Президенты. В преддверие визита сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Нагорный Карабах на уступки не пойдет. Франция - сторонница участия Нагорного Карабаха в переговорном процессе? Азербайджан недоволен. Вестфальский мир и Карабах. Степанакерт.

Президенты

"Я затрудняюсь на данный момент прогнозировать каким будет продолжение переговорного процесса по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, поскольку не знаю, намерен ли Ильхам Алиев продолжить переговоры с прерванной точки или захочет все начать с нуля - это совсем разные пути", - заявил президент Армении Роберт Кочарян в ходе встречи с представителями армянской общины Румынии, передает "ArCNews" со ссылкой на ИА REGNUM. В ходе встречи глава Армении рассказал о том, что переговорный процесс по урегулированию конфликта заморожен на протяжении уже более года. Он также напомнил, что сопредседатели Минской группы ОБСЕ по урегулированию данной проблемы приостановили переговорный процесс в связи с выборами в Армении и Азербайджане, чтобы вопрос не стал предметом политических спекуляций.

Президент Азербайджана Ильхам Алиев обвинил международное сообщество в применении политики двойных стандартов в подходах к урегулированию нагорно-карабахского конфликта. "Минская группа ОБСЕ уже длительный период, но, к сожалению, пока безрезультатно, занимается решением этого конфликта. Считаю, что для достижения результатов в процессе урегулирования необходимо положить конец применению политики двойных стандартов", - заявил И.Алиев, принимая докладчика Европарламента по Южному Кавказу Пьера Гартона. Президент сказал, что безрезультатными также оказались прежние переговоры по решению проблемы Карабаха на уровне президентов. Тем не менее, он высказался за необходимость продолжения переговорного процесса, как на уровне сопредседателей, так и с подключением глав Азербайджана и Армении. "Переговоры не должны носить формальный характер, они должны строиться на конструктивной основе", - подчеркнул И. Алиев. "Позиция Азербайджана по решению конфликта остается неизменной. Мы хотим решить конфликт мирным путем. Но в то же время нынешняя ситуация не может продолжаться вечно, и наше терпение не беспредельно, и если конфликт не решится в соответствии с принципами международного права, у Азербайджана есть время и право решить конфликт другими путями". Он также отметил, что о подписании мирного соглашения Азербайджана с Арменией и о начале сотрудничества между ними можно будет говорить только после вывода армянских войск с азербайджанских земель и создания условий для возвращения на них беженцев. ("Интерфакс-Азербайджан").

Кто не желает участия Нагорного Карабаха в переговорном процессе по урегулированию конфликта с Азербайджаном, тот фактически не желает мирного разрешения карабахской проблемы. Такое мнение высказал на состоявшейся в Степанакерте пресс-конференции президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян. В этой связи он расценил как крайне деструктивные последние радикальные заявления ряда политиков Азербайджана, в том числе его новоизбранного президента Ильхама Алиева, о недопустимости подключения карабахской стороны к переговорам. По всей видимости, сказал Аркадий Гукасян, в Баку запамятовали, что они неоднократно вели переговоры, в том числе прямые, со Степанакертом, и эти переговоры они будут вести и в дальнейшем, иначе Азербайджану своих проблем не решить. Президент Нагорного Карабаха выразил уверенность, что только путем наведения мостов доверия и отказа от культивирования в лице армян образа врага можно будет придти к взаимному согласию по окончательному урегулированию нагорно-карабахского конфликта. ("Де-Факто").

В преддверие визита сопредседателей Минской группы ОБСЕ

PanARMENIAN напоминает, что визит "минских" посредников в регион ожидается предположительно в первой декаде декабря.

