После распада СССР одним из ведущих и объединяющих явлений Средней Азии и Казахстана стала проблема с прохождением отопительного сезона. С нехваткой электроэнергии, газа, угля и холодными батареями в домах в той или иной степени сталкиваются жители практически всех стран региона.

Сейчас среди республик в наилучшем положении находятся Казахстан и Узбекистан — у них есть газ, ГСМ и уголь для обеспечения работы генерирующих мощностей. Киргизия и Таджикистан, генерирующие электричество на гидроэлектростанциях, столкнулись со значительными проблемами. Рост энергопотребления, финансовые махинации менеджмента, а также зависимость от маловодных циклов в местных реках привели к регулярным отключениям света в этих двух странах.

Казахстан

По сравнению с прочими республиками региона Казахстан подготовлен к зимнему периоду достаточно неплохо: как показывает практика последних лет, энергетические коллапсы в регионах страны связаны по большей части с инфраструктурными обрушениями, нежели с дефицитом электричества. Однако, это не означает, что трудностей не существует вообще. Одна из ключевых проблем, в частности, может быть связана с дефицитом ГСМ, который испытывает республика ежегодно осенью и весной — связан он, как правило, с некачественно отстроенной системой доставки ГСМ до конечного потребителя посредством цепи посредников, в основном существующих на бумаге.

Дело в том, что немалая часть казахстанских ТЭЦ требует на осенне-зимний период заготовки порядка 400 тысяч тонн мазута. К настоящему времени, если верить отчетам профильных министерств и региональных администраций в республике, на топливных складах страны сосредоточено в четыре раза меньше топлива — чуть более 105 тысяч тонн. Однако, справедливости ради необходимо отметить, что отгрузка будет продолжаться всю зиму, поэтому данные цифры трудно считать причиной вероятных энергетических кризисов.

В целом же основные проблемы ТЭК республики лежат не столько в дефиците сырья, сколько в основных фондах — в частности, по данным из аналитических документов, которые прорабатываются для правительства республики, можно выделить несколько проблемных моментов, на которых государство пытается заострить внимание. В частности, это:

— нехватка производственных мощностей для покрытия растущего спроса;

— очевидно низкое технологическое оснащение ТЭК республики;

— высокая энергоемкость экономики плюс низкий уровень энергетической эффективности источников;

— снижение качества ресурсной базы.

Однако самая главная при этом проблема — это существующий износ генерирующего и сетевого оборудования, который по данным на 1 января 2013 года составлял 70 процентов в сегменте производства электроэнергии и 57 процентов в электрических сетях. При существующих условиях основной опасностью для казахстанской потребительской энергетики следует считать выход энергетического оборудования из строя, что и демонстрировали предыдущие годы. К настоящему моменту основной зоной риска считается Кустанайская область. В Восточно-Казахстанской области в зоне риска находится город Семипалатинск, где износ сетей достигает 80 процентов. Западно-Казахстанская область лидирует по числу порывов кабеля по причине обледенения в прошлом году.

В целом же еще в сентябре 2014 года энергетики отчитывались о 100-процентной готовности к осенне-зимнему периоду 2014-2015 годов. По их данным, выработка электроэнергии в республике составляет 64,4 миллиарда киловатт в час, тогда как пределы потребления в стране ограничены 62,7 миллиарда киловатт в час.

Киргизия

Из-за наступления очередного маловодного цикла приточность реки Нарын снизилась, и водохранилище, откуда берет воду для работы Токтогульская ГЭС, обмелело. При сохранении нынешнего уровня потребления электроэнергии остаток воды Токтогульская ГЭС должна была использовать к марту-апрелю, после чего остановится. Подобное развитие событий привело бы к катастрофическим последствиям для страны. В частности, отключения света достигали бы не менее 18-20 часов в день.

Власти Киргизии приняли решение сократить генерацию на Токтогульской ГЭС, вследствие чего республика столкнулась с острым дефицитом электроэнергии. До конца отопительного периода стране потребуется не менее 9,8 млрд кВт.ч, но в самой Киргизии будет произведено лишь 7,4 млрд кВт.ч. «Дыру» в 2,4 млрд руководство страны намерено «закрывать» тремя способами:

1. рост генерации;

2. ограничение потребления;

3. закупки электроэнергии за рубежом.

1. Рост генерации

Дополнительно «нагрузить» основную генерирующую мощность республики Токтогульскую ГЭС энергетики не могут, воды в водохранилище не хватает. Решено повысить выработку энергии на ТЭЦ Бишкека и Оша до 360 Мвт и 15Мвт соответственно. Меры рискованные, поскольку оборудование на обеих ТЭЦ весьма изношенно. Дополнительная нагрузка повышает риск возникновения аварий.

2. Ограничение потребления

Для экономии электроэнергии власти Киргизии ввели лимиты на потребление. В случае их превышения энергетики обещают «проводить пофидерные отключения» — т.е. обесточивать не только конкретные объекты, но и целые районы.

Отключения света в стране уже начались. В ряде населенных пунктов Бактенской области граждане живут без света по 15 часов в сутки. Энергоснабжение некоторых районов киргизской столицы города Бишкека нестабильно.

Введены ограничения на потребление электроэнергии промышленными предприятиями. Часть заводов и фабрик чиновники под угрозой полного отключения обязывают сократить энергопотребление на 60-65%. Также введен полный запрет на использование электричества для отопления.

Также киргизские чиновники призывают население заняться энергосбережением. Министр энергетики и промышленности Киргизской Республики Кубанычбек Турдубаев, ссылаясь на недавно проведенное исследование, заявил, что «в государственных учреждениях 48% тепловой и электроэнергии уходит через форточки или через другие щели».

