Президентские выборы этого года явились не просто заменой одного президента на другого, пишет Puterea. Имеется ряд симптомов, указывающих на коренные изменения. Избрание на самую главную должность в государстве человека, принадлежащего к меньшинству, составляющему менее 1% населения Румынии, само по себе важное событие. Этот факт демонстрирует степень терпимости в нашем обществе, о которой мало кто подозревал. Особенно в контексте антагонизма политических войн последних 4-5 лет.

Победа «немца» Йоханниса, подвергшегося яростным нападкам в ходе предвыборной кампании как относительно своей религии, так и национальности, показала, что избиратели могут выйти за рамки примитивных националистических лозунгов, типа «горжусь тем, что я румын», выбирая личность, а не образ, продолжает Puterea. Румыны доказали исключительную политическую зрелость, что отметила даже иностранная пресса, которая представила результаты выборов в Бухаресте как повод для оптимизма и пример для всей Европы. Возможность получить новый образ нации, которая учится на своих ошибках и находит свой собственный путь, — само по себе существенное изменение для Румынии, которая больше привыкла к гонениям, чем аплодисментам.

Безусловно, здесь, в двух шагах от России и в современных международных условиях, выборы не могут рассматриваться только как сугубо внутреннее дело, пишет Puterea. После победы Йоханниса Запад, конечно, вздохнул легче. Находящаяся в двух шагах от «российского» Крыма, в окружении Украины, одержимой гражданской войной, Сербии и Болгарии, пребывающих в вечном долгу перед «Газпромом» и напуганная капризами Москвы на пороге зимы, а также Венгрией, ведомой в тупик великим «Виктатором» Орбаном, Румыния получила, наконец-то, геополитическое значение, которого хотела.

Нам всегда говорили, что мы находимся на перекрестке дорог, в географическом месте, полном возможностей, но до сих пор у нас не было оснований действительно в это верить, продолжает Puterea. Кризис на Украине, развернутый возрожденными амбициями России, и сильнейшее отклонение от демократических норм Венгрии Орбана, не воспринимаемой сегодня Евросоюзом и США, повысили значимость Румынии в регионе. Виктор Понта, хоть и декларативно называл себя врагом Виктора Орбана, через свои политические жесты и ряд утверждений, сделанных в ходе предвыборной кампании, дал понять, что разделяет некоторые из его идей в части нелиберального управления государством. Тот факт, что румыны отказались от «модели Орбана», возымеет последствия за пределами границ страны. Увеличиваются шансы на следование согласованной позиции ЕС по отношению к России.

Пример Румынии может воодушевить на демократический путь и другие страны в регионе, пишет Puterea. 30 ноября за Прутом пройдут парламентские выборы, которые имеют поворотное значение для Республики Молдова. И, как показывают последние опросы, там есть потребность в искре, которая выведет людей на голосование и остановит коммунистов. Чтобы свет не проливался больше с Востока! — подводит итог издание.

Как изменится внешняя политика Румынии после избрания Клауса Йоханниса? — пишет Cotidianul. Это, вероятно, самый важный вопрос, которым задались политологи и европейские, американские, а также российские лидеры, узнав, кто будет управлять Румынией в течение ближайших пяти лет. Вопрос вполне уместен, поскольку до недавнего момента имя Йоханниса было известным в основном в немецкой общине и только благодаря его работе в органах местного самоуправления, и никогда не получало огласки в связи с крупными дебатами по вопросам внешней политики. В этом вопросе можно также расслышать некоторое беспокойство, учитывая сегодняшний контекст (щепетильная ситуация на Украине, ухудшающиеся отношения между Россией и Западом, то есть США и Европейским союзом, так называемое «предательство» Болгарии, отчасти и Венгрии, в частности по «Южному потоку»). В этот же деликатный контекст можно включить действия премьера Виктора Понты по оси Бухарест-Пекин, и соответственно встревоженность румын относительно нынешней международной ситуации и их желание как можно сильнее дистанцироваться от России.

На данный момент у нас есть президентская предвыборная программа и заявления о том, что НАТО, США и ЕС без сомнения являются столпами, на которых стоит внешняя политика Румынии, продолжает Cotidianul. Кроме того, касательно сложных дел, в частности отношений с Украиной и Россией, решения будут приниматься вместе с партнерами по НАТО и ЕС, заявил Йоханнис во время избирательной кампании.

