Президент крупнейшей польской молочной компании Mlekovita Дариуш Сапиньский обратился с открытым письмом к министру иностранных дел Гжегожу Схетыне. «Мы с нетерпением ждем активизации деятельности польских дипломатических миссий в мире по поддержке польских экспортеров молочной продукции», — сообщил бизнесмен. Польша является одним из крупнейших производителей и экспортеров молочной продукции в Европейском союзе, а группа Mlekovita — ведущий производитель молочных продуктов в стране и крупнейший экспортер за ее пределами, подчеркивает Сапиньский. Однако бизнес молочников, равно как садоводов, овощеводов и мясников подкосили российские санкции. Как отмечают эксперты, Польше это обойдется в 3,5 млрд злотых (более 35 млрд рублей).

В середине сентября в Белостоке проблемы экспорта в условиях эмбарго Москвы обсуждались на сессии «Зарубежная экспансия польского продовольственного сектора. Диверсификация рынков сбыта», которая была организована в рамках Восточного экономического конгресса. Напомним, что Россия вводила ограничения на поставки продовольствия постепенно. Вначале речь шла о мясе, потом под нож попали яблоки и лишь после того, как Варшава активно поддержала санкции Евросоюза, ответное решение Москвы блокировало экспорт подавляющей части номенклатуры сельскохозяйственной и мясо-молочной отрасли. Экономический блок кабинета Дональда Туска на первых порах «успокаивал» фермеров и бизнесменов тем, что отвергнутая продукция будет перенаправлена на другие рынки. Назывались разные страны, от Юго-Восточной Азии до США. Однако реальность оказалась неутешительной, жесткие и конкурентные иностранные рынки проявили «глухоту» к дипломатии вице-премьера Януша Пехочиньского и министра сельского хозяйства Марека Савицкого. Большим моральным ударом для Варшавы особенно стал отказ Киева снять запрет на поставку польской свинины.

Поэтому довольно скоро, что и продемонстрировала дискуссия в Белостоке, стали раздаваться голоса: давайте не будем забывать о российском рынке, ведь эмбарго не будет продолжаться вечно, политики вызвали кризис, и поэтому они должны сейчас помочь сектору сельского хозяйства и пищевой промышленности. Но с политиками не все так просто. Так, идеологически ангажированное в бытность Радослава Сикорского министерство иностранных дел шло на демонстративный разрыв отношений с Москвой. Например, когда по инициативе Сикорского были отменены мероприятия в рамках перекрестного Года России в Польше и Польши в России. Между тем Агентство сельскохозяйственного рынка, напротив, даже в условиях эмбарго решило организовать в этом году польский павильон на выставке World Food Moscow. С резкой критикой в адрес польских политиков выступили председатель Союза садоводов Польши, депутат Сейма Мирослав Малишевский и генеральный секретарь Польской федерации производителей продуктов питания Анджей Гантнер.

Тем не менее без чиновников проблемы польских экспортеров решить невозможно. Интрига в том, что до недавнего времени производители делали ставку на профильные министерства экономики и сельского хозяйства. Но сколько бы ни старались Пехочиньский и Савицкий, легче не становилось. С одной стороны, им было трудно выйти за пределы своей компетенции, «отодвинуть» внешнеполитическое ведомство с тем, чтобы самостоятельно выйти с предложениями на Москву. С другой стороны, традиционно сработала брюссельская бюрократия, показавшую глухоту к нуждам польских фермеров. По словам представителя, депутата партии «Право и Справедливость» (PiS) Януша Войцеховского, отечественные производители, в отличие от других стран ЕС, могут рассчитывать лишь на незначительные компенсации со стороны Европейской комиссии за убытки, понесенные в связи с российским эмбарго. Более того, на молочников был наложен штраф за перепроизводство молока сверх установленных квот. Понятно, что оппозиция играет в свою игру. Но когда PiS обвиняет министра Савицкого в «некомпетентности», основания для этого есть.

До недавнего времени казалось, что выхода у бизнесменов нет. Ситуация изменилась с приходом на пост премьер-министра Евы Копач, а министра иностранных дел — Схетыны. Судя по их первым выступлениям, внешнеполитическая линия Варшавы может претерпеть изменения. Во-первых, Копач начала нивелировать значение фактора России в информационном пространстве Польши и разводить польско-российскую политику с польско-украинской, которую неразрывно связывали Туск и Сикорский. Таким образом глава кабинета выводит «украинский вопрос» из числа раздражителей в переговорах между Варшавой и Москвой. Во-вторых, новые акценты стал расставлять Схетына.

На днях он встретился в Париже с министром иностранных дел Франции Лораном Фабиусом и в Берлине с немецким коллегой Франком-Вальтером Штайнмайером. Главной темой переговоров стал экономический вопрос. В конце октября лидеры Евросоюза должны обсудить позицию относительно сокращения выбросов СО2. Для Польши это не очень хорошая новость, потому что польская экономика в большой степени базируется на угле, замечает Polskie Radio dla zagranicy. По словам Схетыны, его коллеги из Франции и Германии поняли позицию Варшавы и разделили ее. По вопросу польского угля и климатических изменений с Парижем и Берлином также будет говорить премьер Копач. И хотя темами переговоров являлись еще проблемы российско-украинского конфликта, ситуация на Ближнем Востоке, а также сотрудничество в рамках ЕС, во главу угла была поставлена экономика, что, кстати, вызвало недовольство польской либеральной прессы. Таким образом, нельзя исключать того, что обращение в адрес МИД Польши президента Mlekovita является «пасом» отечественных бизнесменов кабинету Копач и лично Схетыне, ответом на который Варшава продемонстрирует изменения в своей внешней политике, в том числе на восточном направлении.