Арташес Гегамян: Тревога армянских общин мира — сигнал о безальтернативности глобального диалога
На днях в Ереване под высоким покровительством президента Армении
Будучи руководителем делегации Национального собрания Армении в Парламентской Ассамблее ОБСЕ, я под впечатлением прочитанного и услышанного по-новому осмысливал и свою личную ответственность за обеспечение безопасности моих соотечественников через усиление роли этой серьезной международной организации в противостоянии глобальным вызовам современности, которые нередко оборачиваются кровопролитием, потерей жизни мирных граждан, как это имеет место быть в Сирии. Тем более что в наши тревожные дни совершенно очевидно, что ответственность ПА ОБСЕ в вопросах обеспечения мира и безопасности особенно высока, а это накладывает новые обязательства на парламентариев всех стран. И в этих условиях вовсе не случайно, что в выступлении на форуме «Армения-Диаспора» президент Армении Серж Саргсян особо отметил: «К сожалению, региональные конфликты продолжают нарастать, и нашей сверхцелью должно быть реагирование на боль и страдания каждого оказавшегося в беде армянина в любой точке мира вне зависимости от географической отдаленности, помощь им и их поддержка совместными усилиями».
Даже по первым впечатлениям, сложившимся по итогам V форума «Армения-Диаспора», можно смело утверждать, что многие озвученные там вопросы исключительно актуальны и имеют глобальный характер. Они заслуживают всестороннего анализа и последующего вынесения на обсуждение авторитетных международных организаций, призванных содействовать международному сотрудничеству, диалогу цивилизаций, сохранению мира и обеспечению безопасности народов. В этой связи, думается, что хорошей площадкой для продолжения начатой в Ереване дискуссии может стать Парламентская Ассамблея ОБСЕ, которая с 3-го по 5-ое октября т.г. соберется в Женеве на очередную сессию. В повестке дня сессии весьма актуальный вопрос: «Новые вызовы безопасности: Роль парламентов». Тем самым, в преддверии 40-летия со дня принятия Хельсинкского Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе парламентариям из 57 стран Европы, США и Центральной Азии представляется возможность совместными усилиями найти принципиально новые пути совместной работы с целью преодоления кризисных явлений в мире, вызовов нашей эпохи. Более того, предложить меры по скорейшей деэскалации напряженности, сложившейся в международных отношениях в связи с событиями в Сирии, Ираке и на Украине. Здесь членам армянской делегации есть чем поделиться со своими коллегами. Ведь на примере Республики Армения мы можем очень аргументированно утверждать, что во взаимодействии США,
Чтобы не быть голословным в этом своем утверждении, сошлюсь на конкретный пример. Так, 4 сентября 2013 года президент Армении Серж Саргсян выступил с заявлением о желании нашей страны присоединиться к Таможенному союзу России, Казахстана и Белоруссии. Разъясняя свое решение о присоединении к Таможенному союзу, президент Армении, в частности, сказал: «Сейчас наши партнеры по
Президента Армении, страны — члена ОДКБ, кандидата в соучредители Евразийского экономического союза, Сержа Саргсяна очень тепло поздравил и президент Франции
А вот и выдержка из поздравительного послания президента России
Думается, что эти отнюдь не формальные поздравления лидеров трех великих держав, которые далеко не всегда имеют совпадающие интересы, в случае с Республикой Армения, бесспорно, что проявляют заботу и готовность и дальше развивать самые тесные отношения с Ереваном в экономике, политике, гуманитарных областях, в вопросах безопасности. То есть по всему комплексу задач, реализация которых, безусловно, создает хорошую основу для воплощения в жизнь основополагающих целей ОБСЕ. Положительный опыт сотрудничества Армении со странами ЕС, с США, а также с Исламской Республикой Иран, особенно бурно развивающиеся в последние годы самые теплые добрососедские отношения с Грузией, из года в год крепнущие союзнические отношения с братской Россией, Казахстаном и Белоруссией должны стать предметом тщательного изучения с целью универсализации и дальнейшего обобщения, и этот накопленный положительный опыт сотрудничества Армении может получить свое развитие в Парламентской Ассамблее ОБСЕ. От этого будут в выигрыше народы стран — членов ОБСЕ.
