Порты и транзит: Российско-латвийская дружба на фоне падения грузооборота
Порты Северо-Запада за неделю
ИА REGNUM публикует сегодня, 13 апреля, подборку наиболее значимых новостных сюжетов транспортно-транзитной отрасли Северо-Западного региона за неделю.
Геополитический фон не мешает российско-латвийской транзитной дружбе
На этой неделе стало известно о том, что «дочка» ОАО «Российские железные дороги» — «РЖД Логистика» (РЖДЛ) — через свою зависимую компанию RZDL Multimodal B.V. завершила сделку по приобретению 50%-й доли уставного капитала латвийского железнодорожного перевозчика SIA «Liepajas naftas tranzits» (LNT). "Новый проект дает «РЖД Логистике» возможность обеспечить стабильность и ритмичность прохождения транзитных грузов в направлении Европы, — говорится в пресс-релизе компании. В качестве стратегических целей проекта указывается расширение рынка сбыта и организация единой цепочки железнодорожных перевозок в порты Латвии. «Сегодняшнее вхождение в капитал нового латвийского перевозчика направлено на дальнейшую реализацию нашей стратегии выхода на европейский рынок мультимодальных перевозок грузов», — заявил генеральный директор АО «РЖД Логистика» Павел Соколов. Он также добавил, что ранее в этих целях было создано совместное российско-латвийское предприятие АО «Euro Rail Trans».
Как сообщает «Коммерсантъ», Liepajas naftas tranzits ранее принадлежала вице-мэру Москвы Максиму Ликсутову, но затем была продана им латвийскому партнёру ОАО «РЖД», компании SIA «Locomotive Traction Operation». LNT, по неофициальным данным, в 2010 году купила Рижский торговый порт. Уставный капитал LNT составляет 42,7 тыс. евро, оборот в 2013 году — 64 тыс. евро. В качестве основных видов деятельности указываются экспедиторские услуги на железнодорожном и морском транспорте. 10 апреля компания Liepajas naftas tranzits, сменила название на Euro Rail Cargo, сообщает латвийский портал Delfi со ссылкой на базу данных Lursoft.
Продавцом в сделке с РЖДЛ выступила SIA «Locomotive Traction Operation» (LTO). 80% LTO контролирует Latvijas transporta grupa, совладельцами которой являются бывший премьер-министр Латвии Андрис Шкеле и экс-министр сообщения республики Айнарс Шлесерс. Стоит отметить, что LTO владеет 49% в другом совместном предприятии с РЖДЛ — Euro Rail Trans (создана в 2012 году — прим. ИА REGNUM). Этот актив развивает транзитные перевозки через латвийские порты. Как сообщают латвийские СМИ, в начале марта Айнарс Шлесерс стал членом правления Euro Rail Trans. По данным LETA, Айнарс Шлесерс не исключал, что в паритетном партнерстве РЖДЛ и LTO могут обдумать приобретение терминалов на Балтике — в частности, интересны Рига, Вентспилс, Клайпеда, Таллин. В РЖДЛ это не комментируют. «Цель покупки — не приобретение активов, а решение технологических вопросов и выстраивание взаимодействия в организации грузоперевозок в Латвии. РЖДЛ заинтересована в создании единой цепочки железнодорожной доставки грузов в латвийские порты и далее», — заявили «Коммерсанту» в компании.
Большой порт снижает обороты
На минувшей неделе порты Балтийского бассейна опубликовали данные по грузообороту за первый квартал 2015 года. Суммарный грузооборот портов российской Балтики в январе — марте составил 56,1 млн тонн, что на 8% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Объём перевалки сухогрузов составил 20,2 млн тонн (-0,5%). Оборот наливных грузов вырос на 13,5% до 35,9 млн тонн. Лидирующим портом в Балтийском бассейне остается Усть-Луга. Морская гавань за три месяца перевалила 21 млн тонн грузов, что на 27% больше, чем в 2014 году. Грузооборот порта Приморск увеличился на 5,4% до 14,6 млн тонн, порта Высоцк — на 2,2% до 4 млн тонн. Объемы перевалки грузов в порту Калининград фиксируются на уровне аналогичного периода прошлого года — 3,3 млн тонн. В Большом порту Санкт-Петербург сохраняется отрицательная динамика грузооборота. Порт за три месяца обработал 13 млн тонн грузов — на 7,6% меньше, чем в прошлом году. Для сравнения: в первом квартале 2014 года грузооборот Большого порта Санкт-Петербурга составлял 14 млн тонн, порта Усть-Луга — 16,6 млн тонн.
Судовладельцы выигрывают от падения мировых цен на нефть
Судовладельцы, работающие на Балтике, пока не ощутили на себе влияние так называемой серной директивы, вступившей в действие с 1 января 2015 года. Международная морская организация (ИМО) ужесточила требования к содержанию серы в топливе морских судов в акватории Балтийского и Северного морей — теперь оно не должно превышать 0,1%. Участники рынка готовились к дополнительным расходам на более дорогое низкосернистое топливо, а эксперты прогнозировали, что слишком высокие издержки для перевозчиков могут привести к тому, что Балтийский регион потеряет часть грузопотока. Однако пока судовладельцам везёт. Как рассказал заместитель директора департамента государственной политики в области морского и речного транспорта министерства транспорта РФ Виталий Клюев в ходе брифинга в Санкт-Петербурге 7 апреля, падение мировых цен на нефть привело к значительному удешевлению бункерного топлива. «Поэтому судовладельцы заявляют, что у них затраты на бункерное топливо пока не увеличились в общей структуре затрат», — цитирует Клюева ИАА «ПортНьюс»..
