Александр Запольскис. «Закон Ротенберга» или о вкусе устриц тем, кто их в глаза не видел
Вот уже двое суток интернет пестрит многочисленными комментариями по поводу закона, ставшего известным как «Закон Ротенберга». В основном — критическими и в большинстве своем негативными. Мол, жадные и коварные олигархи пытаются пропихнуть такой закон, по которому простой народ из своего кармана оплатит им потери от иностранных санкций. Однако, если судить по этим комментариям, их авторы, похоже, текст самого проекта закона, либо не читали вообще, либо пробежали его глазами очень поверхностно. Так как закон совсем не про то, и вовсе не о том.
Несмотря на длинное название и юридический язык изложения, сам закон прост и понятен, буквально, как автомат Калашникова (ссылка на текст законопроекта: http://asozd2c.duma.gov.ru/addwork/scans.nsf/ID/F726E8EA4335146943257D5C00331C94/$FILE/607554-6.PDF?OpenElement).
В переводе на обычный русский язык, «Закон Ротенберга» предлагает следующее. Мы имеем весьма неприятную ситуацию, когда иностранные суды прямо вмешиваются в суверенную юрисдикцию России и принимают решения, наносящие непосредственный материальный ущерб российским предприятиям и/или собственникам. А для обеспечения исполнения своего решения эти иностранные суды накладывают арест на находящиеся за рубежом российские активы. Прошу заметить, яхта, вилла, картина Караваджио — это не актив. Актив — это счета в банках, акции, облигации, доли в уставных капиталах, т.е. это те деньги, которые работают и приносят другие деньги. Причем нередки случаи наложения ареста по решениям, весьма далеким от их собственного правосудия. А уж санкции — это вообще песня. Какой-то суд, незнамо где решил, что для наказания России за ее вмешательство в дела Украины, надо взять и заморозить счета конкретных российских капиталистов. Хотя сами они никаких законов не нарушали. Но суд так решил. И дальше, как в американском кино. Зал. Судья. Громкий стук деревянного молотка по резной дощечке: закон тут представляю я! Баммм!
Нет, все всё прекрасно понимали. Суд является инструментом давления. Экономического и, в конечном итоге, политического. Любое развитое экономическое государство всегда основывается на взаимной торговле. Самой разной. В том числе — на инвестициях в зарубежные активы. Как они выглядят? А вы скатайтесь и посмотрите на завод Форд, Ниссан, Тойота, в России. Это иностранные инвестиции в нашу российскую экономику. Точно такие же активы за рубежом есть и у нас. К примеру, США не пускали на внутренний рынок российскую сталь. Российские олигархи купили несколько американских металлургических заводов, встроили их в российские производственные цепочки и вуаля! Сырье наше. А сталь уже американская. На нее запреты не распространяются. Или история с греческими железными дорогами, изрядную долю в которых сейчас покупает Россия. Китайцы вкладываются в один из греческих портов, через который в скором времени пойдут миллионы тонн контейнерных грузов, перевозимых китайскими роклерами. А железная дорога, по которой эти контейнеры поедут по всей Европы — наша! И платежи за перевозку, стало быть, тоже наши. Причем, дороги в Греции, а подвижный состав и тепловозы минимум наполовину РЖД будет заказывать у российских производителей. И того и другого потребуется много. Это рабочие места и инвестиции уже непосредственно в развитие собственного российского высокотехнологичного производства. Только очень наивные люди могут думать, что российская экономика продолжает сидеть на одном газе с нефтью.
Все прекрасно понимают, что подобные решения иностранными судами принимаются не просто так. С их помощью отдельным «нужным людям» их достоинства зажимаются дверью в строгом соответствии с пресловутыми принципами демократии. Любой человек всегда должен иметь выбор! Или забудь про свои замороженные активы на сотни миллионов долларов или иди и влияй на принятие нужного нам решения твоим правительством. Как? Да как хочешь! Мы то тут при чем? Это же ты олигарх, вот и используй свой вес, свои связи, головой думай, в конце то концов! Сделаешь, как нам надо, отпустим. Нет, ну на нет и суда нет!