О дальнейшем развитии процесса урегулирования нагорно-карабахского конфликта можно будет говорить лишь после предстоящего визита сопредседателей Минской группы ОБСЕ в регион противостояния. Об этом радиостанции "Свобода" заявил секретарь Совета безопасности при президенте Армении, министр обороны Серж Саркисян. При этом он не исключил возможности представления посредниками новых предложений по урегулированию конфликта. Вместе с тем министр подчеркнул, что Армения намерена приступить к переговорному, основываясь на ряде важнейших принципов, озвученных в свое время президентом РА Робертом Кочаряном. С.Саркисян напомнил, что эти принципы, в частности, заключаются в том, что Нагорный Карабах не может находиться в непосредственном подчинении Азербайджана, не может далее существовать в анклавном положении и должен иметь непосредственную сухопутную границу с Арменией, а также необходимы серьезные гарантии его безопасности. (PanARMENIAN.Net).

Встреча президентов Армении и Азербайджана неизбежна. "Сопредседатели Минской группы во время поездки в Азербайджан и Армению сделают каждому лидеру предложение о встрече. Конкретные сроки будут определены самими президентами. Тема встречи - проблема Нагорного Карабаха", - сообщил глава МИД Армении Вардан Осканян в интервью, опубликованном в "Независимой газете". Министр воздержался от каких-либо оценок нового президента Азербайджана Ильхама Алиева как продолжателя политики отца - Гейдара Алиева. По словам Осканяна, некоторые наблюдения на этот счет можно будет высказать после визита сопредседателей Минской группы ОБСЕ, а также после встречи президентов Роберта Кочаряна и Ильхама Алиева. Комментируя посреднические усилия России в деле карабахского урегулирования, Вардан Осканян отметил, что Россия, как один из членов Минской группы ОБСЕ, вне этого формата не делает каких-либо отдельных предложений. "Москва поддержит любое предложение, которое будет приемлемо как для Еревана, так и для Баку. И пока продолжается переговорный процесс, мы считаем, что такая позиция верна", - сказал министр. На просьбу прокомментировать высказывание недавно побывавшего в Ереване секретаря Совбеза РФ Владимира Рушайло о "непростой обстановке в Нагорном Карабахе", Вардан Осканян заметил, что руководство Армении пока не наблюдает изменения ситуации в Нагорном Карабахе. "Я не слышал, в каком контексте Рушайло говорил об "усугублении" и "непростой обстановке", но если он критиковал воинственные призывы, которые звучат в Азербайджане, то в этом смысле я бы с ним согласился. Если говорить о балансе сил в регионе, то после подписания в 1994 году соглашения о прекращении огня каких-то серьезных изменений в этом отношении нет. Сейчас обстановка в Карабахе относительно стабильна", - отметил глава МИД Армении. ("Де-Факто").

"Россия выступает за скорейшее возобновление прямого диалога президентов Азербайджана и Армении. В Москве исходят из того, что сами участники конфликта должны выйти на компромиссное разрешение конфликта", - заявил официальный представитель МИД РФ Александр Яковенко. Россия, отметил он, готова оказать им в этом деле самое активное содействие как на двусторонней основе, так и в качестве сопредседателя Минской группы ОБСЕ, и стать гарантом приемлемой для сторон договоренности. Тема урегулирования нагорно-карабахского конфликта будет одной из центральных на переговорах главы МИД России Игоря Иванова в Москве со своим азербайджанским коллегой Вилаятом Гулиевым, сообщил Яковенко. Встреча намечалась на 24 ноября, в рамках первого после избрания Ильхама Алиева президентом Азербайджана визита главы МИД АР в Россию. ("Де-Факто").

Армения и Азербайджан сами должны урегулировать карабахский конфликт. Об этом заявил выступивший на берлинской конференции "Южный Кавказ - Политические вызовы и перспективы развития" начальник Управления по вопросам стран СНГ МИД РФ Владимир Гудев. По словам Гудева, сообщает газета "Айоц Ашхар", нельзя сравнивать абхазский и карабахский конфликты и "валить все в одну корзину". "Карабахский конфликт имеет свои аспекты и требует особых подходов". Газета сообщает, что Гудев уклонился от ответа на вопрос "Считает ли Россия, что урегулирование Карабахского конфликта должно осуществиться с учетом территориальной целостности Азербайджана?".

