Российско-турецкие переговоры 1 декабря, увенчавшиеся соглашением о реализации проекта «Голубой поток-2», не оставили равнодушными европейских чиновников, окончательно, похоже, впадающих в раж антироссийского безумия. Так, генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг (к слову, бывший член Компартии Норвегии), высказываясь на тему отношений с Россией и Турцией, глубокомысленно заметил, что хотел бы, чтобы к антироссийским санкциям присоединилось как можно больше стран. А спустя несколько дней после визита российского президента в Турции срочно высадилась группа высокопоставленных европейских чиновников во главе с преемницей «красотки Эштон», госпожой Федерикой Могерини. Помимо неё, в состав делегации вошли комиссар ЕС по европейской политике и добрососедству (!) Йоханнес Хан и еврокомиссар по гуманитарной помощи и управлению кризисами Христос Стилианидис.

Напомним, бывшего министра иностранных дел Италии накануне её назначения «министром иностранных дел ЕС» некоторые наблюдатели, неизвестно на каких основаниях, усиленно подозревали в «пророссийских симпатиях». Возможно, это действительно так на уровне потаённых личных чувств эффектной итальянки, однако, как ключевой функционер Евросоюза она просто обязана без колебаний отстаивать генеральную линию этой организации, которая заключается в максимальной изоляции России — пусть даже это будет во вред самим европейским странам. Как говорится в России, «назло бабушке отморожу уши». Ну да кто же будет смотреть на такие мелочи, когда на кону — «евроатлантическая солидарность»?

Словом, экстренная высадка европейского десанта в Турции была настолько предсказуемой, что даже скучно. Равно как и цели визита, озвученные накануне через «информированный брюссельский источник» посредством в том числе агентства Reuters. Так, госпоже Могерини предписывалось разузнать у турок детали визита президента России и вновь зафиксировать роль ближневосточной страны в реализации альтернативных России энергетических проектов, о чём рассуждал пару недель назад на берегах Босфора вице-президент США Джо Байден. Также, в полном соответствии с традициями западной дипломатии, визит Могерини был призван актуализировать российско-турецкие разногласия по Украине (включая Крым и «татарский вопрос») и особенно по Сирии. Таким образом, преследовалась цель посеять между Москвой и Анкарой новое недоверие и в конечном итоге,затормозить реализацию двусторонних проектов в экономической сфере. И уж, во всяком случае, не допустить в российско-турецких торговых сделках перехода на национальные валюты этих стран.

И, наконец, самое главное: в Брюсселе жёстко настаивают на поддержке Анкарой антироссийских санкций, являющихся, напомним в который уже раз, незаконными и нелегитимными. В случае, если в Анкаре это делать откажутся, насколько можно понять, был предусмотрен «страховочный вариант»: постараться договориться с правительством и президентом страны, чтобы они не использовали ответные российские санкции против европейцев в целях замещения турецкими продуктами освобождающихся ниш.

В качестве «морковки» за отказ следовать национальным интересам страны, как и предполагалось, было предложено ускорение переговоров о вступлении Турции в Европейский союз, которые ни шатко ни валко ведутся с 2005 года с результатом, близким к нулевому. В опубликованном на сайте Еврокомиссии (исполнительный орган ЕС) пресс-релизе прямо так и сказано: мол, «этот объединенный визит призван показать важность Турции для Евросоюза как страны — кандидата в ЕС, а также как ключевого партнера и соседа со стратегическим расположением и динамичной экономикой». В Брюсселе готовы ускорить решение вопроса о принятии Турции в свои ряды, заявил 8 декабря Йоханнес Хан. Он отметил, что для вступления в ЕС Турции необходимо провести ряд реформ в отношении законодательства и прав человека, однако, оказывается, этот процесс может быть завершен в более краткие сроки. «Еврокомиссия и все наши члены сделают все возможное, чтобы его ускорить», — заверяет Хан. При этом действующий глава Еврокомиссии господин Юнкер ранее заявлял, что в ближайшие пять лет Евросоюз так или иначе не сможет принять в свой состав ни одной новой страны. Сначала, дескать, он должен окрепнуть после долгового кризиса и стать более сплоченным. И вот — новый поворот. Что называется, почувствуйте разницу…

Судя по всему, важным сюжетом визита европейских функционеров в Турцию стали переговоры с премьер-министром Ахметом Давутоглу (после чего он, кстати, вылетел в Варшаву, где вместе с Дональдом Туском принимает участие в праздновании 600-летия установления дипломатических отношений между Польшей и Турцией). Насколько можно понять, помимо практических вопросов возобновления переговоров о членстве Турции в ЕС, в ходе этой встречи обсуждались также некие «совместные стратегии» в сопредельных странах, в основном на Ближнем Востоке и на Украине. По мнению турецкого премьера, визит был важен ещё и потому, что он позволил провести интенсивные консультации между новой командой Европейского блока и сформированным недавно правительством Турции, и достигнуты договорённости о постоянном характере консультаций. Давутоглу также сказал о своём визите в Брюссель, который предстоит в январе 2015 года. Турция далеко не всегда является лёгким партнёром, однако она исторически была неотъемлемой частью Европы («около 50 процентов оттоманских земель находилось в Европе»), в том числе в сфере безопасности, утверждает небезызвестная Аманда Пол. Напоминая о «неоосманских» амбициях турецких лидеров, которые могут простираться не только на Балканы, она с тревогой констатирует недостаточную враждебность Турции по отношению к России и призывает разработать некую «дорожную карту», призванную вернуть страну «обратно в Европу». При этом предлагается решение проблем Турции в рамках ведущихся переговоров по формированию зоны Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства. Против кого предлагается дружить — вполне понятно…