Если это не вмешательство во внутренние дела суверенного государства, то тогда что? Легко увидеть, что под санкции попали не все российские предприятия или все российские капиталисты. Нет. Воздействие производится строго избирательно. Только на тех, кто не просто капиталист, а, гад такой, поддерживает действующий курс России на укрепление своей экономической и политической независимости. Курс на упрочение права нам сами решать, как у себя дома жить. На обеспечение собственного права отстаивать свои геополитические интересы. Тех, кто сему процессу палки в колеса по собственному разумению пихает, санкции даже тенью не касаются. Более того. Они направлены не столько против тех, по кому уже ударили, сколько служат «очень прозрачным намеком» для той части отечественных капиталистов, которые, в той или иной степени, со своей позицией еще не определились. Мол, мужики, ничего личного, только бизнес. Имейте в виду, если чЁ, мы вполне можем сделать вам такое предложение, от которого вы не сможете отказаться. Или останетесь только в том, в чем есть. Думайте.
До текущего момента противопоставить этому Россия не могла ничего. А что ты сделаешь? Возьмешь биту и поедешь в какой-нибудь Лондон судью в темном переулке ловить? Жалобы писать? На их законы ссылаться? Когда джентельмена перестает устраивать закон, джентельмен закон меняет. Не слыхали? Демократическая общественность хотела превращения России в цивилизованного джентльмена? В случае принятия «Закона Ротенберга» она получит именно это.
По закону, российский собственник, в отношении которого иностранный суд «влез не в свое дело» (в смысле, вмешался в юрисдикцию российского суда), или принял необоснованное (неправедное, тенденциозное или прямо незаконное) решение и (внимание!), в обеспечение своего решения наложил лапу на зарубежные активы этого собственника… получит право подать в российский суд соответствующий иск «о защите». Если российский суд сочтет данный иск обоснованным, он примет решение выплатить истцу компенсацию понесенного ущерба. Деньгами. Из государственного бюджета.
Подавляющее большинство комментаторов «Закона Ротенберга» в этом месте ставят точку и начинают «плач Ярославны» по поводу очередного ограбления честного простого труженика. Мол, за отобранные яхты и яйца Фаберже будет платить каждый сантехник из Саратова. Это где-то между «не совсем так» и прямой ложью. Картина значительно шире.
Начать стоит с того, что компенсация по иску не выплачивается автоматически. Иначе бы не использовался судебный механизм. Что это следствие неправедного решения иностранного суда, а не собственного раздолбайства или неоправданной жадности капиталист еще обязан доказать. Суд с ним может не согласиться. Или согласиться только частично.
Далее, конечно компенсация будет выплачиваться из бюджета. Откуда же еще?! По закону никаких иных источников денег у государства нет. Вот только бюджет, это государственные деньги, а не частный кошелек. Потому используются они на цели, необходимые государству, а не на требования «шариковых» «все немедленно поделить и проесть». А государству нужны капиталисты, которые бы не опасались за свои капиталы и иностранные инвестиции, руководствуясь в своих частных решениях интересами российского государства. России необходимо, чтобы таких капиталистов у нее стало большинство. В идеале — абсолютное. Тогда вопрос вывоза капитала за границу и все разговоры об ограблении простого народа отпадут сами собой. Ибо тогда даже зарубежные капиталы станут работать на российский бюджет. А бюджет, это дороги, мосты, больницы, врачи и многое всякое прочее, что самым непосредственным образом касается улучшения уровня жизни того самого пресловутого «простого человека». Когда санкции ударяют по тем капиталистам, которые в этом деле бюджету помогают, и не трогают тех, которые нет, на мой взгляд, ответ на вопрос «где тут наши» очевиден.
