"Нынешняя власть без ханжества говорит - вот моя партия".

(Газета 13.11.03)

Губернатор Красноярского края и член "Единой России" Александр Хлопонин считает предвыборный отпуск, в котором он согласно законодательству пробудет месяц, вполне формальным. Он как лидер регионального списка партии "Единая Россия" не видит ничего предосудительного в том, что губернаторы и чиновники, представляющие "лицо партии" до выборов, после выборов уйдут, оставив свои места малоизвестным людям. Более того, выбранный на должность губернатора год назад, Хлопонин уже согласен с тем, чтобы губернаторов назначали, и считает, что и одного срока вполне достаточно, чтобы реализовать свои возможности и двигаться дальше. Об этом - в его интервью обозревателю Газеты Анастасии Матвеевой.

Низкий показатель партии означал бы, что именно я как лидер не справился"

Вы ушли в предвыборный отпуск. Чем сейчас занимаетесь? Агитируете за партию?

Отпуск - понятие юридическое. Жизнь немного богаче. Конечно, я в курсе всех событий, которые происходят в крае, принимаю определенные решения. Юридически, конечно, решения принимает мой первый заместитель, но меня никто не освобождал от должности. Я не могу оставить территорию в период, когда она входит в зиму и в связи с этим могут возникать различного рода проблемы. Персонально я все равно отвечаю за все, что в крае происходит. И случись что, никому потом не объяснишь, что Хлопонин был в отпуске.

В списке "Единой России" 28 губернаторов. Понятно, что в Думу они не идут, работать там не будут, зато как локомотивы протаскивают туда никому не известных людей. Как вы к этому относитесь?

Абсолютно нормально. Потому что список - это лицо партии, ее визитная карточка, бренд. Нынешняя власть без лишнего ханжества говорит: вот моя партия. И если исходя из курса реформ предыдущих четырех лет вам понятно, куда ведет страну эта власть, вот есть партия, которая намерена этот курс продолжать. Губернаторы ведь не обманывают народ обещаниями пойти в Думу, они изначально выступают лишь как лица "партии власти".

Вы считаете, что это правильно?

Да, это правильно.

Но почему-то ни одна другая партия губернаторов в свои списки не привлекала.

Очевидно, потому что программы других партий устраивают региональных лидеров меньше. И это объяснимо. В борьбе идеологий есть крайне правая позиция: реформирование ради реформирования с минимальным учетом социального фактора. Есть крайне левая позиция: социальный фактор превыше всего, а реформы сводятся к якобы социальной концепции "отобрать и поделить". То, что губернаторскому сообществу более понятна и близка позиция центристов, для меня не удивительно.

А если партия "Единая Россия" проиграет выборы у вас в крае, какой будет ваша реакция?

Я постараюсь этого не допустить. Ведь низкий показатель партии означал бы, что это мне в том числе люди не доверяют, что именно я как лидер регионального списка не справился, плохо объяснил.

"КПРФ сегодня для меня непонятное, аморфное явление"

Каковы сейчас взаимоотношения "партии власти" и бизнеса? Эксперты отмечают приток капиталов в оппозиционные структуры, в частности в КПРФ.

Слушайте, из прессы складывается такое ощущение, что выборы для всех только в этом году стали выборами. Докладываю: точно так же, как каждый избиратель имеет полное право отдать свой голос, внести деньги в избирательный фонд любой партии, точно так же небезразлично к этой ситуации относится средний и крупный бизнес. Так было всегда. Потому что бизнесмен постоянно себя политически позиционирует, он рассматривает, как он будет вписан в ту или иную политическую модель, и в этом смысле формирует свои симпатии к партиям, движениям и отдельным кандидатам. Соответственно, часть капитала движется в сторону "Единой России", часть - в сторону левых, кто-то поддерживает СПС и "Яблоко". Но говорить о том, что "капитал двигается в левом направлении", - преувеличение.

Но в списке КПРФ оказались очень богатые бизнесмены - этого не было на прошлых выборах.

Значит, такова позиция этих богатых бизнесменов. Это вопрос о том, насколько КПРФ прозрачна для рядового коммуниста и соответствует ли она тем идеалам коммунистической партии, которые торжественно излагаются на митингах. КПРФ сегодня для меня непонятное, аморфное явление. Коммунисты, с одной стороны, кричат: "Долой бизнес, долой олигархов!" - а с другой - с радостью принимают денежные вложения от бизнеса, от олигархов и вносят их представителей в списки. А потом соответствующим образом голосуют в Думе по поводу недр, по поводу толлинга и прочего.

