Выступая 29 мая в Астане, Александр Лукашенко заявил о наличии немалого количества "оппонентов" Евразийского союза. Он же накануне подписания договора о создании нового интеграционного объединения заявлял, что руководители России и Казахстана не готовы к подписанию договора на ранее заявленных принципах, поэтому подписи Лукашенко под "невыгодным" договором о создании Евразийского союза не будет. Руководитель постсоветской республики предлагал даже вернуться к созданию Евразийского союза через 10 лет. Почему Лукашенко всё-таки подписал договор о создании нового союза с Россией и Казахстаном и зачем понадобилась эта риторика накануне саммита в Астане, 30 мая рассказал корреспонденту ИА REGNUM белорусский политолог Николай Малишевский.

-По сути, ответ на вопрос - зачем сей бурлеск эмоций нужен был Александру Григорьевичу накануне подписания договора - я давал еще в 2011 году, когда был сделан первый шаг к этому договору. С тех пор ничего не изменилось - во всяком случае, в Белоруссии. Поэтому просто тезисно повторю, зачем это в принципе нужно хлопцам, олицетворяющим в настоящее время официальный Минск. Они рассматривают Евразийский союз как очередной интеграционный проект на постсоветском пространстве, дающий возможность:

- во-первых, трудоустроить за счет Москвы в "наднациональные органы управления" очередную тысчонку-другую белорусских чиновников и уже подросшее поколение их деток и даже внуков;

- во-вторых, способствовать легитимации и сохранению в том или ином "рейтинговом" статусе нынешнего белорусского президента;

- в-третьих, найти безопасное (для режима) и оплачиваемое западными деньгами занятие для т.н. оппозиции, и без того борющейся не столько с режимом, сколько с декларируемой им на словах "пророссийскостью";

- в-четвертых, дистанцироваться от ЕС ровно настолько, чтобы Запад не угрожал личной власти белорусского президента и не ставил условий, одновременно сводя интеграцию с РФ к "созданию равных условий хозяйствования", проще говоря - к дальнейшему дотированию экономики РБ;

- в-пятых, реанимировать и эксплуатировать дальше модель политического баланса, использовавшуюся в годы "холодной войны" титовской Югославией и Румынией Чаушеску;

- в-шестых, объективно действуя против российской политики на постсоветском пространстве, по-прежнему пользоваться всеми экономическими бонусами формального союзника России;

- в-седьмых, переложить свою вину за обнищание населения не только на Москву, но и на Астану, якобы с азиатским коварством заставляющих Минск отказываться от "чудес" в виде социальной ориентации экономики и исконной европейскости.

В настоящее время российская щедрость позволяет белорусским чиновникам и дальше отодвигать решение экономических проблем, не занимаясь их устранением в принципе. Увы, но благоприятные экономические условия в рамках Евразийского союза и таможенного пространства, уже приносящие простым белорусам реальную пользу, не способны заменить реформирование и оптимизацию экономики сверху.

Белорусские верхи резонно опасаются, что любая экономическая реформа запустит и давно назревший процесс политического/кадрового обновления, вызванный неизбежным резким падением жизненного уровня населения. К тому же для взвешенных реформ у нынешней власти нет ни экономических, ни интеллектуальных ресурсов. Есть только административные рычаги, которые и так используются в экономической сфере "на пределе".

Однако в Минске не считают, что ситуация критична. Здесь просто все чаще включают печатный станок. И трансформируют "рыночный социализм" (дающий, благодаря российским дотациям, хоть какую-то возможность существования большинству населения) в "рыночный национал-социализм", при котором досыта можно наесться только националистическими лозунгами и панегириками собственной "европейскости".

Все это ведет, даже "через не хочу", к жесткому ограничению потребительского импорта и потребления вообще, заставляя власть идти тем же путем, которым шел в свое время режим Николае Чаушеску, вынужденный погашать огромный внешний долг перед западными структурами.

Но белорусские "европейцы" не хотят уподобляться румынским. Поэтому они готовы подписать сколько угодно интеграционных бумаг и соглашений. И с кем угодно. Они полагают, что все еще располагают единственным собственно белорусским потенциалом, имевшимся у Лукашенко - идеологическим - связанным с идеями объединения (интеграции, единства и т.д. и т.п.), вернее, с пустыми для этих стратегов словами о единстве, обмениваемыми на сырье и ресурсы. Поэтому они даже не удосуживаются делать вид, что сколь-нибудь озадачены ценностно-мировоззренческой основой Евразийского интеграционного проекта, определяющей его жизнеспособность и перспективы. Для них это просто очередной аргумент в торговле с Западом.