Происхождение будущего главы румынского государства и некоторые его заявления о внешней политике, таким образом, дают понять, что Румыния сохранит нынешний курс с небольшим нюансом, который может стать важным: румыно-немецкие отношения могут вступить в эру процветания, пишет Cotidianul. Канцлер Германии Ангела Меркель была в числе первых европейских лидеров, которые поздравили Йоханниса с победой на выборах, отметив, что Германия останется «надежным партнером» Румынии. Кроме того, Меркель направила письмо в поддержку кандидатуры Йоханниса и во время избирательной кампании. Еще один важный европейский лидер Франсуа Олланд поспешил пригласить нового избранника Бухареста с официальным визитом в Париж, после вступления в должность главы государства.

Куда же совершит Йоханнис свой первый зарубежный визит? — продолжает Cotidianul. Это символический жест, и предположительно к моменту его прихода во дворец Котрочень (президентский дворец в Бухаресте — ИА REGNUM) новый румынский лидер уже получит несколько интересных приглашений. Так в Париж или в Берлин? Скорее всего, в Кишинев, куда Клаус Йоханнис уже получил приглашение от молдавского президента Николая Тимофти (Кишинев Йоханнис посетил по приглашению Тимофти 28 ноября, но с неофициальным визитом, еще до инаугурации, и с целью поддержать проевропейские партии на выборах в парламент Молдавии 30 ноября — прим. ИА REGNUM). Почему? В своей предвыборной программе Йоханнис отметил, что «стратегическое партнерство по включению Республики Молдова в европейское пространство является главным политическим императивом».

Как далеко можно зайти в этом определении? — пишет Cotidianul. Какой будет роль Румынии в политике расширения Европейского союза? Будем ли мы придерживаться направления, заданного Траяном Бэсеску, получит ли эта роль новый импульс, или Йоханнис придаст ей свои нюансы? Наши ожидания связаны с повышением эффективности поддержки европейского пути Кишинева со стороны Бухареста. Большие достижения в этом вопросе, зачастую с предвыборным привкусом и потому получившие широкую огласку, необходимо удесятерить, и ожидается, что новая администрация Йоханниса создаст отдел, работающий исключительно по таким досье, как «Республика Молдова» и соответственно «Диаспора».

Очевидно, что Румыния не может действовать самостоятельно (и не стремится к этому) в области внешней политики и расширения ЕС, продолжает Cotidianul. Конечно, проект внешней политики Румынии «при Йоханнисе» лишь прорисовывается в эти дни и будет зависеть в том числе от личности советника по вопросам внешней политики, которого выберет новый президент. Но, вполне вероятно, что Йоханнис будет решительно ратовать в пользу расширения ЕС, по крайней мере, для Республики Молдова. Он это пообещал, этого хотят большинство румын и, что немаловажно, в этом ему поможет Германия (в письме Ангелы Меркель, канцлер Германии прямо заявила, что «крайне важным является сотрудничество между Бухарестом и Кишиневом для поддержки европейского пути Республики Молдова»).

Правда еще и в том, что как Румыния, так и США и ЕС нуждаются в том, чтобы новый президент однозначно высказался относительно сохранения роли Бухареста в европейской конструкции, пишет Cotidianul. И, более того, необходимо чтобы Румыния начала действовать немного более аргументированно в выражении своей точки зрения. Клаус Йоханнис (и Румыния вместе с ним) получает возможность воспользоваться народным энтузиазмом, который разделяют, впервые столь явно, и румыны из диаспоры. Это энергия, которую можно использовать, причем очень быстро. Сомнения должны быть развеяны установкой четких целей в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Такие досье, как Шенген, Молдавия, Украина, Сербия, Косово и т.д. — лишь некоторые из тех, по которым Йоханнис просто обязан сыграть хорошо — уверенно и предсказуемо. А такие крупные проекты, как, например, выстраивание оси Бухарест-Пекин, инициированное Виктором Понтой, может немного и подождать, подводит итог издание.

Пребывание в Котрочень избранного президента Клауса Йоханниса может быть более стабильным, предсказуемым и лучше организованным, чем у его предшественника, пишет Romania Libera. Но сможет ли Йоханнис сработаться со структурами государственной безопасности? Сможет ли избежать капканов, которые будут расставлены для него? Сможет ли остеречься «отравленных подарков»? Сможет ли вовремя вычислить дезинформацию? Кто поможет Йоханнису не закончить в окружении «капиталистических кланов» как это было с Ионом Илиеску (первый президент посткоммунистической Румынии, в настоящее время — почетный председатель Социал-демократической партии — прим. ИА REGNUM)? Сможет ли он не впасть в депрессию, как экс-президент Эмиль Константинеску, которого «победила» система, и не остаться одиноким и изолированным, как Траян Бэсеску?