Побывавший с визитом в Баку заместитель государственного секретаря США по связям с Европой и Евразией Линн Паско на встрече с журналистами, касаясь проблемы урегулирования карабахского конфликта, сказал: "Россия, Франция и США долгие годы сотрудничают в рамках Минской группы ОБСЕ для разрешения карабахского конфликта. Задача урегулирования армяно-азербайджанского конфликта требует уступок от всех сторон". Л.Паско отметил, что для урегулирования конфликта нужны новые идеи и продолжение переговоров: "Это произойдет в скором времени, поскольку конфликт угрожает всему региону". Американский дипломат заявил, что США не оказывают Армении военную помощь в карабахском конфликте, то же самое касается и Азербайджана. "Мы сотрудничаем в военной сфере как с Азербайджаном, так и Арменией, но действуем осторожно, чтобы не нарушить баланс в связи с Нагорным Карабахом". На вопрос "525-й газеты" относительно влияния России на Кавказе Л.Паско сказал, что Вашингтон и Москва часто обсуждают вопросы, связанные с этим регионом: "Наличие независимых и развитых соседей отвечает и интересам России". На вопрос, испытывают ли США беспокойство в связи с опасностью для стабильности в регионе и могут ли они разместить в Азербайджане свои военные базы для нейтрализации этой угрозы, Л.Паско сказал, что Вашингтон беспокоят любые факторы, вызывающие дестабилизацию в регионе: "Нестабильность обостряет внутренние и внешние проблемы". Что касается размещения американских баз в Азербайджане, то Паско заявил, что не знает ответа на этот вопрос.

Нагорный Карабах на уступки не пойдет

В Нагорном Карабахе продолжаются дискуссии по карабахскому урегулированию. Свое мнение ИА REGNUM высказал независимый аналитик из Степанакерта Давид Карабекян. "Успешному продвижению переговоров, в первую очередь, мешает предубеждение Баку относительно того, что Нагорный Карабах, являясь непризнанным государством, не должен участвовать в переговорах по политическому разрешению противостояния. Это, якобы, станет косвенным его признанием. Очевидно, по той же причине, сегодня переговоры проводятся на том уровне, на котором практически блокируется участие НКР. Трехсторонний формат переговоров (Нагорный Карабах - Армения - Азербайджан) и двухсторонние переговоры (Нагорный Карабах - Азербайджан), которые в свое время инициировала Россия, зарекомендовали себя как очень эффективные - их результатом стало принятие ряда важных политических договоренностей. Для прорыва в карабахском урегулировании прежде всего необходима политическая воля, следование принципам ООН и ОБСЕ, решениям саммита в Будапеште, выполнение ранее достигнутых договоренностей. При этом в своих действиях стороны конфликта и посредники должны руководствоваться политическим реализмом. К примеру, нельзя не согласиться с парламентариями Армении и Карабаха, утверждающими, что пытаться решать без Степанакерта вопросы, непосредственно касающиеся Нагорного Карабаха - бесперспективно, поскольку, в конечном итоге, именно НКР придется выполнять эти решения. Несбалансированность в учете интересов и мнений - деструктивный путь и с него надо сойти. Нельзя ограничивать переговоры определенным уровнем, форматом, местом и временем, кругом обсуждаемых вопросов. Гораздо эффективнее закрепить те принципы и подходы, которые предотвращают ущемление интересов какой-либо из сторон... Нелепо и контрпродуктивно пытаться ставить "телегу впереди лошади", т.е. пытаться решать технические задачи, типа создания "демилитаризованных зон" в местах возвращения беженцев, деблокады коммуникаций и т.п. до достижения всеобъемлющего политического решения. Такая практика показала свою порочность еще на предыдущих этапах переговоров". ("ArCNews").

