Саммит Алиев — Саргсян в Париже: шансы на успех мизерны
Президенты Армении и Азербайджана
Нетипичность ситуации и в том, что у конфликтующих сторон всегда имеется соблазн превратить саммиты между собой при посредничестве одного из глав государств из числа сопредседателей Минской группы ОБСЕ в главную переговорную площадку со своей повесткой дня, которая может расходиться с наработками группы, готовящей базовое соглашение по урегулированию конфликта. Так, после встречи в рамках Уэльского саммита НАТО Алиева и Саргсяна при участии госсекретаря
Более того, бакинские политологи охотно рассуждают по следующему принципу: встреча президентов при участии американского госсекретаря Джона Керри — это якобы «ответ США России» после Сочинской встречи Алиева и Саргсяна при посредничестве президента
Речь идет, конечно, о принятых в 2009 году в итальянском городе Аквила «Обновленных Мадридских принципах», в которых предусмотрено — наряду с возвращением Азербайджану прилегающих к Нагорному Карабаху ряда районов — и определение промежуточного статуса Карабаха с выходом на референдум. Вокруг этой стержневой основы с определенными деталями и ведется главная дискуссия в формате Минской группы ОБСЕ. По имеющейся информации, и на предстоящем саммите Алиев — Саргсян при посредничестве президента Олланда все будет крутиться вокруг уже известных сюжетов с целью, как заявляет Париж, «придать стимул процессу переговоров». В то же время после встречи с сопредседателями МГ ОБСЕ министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров сообщил о готовности Азербайджана работать над Большим Мирным Соглашением.
Что это такое? К сожалению, детали этого проекта неизвестны. Азербайджанская сторона дает ему «широкое» и «узкое» толкование. Под «широким», как трактует его глава МИД Азербайджана Мамедъяров, имеется в виду «необходимость подписания большого мирного соглашения по урегулированию армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта». «Узкое» толкование предусматривает вывод вооруженных сил Армении из районов Азербайджана, что подразумевает заключение Договора с Арменией о прекращении состояния войны. В принципе это может входить в посредническую компетенцию президента Франции Олланда, но не в компетенцию Минской группы ОБСЕ, занимающейся исключительно карабахскими проблемами. Для Баку важно подписать с Ереваном документ, в котором на юридическом уровне фиксировалась бы территория Армении без Карабаха. В то же время реализация Мадридских принципов выводит Азербайджан и Армению из состояния войны, но с определением статуса Карабаха.
Эта позиция с учетом событий на Украине приобретает особое значение, поскольку сегодня, как никогда ранее, приходится принимать в расчет возникшую после развала СССР правовую ситуацию тех или иных территорий, входивших некогда в состав бывших советских республик, — чтобы сформировать новый юридический инструментарий для разрешения имеющихся конфликтов на постсоветском пространстве, включая и карабахский. Возможно, осознание этого факта толкает Баку к использованию модели «асимметричных переговоров» с навязыванием своего диагноза ситуации и своего варианта решения для разрешения конфликта. Во всяком случае, иначе невозможно воспринимать попытки перевести предмет дискуссий по Карабаху в сторону исторической идентификации всего армянства, что вообще лишает конструктивности диалог на уровне Баку — Ереван.
Но сегодня интрига в другом: станет ли саммит Алиев — Саргсян в Париже событием прорывного значения в процессе карабахского урегулирования, или конфликтующие стороны будут по-прежнему дожидаться «лучших для себя времен»? Пока, как заявил личный представитель действующего председателя ОБСЕ Анджей Каспршик, «в зоне нагорно-карабахского конфликта сохраняется на высоком уровне риск его эскалации», что не может не вызывать серьезного беспокойства.