"Томский вестник" за 21 ноября пишет, что Егор Лигачев обвиняет руководство ОАО "Экстрасиб" в нецелевом использовании бюджетных средств. Помимо счетных палат городской и областной дум завод проверяют "с легкой руки Егора Кузьмича" еще и Генпрокуратура, КРУ и счетная палата России. "Наши ожидания, что продажа госпакета акций завода снизит интерес к нам со стороны широкой общественности, - говорит "Томскому вестнику" гендиректор предприятия Виктор Савенко, - с одной стороны приятно, когда Геннадий Зюганов и Егор Лигачев цитируют меня по центральным каналом, но с другой стороны, депутат решил, что в Томске спирт не выпускается, а по ночам мы бодяжим мариинский алкоголь. Этим своим открытием он и поделился с Генпрокуратурой". В результате, не "Экстрасиб" прибыл представитель Генпрокуратуры сопровождении заместителя областного прокурора с проверкой: работает или нет, и что этот завод выпускает - собственный продукт или результат вторичной переработки мариинской продукции. Итоги проверки представителей грозного ведомства очень удивили, пишет автор, московский прокурор не ожидал увидеть завод европейского уровня, он посмотрел всю технологическую цепочку и даже понюхал готовый спирт. "В народе бытует мнение, - говорит Виктор Савенко "Томскому вестнику", - что "Экстрасиб" построен на государственные деньги. Оборудование и СМР обошлось в 267 млн. 490 тыс. рублей. За счет инженерной мысли мы смогли без потери качества сэкономить 25 с половиной млн. - реально освоено 241 млн. 902 тыс. рублей. При этом оплачено 199 млн. рублей, все остальное заемные средства, которые еще предстоит вернуть. Из 199 млн. израсходованных средств только 19 млн. были бюджетными - это была прямая бюджетная ссуда. Остальные 180 млн. - кредиты коммерческих банков, где гарантом была администрация. Завод в качестве гарантии под эти средства внес свое имущество. И, соответственно, все разговоры о "целевом", или "нецелевом" использовании бюджетных средств незаконны, поскольку бюджетополучателем мы не являлись. Для "Экстрасиба" это коммерческие кредиты. А значит проверки Счетной палаты, КРУ и налоговой инспекции были незаконны. Это вмешательство в частные дела коммерческого предприятия. В мае этого года областная администрация сдала нам свою долю в нашем имуществе в форме бюджетного кредита до 2011 года. Только с этого момента мы стали бюджетополучателями, и появилась возможность говорить о целевом или нецелевом использовании бюджетных средств". В производственных планах биотехнологического комплекса "Экстрасиб" - выпуск экологически чистого биоэтанола, который можно будет добавлять в бензин, увеличивая октановое число на семь единиц, без вреда для двигателя. При этом "спиртовой" бензин на выхлопе дает не угарный, а углекислый газ. В деле распространения этого революционного топлива "Экстрасиб" намеревается сотрудничать с "ЮКОСом".