Газета "Айкакан жаманак" ("АЖ"), ссылаясь на степанакертскую "Азат Арцах" пишет о состоявшемся в Степанакерте круглом столе, посвященном урегулированию карабахского конфликта, с участием министра иностранных дел Нагорного Карабаха Ашота Гуляна, советников президента Нагорного Карабаха Манвела Саркисяна и Георгия Петросяна, представителя фракции АРФД Национального Собрания Нагорного Карабаха Вагана Бадасяна, председателя парламентской Комиссии по обороне и правопорядку Артура Мосияна и др. Участники круглого стола, пишет газета, выразили свое недовольство ходом переговорного процесса. По словам "АЖ", преобладало мнение, что вовлечение Армении в переговоры нанесло ущерб как Армении, так и Карабаху. По мнению Георгия Петросяна, прежде чем ставить перед собой геополитические задачи, Армения и Карабах должны выяснить уровень своих взаимоотношений. Рассматривались два варианта: первый - Армения принимает Карабах в свой состав и берет на себя всю ответственность за переговорный процесс, и второй, которому было отдано предпочтение - Армения отходит от процесса, продолжая при этом оказывать Нагорному Карабаху межгосударственную, политическую, экономическую и военную помощь. "Карабах должен утвердить свои позиции, чтобы с ним начали считаться".

Советник президента Нагорного Карабаха Георгий Петросян заявил также, что самой большой ошибкой карабахской дипломатии было то, что из-за не совсем верного восприятия происходящих процессов она допустила превращение Нагорного Карабаха из субъекта переговоров в их объект. По его словам, Карабах должен быть субъектом переговоров, снова став существенным региональным фактором. "Мы должны понять, когда право переходит в политику и выбирать верные пути для отстаивания своих исконных прав",- отметил он. Георгий Петросян высказался за необходимость быть предельно честным и открытым как внутри страны, так и во взаимоотношениях с Арменией. (ИА REGNUM).

Прозвучало также предложение поставить перед дипломатическим корпусом Армении задачу не принимать участия в переговорах без Нагорного Карабаха, поскольку "власти Армении не отражают волю карабахцев". "Ведутся разговоры об уступках, которые общественность не поддерживает", заявил Ваган Бадасян. По словам Артура Мосияна, Карабаху взамен возврата завоеванных территорий предлагается статус, который у Нагорного Карабаха уже есть. Министр иностранных дел Ашот Гулян считает, что не следует говорить о каких бы то ни было предварительных условиях переговоров, пока противная сторона не выразит свою готовность к взаимоуступкам и пока не будут получены серьезные гарантии безопасности. В целом, по мнению Гуляна, наилучшим форматом переговоров является Нагорный Карабах-Азербайджан-Армения. Участники круглого стола сошлись во мнении, что народ Нагорного Карабаха не склонен к уступкам и не готов возвращать освобожденные территории. ("Айкакан жаманак").

Как сообщает ИА REGNUM, в ходе "круглого стола" лидер коммунистов Нагорного Карабаха Грант Мелкумян заявил, что никто еще не отказывался от Гюлистанского договора 1813 года, согласно которому Карабах навеки переходил к России, и призвал обратиться в Госдуму РФ с предложением поднять там этот вопрос.

Франция - сторонница участия Нагорного Карабаха в переговорном процессе?

Президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян провел 15 ноября совещание с членами Совета безопасности, президиума Национального Собрания и правительства Нагорного Карабаха. На совещании, как сообщили в Главном информационном управлении при президенте Нагорного Карабаха, обсуждались вопросы, связанные с итогами недавней поездки главы государства в США и Францию. В частности, президент Нагорного Карабаха ознакомил собравшихся с итогами своих встреч с политическими деятелями США и Франции, на которых главным образом обсуждались перспективы урегулирования нагорно-карабахского конфликта. В этой связи руководитель Нагорного Карабаха отметил, что в переговорный процесс в качестве равноправной стороны обязательно должен быть вовлечен Нагорный Карабах и без всяких на то предварительных условий. ("Де-Факто"). Газета "Айкакан жаманак" особо выделяет тот факт, что заявление это было сделано в ходе представления итогов встречи с французским сопредседателем Минской группы ОБСЕ Анри Жаколеном.