Пока что Йоханнис — просто успешный мэр, который превратил трансильванский город Сибиу в туристическое местечко, продолжает Romania Libera. Он никогда не имел дело лицом к лицу с структурами государственного уровня. Он не проводил свои дни в вечном шахматном поединке с профессионалами, которые либо могут помочь попасть туда, куда ты наметил, либо могут выбросить тебя за борт, как политический труп, в котором больше никто не нуждается. Возможно, Клаус Йоханнис подозревает каково это находиться в одной клетке с дикими животными, но вряд ли он представляет себе каково это быть в окружении холодных крыс, скользких и коварных, которые заползают тебе под рубаху и в брюки, чтобы стать с тобой одним целым, в конечном счете превращая тебя в таких же как они. Даже человек корректный и умеющий дистанцироваться, чтобы не вступать в их игры, может запятнаться. Как показывает история, даже Эмиль Константинеску, в то время считавшийся самым честным из румынских лидеров, не избежал этого, после того как подтвердилось, что его сын был вовлечен в громкие коррупционные скандалы.

Искусство компрометации является частью местных политических традиций и необходимым инструментом в руках тех, кто хочет сделать президента марионеткой, пишет Romania Libera. Поэтому Йоханнис нуждается в помощи квалифицированных «техников» и верных людей, которые будут его «прикрывать», которые знакомы со средой, окружающей ведущего политика Румынии, заслуживающих доверия людей, которые сами родом не из этого внутриполитического болота. Кроме того, Йоханнис должен разработать стратегии для внутренней и внешней политики на ближайшие пять лет. Чтобы это сделать Йоханнис нуждается в правом правительстве, свежем, не включающем «бывших в употреблении» политиков, и привлечении европейских фондов, чтобы перезагрузить крупные инвестиции.

Германия сможет серьезно помочь в этом пункте, в том числе советниками, которые научат новое правительство, как использовать брюссельские фонды на благо страны, продолжает Romania Libera. Оставшись на стратегической оси Бухарест-Вашингтон, Румыния сейчас имеет возможность вернуться в европейскую политику, и главное, построить на реалистичной основе отношения с Республикой Молдова. Фактически, Ангела Меркель была первым западным лидером (после провала решения ОБСЕ в 1999 году), который в 2010 году попросил Россию вывести свои войска из Приднестровья, давая понять, что Германия заинтересована в этой зоне (Германия не являлась и не является участницей ни одного из форматов урегулирования молдавско-приднестровского конфликта. Оперативная группа российских войск (ОГРВ) и российские миротворцы находятся на территории Приднестровской Молдавской Республики в соответствии со статьями 2 и 4 Соглашения о принципах мирного урегулирования молдавско-приднестровского конфликта, подписанного в 1992 году главами России и Молдавии в присутствии президента Приднестровья. Согласно статье 8 данного Соглашения, его действие может быть прекращено либо «по согласию сторон», либо «в случае выхода из него одной из договаривающихся сторон». Несмотря на постоянные попытки подвергнуть сомнению и дискредитации мандат России на выполнение миротворческой миссии и требования вывести российские войска из Приднестровья, звучащие на протяжении ряда лет, о своем выходе из Соглашения о принципах мирного урегулирования молдавско-приднестровского конфликта Кишинев до сих пор не объявил — прим. ИА REGNUM).

В письме, которое Меркель адресовала Клаусу Йоханнису после его победы на выборах, канцлер Берлина «поздравляет от всей души» и обещает Румынии «поддержку советами и действиями на пути важных реформ». Клаус Йоханнис смог бы изменить, по крайней мере, некоторые вещи в Румынии, базируясь на спонтанной популярности последних недель, а также при поддержке Меркель и руководствуясь учениями Фридриха Великого, короля Пруссии с 1740 по 1786, который писал в «Эссе о формах правления» (1781), что тот, кто управляет страной «лишь первый слуга государства, обязанный действовать мудро и возвышаясь над личными интересами, чтобы смочь дать отчет своим гражданам об управлении государством», подводит итог издание.

