Старший вице-президент компании Fujitsu Франсуа Флетьо (Francois Fleutiaux) рассказал корреспонденту ИА REGNUM о планах компании в России, приоритетах и перспективах, а также о своем видении будущего в IT-сфере.

Сначала я бы хотел представиться. Меня зовут Франсуа Флетьо. Я являюсь старшим вице-президентом, главным исполнительным директором Fujitsu в регионе WEMEIA, в который входят такие европейские страны как Франция, Италия, Испания, Португалия, Бельгия, Люксембург, Голландия, а также Африка, Ближний Восток, Индия, Турция, Россия и станы СНГ. Страны этого региона характеризуются тем, что доля рынка компании Fujitsu пока не так велика, но они имеют большой потенциал к росту, если сравнивать их, к примеру, с Великобританией, Германией, Японией.

В настоящий момент Fujitsu - номер один среди IT-компаний в Японии, но мы оперируем в более чем 100 странах. По результатам финансового 2013 года совокупная выручка компании Fujitsu составила 46 млрд долларов, количество сотрудников превышает 162 тысяч человек по всему миру. У нас очень широкое портфолио по ИКТ-продуктам, начиная от производства таких высокотехнологичных продуктов, как компьютеры, серверы и системы хранения данных, суперкомпьютеры, а также различные сервисные приложения и облачные решения.

Я хотел бы сказать несколько слов о миссии компании, обещаниях бренда и глобализации.

Наша миссия - это создание человекоцентричного интеллектуального общества. Что это значит: мы живем во все более и более взаимосвязанном мире, где люди и вещи становятся все более связанными между собой, и мы уверены, что цифровая экосистема будет развиваться все больше. Мы хотим использовать все достижения IT-индустрии для того, чтобы свести в одно целое людей, инфраструктуру и информацию. Благодаря этой цифровой экосистеме мы хотим построить более безопасное, более процветающее и стабильное общество.

Хочу привести пример. В Токио мы создали систему слежения за трафиком, оборудовав все автомобили такси сенсорами и системой отчетности, благодаря которым мы можем наблюдать ситуацию на дорогах в городе. Эти данные - куда и с какой скоростью они движутся, что происходит вокруг - поступают в облачный сервис Fujitsu, где они анализируется, после чего любой человек может воспользоваться этой информацией для того, чтобы оптимизировать свое передвижение по городу. Кроме того, эти данные могут использоваться для автоматизации ряда процессов, а также для прогнозирования. Этот пример объясняет, как мы видим свою миссию и что мы делаем для улучшения жизни обычных людей, граждан, компаний и различных институтов. Наши сервисы и продукты будут развиваться дальше в этом направлении.

Обещание бренда - "формируем будущее с вами" (shaping tomorrow with you). Это несет в себе две ключевых мысли. Первое: наследие японской культуры по построению длительных отношений с партнерами. Это вера в то, что взаимная выгода происходит в результате долгосрочных отношений с партнерами, нежели в результате каких-то краткосрочных бизнес-операций. Это наше основное отличие, в частности, от наших американских конкурентов.

Второй момент. "Формируем будущее с вами" - означает, что, в отличие от конкурентов, мы создаем продукты вместе с нашими клиентами и партнерами, мы делаем то, что подходит именно им, а не тиражируем готовые, абсолютно одинаковые коробочные решения. Мы пропагандируем индивидуальный подход.

И последнее, что я бы хотел сказать по этому пункту - мы очень активно сотрудничаем с нашими клиентами и партнерами для создания лучших продуктов, лучшего будущего для нас и для общества в целом.

Глобализация. Я думаю, здесь важно отметить, что история Fujitsu началась в 1935 году и с тех пор компания активно развивается, создает новые технологии, новые продукты. Однако сейчас компания столкнулась с некоторыми вызовами. Первый из них - взросление и пресыщение японского рынка IT-технологиями, показывающего практически нулевой рост в последние годы. Для нас стало очевидно, что для дальнейшего роста необходимо выходить за пределы японского рынка. Второе: сейчас стало ясно, что японские компании, ориентирующиеся только на японский рынок, в том числе подвержены рискам, связанным с природными явлениями и катаклизмами, экологическими проблемами. Третье: если 10-20-30 лет назад японские компании были несомненными лидерами на IT-рынке, то сейчас в конкурентах уже не только американские компании, но и корейские, которые также производят высокотехнологичные продукты с очень быстрым выходом на рынок и низкими ценами. И еще один момент, который нельзя упускать - мир становится глобальным, экономика становится глобальной и клиенты также становятся глобальными.