Азербайджан недоволен

Бакинская газета "Зеркало" пишет, что глава внешнеполитического ведомства Азербайджана Вилаят Гулиев в своем выступлении на состоявшейся в Берлине конференции на тему "Южный Кавказ - Политические вызовы и перспективы развития" подверг критике деятельность Минской группы ОБСЕ по карабахскому урегулированию. По его словам, европейские организации должны более активно действовать в данном направлении. Он напомнил, что до сих пор не освобожден ни один метр территории Азербайджана и ни один беженец не вернулся в родные места.

Как сообщает информационное агентство Day.az, в ответ на заявление министра обороны России Сергея Иванова о том, что уровень оснащения военной техникой российской базы, дислоцированной на территории Армении, не устраивает Россию, и она намерена осуществить переоснащение 102-й базы России, министерство иностранных дел Азербайджанской Республики выразило "резкий протест против намерения России, как сопредседателя Минской группы ОБСЕ, создать совместные военные группировки с одной из конфликтующих сторон и во имя обеспечения мира, стабильности в регионе, урегулирования конфликта и ликвидации его тяжелых последствий, установления взаимного доверия между народами и государствами региона призывает Россию занять более конструктивную позицию и не наращивать военный потенциал Армении".

Комментируя по просьбе бакинской газеты "Зеркало" заявление МИД Азербайджана, азербайджанский политолог Зардушт Ализаде отметил, что "этому документу не стоит предавать особого значения". По его мнению, азербайджанские власти не способны к решительным шагам, и подобными заявлениями МИД пытается пустить пыль в глаза простого обывателя. Как утверждает политолог, это прекрасно осознают в Москве, Вашингтоне, Анкаре, и потому подобный документ никого не волнует. "Я глубоко уверен в том, что заявление МИД не изменит что-либо", - сказал З.Ализаде.

Газета "Айоц Ашхар" обратилась к министру обороны РА Сержу Саркисяну с просьбой прокомментировать реакцию официального Баку на визит в Армению министра обороны Роcсии Сергея Иванова. "Мы неоднократно отвечали на подобные заявления азербайджанской стороны. Наличие российской военной базы является одним из составляющих безопасности нашей страны. Следовательно, чем мощнее будет эта база, тем лучше", - ответил Серж Саркисян.

В министерстве обороны России журналистам заявили, что создающаяся российско-армянская группировка не направлена против кого-то. "Это сугубо оборонительная структура, не направленная против кого-либо, и она не нарушит баланс сил в регионе, поскольку не потребует увеличения российского военного контингента в Армении", пишет газета "Новое Время".

Возмущение азербайджанской стороны вызвала также открывшаяся в музее истории дипломатии в МИД РФ выставка, посвященная 175-летию вхождения "Восточной Армении" в состав Российской империи. Бакинская "Эхо" пишет, что выставку в музее истории дипломатии можно было бы принять за очередную попытку подчеркнуть исторические связи России и Армении, однако в информации, переданной РИА "Новости", сообщается, что "главную часть экспозиции составляют персидские грамоты и мирный договор между Россией и Персией. В этих документах говорится о вхождении в Российскую империю ряда армянских округов - Ордубадского округа, Нахичеванского и Ереванского, из которых впоследствии была создана Армянская область Российской империи. В первые же три года после заключения мирного договора сюда переселились 40 тыс. армян из Персии и 140 тыс. армян из Турции и Закавказья". В связи с этим "Эхо", называя захваченные ранее персами армянские земли "азербайджанскими ханствами, включая Эриванское" (!!!), утверждает, что "аннексия" Россией в результате очередной русско-персидской войны "азербайджанских ханств" объявлена вхождением в состав России Восточной Армении. Особо газету возмущает то, что к числу армянских округов отнесен не только Ереван, который "Эхо" называет "аннексированным Россией Эриванским ханством", "но еще Ордубад и Нахчыван". Все это "Эхо" грозно называет "игрой с огнем" российских дипломатов.

