Повышение стоимости проезда в общественном транспорте Москвы, скорее, обоснованно, но в меньшей степени касается метро, по сравнению с наземным транспортом - такой точки зрения придерживаются эксперты, сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе аналитического бюро "Инвесткафе".

"Я считаю, что повышение стоимости проезда более чем на 7% актуально только для ГУП "Мосгортранс", отвечающего за наземный общественный транспорт, - отметил аналитик "Инвесткафе" Роман Гринченко. - Это обусловлено тем, что рентабельность по чистой прибыли данной компании за 2012 год (последние публичные данные), составила всего порядка 1%. Это, вкупе с ростом издержек и отсутствием существенного повышения цен за последние годы, позволяет ожидать, что по итогам 2014 года при текущих ценах компания может показать убыток. Также стоит отметить, что значительная часть клиентов наземного общественного транспорта - это льготники, имеющие бесплатный проезд, но эти расходы компании частично субсидируются государством. При этом Мосгортранс не имеет других возможностей для повышения объема прибыли, что делает предложение значительного повышения стоимости вполне обоснованным".

Между тем, ситуация с ГУП "Московский метрополитен" иная, подчеркнул экономист. "Значительная часть доходов (порядка 9% за 2012 год) подземки приходится не на прибыль от пассажиропотока, а на средства, поступающие от сдачи в аренду площадей сторонним компаниям, - пояснил он. - При этом данное направление имеет достаточно существенный потенциал для развития. Это становится ясно при сравнении с другими мировыми мегаполисами, имеющими развитую транспортную инфраструктуру. Данный факт позволяет Московскому метрополитену, и так имеющему достаточно высокий уровень рентабельности по чистой прибыли (порядка 8% за 2012 год), использовать иные источники дохода, кроме прибыли от продажи билетов. Впрочем, несмотря на это, увеличение стоимости проезда все же является необходимым для дальнейшего развития столичной подземки. В связи с этим позиция властей, предполагающая рост стоимости на 5-7%, является вполне обоснованной и позволит компенсировать увеличение затрат".

"Одной из основных причин, обуславливающих необходимость повышения объема чистой прибыли, является потребность в модернизации и развитии транспортной инфраструктуры в Москве. Для примера: до 2020 года, в столице планируется вводить от 2 до 5 новых станций метро ежегодно, что требует колоссальных капиталовложений. Если говорить о наземном общественном транспорте, то компания постоянно осуществляет затраты на обслуживание и закупку новых автобусов и троллейбусов, инвестирует в развитие системы бесконтактных платежей, строительство транспортно-пересадочных узлов и т.д. При этом с присоединением к территории Москвы новой территории капитальные затраты на развитие транспортной инфраструктуры существенно увеличиваются, так как необходимо модернизировать и построить значительное количество объектов в Новой Москве. В целом ожидается, что пассажиропоток общественного транспорта будет расти на 1-2% в год, что повышает необходимость модернизации всей инфраструктуры для удовлетворения растущего спроса", - пояснил Гринченко.

Напомним, Региональной энергетической комиссией Москвы совместно с департаментом экономической политики и департаментом транспорта Москвы было представлено предложение по изменению тарифов на проезд в городском транспорте. Целесообразным было признано изменение цен на проезд не более чем на 5-7%. Стоимость билета на наземный транспорт на 11 поездок увеличится на 10 рублей и составит 210 рублей. Стоимость единого билета на 5 поездок также вырастет на 10 рублей и составит 160 рублей. Единый билет на 20 поездок будет стоит 540 рублей, что на 40 рублей дороже. Стоимость Единого билета на 60 поездок, согласно предложенной схеме, повысится на 100 рублей и составит 1300 рублей. Билет "90 минут" на 5 поездок повысится на 20 рублей и будет стоить 240 рублей ― на 20 рублей дороже. На карте "Тройка" сохраняется стоимость разовых поездок. Кроме того, индексация не коснется обычных билетов на одну или две поездки. Индексация тарифов не коснется льготных категорий пассажиров.