Пару месяцев назад было принято решение о переходе к другой организационной модели: от просто мультинациональной к глобальной организации. Раньше существовал фокус на Японию, которая приносила 2/3 всех доходов компании, 1/3 доходов приносили остальные страны. Сейчас же Япония стала одним из пяти равноправных регионов, с теми же самыми задачами, как и у других. Появилась новая модель управления со штаб-квартирой, в состав которой входят как японцы, так и граждане других государств - это существенное изменение, раньше в головное управление входили исключительно японцы. Штаб-квартира осуществляет уже руководство всеми пятью регионами.

С точки зрения самостоятельности этих регионов и стран, которые в них входят, то они сами формируют локальные рынки, выбирают, какие продукты и решения выводить на эти локальные рынки, т.е. самостоятельно принимают такие решения. Глобальное руководство корпорации оказывает поддержку, помогает и дает все инструменты для того, чтобы осуществить все эти локальные планы, по которым были приняты решения на локальном уровне. И это отличие Fujitsu от многих конкурентов.

Сейчас задача Fujitsu - обеспечить в регионах прибыльный рост, понять, что из портфолио Fujitsu можно и нужно внедрять в регионах и, в частности, в России, чтобы понять, что нужно локальному рынку.

Для примера, в России сегодня примерно 80% портфолио составляют продукты, и 20% - сервисные решения, в то время как в Европе в этот показатель составляет 50 на 50. Соответственно, сейчас нужно понять, как изменить портфолио российского Fujitsu, для того чтобы соответствовать той миссии, о которой мы говорили.

Перед главой команды в России и странах СНГ Виталием Фридляндом сейчас стоят две задачи - выполнить поставленный план на новый финансовый год, а также предложить и составить новое портфолио, тот самый "проект мечты", направление движения для развития, которое даст нужный нам быстрый рост. В России мы хотим расти, расти прибыльно, превнося новые решения и создавая новые высокотехнологичные продукты и сервисы.

ИА REGNUM: Как вы оцениваете положение компании Fujitsu на глобальном рынке? В Европе и России?

Если говорить о глобальном рынке, то сейчас Fujitsu занимает очень сильные позиции. На общеглобальном уровне Fujitsu занимает четвертое место, по различным рейтингам мы занимаем первые места по многим продуктам и решениям. В Японии мы IT-поставщик №1. Также очень сильные позиции мы занимаем в таких странах, как Великобритания, Германия, Австралия.

В Европе мы имеем четыре подрегиона: Великобритания и Ирландия, где Fujitsu очень сильна, в особенности, с сервисным пакетом, Скандинавский регион со сбалансированной позицией по продуктам и сервисам, немецкоговорящий регион - Германия, Швейцария и Австрия, где компания очень сильна с продуктовым портфелем, но сервисную составляющую нужно еще увеличивать, и мой подшефный регион - где присутствие Fujitsu гораздо меньше и здесь еще нужно проделать широкую работу. На российском рынке у нас достаточно сильная команда, но мы пока занимаем не верхние строчки и доля рынка пока ниже, чем компания Fujitsu могла бы иметь.

ИА REGNUM: Какие направления бизнеса являются для компании наиболее приоритетными в России?

Первая цель, которая стоит у нас в приоритете по российскому рынку, - это, используя достаточно сильную партнерскую сеть Fujitsu, покрывающую всю Россию и большинство стран СНГ, усиливать нашу уже достаточно сильную сторону в продуктовых линейках, выйдя на правильный баланс между клиентскими продуктами и продуктами для построения центров обработки данных.

Второе - выход на российский рынок с новыми продуктами и решениями, создание нового портфолио. Третье - развитие, которое можно также разделить на три подцели: первое - работа с существующими партнерами по локальному производству, второе - развитие наших партнерских отношений с целью улучшения сервиса, и третье - понимание, какие приобретения могут быть в России у компании Fujitsu, возможности инвестиций в российские компании.