По предварительной оценке Минтранса РФ, сокращения грузопотока в регионе не произошло. «К сожалению, в ИМО нет механизма оценки эффективности принятия решений, ни до их принятия, ни после, — отметил Виталий Клюев. — Хотя для членов ИМО весьма важно оценить, насколько эффективно было требование по снижению содержания серы в бункерном топливе, важно узнать, уменьшились ли выбросы парниковых газов на Балтике после внедрения этой весьма дорогостоящей меры?»
Напомним, что эксперты скептически отзываются о новых экологических стандартах. До падения цен на нефть прогнозировалось, что часть грузов из-за возросшей стоимости фрахта перейдет с морского на наземный транспорт, негативное воздействие которого на окружающую среду в разы больше, а значит, эффект от «серной» директивы будет сведен на нет.
Латвийские порты отчитались за первый квартал
Грузооборот порта Рига в январе — марте 2015 года увеличился на 6,7% по сравнению с аналогичным показателем 2014 года и составил 10,58 млн тонн, сообщают «Морские вести России». Перевалка угля составила 3,94 млн тонн (37,2% всего грузооборота порта). Нефтепродуктов перевалено 2,89 млн тонн (рост 2,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), что составляет 27,4% грузооборота.
Порт Лиепая (Латвия) за три месяца перевалил 1,36 млн тонн — на 3,6% меньше, чем в прошлом году. Объемы перевалки нефти сократились на 74,7% до 12,6 тыс. тонн, нефтепродуктов — на 14,2% до 49,5 тыс. тонн. Перевалка зерновых снизилась на 12,6% до 705,6 тыс. тонн.
Грузооборот Вентспилсского свободного порта за первый квартал 2015 года составил 7,5 млн тонн, что на 15,4% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Перевалка угля через Baltic Coal Terminal (терминал представляет интересы владельца груза — ОАО «Шахта Заречная», поставляющего уголь из России — прим. ИА REGNUM) за январь — март сократилась на 32% до 1,55 млн тонн.
Как сообщили ИА REGNUM в пресс-службе порта, за январь-февраль перевалка грузов через нефтетерминал АО «Ventbunkers» (перегружает дизельное топливо и мазут — прим. ИА REGNUM) сократилась на 39%, через ООО «Ventspils Nafta termināls» (занимается перевалкой нефтяных грузов из России и других стран СНГ) — на 4%.
Остановка автопроизводства в России ударит по эстонскому транзиту
Приостановка производства автомобилей на заводе «ПСМА Рус» в Калуге, выпускающем автомобили Peugeot, Citroen и Mitsubishi, ударит по эстонскому транзитному сектору, пишут «Деловые ведомости». Через порт Мууга (входит в ГАО «Таллинский порт» — прим. ИА REGNUM) на завод поставлялись комплектующие для автомобилей Mitsubishi. Как отмечает издание, из-за остановки производства на российском предприятии Таллинский порт будет меньше зарабатывать на портовых сборах, а дочернее предприятие ГАО «Эстонская железная дорога» (Eesti Raudtee) EVR Cargo — поставлять меньше контейнеров к эстонской границе. Самый сильный удар придётся по предприятию Transiidikeskus (оператор специализированных терминалов контейнерных и генеральных грузов, находящихся в порту Мууга — прим. ИА REGNUM), зарабатывающему на складировании контейнеров с автомобильными комплектующими.
В марте объём контейнерных перевозок EVR Cargo сократился на 33%. Издание не исключает, что апрельские показатели могут быть ещё хуже. По словам главы EVR Cargo Ахто Алтйыэ, пауза в поставках Mitsubishi была и в январе, поскольку на калужском заводе происходила переналадка производства. Однако в феврале прежний уровень поставок не восстановился. Как ранее сообщало ИА REGNUM, в январе 2013 года в Эстонии состоялось открытие железнодорожной контейнерной линии маршрута Мууга (северо-восточная Эстония) — Калуга (Россия).
Арктические порты работают на перспективу
Операторы морских терминалов Арктического бассейна в январе — марте 2015 года перегрузили 8,4 млн тонн грузов, что на 3% меньше, чем за аналогичный период 2014 года. Объем перевалки сухогрузов уменьшился до 5,6 млн тонн (-9,7%). Перевалка наливных грузов увеличилась на 14% до 2,8 млн тонн. Снижение объемов перевалки грузов произошло прежде всего за счёт порта Мурманск, грузооборот которого сократился до 5,3 млн тонн (-9,5%). В то же время грузооборот порта Варандей вырос до 1,6 млн тонн (+11,8%), Архангельск — до 1,1 млн тонн (+8,3%). Стоит отметить, что сегодня и Мурманск, и Архангельск связывают планы по развитию своих портов с государственным мегапроектом «Арктика». Региональные власти уже оценили потенциал Северного морского пути, за счёт которого и собираются увеличить грузопоток местные порты. Губернатор Архангельской области Игорь Орлов недавно выступил с инициативой перенести Центральный офис Севморпути из Москвы в Архангельск. Мурманские власти делают акцент на проекте развития Мурманского транспортного узла. Этот проект играет решающую роль в развитии Арктики, с его реализацией преимущества порта Мурманск многократно возрастут, заявил заместитель губернатора Мурманской области Григорий Стратий в ходе V международной конференции «Логистика в Арктике», которая состоялась на этой неделе в столице Заполярья. «Наш порт — начало Северного морского пути — всегда был и остаётся базовым и исключительным», — подчеркнул Стратий, добавив, что возможности мурманского порта высоко оценены многими нефтегазовыми компаниями, которые выбирают регион для создания логистических баз поддержки своей производственной деятельности.