В ближайшее время Армения готовится стать членом Евразийского экономического союза. По крайней мере в этом заверяют власти страны. Но чем отчетливее прорисовываются контуры будущего Армении в качестве участника евразийского проекта, тем более нелогичными и даже нелепыми выглядят действия властей страны.

Похоже, что в преддверии подписания соглашения о присоединении к ЕАЭС, которое запланировано было на 10 октября в Минске, президент Армении старается вернуть себе имидж прозападного политика. Очевидно, что Сержу Саргсяну не удалось продолжить политику комплементаризма, которой славился его предшественник. Поэтому каждый удобный случай президент использует, чтобы напомнить своим западным партнёрам, что Армения готова углублять с ними отношения.

Справедливости ради надо отметить, что и ЕС в свою очередь не раз заявлял, что готов продолжать сотрудничество с Арменией и углублять его. И этому вряд ли что-то может помешать, а тем более Россия. Ведь ЕС — крупнейший внешнеэкономический партнер России, и современные санкции этой реальности абсолютно не изменили. Россия и ее партнер по ТС — Белоруссия активно вовлечены в европейские экономические проекты: Малое приграничное движение с ЕС. Для Армении, не имеющей границ с ЕС, найдутся другие программы.

Другое дело — США… Бывший премьер Армении Тигран Саркисян, имея славу прозападного политика, не понимал, как можно состоять в Таможенном союзе и не иметь с его членами сухопутной границы. Однако решение президента Саргсяна заставило его начать переговоры по вступлению в ТС. Конечно же, как опытный и принципиальный политик, он после этого принял решение подать в отставку, так как тогдашнее его положение влияло на его имидж и репутацию. Тигран Саркисян сразу же после отставки был делегирован возглавлять дипломатическую миссию Армении в США.

Стоит напомнить, что назначение нового премьера — Овика Абрамяна — в период, когда все практически было уже готово к подписанию, создало ситуацию, в которой руководство Армении получает дополнительные рычаги и аргументы при переговорах о вступлении в Союз. В любой момент можно будет выторговать дополнительные исключения или даже отсрочить подписание, сославшись на то, что переговоры вел прежний премьер и это не устраивает новое правительство. Этого пока не произошло, но подписание договора не состоялось в анонсированные правительством Армении сроки. Сегодня фигурирует дата 10 октября. Но почему-то именно на этот день приходится визит Овика Абрамяна в США. 10-12 октября премьер примет участие в ежегодном пленарном заседании Всемирного банка и Международного валютного фонда в Вашингтоне. На фоне всех сопутствующих событий, конечно же, визит в эту страну вносит некоторую интригу в дальнейшее развитие событий. Таким образом, за Арменией укрепляется слава непредсказуемого и рискового игрока. Ведь еще полтора года назад Серж Саргсян вел переговоры о подписании Соглашения об ассоциации с ЕС, но неожиданно 3 сентября 2013 года заявил о намерении стать членом ТС и участвовать в формировании Евразийского экономического союза.

С другой стороны, вопреки распоряжению президента России о целесообразности подписания договора о вступлении в ЕАЭС с Арменией, в повестке встреч Владимира Путина в Минске пункт об Армении отсутствует. Официальный сайт Кремля передает вполне исчерпывающую информации о повестке встречи глав государств Высшего Евразийского экономического совета: будут обсуждаться актуальные вопросы торговли, финансово-организационные и технические аспекты, связанные с началом функционирования с 1 января 2015 года Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Это означает, что 10 октября в Минске Армения не будет подписывать договор о присоединении к ЕАЭС. По итогам заседания, возможно, будет названа дата подписания.

Очевидно, что доля вины Армении в том, что процесс подписания затягивается, велика. Заигрывание с ЕС и США на этом фоне выглядит несколько коряво: член «Восточного партнерства», желающий постоянно углублять политические и экономические отношения со странами ЕС, собирается стать участником ЕАЭС, при этом постоянно намекая на давление со стороны России. Это не что иное, как попытка подражать поведению Белоруссии, которая уже который год, благодаря своей агрессивной комплементарной политике, пользуется благами как России и евразийских проектов, так и ЕС.

Но, в отличие от Белоруссии, географическое положение Армении не позволяет ей постоянно находиться в поле зрения ЕС. Поэтому не стоит ждать какой-то особой активности или какого-то особого предложения с его стороны. Это значительно сужает армянское поле маневра. Тем не менее, ввиду санкций Запада против России и повышения уровня евразийской интеграции, Ереван может начать использовать в отношениях с Россией и ТС язык Белоруссии.

В то время как Россия налагает эмбарго на продукцию из стран ЕС, США, Канады и других, Белоруссия открывает свои транзитные возможности для экспортеров из этих стран. После введения эмбарго резко увеличился импорт запрещенных продуктов в Белоруссию и Казахстан. Оттуда эти товары могут бесконтрольно ввозиться в Россию, поскольку они находятся в рамках единого экономического пространства.

А недавно Минск и вовсе заявил, что ратифицирует соглашение о ЕАЭС с оговоркой. В этой ситуации Россия пока не может позволить себе ставить ультиматумы, поэтому Армении следует воспользоваться этой возможностью и получить максимум из того, что вообще возможно. При этом вступление в ЕАЭС можно продолжать затягивать как можно дольше.