Вестфальский мир и Карабах

С концептуальной статьей о современных тенденциях международных отношений выступила в газете "Голос Армении" известная поэтесса Седа Вермишева. Обращаясь к недавнему интервью бывшего госсекретаря США Генри Киссинджера немецкой газете "Ди велт", автор сообщает, что, по мнению Г. Киссинджера, "принципы Вестфальского мира, которые базировались на суверенитете государств и рассматривали нарушение международных границ организованными структурами как агрессию, уходят в прошлое". Вермишева утверждает, что было бы непростительным упущением не реагировать на подобные фундаментальные заявления и не использовать их в соответствии со своими интересами: данное утверждение может стать краеугольным камнем внешней политики Нагорного Карабаха и Армении в вопросе Карабаха. "В Югославии нарушение международных границ суверенного государства оправдывалось обвинением сербов в притеснении нацменьшинства - албанцев Косово. В Афганистане - мотивировалось борьбой с террористической группировкой "Аль-Каида". В Ираке - обуславливалось поисками оружия массового поражения, угрожающего безопасности мира. То есть защита или утверждение неких категорий ценностей, имеющих универсальный характер, рассматривается в новой системе международных отношений в качестве приоритетных по отношению к принципу незыблемости границ государства-нации". По мнению Вермишевой, можно с достаточным основанием утверждать, что агрессия в отношении нацменьшинств и попрание их прав, которые определили возникновение и жесткое противостояние Азербайджана и Карабаха, вплоть до выхода последнего из состава Азербайджана и фактического изменения границ этой республики, вписываются в вышеупомянутую модель защиты универсальных человеческих ценностей, утверждения их приоритета над принципом незыблемости границ. "И если эта защита обеспечена была ценой борьбы и жертв самой НКР как дискриминируемой стороны, то международным структурам и международному сообществу это только облегчает задачу, сводя ее к признанию торжества универсальных общечеловеческих ценностей без военных усилий и материальных затрат с их стороны". В качестве аргументации Вермишева предлагает воспользоваться документальным архивом, "начиная с уничтожения Азербайджаном памятников армянской культуры и кончая событиями в Сумгаите, бакинскими и кировабадскими погромами, бомбардировками и обстрелами мирного населения, его депортацией с исконных мест проживания и прочими акциями насилия и агрессии, осуждаемыми и наказуемыми со стороны международных структур". XXI век, утверждающий новые принципы международных отношений и приоритет общечеловеческих ценностей над Вестфальским принципом незыблемости границ, должен заложить их в основу разрешения Карабахского конфликта. В противном случае, заключает автор статьи, придется говорить о применении высокими международными организациями двойных стандартов.

Степанакерт

19 ноября президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян подписал законы о внесении изменений в законы о ломбардах и ломбардной деятельности, аудиторской деятельности и о защите прав потребителей. Об этом "Де-Факто" сообщили в Главном информационном управлении при президенте Нагорного Карабаха.

19 ноября Аркадий Гукасян встретился с духовным предводителем Арцахской епархии Армянской Апостольской церкви архиепископом Паргевом Мартиросяном, пишет "Азат Арцах". В ходе беседы духовный предводитель Арцаха ознакомил президента с результатами своей недавней поездки во Францию, где он встречался с представителями армянской общины и религиозными деятелями этой страны. Со своей стороны президент Нагорного Карабаха рассказал архиепископу об итогах своего визита в США и Францию. В этой связи он с удовлетворением отметил высокую значимость вклада Армянской Апостольской церкви, в том числе ее Арцахской епархии, в расширение и укрепление связей между Нагорным Карабахом и армянскими общинами различных стран а также того содействия, которое оказывает армянская церковь послевоенному обустройству Нагорного Карабаха. Участники встречи также обсудили ряд вопросов, касающихся взаимоотношений государства и церкви и их перспективах.

