Литва в 2014 году: Ярость брошенки
В Литве завершился не 2014 год, а 2010. И как это принято, пора подводить итоги. Именно 2010 год, поскольку весь урожай событий этого года был посеян ещё четыре года назад. А чтобы его понять лучше, надо и вовсе вспомнить события 2009 года, когда на пост президента Литвы была впервые избрана успешный евробюрократ, а совсем недавно убежденная коммунистка, Даля Грибаускайте.
***
Нет смысла вспоминать главные события уходящего года: ввод в эксплуатацию терминала сжиженного газа в Клайпеде, переизбрание на второй срок Грибаускайте, споры с «Газпромом», ковыряться в принятых законах и межпартийных ссорах. Этот год для Литвы можно характеризовать одним словом, и слово это — Россия. Всё остальное было декорациями по симуляции жизни. Поиски пророссийских диверсантов даже среди школьников, маркирование всех русскоязычных Литвы, как угрозу национальной безопасности, параноидальная подготовка к реальной, «горячей» войне с Россией, умоляя США разместить в Литве постоянный вооружённый контингент, хаотичное повышение военного бюджета до 2% от ВВП, как это требует НАТО. Что, впрочем, неплохо. В конце-концов, Литва — член НАТО, а эта ставка обязательная и прописана в договоре. Но на фоне отчаянно чихающей экономики? Когда урезанные во время кризиса пенсии пенсионерам решено возвращать порциями в течение двух лет, за которые часть из них попросту умрёт? Но, оставим это для решений суверенного государства.
Совершенная вакханалия в общественной жизни, когда в канун католического Рождества, пару дней назад, в один из баров Вильнюса врывается толпа бритоголовых, и со словами «И кто тут за Путина», начинает избивать всех подряд, после чего на теле известного и подающего большие надежды литовского композитора Томаса Добровольскиса полиция не находит живого места. Он сейчас в коме, врачи опустили руки, не давая шансов, и только жена просит население молиться.
Весь год англосаксонские СМИ удивлялись, не стесняясь в дифирамбах: простые литовцы сменили офисные костюмы с планшетами на камуфляж и устремились в добровольческие отряды, проходя краткие курсы подготовки бойца. Другие сбежали к чертям, воспользовавшись открытым шенгеном. Истерику на новые рубежи возносила местная пресса, порой противореча своим же посылам. И если ещё вчера Россия — опасный варвар у порога, который вот-вот пустит кровь юному девственному демократическому телу Литвы, то сегодня, после брэйк-данса рубля — это поверженное ничтожество. Какой национальный праздник у Литвы? День независимости? Первый, второй? Может, Рождество? Победа сборной по баскетболу? Да нет же! Национальный праздник — лихорадка рубля. Надо было видеть живьём и находиться в Литве, чтобы понять тот уровень счастья, который охватил Литву в «чёрный» понедельник и вторник, когда рубль скакал, как молодой казак на необъезженной кобыле. Россия повержена. Она валяется у ног цивилизованного мира и мечтает хоть как-то сохранить своё лицо. Мордор пал. Сдулся, как пузырь, хотя Запад практически не успел ничего сделать. Так, грозно приподнял бровь, и карточный домик под названием РФ рассыпался. Кремль умоляет дать шанс на выживание. Но это исключено — ведь проблемы цивилизованного мира совсем не из-за властей России. Не из-за Владимира Путина или приближенных кланов. Проблема — сам народ России. Практически всё население, за редким исключением. Да что там исключения. Нет их. Вообще. Как писал один литовский знаменитый обозреватель, поскреби любого либерала, вроде Навального или Ходорковского, да и те говорят, что Крым не вернут, если вдруг президентами станут. Все они — генетический мусор, который желательно спалить напалмом.
***
Как так произошло? Что случилось с когда-то самой спокойной страной Прибалтики, которая ценилась своим решением дать всем жителям нулевой вариант гражданства, без учреждений средневековых институтов неграждан, как в Латвии и Эстонии? Что случилось со страной, чей новоизбранный в 2009 году президент заявила, что кардинально меняет курс страны. Которая дразнила США, говоря, что имеет данные, что в Литве действительно действовали секретные тюрьмы ЦРУ. Когда старая политэлита от таких слов хваталась за головы и верещала: тссс, тише, мы же разозлим Вашингтон. Но нет, смелая еврокомиссар Даля Грибаускайте подкидывала угля в топку: к дьяволу старую миссионерскую политику Литвы. Нет для Литвы белоруссий, грузий, украин и молдавий, говорила она. Литве не нужны бедняки — друзей буду искать на западе. Среди могущественных стран. На севере, в Скандинавии. Россия? "Даля Грибаускайте пойдет в ином направлении — постарается лишить Литву имиджа русофоба. Не будет также сильно печься о судьбах постсоветских стран, которые желает контролировать Кремль. Несколько лет назад она заявила, что «не стоит заводить дружбу с этими бедняжками, друзей необходимо искать в Западной Европе. Этому можно только радоваться, надеясь, что она, тем не менее, не станет прагматиком в российских вопросах в стиле Берлускони или немецких социал-демократов. Позитивных перемен могут ожидать тем временем поляки в Литве. Грибаускайте — представитель поколения, которое не было воспитано на антипольских учебниках по истории», — в мае 2009 года после победы Грибаускайте на президентских выборах восторженно писала польская Rzeczpospolitа.
