Станислав Стремидловский. «Польский мир» и Варшава: патриотизм против антинациональной власти
Влиятельный Польский институт международных дел провел XIII Форум по внешней политике. Главный вывод, который сделали его участники — самой большой проблемой для польской внешней политики сегодня является Россия. Приведем несколько характерных высказываний. По словам председателя комитета Сейма по иностранным делам Роберта Тышкевича («Гражданская платформа»), Россия становится в первую очередь врагом себе и ее трудно видеть его в качестве надежного партнера, с которым можно строить предсказуемые отношения. Кшиштоф Шчерский из «Права и Справедливости» считает, что между Варшавой и Москвой имеются объективно расходящиеся интересы практически в каждой области. Прежде всего, отсутствие консенсуса по политическим вопросам, энергетическим и восприятия истории. Польская крестьянская партия уверена: Польша должна разговаривать с Россией, прежде всего, через Европейский союз. Тадеуш Ивинский из Союза левых демократических сил видит проблему в росте «великорусского национализма» и в расхождениях по украинскому вопросу.
Предложенные участниками Форума ответы на вопрос, что делать, оригинальностью не блеснули, польский политикум транслирует их уже который год. Однако все они отличаются повышенным уровнем требований от внешней стороны и полным нежеланием пересмотреть и переоценить основы курса Варшавы, чья бы партийная сила не контролировала в тот момент кабинет министров и Бельведер. Это, во-первых. Во-вторых, польские национальные интересы в той интерпретации, как их артикулируют политические спикеры, ограничиваются зачастую лишь границами III Республики и проживающими на ее территории гражданам. Изредка местная пресса поднимает шум о притеснениях поляков за рубежом. Но такие публикации носят конъюнктурный характер, в большинстве своем речь идет о проблемах уехавших на заработки в Великобританию. Дольше одного-двух дней «сенсации» не живут. В последний раз это было заметно на примере обвинений в адрес Дональда Туска, которому приписывали «предательство» польских мигрантов ради поддержки его кандидатуры на пост председателя Европейского совета британским премьером Дэвидом Кэмероном.
Варшава практически перестала интересоваться положением поляков в Белоруссии и на Украине. Чаще звучит Литва. Но не потому, что инициативу проявляли президент Бронислав Коморовский и в бытность министром иностранных дел Радослав Сикорский, а, скорее, благодаря постоянной и активной деятельности местной общины, возглавляемой Владиславом Томашевским Избирательной акции поляков Литвы. По сути, стратегия и тактика Варшавы здесь мало чем отличалась от имитации работы с соотечественниками, которую ранее на протяжении многих лет демонстрировала Москва. Хотя российские чиновники продвинулись дальше — они, по крайней мере, иногда «вспоминали» о своих подопечных. Однако события на Украине — Майдан в Киеве, февральский государственный переворот, уход Крыма, гражданская война на Донбассе — заставили Россию очнуться и по-настоящему заняться «Русским миром». Так внешний фактор спровоцировал тектонические изменения, прежде всего, в российском обществе, которое давит на политические и экономические элиты. Грозит ли нечто подобное Польше? На днях телеканал TVN 24 сообщил, что на Украине зарегистрирована первая национальная польская политическая партия «Солидарность», членами которой являются местные поляки. Об этом рассказал ее основатель и глава «Политической партии Солидарность» Станислав Костецкий. «Мы руководствовались желанием обрести политическое представительство нашей национальной группы, поляков на Украине, в то же время мы представляем интересы других национальных меньшинств в этой стране», — подчеркнул Костецкий. Деятельность партии пока финансируют исключительно ее основатели, которые в будущем рассчитывают и на членские взносы. Глава «Солидарности» особо отметил, что не станет обращаться за помощью в Польшу, «потому что знаем, что политическая партия, которая станет просить о помощи даже столь дружественную нам страну, не будет выглядеть серьезно в собственном государстве». В ближайших планах — участие представителей «Солидарности» на местных выборах, которые пройдут в октябре следующего года.
Намерение национальной польской партии представлять на Украине интересы других национальных меньшинств и участвовать в избирательных кампаниях по выборам в местное самоуправление перекликается с тем, чем занимается Избирательная акция в Литве. Томашевский и его соратники сумели создать крепкий альянс вместе с русскими и белорусской общинами. Но главное, чего смогли добиться литовские поляки, это стать одной из влиятельных политических сил. Они отстаивают не только право говорить на своем языке. «Среди чиновников высокого ранга мы польских и русских фамилий не увидим, — говорит Томашевский. — Именно поэтому мы, представители нацменьшинств, объединились, чтобы взять свою судьбу в свои руки и принимать участие в решении стоящих перед нами проблем. Сегодня представители нашей политической организации возглавляют администрации двух районов, а в пяти других районах работают в правящем большинстве. В Сейме сохраним некоторые ответственные посты уже в качестве оппозиции. Хочу отметить, что не только представители нацменьшинств голосуют за нас, но и часть литовцев, которые убеждаются, что наша партия открытая, что мы работаем в интересах простых людей, независимо от национальности».
Известная киевская газета «Зеркало недели» в ноябре прошлого года иронизировала, рассуждая, что на Украине «кто-то паразитирует на идее польского патриотизма (не задумываясь о том, зачем Польше эти „недополяки“) — как, например, господин С.Костецкий, длительное время возглавлявший Союз поляков Украины». Однако если «Солидарность» сумеет хотя бы частично повторить успех Избирательной акции поляков Литвы, то это для польского политикума станет большим вызовом. Это может привести в итоге к тому, что в перспективе самой большой проблемой для Варшавы и ее внешней политики станет не Россия, а пробуждение «Польского мира» на Востоке от границ III Республики.
Станислав Стремидловский — обозреватель ИА REGNUM