21 мая в ходе визита делегации во главе с Владимиром Путиным в Пекин был заключен ряд российско-китайских экономических соглашений, среди которых наиболее значимым стал контракт на поставку природного газа в КНР. Взаимное понимание перспективности такого сотрудничества у двух сторон имелось уже давно, но на пути его реализации долгое время стояли споры о цене на газ (Китай имеет славу неуступчивого в этих вопросах партнера), о порядке оплаты и об участии китайских компаний в разработке российских месторождений и строительстве необходимой инфраструктуры. Переговоры и споры растянулись более чем на восемь лет, и вопрос о российско-китайском газовом контракте давно уже был переведен экспертами в разряд многострадальных.

Интерес России к поставкам природного газа в Китай имеет естественные экономические основания ввиду впечатляющего роста потребления этого топлива в Поднебесной: в 2013 г. оно составило 150 млрд куб.м., а к 2020 г. ожидается на уровне 420 млрд. В то же время в Евросоюзе, куда направляется до 80% российского газового экспорта, на фоне экономического кризиса роста потребления давно не происходит. При этом Брюссель и ряд стран ЕС используют привязку России к европейскому направлению сбыта для политического давления на нее.

Есть все основания считать, что переговоры Москвы и Пекина окончательно сдвинуло с места резкое обострение в отношениях России со странами Запада, спровоцированное политическим кризисом на Украине. Под угрозой оказались и транзит газа в Европу через Украину, и строящийся в обход нее газопровод "Южный поток", в адрес которого Брюссель уже не раз делал угрожающие жесты.

Согласно официальным заявлениям, в рамках контракта стоимостью 400 млрд дол "Газпром" в течение 30 лет будет поставлять природный газ в Китай в объеме до 38 млрд куб.м. в год с возможным наращиванием до 60 млрд. Поставки планируется начать в 2018 г. по ответвлению будущего газопровода "Сила Сибири" (Якутия - Хабаровск - Владивосток), источниками газа для него станут Ковыктинское и Чаяндинское месторождения.

Со ссылкой на коммерческую тайну не была официально объявлена цена, по которой газ будет реализовываться китайской корпорации CNPC. По разным оценкам, она находится в диапазоне 350 - 390 дол за тысячу кубометров, и представители "Газпрома" охарактеризовали ее как "среднеевропейскую" и вполне отвечающую российским интересам. Следует отметить, что главная причина расхождений в определении цены на газ кроется в способе расчета исходя из общей суммы и срока контракта. Оценки получаются разными в зависимости от того, как скоро поставщику удастся выйти на предельный уровень поставок в 38 млрд куб.м. в год и каков окажется суммарный объем проданного "голубого топлива". К тому же российское правительство в целях поддержки проекта объявило об отмене налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для Ковыкты и Чаянды. По некоторым оценкам, это позволит КНР сэкономить около 2 млрд дол за 30 лет.

Несмотря на то, что 38 млрд куб.м в год смотрятся достаточно скромно на фоне 160 млрд куб.м., экспортированных в 2013 г. из России в страны ЕС, можно говорить о том, что это только начало крупномасштабного сотрудничества Москвы и Пекина в газовой сфере. С учетом емкости и динамики китайского рынка "Газпром" на этом направлении вряд ли вступит в жесткую конкуренцию с другими поставщиками трубопроводного газа в Китай. Так, Туркмения ныне поставляет в КНР по Трансазиатскому газопроводу около 40 млрд куб.м газа в год по цене порядка 370 дол за 1 тыс. кубометров, и планирует к 2020 г. довести объем поставок до 65 млрд. По этой же магистрали в 2013 г. в КНР за 2013 г. было поставлено до 6 млрд куб.м газа из Узбекистана (в перспективе - до 10 млрд). Планы на поставку в Китай до 5 млрд кубометров газа в год имеются и в Казахстане. Таким образом, Россия, обладающая крупнейшими в мире запасами природного газа, вступает в ряды "газовых доноров" Китая и делает еще один значимый шаг в укреплении его энергетической безопасности. Ввиду нарастающих противоречий КНР с государствами-соседями по Азиатско-Тихоокеанскому региону и с США, а также с учетом уязвимости морских путей торговли и энергетического снабжения Поднебесной, такая поддержка для нее является немалой ценностью. Это и подразумевают российские официальные лица и большинство членов экспертного сообщества, когда характеризуют "долгожданный" газовый контракт как своевременный и взаимовыгодный.