Как сообщает газета "Азат Арцах", Аркадий Гукасян вечером 18 ноября имел встречу с членами Национального Собрания Нагорного Карабаха. На ней обсуждались вопросы, касающиеся законопроектов, которые предполагалось рассмотреть на заседании Национального собрания республики 26 ноября, законотворческой деятельности карабахского парламента в целом, а также задач, стоящих перед депутатами Нагорного Карабаха, работающими в рамках межпарламентской комиссии Нагорного Карабаха и Армении. Собравшиеся также коснулись итогов встреч с различными политическими деятелями, которые имели место во время недавнего визита президента Нагорного Карабаха в США и Францию. Говоря о встрече с французским сопредседателем Минской группы ОБСЕ Анри Жаколеном, глава Нагорного Карабаха сообщил, что очередной визит международных посредников в регион намечен на начало декабря 2003 года.

Делегация Национального Собрания (НС) Нагорного Карабаха с двухдневным официальным визитом отбыла в Ереван. Как сообщили агентству "Де-факто" в пресс-службе НС, делегацию, в состав которой входят председатели постоянных комиссий карабахского парламента, возглавляет спикер Олег Есаян. Визит осуществляется по приглашению председателя НС Армении в рамках межпарламентского сотрудничества обеих республик. Программой визита предусмотрены встречи с председателем НС Армении и его заместителями, главами постоянных комиссий, руководителями парламентских фракций и групп, членами межпарламентской комиссии. Депутатов Арцаха примут также президент и премьер-министр Армении.

Под председательством вице-спикера НС Нагорного Карабаха Мушега Оганджаняна состоялось рабочее совещание, в котором приняли участие ответственные сотрудники постоянных парламентских комиссий и служб аппарата Национального Собрания. Об этом "Де-Факто" сообщили в пресс-службе НС Нагорного Карабаха. Основной темой обсуждения был процесс подготовки к ноябрьскому пленарному заседанию НС Нагорного Карабаха. В этой связи состоялся обмен мнениями, были отмечены проводимые в комиссиях работы, также были даны соответствующие поручения. Был также затронут вопрос участия членов и сотрудников парламента в предстоящем в конце ноября телемарафоне, организуемом по инициативе общеармянского фонда "Айастан" с целью сбора средств для дальнейшего финансирования строительства автомагистрали "Север-Юг" в Арцахе.

14 ноября состоялось заседание комиссии по социальным вопросам НС Нагорного Карабаха. Вел заседание председатель комиссии Эдуард Агабекян. Были представлены на рассмотрение законопроекты "О государственных пенсиях", "О беженцах", "О научной и научно-технической деятельности", и др. ("Азат Арцах").

Валовой внутренний продукт (ВВП) Нагорного Карабаха за январь-сентябрь 2003 г. составил 24220.3 млн. драмов (около $42,5 млн) против 19116.8 млн. драмов за тот же период 2002 г. Темп реального роста ВВП составил 118.5% (номинальный - 126.7%). Индекс-дефлятор ВВП составил 106.9%. Позитивное воздействие на реальный рост ВВП имеет все основные составляющие экономики: темп прироста сферы материального производства составил 25.3%, нематериального - 6.5%, по чистым налогам на товары и импорт - 30.2%, по другим чистым налогам - 13.1%. Рост сферы материального производства обусловлен в основном темпами роста добавленных стоимостей сельского хозяйства, промышленности, отраслей строительства и связи. 7-процентный уровень роста ВВП обеспечило сельское хозяйство, 5-процентный - промышленность. В структурном аспекте за январь-сентябрь 2003 г. по сравнению с тем же периодом прошлого года в ВВП на 4,3% возрос удельный вес добавленной стоимости сферы материального производства. Удельный вес чистых налогов по товарам и импорту увеличился на 0,3% и составил 3,6%. ("Азат Арцах").

