Весна 2015: финансовый фронт нефтяной войны против России
…и финансово-экономический терроризм
В конце февраля — начале марта появились первые признаки планирования США и их союзниками весенней кампании на нефтяном фронте глобальной финансово-экономической войны. 27 февраля в ведущем интеллектуальном центре американской элиты CSIS состоялась конференция «Рынок нефти в 2015 году». В главном докладе А. Халфф — один из руководителей Международного энергетического агентства — сообщил, что прошлогоднее падение цен на нефть происходило при динамическом равновесии спроса и предложения. Содокладчик Г. Карузо — ведущий советник CSIS — отметил, что динамика цен на физическую нефть как в прошлом, так и в среднесрочной перспективе будет во многом определяться ситуацией на рынке «бумажной нефти».
В ходе обсуждений присутствующие пришли к выводу, что динамика цен на «бумажную нефть» — деривативы, индексные товарные нефтяные фонды и т.п. — определяется как действиями спекулянтов, так и политических и финансово-экономических государственных и надгосударственных структур. Точка зрения, что цены на нефть стали важнейшим элементом глобальной финансовой войны, о чем ИА REGNUM писало еще в ноябре 2014 года, признана сегодня, таким образом, и американским истеблишментом.
5 марта в Вашингтоне анонсирована крупнейшая за последние десятилетия реформа ЦРУ. Как сообщил на пресс-конференции директор ЦРУ Д. Бреннан, в течение трех месяцев его заместитель Д. Коэн возглавлял группу из девяти человек по анализу «уязвимых мест» ЦРУ и разработке реформы. Сердцевиной реформы стало изменение организационной структуры ЦРУ. В Управлении больше не будет, как раньше, разделения на оперативников и аналитиков. Они будут объединены в составе миссий. Каждая миссия будет заниматься либо определенным направлением, либо регионом. Как стало известно осведомленной журналистке Washington Post К. Деянг, вероятно, одна из миссий будет заниматься вопросами финансово-экономического терроризма и активных операций в этой сфере и прямо подчиняться Д. Коэну. Активная операция — это американский заменитель понятного термина «война». В результате реформы ЦРУ соединит аналитические и боевые функции, в том числе на новых полях противоборств, и в первую очередь в финансово-экономической и информационной сферах. Д. Коэн станет одной из ключевых фигур в проведении наступательных операций в рамках глобальной финансово-экономической войны, включая ее нефтяной фронт.
К началу марта хранилища нефти в США, Европе и Японии достигли рекордного за 80 лет уровня заполненности. Нефть, по сути, некуда девать. Значительная часть запасов приходится на различного рода государственные резервы. Решения об этом принимались в Вашингтоне и в столицах его союзников по согласованию с США. Американцам требовалось время, чтобы отработать систему кредитования производителей физической, прежде всего, сланцевой нефти, при дальнейшем падении цен на нефть. Сегодня ресурс поддержания сбыта нефти за счет заполнения хранилищ по всему миру практически исчерпан.
В последние месяцы увеличивается разница между ценами нефти WTI и Brent. Американская нефть сегодня дешевле нефти на европейских рынках на целых 10 долларов, больше, чем когда-либо раньше за последние десятилетия. В этих условиях на прошлой неделе 80 американских нефтедобывающих компаний — членов Независимой нефтяной ассоциации Америки (IPAA), объединяющей всех добытчиков сланцевой нефти, провели встречи в палате представителей и сенате по лоббированию отмены действующего последние 40 лет в США запрета экспорта нефти. На одной из встреч нефтяников глава комитета сената по энергетике и природным ресурсам Л. Меркауски сказала любопытную вещь. Подвергнув критике администрацию Б. Обамы, препятствующую отмене закона, она аргументировала это следующим образом. Ей непонятно, как можно осуществлять меры по созданию экономических трудностей для России на нефтяном рынке и одновременно препятствовать наращиванию экспорта американской нефти, прежде всего в Европу. Это высказывание можно интерпретировать не только как признание факта использования цены на нефть в качестве оружия, но и как стремление еще активнее задействовать этот фактор и в самом ближайшем будущем. В этой связи она сообщила, что 19 марта комитет начнет слушания по отмене закона об ограничении экспорта американской нефти.
Однако возникает единственный вопрос. А как же быть с экономическими показателями американских сланцедобывающих компаний в условиях дальнейшего падения цен на нефть? Известно, что для различных сланцевых провинций сложились и различные уровни себестоимости добычи нефти. Поскольку даже нынешняя цена на нефть ниже себестоимости ее добычи на многих сланцевых полях, происходит заметное сокращение бурения новых скважин, и на все большем их числе приостанавливается эксплуатация.
В значительной мере ответ на загадку дала состоявшаяся в конце февраля встреча руководства крупнейших уолл-стритских банков, представителей Казначейства с топ-менеджментом и ключевыми акционерами ведущих сланцедобытчиков. Встреча состоялась в отеле The Ritz-Carlton New York, Central Park. На встрече особую озабоченность высказали руководители компании Chesapeake Energy, у которой при капитализации в 11 млрд долларов суммарные обязательства превысили 25 млрд долларов, и компании Continental Resources, долг которой превышает почти в два раза ее активы. Представители Казначейства и банков сообщили, что будут максимально лояльно относиться к сланцедобытчикам и при необходимости осуществлять их дополнительное кредитование и реструктуризацию уже имеющейся задолженности, перенося на срок 5-10 лет выплату не только основного долга, но и минимальных 3-5% за кредиты.
По результатам встречи можно сделать однозначный вывод, что американское руководство и завязанные на ФРС крупнейшие банки будут кредитовать практически на беспроцентной основе американских сланцедобытчиков столь долго, сколько это потребуется для реализации американских политико-экономических целей. Т.е. до того времени, когда исчезнет необходимость поддержания очень низких цен на нефть и возникнут предпосылки для их повышения, делающие прибыльной добычу нефти из сланцев. Сегодня уже очевидно: политико-экономическая необходимость поддержания очень низких цен на нефть связана с попытками Соединенных Штатов поставить «на колени» российскую и иранскую экономики.
В этой связи отметим, в последние дни Н. Канниген из Оilprace.com и эксперты CaseyResearch, долгие годы консультирующие в том числе Д. Коэна, опубликовали сходные прогнозы, согласно которым в мае — августе текущего года цена нефти вновь может упасть, на этот раз до 40 долларов за баррель Brent. Их прогноз поддержал финансовый аналитик, советник Пентагона по финансовым войнам и терроризму, автор бестселлеров «Secretweapon» и «Game plan» К. Фримен. Выступая на конференции «Серфинг секретов. Неуверенность в цифровую эпоху», он подчеркнул, что у Америки нет сегодня важнее задачи, чем обескровить российскую экономику и разрушить финансы с тем, чтобы Россия не могла стать надежным и мощным союзником Китая. По мнению К. Фримена, именно этот союз может в ближайшие годы поставить под угрозу глобальный финансовый порядок по-американски и сделать его хрупким и уязвимым. В качестве лучшего средства ослабления российской экономики, особенно в условиях различного отношения европейских стран к санкциям, он видит целенаправленное снижение цен на нефть до все тех же 40 долларов.
Можно сделать однозначный вывод, что американское руководство, ФРС, правящие элиты ряда стран-нефтепроизводителей, крупнейшие инвестиционные институты готовятся к весенней кампании финансовой войны против России с использованием цен на нефть как оружия «массового политического и экономического поражения».