Думается, вопрос о том, попадётся ли турецкое руководство и президент Эрдоган в ловушку, которую ему способен расставить Запад, вполне уместен. Судя по публичным высказываниям, такого желания в Анкаре всё же нет. По мнению главы государства, если бы Турция не «взяла под контроль» протестные выступления в парке Гези в Стамбуле, ее постигла бы судьба Украины и Египта. Как известно, массовые беспорядки в Киеве и последовавший государственный переворот фактически привели к распаду государства в границах, доставшихся ему от Украинской ССР. «Что произошло бы, если бы Гези-протесты не были взяты под контроль и мы бы сдались перед лицом уличного насилия? Ответ на этот вопрос был дан в Египте и на Украине. Уличные протесты на Украине открыли дорогу к разделению страны», — заявил Эрдоган, выступая в Стамбуле перед влиятельными бизнесменами. Связь между экономикой и политикой здесь более чем очевидна: на Украине именно намерение президента Януковича отложить подписание соглашения о евроассоциации стало спусковым крючком к запуску механизма, приведшего к насильственной смене власти. В свою очередь, западные стратеги, активизировав новую серию «евроинтеграции» Турции, попытаются торпедировать российско-турецкие отношения, в поступательном развитии которых заинтересована значительная часть общества (бизнес, интеллигенция, деловые круги как в мегаполисах, так и во многих провинциях, включая, кстати, и курдонаселённые).

Сложные проблемы турецкого общества, ставшие ещё сложнее вследствие «арабской весны», могут быть использованы, в случае нежелания руководства страны следовать по пути Болгарии, в целях организации массовых протестов по примеру истории с парком Гези и всего того, что за ней последовало в 2013 году — включая демонизацию главы государства «глобальными» СМИ. Благодаря решительной позиции Эрдогана анархии и хаоса удалось не допустить, а число погибших не превысило десяти человек. Это разительно контрастирует с трагическим опытом стран, где государственные перевороты удались, — количество их жертв исчисляется тысячами и даже десятками тысяч человек, государственные структуры оказались разваленными, а огромные территории — непригодными для жизни. Аналогичный сценарий для Турции был бы чреват катастрофой, в том числе и для соседних стран.

При этом следование в вопросах развития сотрудничества с Россией «евроатлантическому» курсу вовсе не является гарантией от очередного «майдана». Ведь в том, что касается позитивной повестки дня и экономических преференций, которые ЕС мог бы предоставить Турции взамен на присоединение её к антироссийским санкциям, возможности европейцев весьма ограничены. Пока что, помимо красивых слов, они просят у Анкары содействия в своей «странной войне» с «Исламским государством» и обещают помощь на обустройство сирийских беженцев — ради чего Хан и Стилианидис прокатились даже в приграничную провинцию Газиантеп…

Конечно, Турция будет стоять перед сложным выбором, особенно если предположить, что в случае дальнейшей неуступчивости Запад возьмётся за своего ближневосточного союзника всерьёз. Пока же имеются все основания предполагать, что Анкара вряд ли будет поддаваться мелкому шантажу своих европейских «союзников». Так, министр энергетики и природных ресурсов Танер Йылдыз заявил, что Турция не станет делать выбор между Россией и ЕС. По его словам, страна развивает внешние связи с учётом как собственных, так и обоюдных интересов. «Как сопредседатель российско-турецкой смешанной экономической комиссии могу сказать, что Турция стремится увеличить экспорт сельхозпродукции. Россия для нас значит больше, чем просто одна из соседних стран», — заявил он, добавив также, что в Анкаре не видят проблем в реализации совместных с Россией проектов, имея в виду новую газотранспортную систему и строительство АЭС «Аккую» в провинции Мерсин. Что же касается сотрудничества в энергетической сфере, то сближение с ЕС очевидным образом уменьшит самостоятельность Турции в этом вопросе, так как она будет вынуждена, подобно Болгарии, следовать не всегда, мягко говоря, выгодным для неё правилам «третьего энергетического пакета».

Несмотря на то, что Брюссель пытается убедить Анкару в рискованном характере российско-турецкого сотрудничества, в реальности дело обстоит ровно наоборот. Конечно, в Турции прекрасно понимают, что и кто в действительности стоит за любезностями, улыбками и поклонами европейских посланцев. И потому вряд ли согласятся обменять реальные возможности на маловразумительные обещания и опасные авантюры.