Памятник экономическому успеху

Современный Буэнос-Айрес был основан в 1580 году конкистадором Хуаном де Гараем и его командой. Это была вторая попытка основания города, т.к. первая, предпринятая в 1536 году конкистадором Педро де Мендоса, провалилась. Поселение, построенное командой Мендосы, было захвачено «камышовыми» гуарани, местными индейскими племенами, разграблено и сожжено, а почти вся команда съедена. Только Педро де Мендоса с небольшой группой удалось бежать. Строился город, как и все колониальные города, основанные испанцами, по квадровому принципу. Большая площадь (Plaza Mayor), сейчас это Майская площадь, на которой находились здания Ратуши и костёла, а дальше расходились квадры (квадраты со стороной 100 метров) во все стороны. На протяжении почти двух столетий это был довольно захудалый городок, пока в 1776 году Буэнос-Айрес не стал столицей объединённого вице-королевства Ла Плата. В это время происходит бурный рост населения, и город становится важным портом в испанских владениях в Южной Америке. После обретения Аргентиной независимости от Испании в 1810 году продолжается рост населения и дальнейшее развитие Буэнос-Айреса. В 1880 году во времена правления Хулио Рока город становится официальной столицей Аргентины с населением порядка 300.000 жителей. Правительство президента Роки проводит политику т.н. национальной реконструкции, в соответствии с которой население Аргентины осознает себя единой нацией. С помощью привлечения новых иммигрантов из Европы, в основном из Испании и Италии, начинается экономический рост и обновление Буэнос-Айреса, расширяются улицы и проспекты, строятся новые дома, прокладываются Майский проспект, Северная и Южная диагонали, позднее прокладывается проспект 9 Июля, город приобретает современный вид. Жители называют свой город южноамериканским Парижем.

Одновременно с ростом населения городов в 50-х годах XIX века Аргентина испытала бурный культурный рост. Так, например, в Буэнос-Айресе в 1854 году на разных площадках города были поставлены 53 оперы. Такая популярность оперы стала причиной строительства нового театра, рассчитанного на большее количество зрителей. Новое здание театра вмещало в себя 2500 зрителей и в соответствии с общественными нормами того времени имело специальную галерею для женщин. Назван театр был в честь первооткрывателя Америки Христофора Колумба, на местном диалекте Кристобаль Колон (Cristobal Colon). Открытие театра Колон состоялось в 1857 году, давали оперу Джузеппе Верди «Травиата». Находилось здание театра на Майской площади слева от президентского дворца Каса Росада (Розовый Дом), там, где сейчас стоит здание Национального банка (Banco de la Nacion). Шло время, популярность оперы в Аргентине росла, и к 1888 году стало очевидным, что нужно новое здание театра, построенное в соответствии с современными, на тот момент, принципами строительства театров и большей вместительности. В том же году старое здание театра Колон было продано Национальному банку, а на вырученные деньги в 1889 году был разработан проект, и началось строительство нового здания театра с закладки 25 мая 1890 года «первого» камня. Строительная площадка находилась в самом сердце Буэнос-Айреса, напротив площади Лавалье между улицами Виамонте и Тукуман, Серрито и Либертад. Открытие нового здания театра планировалось на 12 октября 1892 года, четырёхсотую годовщину открытия Америки Колумбом. Но вмешалась, как говорится, судьба — в 1891 году скончался первоначальный автор проекта здания архитектор Франческо Тамбурини, работу продолжил, внеся некоторые изменения в проект, его партнер архитектор Виктор Меано, автор проекта Национального конгресса. Строительные работы не начинались до 1894 года, а потом встали из-за финансовых трудностей. В 1904 году Виктор Меано был убит у себя дома, и правительство поручило Жюлю Дормалю завершить строительство театра. Дормаль также внес структурные изменения в проект и, безусловно, оставил свой след в стиле французского декора. Первые контракты на аренду нового театра Колон были подписаны в 1907 году, хотя открытие намечалось на 25 мая 1908 года. Открытие состоялось в намеченный день (25 мая 1810 года — День независимости Аргентины) постановкой оперы Джузеппе Верди «Аида», несмотря на то, что не были завершены Золотой зал и железные занавесы со стороны улиц Либертад и Серрито. Но в общем строительство, которое длилось около 18 лет, было завершено.