Готов к сдаче в эксплуатацию очередной участок строящейся в Нагорном Карабахе дороги "Север-Юг", который протянулся от Степанакерта до перекрестка сел Айгестан-Астхашен Аскеранского района и имеет протяженность 3, 64 километра. Как сообщил агентству "Де-факто" представитель всеармянского фонда "Айастан" в Нагорном Карабахе Борис Алавердян, в ближайшие дни приемная комиссия должна проверить качество выполненных работ и дать свое заключение. Б.Алавердян сообщил, что в настоящее время на юге республики ведутся работы на участках Сарушен-Кармир Шука и Цакури-Гадрут, которые предполагается ввести в строй во второй половине 2004 года. По словам представителя всеармянского фонда "Айастан", со сдачей в эксплуатацию этих двух участков будет задействовано 50 процентов стратегически важной для Нагорного Карабаха автомагистрали, общая протяженность которой составляет 169 км. Строительство дороги осуществляется на средства фонда "Айастан" и оценивается в 25 млн. американских долларов.

После освобождения в мае 1992 года города Шуши - исторической цитадели армянства Нагорного Карабаха - здесь начался восстановительный процесс, который охватил социально-экономическую, здравоохранительную, образовательную, культурную и другие сферы, передает ИА REGNUM. В последние годы в Шуши заметно активизировалось капитальное строительство - строятся в основном жилые дома и дороги. Особое внимание уделяется ремонту домов семей погибших на войне и инвалидов. Также строится жилье для переселенцев. Продолжается благоустройство одной из центральных улиц города - Казанчецоц. На это выделено 360 миллионов драмов ($631тыc). Ремонтно-восстановительные работы здесь планируется завершить в следующем году. Ведется также реконструкция главного водохранилища города, вместимость которого составляет 5 тысяч тонн. На реконструкцию будет потрачено около 2 миллионов драмов ($3,5тыс).

Объем поставок тутовой водки в Россию предприятием "Арцахалко" в год составляет около 100 тысяч бутылок. По словам председателя Союза промышленников Нагорного Карабаха, сопредседателя компании "Арцахалко" Самвела Акопяна, фирма рассчитывает через год удвоить эту цифру. На внешний рынок поставляется также пшеничная и виноградная водка. На сегодня, сообщил Самвел Акопян, в алкогольную промышленность Нагорного Карабаха вложено около 5 миллионов долларов. Главными партнерами "Арцахалко" являются "Ливан корпорейшн" (США) и "Армянский коньяк" (Москва). Экспортируется в основном тутовая и кизиловая водка. ("Новое Время").

В последние два месяца бесплатная выдача лекарств больным сахарным диабетом, эпилепсией и другими заболеваниями этой категории была прекращена. В особенно тяжелом положении оказались больные сахарным диабетом. Чем обусловлено прекращение процесса бесплатного распределения лекарств? До каких пор будут продолжаться мытарства больных, вынужденных самим решать вопрос лекарственного обеспечения? Отвечая на эти вопросы, министр здравоохранения Нагорного Карабаха Зоя Лазарян, в частности, отметила: "Причина задержки бесплатной выдачи лекарств упомянутым категориям больных чисто техническая. Как известно, при правительстве создано Агентство по закупкам, посредством которого государственные предприятия должны впредь осуществлять свои закупки. Процесс его создания уже завершен: известны результаты объявленного тендера, определен перечень лекарственных препаратов (в соответствии с представленной заявкой), фармацевтические общества скоро предоставят лекарства. Очень скоро будет возобновлен процесс выдачи бесплатной медпомощи". ("Азат Арцах").

Центр культуры при Союзе русскоязычных граждан Нагорного Карабаха и университет "Месроп Маштоц" провели вечер творчества поэта Валерия Брюсова. Ведущие вечера рассказали о жизненном и творческом пути поэта, были продекламированы его стихотворения. Отмечалась также роль Брюсова-переводчика в пропаганде армянской литературы. Общественная организация "Союз русскоязычных граждан НКР" действует в Степанакерте второй год. По словам председателя организации Людмилы Петросян, одной из главных целей Союза является содействие становлению государственности Нагорного Карабаха посредством расширения и укрепления разностороннего сотрудничества с Российской Федерацией. При организации действует Центр русской культуры, который пропагандирует русский язык и литературу, русскую культуру в целом, содействуя сохранению национальных традиций и укреплению интернациональных связей. ("Арминфо").