Стимулировать энергосбережение должны предложенные Минэнергопромом Киргизии новые тарифы на электроэнергию. При потреблении до 700 кВт.ч в месяц потребителям предлагают платить 70 тыйынов, свыше этой нормы — 1,2 сома.

3. Импорт электроэнергии

Летом Киргизия закупила 212 млн кВт.ч у Таджикистана, в октябре поставки закончились, поскольку в осенне-зимний период Душанбе также испытывает ощутимую нехватку электроэнергии.

Попытка договориться об импорте электроэнергии из Туркмении успехом не увенчалась, поскольку власти Узбекистана отказались выступать в качестве транзитеров, сославшись на «ограниченную пропускную способность внутренних электрических сетей».

Наиболее вероятным поставщиком электроэнергии остается Казахстан. На данный момент предполагается, что Киргизия до конца года закупит 400 млн киловатт-часов, а в 2015 году — 1,4 миллиарда.

Предположительно, всего для оплаты закупок потребуется 5,13 млрд сомов. Источник финансирования пока не определен. Официально цена, по которой Астана продаст электроэнергию Бишкеку, не определена, согласно последним заявлениям чиновников она колеблется в диапазоне 3,5-4 сома за 1 кВт.ч. Также 400 млн кВт.ч Киргизия надеется одолжить у Казахстана «с условием возврата в вегетационный период».

Таджикистан

Во многих городах Таджикистана выпал первый снег, и по ночам температура опускается ниже нуля. Централизованно тепло в дома жителей уже несколько лет не подается. Причина в том, что уже третий год, как Узбекистан приостановил подачу природного газа, и потому городские ТЭЦ не функционируют из-за отсутствия топлива. Население греется с помощью отопительных приборов. А там, где нет электричества, люди используют уголь и дрова.

Но так отапливаться в городских квартирах проблематично. Спасает то, что в Душанбе электричество подается постоянно.

В регионах с этим проблематично — уже почти месяц электричество в дома жителей всего Таджикистана, кроме столицы, подается по 5-6 часов в сутки. И это при том, что еще не наступили самые холодные дни. Власти утверждают, что берегут запасы воды в водохранилище Нурекской ГЭС, основного производителя электроэнергии в Таджикистане, до наступления весны.

При этом власти увеличивают количество пунктов продажи угля и сжиженного газа для населения. Поэтому практически в каждом доме хозяйки используют для приготовления пищи газовые баллоны. Но использовать сжиженный газ для обогрева жилья накладно, а потому жители стараются до наступления холодов отремонтировать свои дома таким образом, чтобы холод не проникал в жилые помещения. В медицинские учреждения, детские сады и дома престарелых власти провели линии электропередачи, по которым электричество подается круглосуточно.

Проблема в том, что самой электроэнергии Таджикистану не хватает в зимний период. Власти считают, что проблема дефицита решится только после ввода в строй Рогунской ГЭС. Хотя Всемирный банк, под патронажем которого была проведена независимая международная экологическая экспертиза, нынешним летом вынес свой вердикт: «Рогунская ГЭС» не влияет на экологическую ситуацию в регионе и должна быть построена", — против ее строительства и запуска выступает Узбекистан.

Узбекистан

В связи с экспортом газа в Китай в Узбекистане растет потребление угля.

Потребление угля населением Узбекистана к 2020 году прогнозируется с увеличением в 2,9 раза — до 2,4 миллиона тонн в год, спрос на уголь как источник первичной энергии продолжает расти в республике, сообщил ИА REGNUM источник в ГАК «Узбекэнерго».

По его словам, такая тенденция обусловлена ежегодно растущим экспортом природного газа в Китай, а также в связи с изношенностью инфраструктуры, в частности трубопроводов и оборудования, особенно запорной арматуры.

Так, в 2013 году потери газа на магистральных газопроводах составили 2,12%, в распределительных сетях — 2,4%.

«В регионах население и промышленные предприятия в настоящее время в основном используют уголь, тогда как во времена СССР существенная часть территории республики была газифицирована», — сказал он.

По его словам, в стране, в соответствии с распоряжением Ислама Каримова, действует программа развития альтернативных источников энергии, рассчитанная на 2013-2017 годы.

«Созданы четыре рабочие группы из числа сотрудников ряда министерств и ведомств, которые занимаются отбором наиболее перспективных технологий выработки и использования альтернативной энергии», — сообщил собеседник агентства. Специалистам поручено составить «карту ветров» территории Узбекистана, при строительстве нового жилья в сельской местности начать внедрять локальные установки по использованию альтернативной энергии.

Собеседник агентства сообщил, что в электроэнергетической сфере республики общий уровень потерь «с точки зрения коммерции превышает 30%».

«Технические потери в электросетях составляют около 13%, из которых 25% на национальных участках региональной магистральной сети 500 кВ и 75% в распределительных сетях», указал он.

По его словам, Узбекистан сталкивается с проблемой отключений электроэнергии в Восточном энергоузле (Ферганская долина), а также в Самарканд-Бухарском и Сурхандарьинском энергоузлах. «В осенне-зимний период отключения электричества существенны и происходят регулярно из-за дефицита генерирующих мощностей в этих регионах», сказал специалист.

В настоящее время идет работа по реконструкции и модернизации электроэнергетического сектора. «В период 2011-2015 годов в этой сфере должно быть реализовано 44 проекта на сумму 5,2 миллиарда долларов». 15 проектов — это модернизация и строительство новых ТЭС, 9 проектов по модернизации и строительству новых ГЭС, 15 проектов по модернизации и строительству новых ЛЭП и распределительных сетей.

В газовом секторе правительство в качестве основной цели определило разработку новых месторождений, а также реконструкцию существующих газопроводов и инфраструктуры.

Среднеазиатская редакция ИА REGNUM