Уход от имиджа русофоба? Полонофоба? Сегодня всё наоборот. Эти настроения возросли, хотя казалось, куда уж. Но дна, оказывается, не существует. Россия — террористическое государство, Путин — Гитлер, а граждане Литвы, этнические поляки, безмозглые болваны, голосующие как роботы за Избирательную акцию поляков Литвы, которая, без сомнений, стремится разрушить Литву. И даже робких попыток понять причин нелояльности населения конкретных регионов нет. Последнее не напоминает отношение нынешнего Киева к юго-востоку Украины?
***
Президент Литвы влюблена в Владимира Путина. И если не как в мужчину, то в его стиль правления. Она хочет быть строгим и жёстким правителем. Не президентом, правителем. На худой конец — Александром Лукашенко, талантливо лавирующим между лагерями уже не первое десятилетие. Не даром же во время визита главы Белоруссии в Вильнюс, а позже ответной поездки Грибаускайте в Минск, главы государств щебетали, мило улыбаясь телекамерам. И у Дали Грибаускайте это мастерски получилось в масштабах маленькой Литвы: за каких-то пару лет республика, которая формально парламентская, стала по своей сути президентской. Партии, неважно, консерваторы или социал-демократы, похожи как близнецы, прокуратура, суды, спецслужбы, СМИ — стали карманными и исполняют любой каприз шефа в юбке с чёрным поясом.
Она так хотела. В 2009 году после избрания, и до встречи с премьер-министром РФ Путиным в феврале 2010 года в Финляндии. Но, оказалось…
«У нас есть и заделы хорошие. Это инвестиции большие. Достаточно сказать, что крупнейшие российские компании не только активно работают в Литве, но и проинвестировали в экономику Литвы более полутора миллиардов долларов, которые и дальше продолжают активно работать. Более того, если бы в предыдущие годы были созданы благоприятные условия в наших отношениях, эти инвестиции могли бы быть в разы больше. Говорю это ответственно и без всякого преувеличения. В разы. И, может быть, те последствия, с которыми столкнулись наши страны, в том числе и Литва, в результате мирового экономического кризиса, может быть, они не были бы такими драматическими, эти последствия мирового кризиса. Если бы с таким большим партнером как Россия были бы своевременно налажены торгово-экономические связи», — без всяких расшаркиваний и к удивлению Грибаускайте, сказал на встрече с ней Владимир Путин.
«Я уже давно высказывалась за необходимость конструктивного диалога с Россией на уровне политическом, на самом высоком уровне. И, конечно, наши экономические взаимоотношения для нас очень важны. Вы являетесь, Россия является одним из наиважнейших партнеров импорта и экспорта», — это Даля Грибаускайте говорила по-русски на этой же встрече, в те чуть более пяти минут, когда разговор фиксировался на камеры и журналистов не попросили удалиться. «Необходимость конструктивного диалога Литвы и России»? «Экономические отношения с Россией для Литвы очень важны»? Да ладно! А как же указание литовским предпринимателям вообще не иметь никаких дел с Россией сейчас? А как же "нам не нужен «Газпром»? Кстати, о нём.
«По имеющимся у меня данным, примерно 30 процентов всего экспорта из Литвы направляется на российский рынок. Это вы знаете?», — холодно и как-то совсем по-деловому спросил премьер Владимир Путин президента Литвы перед телекамерами.
Как писала в те февральские дни одна литовская газета: «Даля Грибаускайте сидела ровно и не отводила взгляда от главы правительства России. Владимир Путин, наоборот, выглядел несколько расслабленным, он полностью облокотился на кресло, говорил не спеша, только изредка поглядывая на свою собеседницу».
«Это импорт. 30 процентов мы покупаем из России. В основном это сырье — газ и нефть, а только около 13 процентов мы экспортируем в Россию. Мы бы были рады, если бы это было 30 процентов», — казалось, несколько ошарашенно, по-прежнему сидя по-струнке, поправила Даля Грибаускайте. Тем не менее, тогда не отрицая, что наращивание экспорта литовской продукции в Россию было бы благом. Кто сейчас в Литве помнит про эти слова?
«Если смотреть на сельское хозяйство, то, наверное, значительный объем сельскохозяйственных продуктов идет на российский рынок», — продолжал гнуть линию премьер Путин.
Дальше стороны поговорили про атомную энергетику, газ, цены, но уже как-то отречённо. Оказалось, что России Литва не интересна. Вообще. Провинциальная окраина Евросоюза. Никаких стратегических интересов. Рынок сбыта — треть Питера, которая к тому же стремительно бежит в поисках лучшей жизни в Англию, Ирландию и Германию. А как же миф, что в Кремле только и думают про Литву? Анализируют каждый шаг?
Понимание, что ты не интересен тому, о ком думал, что его жизнь крутится только вокруг тебя — хуже пощечины! Только бизнес и экономика. Пусть и с карликовым рынком сбыта. Тоже полезно. Ну а как же с амбициями пуповины Европы? Жесточайшее разочарование. Нарисованный мир рухнул в один февральский день 2010 года. И дальше только ярость. Брошенки.