Чем живет Польша: от укромании до шпионофобии
На этой неделе в Польше чувствовалось, что правительство ощущает на себе бремя приближающейся встречи в верхах Евросоюза, которая пройдет 23-24 октября. Ее главная тема — это предложения по дальнейшему серьезному уменьшению после 2020 года выброса двуокиси углерода в атмосферу. Варшава категорически выступает против крайне радикальных мер, придуманных в Брюсселе.
Вето или бунт
Польские власти открыто говорят о возможности использования самого мощного инструмента в рамках процедур Евросоюза — права вето. — Каждая экономика имеет свои границы прочности, — подчеркивала на этой неделе польская премьер-министр Ева Копач, понимая, что принятие брюссельских предложений может привести к общественному бунту в Польше. Для Польши, энергетика которой базируется на угле (в первую очередь каменном, но также и на буром), принятие так называемого «климатического пакета» означало бы неминуемый рост цен на электроэнергию — даже на 80%! А этого не выдержали бы даже поляки, закаленные в сомнительного качества экономических экспериментах политиков.
Еще на прошлой неделе после встречи в Париже с президентом Франции Франсуа Олландом Ева Копач заявила, что она не исключает возможность польского вето по отношению к плану Еврокомиссии, которая предложила ограничение до 2030 года выброса двуокиси углерода в атмосферу на 40% и рост доли возобновляемых источников энергии до 27%. «Я буду сражаться за то, чтобы цены электрической энергии в Польше не возросли», — по-боевому заявила женщина-премьер.
Неудивительно, что во время встречи в верхах Европа-Азия в Милане польская делегация во главу угла своих контактов поставила вопрос «климатического пакета». Именно об этом Ева Копач разговаривала с британским премьером Дэвидом Кэмероном, испанским Мариано Рахоем, голландским Марком Рютте, а также председателем Еврокомиссии Мануэлем Баррозу. Во время этих встреч глава польского правительства уяснила себе, что «есть расхождение в интересах», поэтому переговоры «очень трудны».
Неизменная симпатия
Однако ни во время подготовки к миланской встрече, ни в ходе ее проведения польские власти не забыли о своей безоговорочной симпатии к новым властям в Киеве. «Позиция Польши по отношению к Украине неизменна, абсолютно не отказываемся от помощи ей», — подчеркнула в Милане, накануне беседы с президентом Украины Петром Порошенко, Ева Копач.
Премьер была восхищена своим собеседником: «Он приложит все усилия, чтобы Украина выполнила все свои обязательства, не только те, которые вытекают из минских соглашений. Как мне сказал, выполнит по каждому пункту, до каждой точки и каждой запятой».
Любопытно, что в очередной уже раз в своей короткой карьере главы польской дипломатии обратил на себя внимание Гжегож Схетына. Трудно оценить, была ли это его наивность или мания величия, но перед началом миланского саммита он объявил о том, что он работает над тем, чтобы во встрече президентов России и Украины принимала участие Ева Копач.
Уголь дайте задарма!
Однако, как подтвердилось на этой неделе, «любовь» официальной Варшавы к Киеву — это любовь без взаимности. Януш Пехочиньский, вице-премьер, отвечающий в правительстве за экономику, открыл пикантные факты из области польско-украинского экономического «сотрудничества». По его словам, киевские власти потребовали от Польши… бесплатных поставок угля. «Мы услышали, что украинская сторона заинтересована польским углем, но при условии, что поставки будут задарма. Я разочарован, хотя хотелось бы сказать поострее. Четко видно, что также в вопросе импорта угля украинская сторона заинтересована приданием конфликту международного характера», — подчеркнул вице-премьер. Разъяснил при этом, что несмотря на подписание контракта на поставку 100 тысяч тонн польского угля, который Польша реализует с июля этого года, Украина купила уголь в России («огромные количества») и заканчивает переговоры с ЮАР относительно очередных поставок.
Вице-премьер публично напомнил, что это не первый случай, когда Украина создает Польше проблемы. Таким образом оценил, например, украинское эмбарго на польское мясо. «Трудно удивляться, что растут антиукраинские настроения», — к такому выводу пришел даже польский вице-премьер.
Резервисты и шпионы
Хотя атмосфера вокруг кризиса на Украине на этой неделе несколько успокоилась, ведущие СМИ продолжали подогревать истерику «угрозы со стороны России» штамповыми заголовками типа «Очередная страна на мушке Путина» (эти страны постоянно, как на карусели, меняются: Литва, Латвия, Эстония, а в последнее время также Болгария). Поэтому Польша вооружается и готовится к отражению агрессии.