"Проблемы бизнеса и власти нет"

Каков ваш взгляд на проблему нынешних взаимоотношений бизнеса и власти вообще?

А проблемы бизнеса и власти нет в том виде, как ее пытаются представить СМИ. Это удивительно: журналисты всерьез считают, что президент должен вмешаться в ситуацию вокруг ЮКОСа. Мой вопрос в одном: вы хотите жить в государстве по закону или в системе двойного стандарта? Вы действительно хотите жить в "понятийном" обществе, где президент будет вмешиваться в деятельность правоохранительных органов, силовых структур и судов, постоянно выходя за пределы своей компетенции и нарушая Конституцию? Или вы хотите, чтобы суд принимал решение независимо от того, какова позиция президента? Давайте с другой стороны подойдем к этой проблеме. Что напрягает сегодня бизнес-сообщество? Некий элемент волнения в инвестиционном климате. Что волнует инвестора? Во-первых, политическая стабильность, а она достигается путем четких, взвешенных заявлений со стороны президента и правительства, выражением их позиции по отношению к капиталу. Президент излагал свою четкую позицию? Да, он постоянно говорит, что никакого пересмотра итогов приватизации не будет, что создаются условия для привлечения инвестиций. Президент является в этом плане гарантом стабильности. И второе, что волнует инвесторов, - не будут ли нарушены в результате этого процесса права акционеров? Ответ на этот вопрос будет дан после того, как будет оглашено решение суда. И ни минутой раньше. Сейчас можно констатировать, что ни суд, ни прокуратура своих полномочий не превышали. Когда будет решение суда, можно будет делать какие-то выводы. Давайте дождемся решения суда, в том числе о судьбе акций ЮКОСа.

Суд еще ничего не решил, а вот ваши партийные товарищи уже исключили одного из акционеров, Владимира Дубова, из предвыборных списков "Единой России".

И здесь я полностью поддерживаю наших "партийных товарищей". Речь идет о том, что партии во время выборов нельзя втягиваться в разборки, которые сегодня происходят. Если бы он остался в списках, это означало бы, что партия занимает определенную позицию в данном споре. Но не должна в этом споре партия занимать какую-то позицию, потому что суд должен эту позицию занимать.

Но лично к Дубову у прокуратуры нет претензий.

По сути, мы с вами говорим о предвыборной тактике. Вы ведь знаете, что это такое. Оппоненты все и всегда трактуют однозначно и утрированно. Если Дубов совладелец ЮКОСа и находится в списке партии, то партия воспринимается как союзник одной из сторон конфликта. А это не так. Если Дубову будет предъявлено обвинение и суд докажет его состоятельность, он будет исключен из партии. А сегодня бизнесмен Дубов, как я понимаю, поддерживает идеи партии, а значит, может оставаться ее членом. Я за это. Но он не должен быть одним из лиц кампании - а именно эту функцию несут на себе те, кто включен в предвыборный список. Дубов, если он член партии, должен понимать, что это правильное решение.

Укрупнение в обмен на 2,2 миллиарда

Как вы относитесь к укрупнению регионов? В декабре состоится первый референдум по объединению Пермской области и Коми-Пермяцкого АО. А каковы перспективы объединения Красноярского края, Эвенкийского и Таймырского АО?

Задача укрупнения правильная, и укрупнение субъектов должно рано или поздно произойти - мы к этому торжественно двигаемся. Но меня волнует экономическая сторона этого вопроса. Сегодня Таймырский АО является дотационной территорией и получает субвенции из федерального бюджета в размере 1,2 млрд. рублей. Эвенкийский АО тоже является дотационным и получает из бюджета субвенции - около 1 млрд. рублей. Плюс к этому на этих округах, в частности на Эвенкии, висит серьезная кредиторская задолженность. В Эвенкии проживают 18 000 человек, и на Таймыре 46 000 человек. Если укрупнять субъекты, то эти 64 000 человек растворятся в 3,5 млн. населения Красноярского края. Минфин с точки зрения бюджетной обеспеченности никаких нормативов объединенному субъекту не поменяет, и эти 2,2 млрд. рублей субвенций укрупненный регион из федерального бюджета больше не получит, потому что укрупненный субъект останется донорской территорией. Для меня как для губернатора сегодня 2,2 млрд. рублей - это очень большая сумма. Поэтому я выхожу к Минфину и говорю: я за объединение, но оно должно быть экономически подготовленным. Люди на Таймыре, в Эвенкии и Красноярском крае не должны от этого объединения потерять 2,2 миллиарда, которые могли бы пойти на выплату зарплаты, на социальные программы, на модернизацию ЖКХ. Если Минфин готов компенсировать эти деньги и подписать с нами соответствующее соглашение о том, что на время трехлетнего переходного периода эти деньги будут переводиться в Красноярский край через Фонд финансовой поддержки регионов, это снимает часть проблем объединения. Вторая проблема объединения - инвестиционная составляющая. Чтобы со временем, через три года переходного периода, спокойно отказаться от федеральных субвенций, мне нужно, чтобы Минфин выделил кредиты или инвестиции в определенном объеме, чтобы можно было развивать в крае интересные инвестиционные проекты. Это даст дополнительные налоговые поступления в бюджет, и через три года мне хватит собственных средств, чтобы эти три территории могли качественно существовать на том уровне, на котором они существуют сегодня. А стратегически всем понятно, что от укрупнения регионов плюсов в десять раз больше, чем минусов. Сегодня это безумная численность госчиновников, это абсолютная раскоординированность проектов трех субъектов федерации. Мы живем вдоль единой реки Енисей, у нас единая система завоза и жизнеобеспечения территорий. Но каждый занимается этими проблемами сам, в то время как гораздо дешевле это делать консолидированно, в рамках единой политики.

