Кто загоняет Эрдогана в «глухую оборону»
Еще недавно западные СМИ создавали имидж Турции как «самого влиятельного государства на Ближнем Востоке, партнера США и несомненного претендента на право ассоциативного членства в Европейском союзе». Несомненно, Турция за период правления Партии справедливости и развития достигла заметных достижений в экономическом развитии, стала проводить на многих направлениях демократические преобразования. Однако в последнее время, особенно с момента переноса эпицентра феномена «арабской весны» с Африканского континента в сторону Сирии, в Турции стали происходить события, последствия которых еще только начинают сказываться на внутриполитическом положении страны. Я имею в виду, прежде всего, вспыхнувшие летом прошлого года массовые волнения в парке «Гези», вызвавшие волну протеста по всей стране, а также антикоррупционный скандал 17 декабря. Вслед за этим был не только сорван переговорный процесс по интеграции Турции в ЕС, но и начались реформы в правовой системе, которые на Западе оценивают как «антидемократические» и как «возврат в свое прошлое одиннадцатилетней давности». Более того, президента страны Эрдогана, который свою борьбу против главы Сирии Башара Асада мотивирует стремлением «претворить в жизнь принципы демократии», Financial Times уже сравнивает с бывшим главой иракского правительства Нури аль-Малики и президентом Египта Абдул-Фаттахом ас-Сиси, заявляя, что «Эрдоган дрейфует в сторону формирования в стране автократического режима».
Недавно «Фридом Хаус» внесла Турцию в список стран, в которых отсутствует свобода слова. Как пишет в этой связи известный турецкий журналист и публицист Фатих Алтайлы, «показатели ухудшения в этой сфере вызывают чувство стыда гораздо большее, нежели бы подобная динамика была отмечена в сфере экономики». Помимо этого, стали резко звучать критические выступления в адрес власти и со стороны некоторых турецких высокопоставленных чиновников. Так, председатель совета судей и прокуроров Ахмет Хамсиджи заявляет: «Осуществляется постоянное запугивание прокуроров и судей. Судебная система страны превратилась в рычаг влияния власти, что вызывает опасения за каждый шаг и лишает надежды на торжество закона и справедливости. Осуществляется ежеминутное запугивание и устрашения, что позволяет власти узурпировать власть и держать в страхе всех подчиненных». Хамсиджи делает вывод: сегодня Турция переживает непростую ситуацию, когда от власти приходится ждать «самых непредвиденных решений».
Понятно, что такими заявлениями активно пользуются оппозиционные партии, которые в преддверии парламентских выборов заметно активизировали политическую атаку на правительство, требуют предания гласности результатов парламентского расследования «по факту превышения должностных полномочий бывшего премьер-министра». Вот как комментирует ситуацию доктор политологии Али Казанджигиль: "Еще недавно звучали заявления, что опыт Турции может послужить примером для многих стран. И в одночасье все изменилось, Турция стала превращаться в одну из стран третьего мира, отдаляясь от Америки и Европейского союза, возвращаясь к прежней точке отсчета. Турция неоднократно оказывалась в условиях военного переворота, а с 17 декабря 2013 г. фактически переживает «ползучий переворот». Авторитетные европейские политологи констатируют, что «сегодня вопрос о вступлении Турции в Европейский союз даже не рассматривается».
Отметим еще один момент. Если раньше на Западе либо молчали, либо только мельком упоминали о том, что "Турция оказывает помощь джихадистам из «Аль-Каиды», то сейчас США говорят об этом громко и открыто. В свою очередь, Эрдоган всех несогласных с его политикой объявляет "изменниками родины, представителями так называемого параллельного государства, и, по словам почетного президента Верховного суда Сами Сельчука, откровенно намекает на «попытку осуществления государственного переворота». Именно по этой причине в стране происходит «охота на ведьм». Плюс к этому проявляются и признаки раскола в правящей Партии справедливости и развития. Так, на днях министр культуры Турции Эртугрул Гюнай заявил следующее: «С уверенностью могу сказать, что представители Партии справедливости и развития во многом не одобряют политику партии». Министр Али Бабаджан отмечает: «К сожалению, мы не смогли следовать демократическим принципам и не стали демократическим государством». Не молчат и «отверженные». Бывший министр внутренних дел Турции Идрис Наим Шахин считает, что «власть в стране оказалась в руках олигархов, которые подменили руководство партии».
Одним словом, в Турции на момент ее нового разворота во внешней политике заметно обостряется внутренняя политическая борьба, исход которой пока не представляется очевидным. Эксперты предполагают, что с началом нового года в информационное пространство страны будут вбрасываться новые криминальные истории с самыми невероятными сюжетами. Так что правящая партия и лично президент Эрдоган оказались в «глухой обороне», выбраться из которой будет невероятно сложно.