20 ноября "Томский вестник" пишет, что приезд федерального министра по ЧС Сергея Шойгу на позапрошлой неделе в Томск обернулся для него конфузом. Местная государственная телерадиокомпания, пишут журналисты показала, запись беседы с министром, тележурналсит задававший вопросы федеральном министру, не мог не спросить про Михаила Ходорковского. Что мог ответить политик, стоявший последние четыре года в тени президента, после того как президент сказал "цыц"? Ответ Сергея Шойгу нетрудно было предугадать, он не был бы самим собой, если бы вдруг вместо ответа не стал искать понятных для себя ассоциаций. Дабы не быть обвиненным в плагиате, глава МЧС не стал цитировать Владимира Путина, а вдруг обратился к журналисту: "Вы можете вспомнить фамилию последнего советского министра нефтегазовой промышленности?" После чего, не дожидаясь ответа, добавил: "Не можете? От этих событий добыча упала? Переработка упала? Президент дал всем понять - давайте не будем мешать правоохранительным органам делать свое дело". То ли журналист растерялся, продолжает автор, то ли смелости ему не хватило гражданской, но, в общем, промолчал он. Хотя должен был ответить, считает автор, потому что фамилию последнего советского министра нефтегазовой промышленности знают в Томске все - Леонид Филимонов. После ухода с поста главы союзного Министерства нефтегазовой промышленности он вернулся в Томск, где создал одну из первых в России вертикально интегрированную компанию нефтегазовой отрасли - Восточную нефтяную компанию (ВНК). После продажи госпакета акций ВНК в 1997 году Леонид Филимонов перешел на работы в нефтегазовую компанию "ЮКОС", где работает до сих пор. Знаменитый томский нефтяник, о котором на севере области слагаю легенды, трудится в добывающем подразделении ("ЮКОС - ЭП") в должности старшего вице-президента. Всего этого, убеждены журналисты, глава МЧС мог и не знать, иначе поостерегся бы от подобных заявлений. Но федеральный министр обязан бы знать, продолжает автор, что в середине 90-х падение добычи нефти в стране было просто катастрофическим, в Томской области добыча сократилась в два раза. Полугосударственные НК оставляли рабочих без заработной платы по полгода. А государство, о котором так печется министр, вообще не получало от нефтегазовой отрасли никаких налогов. Глава МЧС так быстро все это забыл? - задает вопрос "Томский вестник" и сам же на него отвечает: очень многим современным политикам свойственно помнить только то, что можно конвертировать в атрибуты власти.

"Томские новости" пишут, что комиссия по борьбе с коррупцией при городской Думе обратилась в областную прокуратуру в РКУ по Томской области с просьбой провести проверку финансово-хозяйственной деятельности ЗАО "Горэлектросети", т.о. осуществив намерение, которое возникло на последнем заседании Гордумы, о котором уже писало ИА REGNUM. Депутаты обратили внимание контролирующих органов на тот факт, что крупнейший в регионе оптовый перепродавец электроэнергии, арендующий имущественный комплекс у города, в течении 11 месяцев 2003 ода нарастил задолженность перед ОАО "Томскэнерго" почти вдвое, с 94, 4 млн. рублей до 182,6 млн. рублей. Много вопросов возникло у комиссии к самому договору между Горэлектросетями и мэрией Томск, подписанному в 2001 году. При этом в департаменте недвижимости городской администрации признают, что до конца не знают, какие именно объекты были переданы Горэлектросетям. Документ на 3,5 тыс. объектов был составлен таким образом, что городской бюджет практически не получал от Горэлектросетей какого-либо существенного дохода, пишет автор. Депутаты городской думы убеждены, что Горэлектросети получали деньги на одни и те же цели дважды. Суммы арендных платежей и выплат на содержание имущества установлены примерно равными. В 2003 году Горэлектросети планируют выплатить 4,6 млн. рублей администрации Томска, а та в свою очередь - 4,5 млн. рублей - приводит пример автор. Гендиректор Горэлектросетей Владимир Резников заявил газете, что за счет этих средств предприятие содержит свой имущественный комплекс и электрические сети. Но эти расходы как утверждают оппоненты Владимира Резникова, учитывались при утверждении тарифа региональной энергетической комиссии. В начале декабря 2003 договор об аренде между Горэлектрсетями и муниципалитетом истекает, и предприятие перейдет в новому арендатору дочернему предприятию РКС в Томске - ОАО "ТКС". После этого предприятие -посредник практически прекратит деятельность. С учетом этого руководство ОАО "Томскэнерго" объявило о намерении "жестко" добиваться возврата накопленных долгов. В комментарии "Томским новостям" Сергей Кожемяко заявил, что не допустит списания столь значительной суммы на убытки акционерного общества.

"АиФ. Томск" публикует реплику читательницы Натальи Рудной: "Иду на днях по городу, и взгляд натыкается на рекламные щиты, установленные друг против друга. На одном - лидеров одного из политических блоков, участвующий в предстоящих выборах и слоган: "Вернем богатство народу?" На другом, через дорогу - реклама пельменей и такой слоган: "Наше богатство - пельмени". Конечно, смешно. Но есть над чем задуматься: что хотела сказать рекламная фирма, так нелепо расположив эти щиты? Или в таком "случайном" соседстве есть доля правды?"