Приднестровье: грустная история про пенсионеров и про центы, им причитающиеся
На минувшей неделе президент ПМР Евгений Шевчук выступил с посланием к органам государственной власти и народу Приднестровья, а также ответил в прямом эфире на актуальные вопросы на «Первом приднестровском» телеканале. Информационная активность главы приднестровского государства связана, прежде всего, с тем масштабным социально-экономическим кризисом, в условиях которого вынуждено существовать Приднестровье, и необходимостью разъяснить населению причины и масштаб принимаемых непопулярных мер.
Условно президентское послание и его выступление в прямом эфире можно разделить на три основных смысловых блока: описание социально-экономической ситуации и попытка обосновать предпринимаемые исполнительной властью шаги; описание внешнеполитического контекста; указание на внутренних врагов и предстоящую борьбу с ними.
Наиболее значимым, безусловно, стал социально-экономический блок. Эта же часть выступлений президента Евгения Шевчука получила наибольший резонанс как в СМИ (преимущественно зарубежных), так и среди граждан ПМР. Глава государства напомнил о сложной экономической ситуации, о резком падении поступлений в республиканский бюджет и ограничительных мерах, предпринимаемых украинскими и молдавскими властями в отношении приднестровских граждан и грузопотоков.
Падением сборов Евгений Шевчук мотивировал необходимость принятия ряда мер по экономии денежных средств и сокращению государственных расходов, в первую очередь по социально защищенным статьям. Исполнительная власть Приднестровья убеждена, что экономия расходов позволит не только сохранить «социальную стабильность», но и, к примеру, удержать валютный курс (власти Приднестровья, в отличие от других государств, не допускают девальвации национальной валюты и в административном порядке удерживают неизменным курс доллара США к приднестровскому рублю уже несколько лет).
В обращении к народу Евгений Шевчук сообщил о своем согласии с предложенными правительством ПМР «непопулярными» мерами, однако конкретные меры им озвучены не были. Сомнительная «честь» озвучить принятые решения была доверена приднестровскому правительству, которое в тот же день, 26 февраля 2015 года, сформировало «Государственную комиссию по определению объемов финансирования основных направлений расходов бюджетов различных уровней». Уже на следующий день данная комиссия с сомнительным правовым статусом и еще более сомнительной компетенцией на принятие обязательных в общегосударственном масштабе документов приняла решение о том, что с зарплат бюджетников и пенсий будет удерживаться 30%, которые, в свою очередь, будут считаться государственным долгом (с неопределенным сроком погашения).
В день, когда было принято решение об удержании 30% зарплат и пенсий, глава Приднестровья попытался обосновать его в прямом эфире приднестровских СМИ. Сделано это было весьма своеобразно: к примеру, Евгений Шевчук попытался напомнить, что, дескать, в Советском Союзе «пенсии стали выплачивать только в 1960-е годы, после войны». Как представляется, с таким же успехом можно принять решение об изъятии паспортов у не уехавших еще приднестровцев и мотивировать его тем, что в СССР паспорта колхозникам стали выдавать только в 1970-е годы. Недостаточная осведомленность о юридических и исторических реалиях времен СССР (законодательство о пенсионном обеспечении, включая нормативы пенсионного возраста, было принято в Советском Союзе еще в 1930-х годах) была бы простительна, если бы решения приднестровских органов власти были безупречны с точки зрения приднестровских законодательных актов или имели хоть какое-то моральное обоснование. Однако и юридическая чистота решений об удержании 30% пенсий вызывает большие сомнения.
Во-первых, упомянутая выше «государственная комиссия» не является органом государственной власти (по крайней мере, соответствующие документы до сих пор не обнародованы). Соответственно, она не имеет права принимать обязательные решения, а актов президента или правительства, которые утвердили бы решение госкомиссии, также нет.
Во-вторых, государство не имеет права «просто так» удерживать часть пенсий или зарплат, по крайней мере, безвозмездно. Если, по примеру приднестровского президента, обратиться к советскому опыту, то даже в период Великой Отечественной войны государство заимствовало у граждан деньги не произвольно, а выпуская облигации, подписка на которые была формально добровольной. В последующем эти облигации участвовали в розыгрышах разного рода товарно-материальных ценностей, включая автомобили. Приднестровским пенсионерам, по-видимому, придется довольствоваться только тем, что разыграли именно их.
Кроме того, подобные действия государства имеют четкую юридическую квалификацию в Гражданском кодексе ПМР — у складывающихся правоотношений есть все признаки договора государственного займа. При этом такой договор должен быть добровольным и возмездным (круг безвозмездных договоров займа так же четко определяется законодательством, но государственный заем предполагается возмездным, а процент взимается как минимум в размере ставки рефинансирования). В противном случае государство должно нести ответственность за незаконное пользование чужими денежными средствами, в размере всё той же ставки рефинансирования или в ином размере. Особенно следует задуматься конкретным чиновникам сферы соцобеспечения и руководителям бюджетных структур, которым придется и уже приходится выполнять заведомо незаконные решения, поскольку в данном случае речь может идти уже не о гражданской, а об уголовной ответственности.