Здесь необходимо сказать следующее: те годы, когда шло строительство нового театра Колон, являлись годами бурного экономического роста в Аргентине. Страна была одной из самых богатых и преуспевающих в мире. Известный экономист Ангус Мэдисон в своей работе «Мировая экономика: историческая статистика» отмечал, что только семь стран имели высокий доход (на душу населения) в этот период. И, надо сказать, Аргентина была на одном уровне с Германией и Францией по этому показателю, а Италию и Испанию значительно опережала. Япония, один из современных экономических лидеров, отставала от Аргентины в три раза, а Бразилия — в пять раз. Экономические успехи Аргентины тогда были совершенно невероятными, достаточно отметить, что метро в Буэнос-Айресе было открыто ещё в 1913 году.

Истоки этих успехов Аргентины были просты. Это практически неограниченные площади свободной плодородной земли (только в Пампе было около 500 тысяч квадратных километров земли, пригодной для распашки). А также относительно высокий уровень образованности населения, который позволил применить в сельском хозяйстве новейшие на тот момент технологии. Как результат мигранты, стремительно заселявшие страну, быстро сделали ее передовым экспортером зерна, вина и мяса практически по всему миру.

Избыток рабочей силы, вследствие бурного развития капитализма в Европе, подстегивал иммиграцию в Аргентину. Испанцы, итальянцы, ирландцы, немцы, французы, шотландцы и даже арабы-христиане — были теми, кто построил современную Аргентину. Приток свежей и относительно квалифицированной рабочей силы вместе с высоким спросом на нее дал дополнительный толчок в развитии экономики, которая в 1890-1910-х годах росла около шести процентов в год, что превышало среднемировой уровень в три раза.

Эти успехи в экономике дали Аргентине возможность совершить реконструкцию Буэнос-Айреса: прокладку новых проспектов и улиц, строительство новых зданий Национального конгресса, театра Колон и т.д.

Почему спустя век Аргентина оказалась среди стран «третьего мира» — это тема для отдельного разговора.

Новый театр Колон являлся одним из крупнейших в мире и самым крупным в Южной Америке театром. Фасад театра, роскошный и ренессансный, одного из красивейших в мире зданий для постановки оперы, горделиво возвышался в центре Буэнос-Айреса. Здание также обладало превосходной акустикой. Элементы итальянского Возрождения отображались в архитектуре здания театра. Фундамент строгий и четко очерченный, сочетающийся со стилем архитектуры, выдержанной в античном духе, первого и второго этажей, монументальные колонны с ионическими и коринфскими капителями соединяли третий и четвертый этажи, оконные проемы были выполнены в виде арок, архитравов и украшены лепниной. Дух эклектики, господствовавшей в архитектуре начала XX века, ощущался во всем облике театра. Отделанные золотом своды и скульптурные группы, а также классические колонны и лестницы из мрамора подчёркивали роскошь внутреннего убранства. В декоре зрительного зала, рассчитанного на 1000 стоячих и 2478 сидячих мест, преобладали бархат и позолота. Площадь зала составляет 8202 квадратных метра. В 632-местном партере кресла в рядах отстояли друг от друга настолько далеко, что дамы в пышных нарядах проходили между рядами, не доставляя неудобства уже сидящим зрителям. Своды расписанного купола (работы художника Рауля Сольди) простирались над семью ярусами лож и балконов. Оркестровая яма позволяла разместиться 120 музыкантам одновременно. В залах и фойе театра были установлены витражи, скульптуры и бюсты известных композиторов: Бизе, Моцарта, Бетховена, Россини, Вагнера, Верди и других. Со временем были построены подземные помещения, где располагались механические мастерские, мастерские по изготовлению декораций, реквизита, пошиву одежды, обуви, фотографии и макияжа. Также театр был оборудован специальной осветительной аппаратурой, аппаратурой для аудио и видео спецэффектов. Была модернизирована сцена, позволявшая быстро менять декорации. В 1928 году у театра появилась собственная труппа, которая существует и по сей день.