Да, деньги берутся из бюджета. Но из каких доходов их потом компенсирует сам бюджет? Вот именно с этого момента начинается то, о чем критики проекта закона умалчивают. Предлагаемый закон говорит: автоматически (!) с принятием решения о компенсации запускается механизм выставления иска против того лица, которое инициировало тот судебный процесс в зарубежном суде, по которому нашему собственнику нанесли ущерб. Юридическим языком это описано более витиевато, но смысл именно такой. Подчеркиваю, автоматически. Причем прямо говорится, что если таким лицом является не человек, а организация, то под раздачу попадает она. Если государство, то точно также, кто не спрятался, я не виноват. Суду без разницы.
Более того! Автоматичность запуска претензии не зависит ни от какой иностранной инстанции. Никто не будет ничего ни с кем обсуждать или согласовывать. Ни с иностранными судами, ни с иностранными правительствами. Это как качели. С той стороны — бац, автоматически с этой — бумц. Все.
Дальше еще интереснее. Иск обращается по цепочке. В первую очередь, на активы злыдня на территории Российской Федерации. Грубо говоря, если, скажем, истцом в том суде была компания «Рогатен унд Копытен инк», то ее активы на российской территории автоматически блокируются. Сначала, до итогов рассмотрения встречного иска российским (!) судом, а потом для обеспечения его решения. Нанесло иностранное решение ущерба на пятьсот миллионов, которые бюджет страны был вынужден выплатить пострадавшему, извольте, господа хорошие, эти деньги бюджету России компенсировать. Можно деньгами. Иначе ваше имущество на торги.
Что будет, если имущества нет или его недостаточно? Тут в дело вступает следующее звено цепочки. В проекте написано, что тогда под санкции может попасть любой другой собственник из той же страны. Или даже собственность самой страны происхождения суда. Даже та, на которую распространяется дипломатическая неприкосновенность. В законе, правда, написано чуть более сложно, но суть именно такая. Это чтобы можно было давать по шаловливым ручкам не только частным лицам непосредственно, но и некоторым особо не дружащим с головой или чрезмерно увлекающимся дракой, иностранным государственным институтам.
Целей у этого закона ровно три.
Во-первых, не только на словах, но и на деле обеспечить защиту «нашим», т.е. всем собственникам, кто будет обеспечивать государственные российские интересы. Защиту в первую очередь финансовую. Стоит наконец для себя понять. Плохо не то, что олигарх. Плохо, когда это не наш олигарх. Когда он преследует только (или прежде всего) свои частные олигархические интересы. Если он, думая о себе, еще и про процветание российского государства думает, то от такого олигарха лишь прямая польза. Его надо беречь и защищать.
Во-вторых, резко сузить возможности непрямого экономического и, через экономику, политического давления на российскую политику. Всякую. И внутреннюю и внешнюю. Чтобы на самых дальних подступах отсекать возникновение таких ситуаций, как с польскими яблоками. Когда они там сначала санкции против России ввели, а потом, когда в ответ прилетело, забегали с причитаниями, да ничего назад отыграть не могут ибо процедура такая, с плохим обратным ходом.
В-третьих, получить возможность точно также использовать дверь для критичного прищемления причинных мест тем, кто по правилам добрососедских и партнерских отношений все же жить не захочет. Этим, пожалуйста. Как в ресторане. Ешьте. Пейте. Хулиганьте. Посуду бейте. Да хоть весь его в хлам разнесите. Все равно это все потом будет включено вам в счет, от оплаты которого вы никак не отвертитесь. Демократия-с!
Как видите, обсуждаемый проект Закона выглядит несколько не так, как про него рассказывают. И уж точно на счет «народ за яхты олигархов заплатит» это явное поэтическое преувеличение. Проекты законов стоит читать. Полностью. Согласитесь, ведь странно обсуждать вкус устриц, если вы сами их не пробовали?!