Николай Малишевский. Западные санкции против Лукашенко: миф и реальность
Считается, что Запад уже много лет использует против режима
Еще более примечателен следующий факт: в день продления санкций против Белоруссии на сайте официального журнала Евросоюза был опубликован обновленный список белорусских чиновников и предприятий, подпадающих под санкции ЕС. И из этого «черного списка» Евросоюз исключил 7 белорусских компаний, а также 24 представителя режима Лукашенко, на которых санкции уже не распространяются.
Считать происходящее абсурдом либо ошибкой еврочиновников не стоит. Хотя бы потому, что подобное уже имело место ровно год назад. В частности, в конце 2013 года глава представительства ЕС в Минске
Чтобы понять, в чем тут фокус и что же на самом деле представляют собой пресловутые санкции, против кого и чего они направлены в действительности, необходимо знать следующее. О санкциях против Белоруссии говорят много, особенно местные пропагандисты, но до сих пор не опубликовано ни одного (!) объективного исследования проблематики. А между тем инструментарий «мягкой силы», используемый против Белой Руси, включает как политические, так и экономические санкции, направленные на изоляцию правящего режима и принуждение его к следованию в прозападной колее.
Политические санкции. По мнению ряда комментаторов, политические меры США в отношении руководства Белоруссии аналогичны действиям в отношении руководителей (уже бывших) Югославии, Афганистана, Ирака и пролоббированы американским ВПК и властями Польши. Однако всё далеко не так просто. Действительно, Вашингтон официально объявил о намерении добиваться отстранения от власти президента РБ в августе 2004 года. Позицию США изложил сенатор
СМИ расценили «Акт» как «официальное вступление в силу экономических санкций против Белоруссии». На деле санкции имели сугубо политико-пропагандистское содержание, не оказывая сколь-нибудь существенного влияния на экономику РБ. Сам «Доклад по Белоруссии — последней диктатуре в Европе, включающий данные по торговле оружием и собственности руководства» («Report on Belarus, the Last Dictatorship in Europe, Including Arms Sales and Leadership Assets») был направлен президентом США в Конгресс не через 90 дней (как планировалось), а через пару лет — 16 марта 2006 (за 3 дня до выборов президента РБ) и стал основой уже несколько модернизированного «Акта о демократии и правах человека в Белоруссии-2006».
Спустя полгода, 13 декабря, представитель США Уильям Бренсик поднял вопрос о ситуации с правами человека в РБ во время закрытого заседания в СБ ООН. В тот же день сенат США поддержал законопроект, призвавший президента США ввести дополнительные санкции против Белоруссии. 19 декабря посол США в Минске
Экономические санкции. Превращение санкций «Акта» из инструмента политической пропаганды в фактор влияния на экономические процессы в РБ началось 13 ноября 2007 года, когда Вашингтон ввел санкции против госконцерна «Белнефтехим» — крупнейшего поставщика валюты в госбюджет Белоруссии. Министерство финансов США заморозило находящиеся под их юрисдикцией банковские счета концерна, его представительств в Германии, Латвии, Украине, России и Китае и дочерней компании «Belneftekhim USA» и запретило юридическим и физическим лицам США вести с ними бизнес. 11 августа 2011 года США ввели дополнительные экономические санкции в отношении 4 крупных белорусских предприятий: нефтеперерабатывающего «Нафтан», «Белшина», «Гродно Азот» и «Гродно Химволокно». Предлог в обоих случаях — нарушение прав человека в Белоруссии. Реально же санкции направлены против:
• вхождения Белоруссии и России на венесуэльский (латиноамериканский) рынок — к моменту введения санкций в ноябре 2007 г. «Беларуснефть» и государственная нефтяная компания Венесуэлы Petroleos de Venezuela SA вели работу по созданию СП по добыче нефти и по сейсморазведке (ОАО «СейсмоВенБел») с 40%-й долей белорусской стороны в уставном капитале; санкции же 2011 года поставили крест на планах по добыче этого сырья в Венесуэле и продаже его США.
• системы расчетов за российскую нефть, т.к. под удар попали расчетные узлы между нефтяниками России и нефтехимией Белоруссии, а не белорусский реэкспорт российских нефтепродуктов на Запад, позволяющий прозападной челяди Лукашенко паразитировать на тёмных схемах выкачки на Запад российского сырья в обход бюджета России и гробить белорусскую промышленность, заменяя ее казино и лотерейными лохотронами на госуровне.
После переизбрания президента А.Лукашенко в декабре 2010 года и одновременного подписания им документов о Евразийской интеграции, Вашингтон выступил с резкими заявлениями и, не дожидаясь решения Евросоюза, объявил почти все белорусское руководство «невъездным». Госсекретарь США
В марте 2011 года США включили в список белорусских госпредприятий, на которые распространяются экономические санкции, еще одну подчиненную «Белнефтехиму» структуру — компанию «Белоруснефть» — за сотрудничество с Ираном. 20 июня Евросоюз ввёл экономические санкции против структур связанных с экспортом вооружений и игорным бизнесом («Белтехэкспорт», «Спорт-пари» и «БТ Телекоммуникации»), контролируемых близким к «семье» Лукашенко бизнесменом
Но и эти санкции, хотя и связаны с очередными шагами Москвы по реинтеграции Евразийского пространства, для Минска имеют в основном пропагандистское содержание, не оказывая существенного влияния на внутрибелорусскую ситуацию, поскольку:
1) Обходить их помогают: (а) правительство Великобритании, которое даже комиссар Совета Европы Нилс Мужниекс официально в ноябре минувшего года был вынужден призвать «прекратить финансировать последнюю диктатуру в Европе» и (б) британская группа «Ротшильд», официально назначенная консультантом по приватизации правительства Белоруссии (предложение управляющему директору Ариэль де Ротшильд было сделано в Минске лично А.Лукашенко 19 февраля 2010 года). В результате даже лидеры белорусских националистов и оппозиционеров типа
2) Как уже было сказано, на словах заявляя о «продлении санкций», на деле Евросоюз исключил из списка ряд компаний, принадлежащих близкому к «семье» Лукашенко олигарху Владимиру Пефтиеву: «Деловая сеть», «Системы инвестиций и инноваций», «БТ Инвест» и «Техносоюзприбор», «Сен-Ко» (смотрящая за игорно-развлекательным бизнесом Минска, запрещенным Москвой, Киевом и Астаной), а за полгода до этого из «чёрного списка» убрали «Спорт-Пари» (еще один смотрящий белорусского государственного «лохотрона») и спиртзавод «Аквадив».
3) Реально санкции направлены не против режима Лукашенко и грязного бизнеса его окружения, а против союзной интеграции и любого реально действующего российско-белорусского проекта. Благодаря им Запад не просто воюет за «демократизацию» Белой Руси по своим лекалам, но и делает это за счет России, поскольку все санкции направлены, прежде всего, против российских корпораций и живущих за счет перепродажи их сырья белорусов. А демократизация режима Белоруссии, о которой трубят медиа — лишь благозвучный повод и прикрытие. Именно поэтому вводя сегодня санкции против российских чиновников, Запад выводит из под них чиновников белорусских.