В условиях сегодняшних реалий в международных отношениях, думается, что на ОБСЕ ложится особая ответственность в осмыслении процессов, происходящих в странах, отдельные регионы которых преследуют цель создания новых независимых государств, когда идея обретения независимости автономными образованиями с каждым годом становится все более притягательной для миллионов и миллионов граждан в пространстве ОБСЕ. Так, прошедший 18 сентября т.г. референдум о независимости Шотландии, по итогам которого 55,3% жителей Шотландии или 2 миллиона человек проголосовали за сохранение единства с Великобританией, а за независимую Шотландию — 44,7% или примерно 1,6 миллиона человек, наводит на серьезные размышления. Вспомним также, что в этот же день, 18 сентября в Испании парламент Каталонии принял резолюцию в поддержку референдума о независимости, а 19 сентября был принят соответствующий закон, позволяющий провести в Каталонии референдум о независимости без разрешения Мадрида.
В случае с референдумом в Шотландии мировое сообщество стало очевидцем проявления высокой политической сознательности со стороны как правящей Консервативной партии Великобритании, так и Шотландской национальной партии, которые показали свою приверженность идеалам демократии, соблюдения прав человека. Проведенный в Шотландии референдум со всей убедительностью подтвердил ту непреложную истину: не могут быть соблюдены права отдельно взятого человека и при этом проигнорированы права целого народа в вопросе выбора своей будущей судьбы. Почему, например, народу Нагорно-Карабахской автономной области, который в полном соответствии с действующими законами СССР на всенародном референдуме проголосовал за свою независимость, однако ОБСЕ все еще отказывается признать независимость этого свободолюбивого народа. Почему многие из стран — членов ОБСЕ очень предвзято оценивают итоги референдума в Крыму от 16 марта 2014 года? Между тем многие из них признали независимость Косово от Сербии, которая была объявлена 17 февраля 2008 года принятием соответствующей декларации в парламенте этого края, а не на всенародном референдуме. Что это? Классические примеры применения двойных стандартов? В пользу этого утверждения было высказано множество неоспоримых доводов, однако здесь хотелось бы попробовать проанализировать эти исключительно актуальные вопросы с цивилизационных позиций. Поясню, что имеется в виду. В знаменитой истории «Страсти Господни» повествуется: «А некоторые из них пошли к фарисеям и сказали им, что сделал Иисус. Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили. Что нам делать? Этот человек много чудес творит. Если оставить Его так, то все уверуют в Него, и придут римляне и овладеют и местом нашим, и народом. Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб. Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ, и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божьих собрать воедино. С этого дня положили и убить Его» (ин. 11:46-53). Для армян, потомков древнейшей христианской цивилизации, жизнь каждого человека сама по себе большая ценность, а свобода и независимость Нагорно-Карабахской Республики, завоеванные ценой жизни тысяч и тысяч своих славных сынов — непреходящая ценность и незыблема. В борьбе за сохранение независимости Нагорно-Карабахской Республики одиннадцатимиллионный армянский народ Армении, Нагорного Карабаха и диаспоры свой христианский цивилизационный выбор сделал еще в 301 году, приняв первым в мире христианство в качестве государственной религии. И сегодня армянство всего мира выступает как единая, монолитная цивилизационная общность, которая никогда не пожертвует жизнью арцахцев «во имя спасения всего армянского народа», так как подходы иудейского первосвященника Каиафы неприемлемы для армянской цивилизации. Вместе с тем, уверен, что сейчас, как никогда ранее, востребован диалог цивилизаций, и в этом должны быть заинтересованы прежде всего все люди доброй воли, кому дороги судьбы столь хрупкого мира. Думается, что диалог цивилизаций должен не сходить с повестки дня Парламентской Ассамблеи ОБСЕ. Ведь альтернативой диалогу неизбежно станет столкновение цивилизаций с катастрофическими последствиями.
С удовлетворением хотелось бы отметить, что в этом вопросе накоплен весьма интересный опыт Мировым общественным форумом «Диалог цивилизаций» — Родосским форумом, который объединяет общественных, религиозных и государственных деятелей, ученых, представителей искусства, СМИ со всего мира. Убежден, что, наработки Родосского форума, который в ближайшее время соберется на 12-ую ежегодно проводимую конференцию, могут оказать полезную службу в организации работы ПА ОБСЕ, особенно в вопросах формирования целостного подхода к началу межцивилизационного обмена мнениями на современном этапе мирового развития. Думается, что основатель Мирового общественного форума, бессменный сопредседатель «Диалога цивилизаций»