Когда вы планируете объединение?

Да хоть завтра. Я поставил задачу в 2004 году утрясти этот вопрос с Минфином. Тогда мы можем приходить к людям и объяснять, что никто от этого объединения ничего не потеряет, а только выиграет.

"Их завтра можно было бы сажать в тюрьму"

Год назад вы ставили своей задачей добиться того, чтобы крупные корпорации платили налоги у вас в крае. Вы добились этого?

Да.

По всем компаниям?

Кроме ЮКОСа, к сожалению. Есть у нас одна такая компания - такое впечатление, что она сама все делает для того, чтобы о ней все время говорили. Нужно понимать, что действия холдингов по минимизации налогообложения формально законны. И трансфертные цены, и перепродавцы сырья, зарегистрированные на Чукотке, в Калмыкии и Мордовии, - все это формально законно. Если бы они нарушали закон, их завтра можно было бы сажать в тюрьму и предъявлять обвинение. Поэтому добровольное решение каждой из ФПГ отказаться от офшорных схем и вернуть финансовые потоки на территорию края - это их оценка качества нашей деятельности, их оценка перспектив нашей дальнейшей работы в совместных проектах. Смысл тех соглашений, которые нами подписаны с ФПГ, в том, что они на сегодняшний день согласились инвестировать свой капитал в Красноярский край, возвращать налоговые поступления на территорию. Эти соглашения для нас в какой-то степени прикрывают ту брешь, которая существует сегодня в налоговом законодательстве.

Сколько выиграл краевой бюджет от этих соглашений?

Около двух миллиардов рублей.

Как строятся ваши отношения с недавно избранным мэром Норильска Мельниковым?

Пока никак. Хочу пожелать ему успехов и надеюсь, что он сможет оправдать позицию тех избирателей, которые за него проголосовали. Я его обязательно приглашу, я его послушаю, я узнаю, что он собирается делать. Я не собираюсь ему ставить палки в колеса, наоборот, я буду ему помогать, если возникнут какие-то проблемы. Пусть работает.

Анатолий Быков выдвинулся в депутаты в Ачинском округе - не боитесь, что он пройдет в Думу?

Это его конституционное право - выдвигаться. "Единая Россия" его не поддерживает, и мы будем объяснять нашим избирателям, почему у партии такая позиция.

Но шансы у него есть?

Безусловно.

"Считаю, что губернаторов можно назначать"

Сейчас в правительстве обсуждается вопрос об упрощении процедуры отстранения губернатора от должности. Это касается, к примеру, "замерзающих" регионов, регионов с хроническими задолженностями бюджетникам и т.д. Как вы считаете, таким путем можно улучшить ситуацию в регионах?

Право вводить внешнее управление в регионах федеральному центру дал принятый в этом году президентский пакет законов о реформе полномочий уровней власти. Я понимаю желание правительства начать использовать этот инструмент именно в отношении не готовых к зиме регионов, в которых налицо кризис ЖКХ. Правительство должно в этом смысле иметь для региональных властей некий рычаг. Население, сидящее без света и тепла, не должно быть заложником региональных властей, что бы те ни вытворяли. Такой же инструмент должны иметь губернаторы в отношении глав территорий. Это не означает абсолютную вертикальную власть. Просто обозначена черта, переступая которую управленец может лишиться власти.

