Смердяковщина как идейная основа современного белорусского государства
Когда в начале 2014 года на Украине началась русофобская вакханалия, многие граждане РФ искренне недоумевали: «Как же так? Жили дружно, и тут на тебе — „никогда мы не будем братьями“, „кто не скачет, тот москаль“, „москалей — на ножи“ и прочее». Однако для человека, знакомого с украинской концепцией истории, читавшего школьные и вузовские учебники по истории Украины, агрессивные антирусские настроения среди украинской молодёжи не стали неожиданностью. На протяжении двух десятилетий «незалежності» на Украине проводилась «жёсткая украинизация», предполагавшая формирование образа врага в лице России. Одним из основных методов такой «украинизации» было переписывание истории в угоду самостийным фантазиям о «древних украх».
В «братской» Белоруссии после обретения «незалежнасці» были запущены те же самые процессы, что и на Украине, только проходили они тихой сапой. Так, без лишнего шума белорусские чиновники от науки и образования убрали из учебников истории Белоруссии термин «Отечественная война 1812 года», представив войну с Наполеоном как русско-французское противостояние, в котором белорусы принимали участие с обеих сторон (в связи с этим в отношении событий 1812 года ревизионисты начали применять термин «гражданская война»). Со временем в РБ стала наблюдаться тенденция к прославлению наполеоновских оккупантов, нашедшая, в частности, отражение в ежегодных траурных церемониях по случаю годовщины сражения у расположенной под Борисовом деревни Студёнка, которое положило начало краху «Великой армии». В данных мероприятиях принимают участие белорусские и французские официальные лица, причём французская сторона ничтоже сумняшеся позволяет себе, например, вот такие высказывания о славной победе русского оружия: «События на Березине осенью 1812 года являются не французской, а общеевропейской катастрофой». Представители официального Минска выслушивают подобные речи с видом персонажа романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» — Павла Смердякова, говорившего: «В двенадцатом году было на Россию великое нашествие императора Наполеона французского первого, и хорошо, кабы нас тогда покорили эти самые французы: умная нация покорила бы весьма глупую-с и присоединила к себе. Совсем даже были бы другие порядки-с».
Официальная белорусская «смердяковщина» в конечном итоге привела к тому, что сегодня в Белоруссии почти не вспоминают о мощном партизанском движении, развёрнутом белорусскими крестьянами на оккупированной французами территории Белоруссии, зато чествуют местную польскую шляхту, мечтавшую при помощи Наполеона восстановить Польшу «от моря до моря» (для Белой Руси реализация польского плана означала возвращение в состав Польши и тотальное ополячивание). Между тем белорусский историк В. Г. Краснянский в своей работе «Минский департамент Великого княжества Литовского» (1902 г.) писал: «Православные крестьяне-белорусы, составляющие коренную массу населения Минской губернии, совсем иначе относились к французскому владычеству, чем поляки. Для белорусов, этих вековых страдальцев за русскую народность и православие, владычество французов и торжество поляков являлось возвращением к столь ненавистному недавнему прошлому. Ещё двадцати лет не прошло, как они свободно вздохнули, избавившись от польско-католического гнёта, и теперь снова грозила им та же опасность; с другой стороны, их испытанное в горниле страданий национальное чувство никоим образом не могло примириться и с французским, иноземным и иноверным, владычеством. Вот почему неприятель, проходя по Минской губернии, на всём её пространстве встречал лишь опустелые деревни. Казалось, всё сельское население вымерло; оно бежало от ненавистных французов и поляков в глубь своих дремучих и болотистых лесов… В этой глуши, скрытые от чужих глаз, белорусские мужички по-своему обсуждали настоящее положение дел и принимали свои средства к борьбе с врагом. Здесь среди них мы встречаемся с первыми героями партизанской войны… Стоило только отдельным французским солдатам неосмотрительно удалиться в сторону от движения армии, как они попадали в руки крестьян; расправа с ними была коротка: их беспощадно убивали».
Не менее беспощадно белорусские крестьяне расправлялись с имениями своих помещиков-поляков, поддержавших Наполеона. Непосредственный участник Отечественной войны 1812 года А. Х. Бенкендорф вспоминал: «Дворяне этих губерний Белоруссии, которые всегда были поддонками польского дворянства, дорого заплатили за желание освободиться от русского владычества. Их крестьяне сочли себя свободными от ужасного и бедственного рабства, под гнётом которого они находились благодаря скупости и разврату дворян; они взбунтовались почти во всех деревнях, переломали мебель в домах своих господ, уничтожили фабрики и все заведения и находили в разрушении жилищ своих мелких тиранов столько же варварского наслаждения, сколько последние употребили искусства, чтобы довести их до нищеты».
Помимо народных ополченцев, уроженцами Белоруссии были десятки тысяч рекрутов, несших боевую службу в рядах русской армии. Сформированные на Витебщине четыре полка 3-й пехотной дивизии защищали на Бородинском поле знаменитые Багратионовы флеши, а 24-я дивизия, состоявшая из крестьян Минской губернии, храбро сражалась у батареи Раевского. Таким образом, отрицая отечественный характер войны 1812 года, белорусские «смердяковы» вырывают героические страницы из истории Белой Руси.
Патриотическая общественность Белоруссии по мере сил пытается противостоять антирусскому (и, соответственно, антибелорусскому) историческому ревизионизму. Так, в 2012 году участники прошедшей в Бресте международной конференции «Отечественные войны Святой Руси» приняли резолюцию, в которой обратились к правительству и Академии наук РБ с просьбой вернуть в белорусские учебники истории и научный оборот термин «Отечественная война 1812 года». Однако эта попытка восстановить историческую справедливость не увенчалась успехом — из Академии наук пришёл отрицательный ответ на обращение участников конференции. Примечательно, что один из авторов сего ответа, кандидат исторических наук
Наглядный результат деятельности работников белорусской идеологической вертикали выглядит вот так: 1 декабря 2014 года интернет-издание «Мой Полоцк» сообщило, что «в Витебской области вандалы разбили мраморную плиту на памятнике русскому генерал-майору, герою Отечественной войны 1812 года Кульневу Якову Петровичу (1763 — 1812). Памятник стоит на месте предполагаемой гибели Я. П. Кульнева у деревни Сивошино Полоцкого района». Стоит ли напоминать, что на Украине тоже всё начиналось с разрушения памятников, а продолжилось «второй Хатынью» в Одессе и массовым кровопролитием в Донбассе и на Луганщине?