Томаш Семоняк, министр национальной обороны, статус которого в новом правительстве возрос до уровня вице-премьера (о перетасовках в польском правительстве и его первых шагах мы писали неделю назад), обещал увеличение числа вызовов резервистов на военные сборы и привлечение в армию желающих служить с хорошим образованием. По словам министра, в этом году его ведомство планирует переобучить 7 тысяч резервистов, в будущем — уже 15 тысяч. Переобучение будет длиться от 2 до 30 дней (в особых случаях даже до 90 дней).
Министр однако не открыл секрет, как будут возмещаться потери работодателей от такой инициативы министерства, и вообще, как она повлияет на ситуацию на рынке труда, где каждый работник держится за свое место, а не мечтает о военных приключениях.
Истерика «угрозы со стороны России» приняла на этой неделе форму шпионофобии. В среду официально было объявлено, что Агенство внутренней безопасности и военная контрразведка задержали двух подозреваемых в шпионаже.
Один из них — это польский полковник, работающий в министерстве национальной обороны, второй — гражданское лицо, юрист с двойным польско-российским гражданством из варшавской фирмы. Быстро в печать попала контролированная спецслужбами утечка информации о том, что задержанные работали на Россию.
Хотя арестованный офицер работал в неимеющем стратегического значения департаменте воспитания и пропаганды оборонных дел, польские политики не скрывали своего восхищения. «Это был меткий выстрел польских служб в ГРУ», — радовался бывший министр внутренних дел, а до недавнего времени также юстиции Марек Бернацкий.
Эбола в Польше? Убегайте из больницы!
В прошедший понедельник на поляков свалилась весть, что вирус Эбола мог уже добраться до Польши. В одну из больниц Лодзи попал больной с синдромами заражения, который недавно вернулся из Германии. К счастью, уже во вторник результаты анализов исключили этот вирус как причину его болезни.
Хотя тревога оказалась ложной, это отнюдь не успокоило поляков, поскольку сразу же появилась тревожная информация об уровне подготовки польских медицинских учреждений к борьбе с опасным вирусом.
В эфире ведущего польского информационного телеканала Анджей Хорбан, национальный консультант по вопросам инфекционных заболеваний, подчеркнул, что больницы в стране не готовы к принятию пациентов, зараженных этим вирусом. «Вирус Эбола ставит перед нами абсолютно новые задачи и необходимость приведения нашей инфраструктуры к такому уровню, чтобы он отвечал путям распространения болезни, с которыми до сих пор мы не имели дела», — отметил специалист. «Если в больницу попадет пациент с подозрением заражения вирусом Эбола, медицинский персонал должен как можно быстрее убегать», — сказал без обиняков Хорбан. По его словам, в больницах, занимающихся лечением инфекционных заболеваний, не хватает аппаратуры и защитных комбинезонов, а пример испанской медсестры (заразилась в мадридской клинике, которая занималась двумя больными, приехавшими из Африки) показывает, что обычные скафандры не защищают от заражения. Нужны скафандры с так называемым «четвертым уровнем» защиты — оснащенные независимой системой циркуляции воздуха. Без такого скафандра медработник, который подходит к больному, ставит в опасность свою жизнь.
«Но самое опасное это то, что у нас никто об этих проблемах не хочет разговаривать. Я много раз пытался ускорить дела в министерстве здравоохранения, но денег на закупки комбинезонов нет. Парадоксально: эти скафандры есть на рынке, производятся в Польше, их нужно всего лишь купить, и кто-то должен за них заплатить. Но в течение нескольких месяцев нет решения, кто должен финансировать покупки этого вида. Если мы плохо организуем медицинское обеспечение, плохо защитим персонал, плохо организуем транспорт больных, то по причине высокой инфекционности вируса мы можем ожидать его вторичных очагов среди медперсонала», — подытожил врач.
На высказывания Анджея Хорбана молниеносно прореагировал министр здравоохранения, который победоносно заявил, что «десять ведущих инфекционных больниц в Польше уже сейчас готовы на принятие пациентов, зараженных вирусом Эбола». Однако полякам трудно было всерьез принять слова этого политика, который в течение последних лет постоянно «реформирует» службу здравоохранения в Польше, а ее состояние все ухудшается. Тем более, что очередной специалист, ординатор из Воеводской инфекционной больницы в Варшаве, не подтвердил его слов. Наоборот, на вопрос журналистов, что произойдет, если в его больнице появится зараженный этим вирусом, ответил напрямую: "Персонал покинет больницу, в которой почти всего не хватает ".
Исторический успех
Несмотря на все тревожные сообщения и трудности будней, несомненно, многим полякам поправила настроение победа футбольной сборной над чемпионами мира, немцами, в отборочном матче чемпионата Европу-2016 в прошлую субботу. Поляки (сборная Польши в классификации ФИФА до этого матча занимала 70 место) уверенно выиграли со счетом 2:0 — это была первая в истории победа польской сборной над немецкой! Во вторник команда также не разочаровала: матч с Шотландией закончился ничьей (2:2).