За время, прошедшее со дня открытия театра Колон, на его сцене выступали такие оперные звёзды, как Федор Шаляпин, Лучано Паваротти, Энрике Карузо, Игорь Стравинский, Бриджит Нильсон, Михаил Барышников и многие другие. В начале XX века здесь были поставлены оперы «Борис Годунов», «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Демон», «Садко», «Хованщина» и другие.

Здесь надо отметить, что полная трагизма и противоречий история Аргентины не обошла и театр Колон. Как писала газета La Nacion, случилось это в воскресенье 26 июня 1910 года. Шло четвертое представление оперы «Манон» Жюля Массне, которое сопровождал оркестр Lyric Italiana под управлением маэстро Эдуардо Витале. Зрительный зал театра Колон "был похож на огромное зеркало, где отражался образ поэта, который мечтал стать королем… " В 21:50 шум прерывает буколическую атмосферу чтения письма де Грие к отцу. Бомба была брошена из «рая» (самый престижный сектор) и попала в правую половину зрительного зала между местами 422 и 424 четырнадцатого ряда, по счастливой случайности не занятого зрителями. Осколки разлетались по сторонам, дым наполнил зал, увеличивая состояние паники среди зрителей. Несколько человек получили тяжелые ранения, остальные с криками пытались покинуть зрительный зал через двери. Кто-то оказывал помощь пострадавшим, а кто-то бежал к оркестровой яме, чтобы просить маэстро Витале сыграть национальный гимн для восстановления порядка в зале. Но всё было тщетно, музыканты не знали гимна наизусть.

Среди панических криков слышались призывы земляков к мужеству одной из раненых женщин. Это была Долорес Уркиза, 57-летняя дочь генерала Уркизы (генерал Уркиза бывший президент Аргентины). Сцена из Данте, одному раненому оторвало ноги, ранения осколками получили зрители из нижних этажей балкона. Также получила ранение лица 11-летняя девочка, которая была на три ряда ближе к сцене от места взрыва. Раненых увозили кареты скорой помощи. Страшный паук страха окутал улицы города: «Колон взорван!» В ожидании тревожных новостей были прерваны представления в других театрах Буэнос-Айреса: Опера, Сан-Мартин, Национальный, Комедии. В среду, через три дня после теракта (несмотря на уничтожение восьми зрительских мест), Колон вновь открыл свои двери постановкой «Севильский цирюльник» с незабываемыми Титтой Руффо, Джузеппе Ансельми, Грасиелой Парето и Адамом Дидур. Правительство объявило вознаграждение тому, кто сообщит информацию о террористе. Метателя бомбы так и не нашли, но анархистский террор, направленный на срыв празднования столетия Аргентины, был остановлен. В 2006 году театр Колон был закрыт на реконструкцию. Столичное правительство израсходовало на ремонт театра 100 миллионов долларов. Открытие было приурочено к 200-летию майской революции, 25 мая 2010 года. Именно в этот день 200 лет назад Аргентина начала свой путь к независимости. Театр Колон, наряду со зданием Кабилдо (старое здание правительства города), стал главным объектом трехдневных юбилейных торжеств.

Сегодня в театре есть своя труппа, балет, оркестр, симпозиум, библиотека и музей. Кроме всемирно известных опер и балетов в театре Колон также исполняются музыкальные произведения. Представляет определенный интерес и театральный музей, где представлены многие уникальные экспонаты, например, скрипки Никола Амати и Антонио Страдивари. Каждый новый сезон программа театра радует разнообразием и новизной. В среднем за год в театре Колон представляются около 100 опер, до 35 балетов и 65 музыкальных концертов. За всю свою почти 150-летнюю историю театр переживал разные времена. Были взлёты и паузы (в периоды строек и реконструкций), и даже один террористический акт, но неизменным всегда оставалась любовь аргентинцев к опере, живым воплощением которой был, есть и будет театр Колон и его труппа. Как сказал как-то великий аргентинский писатель Хорхе Луис Борхес, Буэнос-Айрес для него так же вечен, как воздух и вода. Слегка перефразировав Борхеса, можно с уверенностью сказать, что театр Колон для аргентинцев так же вечен, как воздух и вода!