Шамиль Инсаров. О «Программе работы с соотечественниками» от 19.11.2014 и возможности ее реализации в Белоруссии
19 ноября текущего года Правительство Российской Федерации распорядилось утвердить Программу работы с соотечественниками, проживающими за рубежом, на 2015 — 2017 годы. В свете украинских событий программа должна выгодно отличаться от предыдущих программ по работе с соотечественниками. Тем более, что верными Русскому Миру на Украине остались в первую очередь те, кого «профессиональные русские», прикормленные в украинском филиале Россотрудничества, всеми силами старались изжить. Нужно признать, что работа с соотечественниками на Украине потерпела полное фиаско. Это самое фиаско было бы в любой другой постсоветской республике, случись там события, подобные украинским.
Изменилось ли отношение России к соотечественникам, проживающим за рубежом? Приняла ли Россия вызовы и как отреагировала на них? Почитаем Программу, чтобы ответить на эти вопросы.
Сразу опустим все стандартные мероприятия, типа проведение всемирных конгрессов соотечественников и прочих формальных упиваний собственной значимостью. Этому посвящен первый раздел Программы. Если говорить честно, то все, что там перечислено — пустое голословие и переливание из пустого в порожнее. Конечно, в 2015 — 2017 годах будут тыкать пальцами в Украину и говорить об угрозе нацификации, но ведь эта угроза появилась не вчера, российские соотечественники каждый раз накануне 9 мая говорят про такие угрозы. Скажут и в 2015 году, и позже. Ничего от этого не изменится. Будут ли российские соотечественники говорить о своих проблемах? Будут, конечно. Но проблемы, которые поднимаются сейчас и поднимутся позже, не являются коренными. Соотечественники не в состоянии сообразить, что корень современных проблем находится в бездарном расходовании денег на как будто бы мероприятия, якобы поддерживающие Русский Мир. Не верю, что кто-то из соотечественников скажет, что вся деятельность «профессиональных русских» ничего не дала для создания положительного имиджа России. Вспомним хотя бы празднование юбилея Отечественной войны 1812 года в Белоруссии, когда и Россотрудничество, и российские соотечественники оплатили русофобские конференции, на которых звучала антироссийская риторика. Пиком всего этого стало награждение российской общественной наградой человека, который был инициатором запрета термина Отечественная война 1812 года. Для не понявших ещё раз обращу внимание: человек, который запретил термин Отечественная война, получил российскую общественную награду за большой вклад в дело популяризации событий 1812 года. Кто-нибудь из соотечественников или чиновников Россотрудничества потрудился проверить, что по поводу 1812 года говорил и писал награждаемый? Признают ли белорусские соотечественники свой полный дилетантизм? Посыплют ли себе голову пеплом и уйдут навсегда из соотечественников? Ответ тут простой. Нет. Никто не хочет добровольно терять кормушку. А разогнать эту свору Россотрудничество тоже вряд ли решится. Ведь тогда придется признать, что до этого времени российские чиновники на российские деньги взлелеяли когорту людей, неспособных к простой аналитической деятельности, неспособных внимательно изучить то, что пишут люди, которых потом Россотрудничество награждает. Сомневаюсь, что кто-нибудь из чиновников Россотрудничества скажет: «Давайте разгоним профессиональных русских и будем искать нормальных людей».
Отдельной ноткой для белорусской ситуации с соотечественниками звучит пункт, посвященный «расширению взаимодействия соотечественников с… Русской Православной Церковью». Почему? Да потому что ключевые роли среди русских деятелей в Белоруссии уже давно заняты неоязычниками. Обратите внимание, я говорю не о постах, а о ролях. Пост может быть и ключевым, но человек, его занимающий, может и ничего не решать, а быть поставленным на этот пост ради создания некоего положительного имиджа. А вот контролируют его неоязычники. Русско-белорусские неоязычники готовы будут и с православными сотрудничать. Мне рассказывали, что неоязычники готовы перед входом в православный храм и крестные знамения на себя накладывать, и кланяться. От кормушки никому не хочется отлучаться. И если Церковь попытается работать с неоязычниками, прикрывающимися парой-тройкой затесавшихся рядом православных, выглядеть это будет странно. Представьте, молодежь сначала по лесам голая через костры скачет, а потом с батюшками обнимается, потому что в МИДе так сказали. А после батюшек опять голыми через костры, чтобы «очиститься» от «неславянской веры». Православная интеллигенция в Белоруссии тоже не станет сотрудничать с соотечественниками, ведь те сами её и выдавили из организаций соотечественников несколько лет назад.
