Минувший год ознаменовался для России во внешней политике небывалым охлаждением отношений со странами Евросоюза, а в целом прошел под знаком украинского кризиса, заявил руководитель Центра международных исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО) Михаил Нейжмаков, комментируя корреспонденту ИА REGNUM итоги 2014 года.

«Безусловно, 2014 год для России прошел под знаком украинского кризиса. Даже несмотря на отдельные инциденты (вроде прекращения электроснабжения Крыма), сейчас в российско-украинских отношениях наступило относительное затишье. Нового действительно серьезного обострения отношений между Москвой и Киевом можно ожидать весной 2015 года. В это время года Москва и Киев обычно высказывают наиболее жесткие претензии друг к другу в газовых спорах, чтобы иметь время для переговоров и завершить их до начала нового отопительного сезона. К тому же, весной в странах постсоветского пространства, как правило, происходит всплеск протестных настроений. Социально-экономический кризис на Украине куда серьезнее, чем в России, а уровень политической дестабилизации куда выше. Это дополнительный мотив для Киева, чтобы весной проявить „ершистость“ в отношениях с Москвой и попытаться таким образом направить недовольство украинских граждан на „внешнего врага“».

Прошедший год, по словам эксперта, ознаменовался небывалым охлаждением отношений ЕС и России: «Обратим внимание, как стремительно таяли надежды Москвы на разрыв между США и их европейскими союзниками. Еще в выступлении Путина перед российскими дипломатами 1 июля 2014 года было множество реверансов в сторону ЕС (»когда я говорю «мы», имею в виду и себя, и моих коллег из Европы"), а уже в «Валдайской речи» в октябре «западные правительства», «страны Запада», «США и их союзники, а точнее сателлиты» рассматриваются, как достаточно спаянный конгломерат, несущий всему миру либо хаос, либо весьма сомнительные рецепты развития. На самом деле, навязывая своим союзникам санкции против третьих стран, США способствуют изоляции не только держав-изгоев, но и своих собственных партнеров, тем самым делая их еще более зависимыми от себя. Некогда навязав ЕС «экономическую войну» против Тегерана, сегодня США могут переписать отношения Ирана и европейских инвесторов с чистого листа. Ослабить в регионе позиции одних компаний и создать зеленую улицу для других. Очень возможно, в 2015 году «маятник» санкций качнется в обратную сторону. Ведь США нужно не «удушение», а только сдерживание России. Однако вряд ли решающее слово здесь будет за европейцами. Скорее, это произойдет тогда, когда смену политики в отношении с Москвой сочтут целесообразной именно в Вашингтоне".

Нейжмаков заметил, что в 2014 году ратификация Договора о Евразийском экономическом союзе участниками этого объединения вывела данный интеграционный проект на новый уровень. В то же время, как констатирует эксперт, чем сложнее отношения России с США и ЕС, тем больше дополнительных бонусов за союзнические отношения с Москвой захотят ее партнеры в бывшем СССР: «Дипломатические маневры Белоруссии — одно из проявлений этой тенденции. Кроме того, российско-украинские конфликты, как правило, заставляли Москву идти на дополнительные уступки Минску, чтобы не потерять еще и белорусский маршрут поставок энергоносителей в ЕС. Но в 2015 году в Белоруссии должны пройти президентские выборы, а это важный стимул уже для Минска не ссорится с Москвой. Скорее всего, наступивший год в российско-белорусских отношениях будет более мягким аналогом 2010-го. Тогда, накануне предыдущих президентских выборов в Белоруссии, также осложнились отношения Москвы и Минска на фоне попыток последнего наладить отношения с ЕС. Но, как показывает опыт, сближение между Александром Лукашенко с европейскими лидерами не бывает долговременным. Весьма вероятно, что к концу 2015 года стоит ждать нового кризиса в отношениях Белоруссии и ЕС и более серьезного сближения Москвы и Минска».

Во внутренней политике России, как отмечает политолог, во многом произошло возвращение в 2007 год: ослабление внесистемной оппозиции и высокие рейтинги Владимира Путина: «Однако конец 2014 года подарил новые надежды оппонентам Кремля. Ведь принято считать, что экономический кризис обязательно влечет за собой политические потрясения. На деле все сложнее. В мире немало примеров побед действующих президентов и правящих партий на фоне экономического спада и поражений при экономическом подъеме. Конкретно в России можно вспомнить прошлый экономический спад 2008-2009 годов. Он сопровождался кратковременными всплесками протеста в отдельных регионах, но долгосрочное падение поддержки власти началось уже после прохождения страной пика кризиса, примерно с конца 2010 — начала 2011 года, и было вызвано совсем другими причинами».

Михаил Нейжмаков предположил, что в 2015, как и в 2008-2009 годах, российские власти попытаются избежать недовольства, прежде всего в индустриальных регионах: «Определенные проблемы властям сулит ситуация в крупных городах и благополучных территориях. Из-за экономических трудностей здесь будут сворачиваться крупные инфраструктурные проекты, а это обострит конкуренцию между корпорациями и аппаратными группами влияния, заинтересованными в их сохранении. В такую конкурентную борьбу будут втягиваться и местные протестные движения. Именно предотвращение этих угроз станет основной заботой федеральных властей в наступившем году. А вот отставки правительства, о которой вновь активно заговорили с осени 2014 года, в нынешнем году, возможно, не произойдет. За правительством Медведева еще не тянется достаточный запас негатива со стороны сограждан, чтобы его отставка позволила „выпустить пар“. Как правило, даже самых одиозных министров Путин увольняет либо незадолго до выборов (как это произошло в 2007 году с Михаилом Зурабовым), либо в случае действительно серьезного кризиса в работе их ведомства (как в случае с Анатолием Сердюковым в 2012-м). Поэтому, если кризис не дойдет до крайних пределов, ухода правительства Медведева стоит ждать не ранее 2016 года, когда должны состояться очередные парламентские выборы».