Общественное объединение «Союз белорусских писателей» 28 октября опубликовало на своём сайте обращение к министерствам образования, информации и культуры Белоруссии «с выводами и предложениями согласно исследованию культуры чтения белорусов». Накануне, 23 октября Александр Лукашенко принял в своей новой минской резиденции «Дворец независимости» делегацию местных писателей и актёров, поинтересовавшись в очередной раз, что им мешает в прославлении постсоветской республики выдающимися литературными произведениями. До этого руководитель постсоветской республики заявил, что ему «до слез стыдно» за современную белорусскую литературу. Что же мешает белорусским писателям предъявить аналог «Войны и мира», «Поднятой целины» и получить признание не только у Александра Лукашенко, но и у более широкого круга читателей, в т.ч зарубежных? Об этом 5 ноября в интервью корреспонденту ИА REGNUM рассказал белорусский писатель, председатель витебской общественной организации «Русский дом» Андрей Геращенко.

ИА REGNUM: Предложения СБП, предполагающие усилить административный ресурс при популяризации произведений белорусских белорусскоязычных писателей, вызвали широкий отклик у белорусских налогоплательщиков — судя по откликам в социальных сетях. Вы как писатель как оцениваете адекватность предложенных СБП мер?

Все эти предложения — чистой воды профанация и попытка вернуться к тому плохому, что было в СССР и в итоге его погубило. К сожалению, авторы данного воззвания не без оснований рассчитывают использовать и некоторые особенности реализации тех или иных программ и в нынешней Республике Беларусь. Но вернёмся к самой сути предложений. В преамбуле признаётся, что Белоруссия — практически полностью русскоязычная страна. Это совершенно очевидный вывод, вполне соотносящийся со здравым смыслом. В этом нет ничего необычного. Как в Шотландии, например, все шотландцы говорят на английском с шотландским акцентом с использованием некоторых шотландских слов, так и в Белоруссии — белорусы говорят на русском с белорусским акцентом и использованием белорусских слов. Только в Шотландии никто не устраивает истерики в стиле «Гине мова! Гине нацыя!!». Для шотландцев английский является родным языком, как и для белорусов — русский. И это удобно во всех смыслах для интеграции и реализации личных возможностей — как шотландцев в англо-саксонском мире, так и для белорусов в Русском мире.

ИА REGNUM: СБП в своей публикации констатировал крайне невысокий уровень популярности «беларускай мовы» среди белорусов — со ссылкой на социологов названа цифра 99,4% предпочитающих художественную литературу на русском языке. Учитывая это, а также отсутствие желания родителей отдавать своих детей в белорусскоязычные школы и классы, как оценить предложения СБП потратить деньги налогоплательщиков именно на то, что людьми не востребовано в ущерб изучению других предметов, услуги репетиторов по которым не все могут себе позволить?

У нас же находятся деятели, ратующие за увеличение часов на преподавание белорусского языка и литературы, изменение программ по этим предметам, методик преподавания. Понятно, что за счёт бюджета хочется поучаствовать во всех этих мероприятиях, однако весьма сомнительно, что это нужно самому белорусскому народу. Дети и так перегружены. Или мы ради белорусского языка и литературы уберём часы физики, математики, русского языка и литературы? Куда тогда смогут поступать наши дети? Видимо в тот самый «целиком белорусскоязычный вуз», куда планируют устроится за счёт бюджета авторы «предложения» из СБП. И куда потом пойдут выпускники этого вуза? Для них предполагается организовать рабочие места — опять же — за счёт бюджета, увеличить количество белорусскоязычных гимназий, школ, садиков. А записывать туда силком будем? В Витебске как-то собирались открыть белорусскоязычный класс, так не смогли набрать желающих. Работает в том же Витебске белорусскоязычный садик — туда ходят из-за бассейна и более хорошей материальной базы.

Зачем жить какими-то нереальными мечтами? Сегодня по закону такие классы и учреждения можно открывать. Но не открывают, потому что не хотят порождать недовольство населения. На двухмиллионный Минск может и можно одну школу и пару-тройку садиков открыть для особо «патриотичных» — ну так соберитесь, сделайте заявку — зачем мучить других своими идеями? Белыми нитками шито и предложение увеличить количество теле- и радиопередач, колонок в газетах о творчестве «белорусскоязычных авторов». Ну не знают белорусы наших «великих авторов»! Значит, надо их пиарить за госсчёт, да и ещё только белорусскоязычных?

Любопытны призывы допустить членов оппозиционного СБП в школы, вузы и библиотеки. Так вы ведь сами ушли в оппозицию, а теперь что — хотите, чтобы вам власть предоставляла площадку для борьбы с собой же самой? Конечно, не все члены СБП подходят под такое определение. Но те, кого знали люди — как, например, мною уважаемый и уже ушедший от нас член СБП Давид Симанович, не нуждаются в каких-то особых «разрешениях». Давида Симановича знал весь Витебск — его наперебой зазывали школы, вузы, библиотеки. А подписавших это обращение мало кто знает — вот и пытаются за счёт административного ресурса получить рекламу. Так и хочется спросить: господа, а писать лучше вы не пробовали? Напишите хорошую книгу, закажите себе рекламу — сколько можно пытаться пожить за счёт производственной сферы?

Из этой же оперы и «увеличение количества национальных и международных литературных фестивалей». Действительно: пусть сельчане работают в поле, рабочие — на заводах, а «белорусскоязычные писатели» будут «фестивалить». Так ли у нас много денег в стране, чтобы развлекать на фестивалях, трудоустраивать, издавать и рекламировать за государственный счёт мало известных, а порой и не слишком талантливых «радетелей родного слова»? Как говориться — а работать вы, господа, не пробовали, если с литературой не очень получается? Единственное здравое предложение, которое я нашёл в публикации СБП — о восстановлении отделов по продаже книг в райцентрах и горпосёлках. Эта проблема действительно имеет место и её надо решать.