Пунктик про «систему морального поощрения» соотечественников тоже интересно представить на белорусском примере. Выгнал православных из соотечественников — держи орден, поругал — возьми грамоту. А пункт взаимодействия с Православной Церковью как-нибудь своими силами выполнят.
Вторая часть Программы называется «развитие информационного обеспечения соотечественников». И начинается эта часть перечнем исследований о состоянии соотечественников. Про Белоруссию можно сказать, что состояние соотечественников напоминает жизнь паразитов, которые делают вид, что что-то создают, а на самом деле занимаются упрощёнными видами самодеятельности.
Содействие организациям соотечественников в создании виртуальных музеев и книг памяти в канун 70-летия Победы вообще превратится в показуху. Что сделают соотечественники? Надёргают информации из интернета и других источников и отчитаются о создании музеев и книг памяти. Творчества в этих телодвижениях мало, логики тоже не очень много, а вот пафоса и саморекламы будет через край — «Мы сделали!», «Мы помним!». Сделать-то сделали, но ведь реально весь собранный материал вышел благодаря трудам других, не соотечественников, соотечественники лишь паразитнули немного. В Минске есть организация блокадников Ленинграда, вот их будут эксплуатировать по полной. Подписка у соотечественников всегда была хлебным полем. Бабушки-старушки — основной костяк соотечественников массово выписывают себе журнальчики про здоровьице, как примочки делать, какие заговоры на чём наговаривать и так далее. Мне будет лично очень интересно посмотреть, как будет работать механизм «оказания содействия зарубежным русскоязычным средствам массовой информации», заявленный в Программе. В Белоруссии нет ни одного издания, выпускаемого соотечественниками, которое хоть как-то было популярно или вообще известно. До половины объема таких газет и журналов занято перепечатками из интернета и других СМИ. Да и не брезгуют соотечественники передирать материал у тех, кого ранее выгнали из своих рядов за последовательную православную позицию и интеллект. Иногда даже авторства не указывают. Не по-неоязычески это — православных печатать. Есть ли смысл России тратить деньги на такие издания? Создание новых газет и журналов тоже не вариант, потому что руководить ими будут люди из той же когорты соотечественников.
Третья часть программы охватывает очень широкий круг вопрос гуманитарной сферы — «Развитие образовательных, культурных, научных и религиозных связей с соотечественниками, содействие сохранению российской духовной, культурной и языковой среды в русскоязычных общинах соотечественников». И сразу же Программа предлагает обеспечить «учебной, методической, научно-популярной, справочной и духовно-нравственной литературой». Обращаю внимание, что в списке нет научной литературы, есть только научно-популярная. Для Белоруссии ответ на вопрос «почему так получилось?» однозначен. Нет в среде российских соотечественников в Белоруссии людей, способных освоить научную литературу, всех давно выдавили. А сейчас правит бал в виде «интеллектуального слоя» дремучее, невежественное неоязычество. Показательно, что научная литература не запланирована даже для российских центров науки и культуры. Оцените, для центра НАУКИ и культуры предлагается только научно-популярная литература, не научная. О чем это говорит? Если мидовская Программа научную литературу не учитывает, значит и работники центрального аппарата понимают, что научную литературу соотечественники не освоят? Так что ли?
Программа предлагает содействовать гастролям самодеятельных коллективов. Хорошо. А кто-нибудь за качеством работы этих коллективов будет следить? Или что они поставят, то и привезут на гастроли? Если все будет происходить по принципу: в каждой стране должен быть свой театр соотечественников, то российская внешняя политика опять получит свою законную долю критики.
Ну и пункт «содействие проведению в России и за рубежом мероприятий, посвящённым памятным датам российской истории…» для белорусских реалий звучит антироссийски. Привожу пример. В 2012 году отмечались юбилеи образования Русского государства и Отечественной войны 1812 года. Оба этих юбилея в исполнении российских соотечественников, местного Россотрудничества и приглашенных ими антироссийски настроенных белорусских ученых превратились в критику и даже оскорбление России и ее истории. То есть проводить в Белоруссии научные мероприятия соотечественники не в состоянии (страдает интеллектуальная составляющая, да и обычная логика не на высоте), они могут лишь воспроизводить неоязыческие перепевки. Ну, иногда пригласят кого-нибудь. Всё. На этом заканчивается. После позора научных мероприятий 2012 года как-то хило прошло празднование 300-летнего юбилея царской династии, заканчивается 2014 год — год 100-летия с начала Первой мировой войны, а соотечественники никакого научного мероприятия не провели. Так, пародии на научный круглый стол. Да, правда, успели присосаться к белорусским научным мероприятиям. Но послали ли от Россотрудничества кого-нибудь из ученых-нерусофобов или просто чиновники поучаствовали в мероприятиях, я не знаю. Скорее всего, никого объективно настроенного Россотрудничество на эти конференции не послало, ведь напомню, что интеллектуальная элита была выдавлена из соотечественников несколько лет назад. И опять может возникнуть ситуация, когда Россотрудничество принимает участие в конференции как организатор, а на конференции в виде докладов будет звучать сплошная русофобия. К 70-летнему юбилею Победы соотечественники что-нибудь проведут. Про Победу написано много, читать соотечественники умеют. Они привычные говорить широко, потому что говорить конкретно им не позволяет отсутствие образования и исследовательского опыта. Так что как-нибудь перед начальством отчитаются.