ИА REGNUM: Какие сегменты российского рынка, по вашему мнению, являются наиболее перспективными для компании?

Здесь хочу отметить, что для нас принципиально важно, что мы фокусируемся как на рынки больших компаний, так и на рынки малого и среднего бизнеса. Очень часто мы работаем с большими корпорациями напрямую, что касается малого и среднего бизнеса, то с ними мы работаем через партнерские сети. У нас четыре основных направления деятельности, хотя они не исключают и остальные тоже, - очень серьезные позиции и продолжение роста в нефтегазовом секторе, банковские и финансовые институты, государственные и социальные учреждения. И сейчас мы активно начали развиваться в секторе розничной торговли.

ИА REGNUM: Чем, по вашему мнению, отличаются российские, европейские и японские пользователи?

В развитых странах - Япония, Западная Европа, США - конечный заказчик очень "зрелый", как правило, он использует все возможности современных технологий. Если есть облачные технологии, то он использует их по полной, если есть аутсорсинговые системы, он использует их, привлекая в свои бизнес-процессы, оставляя для себя лишь бизнес-критичные приложения, при этом пользуясь услугами одного поставщика инфраструктурных решений. Эти потребители верят, что цифровые экосистемы уже достаточно развитые, поэтому используют все возможности IT в своем бизнесе.

В менее развитых странах, к примеру, в Турции и странах Африки, также как и в России, заказчик очень часто пытается сохранить для себя не только бизнес-критичные приложения, но и все вокруг. Он психологически не готов отдавать работу таких сервисов партнерам, он предпочитает контролировать все сервисы самостоятельно. Ситуация меняется, но пока не так быстро, как нам бы хотелось. Соответственно, наша задача - предлагать и показывать пользователям таких стран, как Россия и Турция, новые потенциальные возможности не только продуктов, но и технологий - аутсорсинговых систем, облачных сервисов, big data, чтобы они могли вовлекать эти технологии в свои бизнес-процессы.

ИА REGNUM: У компании уже есть какие-то идеи, как можно изменить мнение российских заказчиков относительно таких технологий?

Только в теории. Экономика и политическая ситуация в какой-то момент достигнут такого уровня, что российские компании и социальные институты будут вынуждены пользоваться этими технологиями, чтобы оставаться на должном уровне. И это очень интересно для нас. Это означает, что в России для нас есть огромные возможности.

ИА REGNUM: Как вы оцениваете возможности российского рынка для Fujitsu?

Для сервисных решений мы рассчитываем на рост в 4-8% каждый год. Это означает, что все больше и больше российских компаний будут использовать партнерские сервисы: хостинг, аутсорсинговые системы, облачные технологии и т.п. Очень интересный момент: в российской экономике сейчас не наблюдается большой рост, но буквально все российские аналитики ожидают взрывного роста подобных технологий в ближайшее время. Fujitsu как японская компания очень замотивирована к росту на российском рынке.

ИА REGNUM: Какие технологические новинки от компании Fujitsu стоит ожидать в ближайшее время?

У меня сейчас нет продукта, который я мог бы анонсировать, потому что мы не та компания, которая анонсирует новые гаджеты каждые 15 дней. Fujitsu продолжает, исходя из своей стратегии, вкладывать большие бюджеты в исследования и разработку, планирует развивать облачные решения и анонсировать новые решения в этом направлении, будет стремиться сохранить первое место в области создания суперкомпьтеров - это наше достояние и мы хотим это сберечь.

ИА REGNUM: Последний вопрос: по вашему мнению, за какими технологиями будущее?

Сейчас уже ясно, что есть несколько важных трендов:
- Облачные технологии
- Мобильность
- Big Data
- Социальные коммуникации
- Аналитика

Эти направления будут развиваться быстрее всего. Все основные инновации в ближайшие 2-3 года будут созданы в этих областях. Мы - Fujitsu - не являемся игроками в какой-то одной из этих областей. Мы продолжим развитие по всем этим направлениям и будет интегрировать все эти элементы, для того, чтобы улучшить жизнь конечного потребителя, для того, чтобы мы могли построить человекоцентричное интеллектуальное общество.