В-третьих, глава государства в прямом эфире упомянул о том, что, как предполагается, сокращение выплат бюджетникам коснется тех, кто «получает немного завышенные зарплаты и пенсии». Кем и как будет определяться «завышение», пока неясно, как и то, попадут ли в категорию «завышенных» пенсии участникам Великой Отечественной войны в год 70-летия Великой Победы.
Ситуация с пенсиями и зарплатами бюджетникам существенно усугубляется тем фактом, что уже повышены расценки на услуги ЖКХ. При этом государство не упустило возможности заработать и в этом: зарплаты и пенсии снижены фактически задним числом, т.е. мартовские выплаты за февраль производятся уже с удержанием 30%, в то время как принятое 4 марта с.г. решение о снижении тарифов на услуги ЖКХ на 7% вступит в силу лишь с апреля с.г.
Вопрос о целесообразности девальвации национальной валюты также является предметом острых дискуссий в приднестровском обществе. С одной стороны, власть пытается сохранить уровень доходов населения в долларовом эквиваленте. С другой стороны, этот «долларовый эквивалент» практически невозможно приобрести в приднестровских обменных пунктах: люди начинают занимать очередь с раннего утра и ожидают возможности приобрести валюту до позднего вечера. Кроме того, спросу на валюту в ПМР способствует удешевление национальных валют в сопредельных государствах и, как следствие, снижение цен на товары в этих странах в валюте. Привычными стали пробки на границе с Украиной, куда жители Приднестровья выезжают за продуктами, тем самым вывозя драгоценную инвалюту и содействуя развитию «черного рынка» валюты.
Приднестровский бизнес, в особенности ориентированный на экспорт, также несет убытки от сверхстабильной приднестровской валюты и теряет конкурентоспособность на внешних рынках. По сути, решения приднестровской исполнительной власти содействуют импортерам, в то время как экспортеры вынуждены пока пытаться «уговорить» приднестровскую власть услышать их доводы.
Не вызывает сомнений, что приднестровское руководство выбрало жесткие монетарные рычаги преодоления кризисных явлений, преимущественно за счет населения. Предпринимаемые меры могли бы сделать честь любому правительству, выполняющему рекомендации Международного валютного фонда или иных подобных структур (включая Европейскую комиссию), однако в приднестровском случае у нас нет оснований говорить о существовании таких рекомендаций.
Раздел послания президента и его прямого эфира, посвященный «внутренним врагам», не оставлял сомнений в том, что именно «пятая колонна» виновата в кризисе. При этом глава государства прозрачно намекнул на то, что подозревает в финансировании «внутренних врагов» не только зарубежные спецслужбы, но и крупнейший в Приднестровье финансово-промышленный холдинг, тесно связанный с крупнейшей парламентской фракцией «Обновление». Впрочем, пассивность подавляющего большинства «обновленцев» в вопросах внутренней политики заставляет предположить, что если они и являются «пятой колонной», то очень законспирированной, о существовании которой можно только догадываться. Стоит также добавить, что многие тезисы, посвященные «внутренним врагам» и использованию ими кризиса для личного пиара, вряд ли были бы использованы кандидатом в президенты ПМР Евгением Шевчуком в ситуации предвыборной кампании 2011 года.
Внешнеполитические тезисы послания и прямого эфира были в общем традиционными. Президент напомнил о препятствиях и блокадных мерах против экономики Приднестровья, отметив, что «никогда в истории Приднестровья Киев и Кишинев по отношению к ПМР не действовали практически одновременно, в унисон» (хотя ситуация 2006 года также характеризовалась синхронными действиями Молдавии и Украины). Кроме того, Евгений Шевчук вновь рассказал приднестровцам о прецедентах Косово и Гибралтара, а также о позициях западных стран в этих вопросах. Примечательно, что в послании народу и органам власти президент ПМР практически не упомянул о России (за исключением признательности АНО «Евразийская интеграция»), однако уже на следующий день в прямом эфире несколько раз выразил благодарность российским структурам, в первую очередь спецпредставителю президента России по Приднестровью Дмитрию Рогозину и его аппарату.
В целом можно констатировать, что президент и его команда пока не имеют четкой программы выхода из сложившейся сложной социально-экономической ситуации. Невнятность аргументов правительства и предпринимаемые им шаги лишь усугубляют ситуацию, как и объявление конкурса на написание программы выхода из кризиса с обещанием солидного материального вознаграждения.
Президент вновь пообещал рассмотреть «все конструктивные предложения», которые поступят на рассмотрение исполнительной власти, однако пока попытки стабилизации ситуации предпринимаются лишь постфактум — как, к примеру, упомянутое выше решение о частичном снижении уже введенных тарифов на услуги ЖКХ.
Не вызывает сомнений, что при рациональном подходе и системном заблаговременном анализе всех рисков такого удара по наименее защищенным слоям приднестровского населения можно было бы избежать. К примеру, можно было бы заранее проработать вопросы взаимозачетов между невыплачиваемой частью пенсий и зарплат и услугами ЖКХ, увеличением доли безналичных платежей и т.д. Однако пока такой своевременной работы не наблюдается.
Остается надеяться, что ключевые месседжи приднестровского руководства зарубежным партнерам и населению Приднестровья будут услышаны, и международное сообщество приложит реальные усилия для деблокирования приднестровской экономики, а терпеливый и мудрый приднестровский народ в очередной раз выдержит все испытания и сделает необходимые выводы.