И как соотечественники будут заниматься сохранением научного и культурного наследия русского зарубежья? Об этом тоже в программе написано. Сохранение наследия в наших условиях это что? Мне кажется, в первую очередь, это переиздание тех трудов, которые научные и культурные деятели создали. Но для издания нужны ученые, знакомые с научной обработкой материала. Опять замкнутый круг. Ведь соотечественники в Белоруссии уже давно отдалили от себя всех ученых. Для работы они могут привлекать белорусских исследователей, но опыт проведения конференций с ними говорит, что комментарии к изданиям трудов будут антироссийскими.
Четвертый раздел называется на удивление кратко «Меры по поддержке молодых соотечественников и их объединений». Вот тут не буду даже по пунктам разбирать перечень мер. Тут скажу, что этот раздел написан как по заказу белорусской оппозиции. Дело в том, что главная молодежная организация соотечественников Белоруссии воспринимается однозначно как «русская националистическая организация, связанная с Москвой». На её спортивных мероприятиях до своего ареста присутствовал и Максим Марцинкевич, печально известный под прозвищем Тесак. Хаживал к ним и Сергей Коротких по прозвищу Малюта. Кто не вспомнит, где слышал это прозвище, напомню. Малюта сейчас воюет в карательном батальоне «Азов» и недавно получил украинское гражданство из рук Порошенко. Вот такие в Белоруссии молодые соотечественники и их друзья. Они, правда, пообтесались, сейчас выглядят более прилично, говорят как будто правильные вещи, но ведь нутро-то никуда не делось. Данные молодые люди питают похвальную любовь к спорту. Они не раз организовывали всевозможные спортивные турниры. Но турниры попахивали их идеологическими пристрастиями. Если хотите проверить, поищите, как проходил в Минске турнир по «русскому жиму» 3 мая этого года. Посмотрите фотографии с этого турнира. А если пошарите на просторах интернета, найдете и другие доказательства того, что молодежь российских соотечественников имеет конкретную идеологию, не очень вписывающуюся, иногда даже противоречащую тому предложению, которое Россия внесла недавно в ООН. Если кто-то не помнит, напомню, Россия предложила запретить использовать те сюжеты, которые восхваляют неонацизм. Подытожим. Вся молодежная политика в отношении российских соотечественников в Белоруссии выльется в поддержку неоязычества, замешанного на неофашизме. А это даст повод белорусской оппозиции и далее рассказывать о том, что российский МИД поддерживает национал-радикалов. И в этом белорусская оппозиция окажется права. Права абсолютно. Иного не дано, как говорили древние римляне.
И последний раздел программы посвящен поддержке социально незащищенных слоев соотечественников. В Белоруссии автоматически эти блага получают всевозможные пенсионеры, которых много крутится возле Россотрудничества. Целебные грязи и санатории благостно скажутся на пенсионерской активности, которую Россотрудничество будет показывать как культурную работу.
Что ж, будем делать общий вывод. Программа поддержки соотечественников на 2015 — 2017 годы не предполагает никаких прорывов в работе с соотечественниками. А если применить положения программы на конкретную ситуацию — на положение российских соотечественников в Белоруссии, то получится, что Программу-то и выполнять некому. Любой рапорт о проведении соотечественниками мероприятия стоит серьезно перепроверять, потому что вместо серьезного мероприятия соотечественники все равно устроят фикцию, но фикцию пафосную, с патриотическими заявлениями. Или Программа никуда не годится, или соотечественники. Я почему-то уверен, что именно второе предположение верно. И если с 2015 года в том же Минске останутся те же российские соотечественники, можно сделать железобетонный вывод — украинские события абсолютно никого абсолютно ничему не научили.