Впечатляющий рост популярности Клауса Йоханниса абсолютно естественен после победы на выборах, пишет Ziare.com. Каждый из президентов Румынии за последние 25 лет прошел через это благодатное время, когда кажется, что весь мир у твоих ног. В случае г-н Йоханниса эйфория, безусловно, акцентируется обстоятельствами победы, а именно высокой явкой избирателей (64,1% — ИА REGNUM) и сильным отрывом от Виктора Понты (во втором туре президентских выборов 16 ноября за Клауса Йоханниса было подано 54,43% голосов, за его конкурента, действующего премьер-министра Виктора Понту — 45,56% — прим. ИА REGNUM). Тем же этот момент и опасен для чувства реальности.

Каким бы ни был упоительным и головокружительным момент, который сегодня переживает Йоханнис, он не должен забывать ни на минуту, как стал президентом, продолжает Ziare.com. Заслуги его, конечно, значительны, но избранный президент и его команда должны помнить, что выбор от 16 ноября и огромная явка не были, прежде всего, «за Йоханниса». Кто в этом сомневается, пусть посмотрит на весьма скромные соответствующие цифры в первом туре (в первом туре выборов 2 ноября Понта получил 40,44% голосов, Йоханнис — 30,37%, при явке 53,17% — прим. ИА REGNUM). Мобилизовало людей в подавляющем большинстве голосование «против». И не только против Понты. Хотя, конечно, нынешний премьер-министр катализировал гнев и стал его мишенью с именем и лицом. Но, дело не только в нем. Это был голос против СДП, и всего, что это в себя включает, начиная с коррупции и заканчивая подрывом правосудия.

Этот голос также является сигналом для всех политиков о том, что текущее положение дел не может дальше продолжаться, пишет Ziare.com. Вот что должен понять избранный президент Румынии: он получил не столько вотум доверия, сколько миссию. Миссию по полной перезагрузке румынской политической сцены. Что это значит? Это значит новые фигуры, другая система работы, иной тип коммуникации, другие отношения между политическим классом и гражданами. Вряд ли эта Румыния, которая вышла на голосование, хочет иметь еще два года премьер-министром Понту. Вряд ли эта Румыния хочет иметь еще два года безмерный парламент, в котором нашли свое место множество уголовников. Но чего при этом точно не хочет получить Румыния, так это новое «заплаточное» большинство, которое управляло бы страной кое-как до выборов 2016 года.

Чего хочет народ? — продолжает Ziare.com. Скорее всего, чтобы его спросили, чего он хочет. И единственный способ узнать это — досрочные выборы по новому избирательному закону, через сокращение числа депутатов. Народ ожидает быть призванным к избирательным участкам, чтобы перерисовать политическую карту Румынии по совершенно новым координатам. Вряд ли какой-либо из партий нравится эта идея, но игнорировать долго желание народа не получится. Напротив. Волна энтузиазма может в любой момент перерасти в цунами ярости.

Если господин Йоханнис действительно хочет соответствовать ожиданиям, зародившимся одновременно с его избранием, он должен использовать эту волну популярности и доверия, чтобы обеспечить людям эту перезагрузку, независимо от того, насколько болезненным будет этот процесс для всех политических партий, пишет Ziare.com. Таким образом, избранному президенту Йоханнису в ближайшее время предстоит сдать несколько важных экзаменов, результаты которых могут расширить и даже усилить, или, наоборот, быстро рассеять сегодняшнее состояние благодати. Первый экзамен состоит в том, как он будет собирать команду советников. Какие люди, с каким прошлым, будут окружать его во дворце Котрочень? Его выбор прольет свет на его видение, принципы и претензии нового президента. Далее важным является выбор линии, которой будет придерживаться его Национал-либеральная партия. Будет ли это пассивная линия, в комфортном ожидании самоуничтожения Виктора Понты и СДП до 2016 года с риском для экономики, или активная, смелая линия поведения, лицом к народу? Также предстоит выяснить, будет ли проведена внутренняя очистка в самой НЛП для истинного подкрепления политики порядочности и неподкупности.

А после вступления в должность Клаусу Йоханнису предстоит принять по меньшей мере два ключевых решения: назначение нового главы Службы внешней разведки и назначение нового главного прокурора Департамента по борьбе с организованной преступностью и терроризмом, продолжает Ziare.com. Имя и критерии выбора многое скажут о президенте Йоханнисе. У него не так много времени пока эмоциональная волна не начнет ослабевать. Только от Клауса Йоханниса зависит, как быстро пройдет эйфория, как много будет сделано до этого, и как быстро потеряет доверие народа президент, с которым сегодня связанно так много ожиданий, подводит итог издание.