армянской церкви святого Гирагоса в анатолийском городе Диярбакыр. Инициатором этого дела стал местный житель Абдулрахим Зарасалн. Он открыл свои армянские корни, узнал, что его предок армянин под угрозой смерти во время истребления армян принял ислам.

Абдулрахим вновь открыл для себя армянскую идентичность, перешел в христианство, взял имя Армена Демиряна. Он принял самое деятельное участие в деле восстановления армянской церкви в Диярбакыре и в настоящее время служит в ней служкой. Помощь в восстановлении церкви оказал муниципалитет Диярбакыра, который выделил на это дело грант в €300 тыс. Муниципалитетом управляют курды — потомки тех, кто как раз истреблял в этой местности армян. Курды выступают за национальное равноправие в современной Турции, и дело восстановления армянской церкви в Диярбакыре представляют как искупление грехов своих предков.

Кроме того, Хоппе рассказал в своей статье в Spiegel о деятельности журналистов Гохана Дилера и Марал Динк в стамбульском еженедельнике Agos. Дилер — турок, Динк — армянка. Марал Динк является племянницей известного турецкого журналиста Гранта Динка, в 2007 году застреленного 16-летним убийцей, за спиной которого стояла турецкая тайная политическая организация. Случай получил резонанс в Европе и мире. В самой Турции убийство Динка вызвало общественное сочувствие и породило интерес к изданию Agos, в котором работал Грант Динк.

Гохана Дилера и Марал Динк в Agos сейчас объединяет журналистская тема, присутствующая на страницах этого издания — история армянского геноцида в Османской империи. Марал говорила Хоппе, что она с оптимизмом смотрит на изменения, происходящие в турецком обществе. Она видит, что многие турки теперь понимают, что их стране необходимо преодолеть ее прошлое.

В настоящее время в Стамбуле проживает около 65 тыс. армян. Геноцид армян в Османской империи создал армянскую диаспору по всему миру. Армяне живут: в Москве, Лос-Анджелесе, Париже и Бейруте. Но, возможно, тем, кто остался в Стамбуле, подытоживает автор в Spiegel, пришлось труднее всего из-за тамошней агрессивной среды. Но несмотря на все усилия нескольких поколений турецких националистов у власти, Турция по-прежнему остается многонациональным и поликонфессиональным государством.