Азербайджан в тупике: девальвация, провал TANAP и признание Геноцида армян
Беда никогда не приходит одна
Азербайджан переживает один из сложнейших этапов в своей новейшей истории. Всё началось с того, что Центробанк произвёл 21 февраля девальвацию маната на 35,5%, установив официальный курс национальной валюты на уровне 1,05 маната за $1, вместо бывшего курса в 0,78 маната за $1. Драматизм ситуации при этом заключался в том, что несколько дней перед этим президент Ильхам Алиев громогласно заверил всех граждан о том, что никакая девальвация не намечается. А через три дня после девальвации президент назвал этот шаг обдуманным и необходимым, что для многих стало чудовищным. За одну ночь вкладчики азербайджанских банков потеряли $1 млрд. Среднемесячная зарплата официально была объявлена 442 маната ($560), а после стала равна $420. На 30% были обесценены пенсии, зарплаты и стипендии.
Более того, с начала 2015 года валютные резервы ЦБ сократились на $4,29 млрд (31,2%) и по состоянию на 31 марта составляли $9,47 млрд, сообщает Trend. Местные эксперты считают, что если участие Центробанка в укреплении национальной валюты продолжится такими темпами, то к концу 2015 года все его резервы могут быть исчерпаны. Но это только одна сторона медали. Другая же сторона заключается в том, что золотовалютные резервы АР, которые, по некоторым данным, составляют $50 млрд, в основном хранятся в западных банках. А они теперь под разными предлогами отказываются предоставить их Азербайджану на руки. Это даёт основание некоторым экспертам предполагать, что Запад готовит в Азербайджане «денежную революцию», имея в виду, что всё это может привести к социальному взрыву в масштабе всей страны, где, по словам политика Эркина Гедирли, «власть сверху донизу основана на финансовой подпитке». «Нет идеологии, верховенства закона, судебной власти как таковой. Единственное, на чем держится лояльность граждан — это деньги. Правительство подкупало все эти годы лояльность граждан. Теперь, когда денег становится меньше, продолжать в таком духе сложно, а с годами вообще станет невозможным», — полагает Гедирли.
В одночасье рухнул миф властей о «безаналоговом развитии» Азербайджана. В последние месяцы запомнился ряд поездок И. Алиева по европейским странам, где он, имея «наибольшее количество газовых козырей» на фоне ухудшившихся отношений между Западом и Россией, неустанно заверял всех в том, что «Азербайджан способен стать единственной альтернативой для Европы в обеспечении газом». При этом азербайджанская сторона на словах хоть и утверждала, что Баку не собирается конкурировать с Москвой в этом направлении, на самом же деле исподтишка сделал всё для того, чтобы Европа выбрала азербайджанский трубопровод TANAP, а не газпромовский «Южный поток». Напомним, что поставки TANAP (стоимость проекта — $10-11 млрд.) на первом этапе составят 16 млрд кубометров, из них 10 млрд предназначены для Европы, а 6 млрд — для Турции. В дальнейшем возможно увеличение мощности трубы до 31 млрд кубометров. Ввод газопровода в эксплуатацию намечен на середину 2018 года, а после завершения строительства Трансадриатического газопровода (ТАР), ориентировочно в начале 2020 года, газ будет поступать и в Европу. Согласно подписанному 13 марта партнерскому соглашению, 58% доли в консорциуме принадлежит ГНКАР (Азербайджан), 30% турецкой «Боташ» и 12% британской ВР. Предполагалось, что на первое время по TANAP будет прокачиваться только азербайджанский газ, но одновременно обсуждался и вопрос об участии в нём Туркмении, и даже, по сообщениям некоторых бакинских СМИ, Ирана. 17 марта в турецкой провинции Карс состоялась торжественная церемония закладки TANAP с участием глав Азербайджана, Грузии и Турции.
После этого произошли не совсем понятные вещи, которые заставили экспертов изменить свои взгляды на перспективу TANAP. Первый удар пришёл со стороны турецкого министра Танера Йылдыза, который заявил, что «в случае выгодного коммерческого предложения Турция может продать акции в проекте TANAP». Отметим, что это заявление прозвучало через два дня после визита президента Турции Реджепа Эрдогана в Тегеран. Оно заставило некоторых наблюдателей говорить уже о новом стратегическом энергетическом альянсе России, Турции и Ирана. Такие мнения ещё больше укрепились после подписания известного соглашения «шестерки» с Ираном в Лозанне, и последовавшим за ним решением Владимира Путина снять запрет на поставку ракетного комплекса С-300 Ирану. На фоне изменения приоритетов Турции в выборе партнёров и углубления экономико-финансового кризиса в самом Азербайджане, некоторые бакинские аналитики уже стали сомневаться в том, что И. Алиев достигнет своей цели и в этом направлении. Тем более что изрядно оскудевший бюджет страны вряд ли выдержит такую нагрузку. А некоторые в Баку, наконец-то, вспомнили, что в Иране живет «братский» им «мусульманский народ».
Как говорится, беда никогда не приходит одна. Вслед за этим произошли события, которые буквально ввели все азербайджанское общество в апокалиптический шок. Напомним, что 12 апреля в Ватикане прошла традиционная месса в память христиан, которые стали жертвами геноцида в Османской империи в период с 1915 по 1923 год. Папа Римский Франциск в своей речи оценил эти события не только как геноцид армян, но и геноцидом всех христиан — и православных, и католиков. Кроме 1,5 млн армян, в те годы были убиты почти 1,4 млн греков, 800 тыс. ассирийцев, 500 тыс. езидов и 200 тыс. молокан. При этом сама литургия проходила по так называемому «армянскому обряду», где присутствовали высшие иерархи армянской церкви. А 15 апреля, Европейский парламент (ЕП) принял резолюцию, где указывается, что «трагические события, имевшие место в 1915-1917 против армян на территории Османской империи, представляют собой геноцид». Резолюция призывает Турцию «использовать памятные мероприятия по случаю столетия геноцида армян, чтобы примириться со своим прошлым, признать геноцид армян и таким образом, проложить путь для подлинного примирения между турецким и армянским народами».
Реакция Турции на эти события была жесткая, что в каком-то смысле даже понятно. Но то, что происходит в связи с этим в Азербайджане — явный переполох. Все общественно-политические силы страны, начиная от депутатов парламента до оппозиционных политиков и аналитиков, ополчились против Папы Римского и Европарламента. Словно забыв о том, с каким восторгом восприняли в Баку недавний визит И. Алиева в Ватикан, в ходе которого было подчеркнуто значение различных культурных проектов, осуществленных Фондом Г. Алиева. Все обрушились на понтифика. Его обвинили в том, что он является «потомком преступных конкистадоров», а президенту напомнили об отреставрированных ватиканских катакомбах, о тех дорогих подарках, которые были преподнесены Франциску. Что касается резолюции ЕП, то депутат Ганира Пашаева заявила, что это решение, «основанное на лжи, никогда не будет принято ни одним турком». По её словам, «весь турецкий мир должен восстать против этой клеветы».
Обо всём этом можно писать долго, что не входит в планы автора. Руководство Азербайджана так и не смогло разработать более или менее правильную стратегию в вопросе выбора союзников, создать внятную внешнеполитическую платформу. Страна зашла в тупик.