26 октября на территории Украины, подконтрольной хунте, прошли досрочные выборы в Верховную Раду, а 2 ноября на территориях Донецкой и Луганской народных республик прошли выборы глав республик и депутатов парламента. И одни, и вторые выборы были вполне логичны в тех условиях, которые сложились сейчас как на территории Украины, так и ДНР и ЛНР.

Во-первых, и там, и там необходимо было ликвидировать тот вакуум власти, который образовался в последнее время. Во-вторых, эти выборы должны были легитимизировать по факту те новые структуры власти, которые сложились как в Киеве — избрание Порошенко президентом, так и те отряды Сопротивления и новую гражданскую администрацию, которая начала функционировать в провозгласивших независимость республиках Новороссии.

Только если в ДНР и ЛНР эти процессы шли по восходящей от полного хаоса и атаманщины к восстановлению порядка, то в Киеве и на подконтрольной хунте территории Украины эти процессы только лишь на время отсрочивают наступление полного хаоса и тотального разрушения украинской государственности, т.к. по результатам парламентских выборов на Украине возникло классическое двоевластие, что означает патовую ситуацию для Порошенко.

Напомню, что Порошенко победил на прошедших 25 мая выборах президента Украины на фоне глубокого политического кризиса и проводимой киевскими властями масштабной силовой операции на востоке. Его легитимность держалась на волоске. Для удержания власти уже через две недели после обнародования первых итогов голосования 17 июня он поддержал требования улицы, Майдана о досрочном проведении выборов в Раду, которые были назначены на конец октября. Задача Порошенко в этом вопросе была предельно ясна — взять большинство голосов в новой Раде, чтобы иметь возможность назначить своего премьера и избежать ситуации двоевластия.

Для этого — для поддержания рейтинга Порошенко накануне выборов и формирования под него парламентского большинства (на волне успешно проведенной военной операции) — и была затеяна неподготовленная «АТО» против гражданского населения Донецкой и Луганской народных республик. Однако августовский разгром войск хунты и переход от женевского формата переговоров к минскому уже в сентябре создал принципиально новые политические условия для нынешнего президента Украины.

Во-первых, он не смог предстать перед населением Окраины в роли победителя и тем самым снять претензии к своей фигуре как со стороны большой части населения, так и олигархов, которые затеяли собственные политические игры. Во-вторых, тяжелое поражение на фронте вынудило население Окраины начать обращать внимание на те проблемы, которые начали достаточно бурно вызревать внутри остатков украинского государства.

На метания Порошенко обратил внимание и Вашингтон, который перестал делать на него доминирующую ставку накануне парламентских выборов и поддержал на них своего другого верного протеже — Арсения Яценюка, которому под присмотром американского посла в ЦИК Украины прямо в день проведения выборов натянули таки рейтинг до пресловутых 22%, с которыми он смог обойти блок Порошенко.

По данным ЦИК о результатах выборов в Раду по партийным спискам, «Народный фронт» Яценюка получил 22,14% голосов, а «Блок Петра Порошенко» — 21,81%. Таким образом, «Народный фронт» получил по партийным спискам 64 депутатских мандата, «Блок Петра Порошенко» — 63, «Самопомощь» — 32, «Оппозиционный блок» бывших регионалов — 27, Радикальная партия Олега Ляшко — 22, «Батькивщина» Юлии Тимошенко — 17 мандатов. Всего по пропорциональной системе избирались 225 депутатов. В то же время с учетом итогов голосования в одномандатных округах «Блок Петра Порошенко» получает в Раде 132 места, «Народный фронт» — 82, «Самопомощь» — 33, «Оппозиционный блок» — 29, Радикальная партия — 22, «Батькивщина» — 19 мест.

Т.е. по сумме голосов «Блок Петра Порошенко» получил 195 мест в Раде или 43%. Если он сможет блокироваться с бывшими регионалами (12% мест в Раде) относительно голосования в Раде, что вполне вероятно, то тогда сможет проводить свои решения, несмотря на победу партии Яценюка по партийным спискам. И эта ситуация не может устраивать Вашингтон, т.к. регионалы всегда будут вести двойную игру и будут только усиливать «восточный» вектор в окружении Порошенко.

Таким образом, выборы в парламент Украины не только не решили стоящих перед Порошенко задач по концентрации власти, но наоборот, ввели новые непредсказуемые политические переменные, которые существенно усилят хаотические тенденции в развитии той территории Окраины, которая остается под властью хунты. Это касается даже не столько бывших регионалов, с которыми все более-менее ясно, и даже не таких фигур, как Юлия Тимошенко, которая явно недовольна полученными голосами на выборах и, соответственно, уровнем своего нынешнего присутствия в украинской политике, а новых и весьма непредсказуемых сил — львовской «Самопомощи» и Радикальной партии Ляшко. И это не учитывая тех радикальных и хорошо вооруженных политических сил, которых политтехнологи решили оставить за бортом Рады, и которые явно ждут и готовят повод для реванша.

В этих условиях, когда Порошенко мечется перед лицом внешних и внутренних проблем, Яценюк (при определенных условиях) готов проводить собственный курс без оглядки на Порошенко, Рада готова разродиться не рядовым и уже порядком поднадоевшим мордобоем, а тарантиновской стрельбой между депутатами, улица и радикалы только и ждут повода, чтобы отщипнуть последний кусок пирога, а экономика страны может быть раздавлена падением гривны и наступлением зимнего периода, чтобы взорваться, Украине не хватает только запала. Однако если мы посмотрим на события последнего года, то мы увидим, что такой запал, когда ситуация на Украине готова была впасть в спячку, всегда появлялся в лице американских или европейских гостей. В этом плане наиболее памятны визиты вице-президента США Джозефа Байдена и помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии Виктории Нуланд-Печеньки.

Если в ближайшие дни внутренний кризис на Украине не начнет активно развиваться, то к двадцатым числам ноября можно ожидать очередного американского десанта на украинскую землю, и от того, кто в очередной раз будет раздувать затухающее пламя украинского костра, будет зависеть интенсивность нового горения. Рискну высказать предположение, что если это будет Байден, то, несмотря на все объективные предпосылки, угрозу очередного военного поражения и распространения территории Новороссии на сопредельные области Окраины, Порошенко вынужден будет начать зимнюю военную кампанию с целью ограничить доступ Европы к российскому газу. После нового витка российско-китайского сближения в преддверие и на форуме АТЭС, геополитическое время для американцев начало спрессовываться еще сильнее.