А вообще я считаю, что губернаторов можно назначать. Губернатор должен осуществлять всего две функции: контроль над местным самоуправлением и стратегические госфункции. А сегодня происходит полное смешение функций и полномочий. Ну не должен губернатор Красноярского края заниматься проблемами ЖКХ! Это проблема органов местного самоуправления. А мы сегодня с утра до вечера этим занимаемся. Губернаторов у нас должно быть меньше, и их надо назначать. Более того, когда я буду назначен, у меня полномочий для выполнения госфункций будет больше, чем сейчас. В том числе во взаимодействии с федеральным центром.

Каких именно полномочий у вас будет больше?

Когда человека назначают, перед ним ставят задачу. И если я профессиональный менеджер, я эту задачу реализую, потому что надо мной есть контроль работодателя. Сегодня никто задач перед губернатором не ставит, потому что он избранный. Ты сам должен с утра до вечера пробиваться к федеральному центру, чтобы обозначить перед центром позицию региона. Я считаю, что это не есть эталон государственной политики и управления. Я считаю, что стратегия должна разрабатываться на федеральном уровне и дальше реализовываться на территориях. Это подразумевает назначаемость губернаторов - то есть менеджеров, которые проводят государственную стратегию в регионах. А органы местного самоуправления как раз являются той структурой, которая должна быть избрана и которая должна на местах непосредственно реализовывать свои полномочия.

Тогда это будет уже унитарное государство?

Не будет. Сегодня у нас получается слишком многослойный пирог. У нас есть органы местного самоуправления - раз, у нас есть главы районов - два, у нас есть губернатор - три и федеральный центр - четыре. Все они избираются, все независимые и неуправляемые. Давайте упрощать. Чем меньше слоев, тем лучше. Но это не более чем моя точка зрения, мне как управленцу было бы комфортнее в этой конструкции работать.

А в чем вы видите недостатки реформы Козака?

В том, что регионы и территории к этому не готовы. Самое главное - с точки зрения кадров. У нас в одном только Красноярском крае 540 муниципальных образований. Их функции сегодня реализуют главы районов. Людей на местах нет, и сегодня надо посчитать, сколько нам понадобится денег реально, чтобы наделить местное самоуправление соответствующими полномочиями. Сегодня в регионах даже нет единой системы учета налоговых поступлений, нет элементарной техники, чтобы на селе заниматься налоговым планированием. Там нет специалистов, они все давно на региональном, районном, федеральном уровнях. И я предлагаю Козаку и Кудрину провести эксперимент по введению реформы местного самоуправления в Красноярском крае. чтобы посмотреть сколько дополнительно понадобится средств, чтобы реализовать эту задачу.

И какова реакция Минфина на ваши предложения?

Создана комиссия, сейчас работает рабочая группа, и по планам 21 ноября Козак и Кудрин должны приехать в край. Там распишем по направлениям и по шагам все мероприятия и будем пробовать. Эксперимент рассчитан на 2004 год На самом деле все станет очевидно в первые полгода.

Как вы относитесь к долгосрочному губернаторству, когда люди занимают свой пост по три-четыре срока?

Плохо. Я вообще считаю, что два срока - это выше крыши. Это достаточное время, чтобы реализовать задачи, которые ты перед собой ставишь. На третьем сроке неизбежно глаз замыливается и ты начинаешь уже неадекватно относиться к некоторым вещам.

То есть губернатор должен назначаться, но ненадолго?

Да, точно так же, как менеджер в компании не должен работать на одном месте больше четырех лет. Если он четыре года занимает место и не имеет возможности роста, то все, это плохой менеджер. Он уже не справится с поставленными задачами. Он должен идти либо вверх,, либо в другую компанию. Когда есть стимул роста, движения, качество всегда выше.

А вы пойдете на второй срок?

Я не планирую так далеко. Задач много, и может статься, что за один срок всего сделать не удастся. Это мы предполагаем. а жизнь располагает.

Ваш опыт менеджера крупной компании помогает?

В чем-то да. Хотя разница, конечно, ощутимая. Когда ты работаешь менеджером компании, ты выполняешь те задачи, которые перед тобой ставит собственник. А функция губернатора - прежде всего создавать условия для нормального, качественного уровня жизни населения. И здесь надо быть сильным и иметь определенную смелость принимать жесткие решения. Потому что можно заниматься популизмом, взять все денежные средства, которые есть в бюджете, и раздать людям в виде зарплаты, заранее понимая, что это чистой воды обман, что каждому достанется по пятьдесят копеек от твоего социального жеста. Либо ты должен создавать бюджет развития, инвестировать в экономику, и отсюда у тебя будут дополнительные налоговые поступления. А вот эти дополнительные налоговые поступления уже должны пойти на реализацию социальных программ. В чем была ошибка предыдущей администрации края? Когда цена на никель была высокой, бюджет Красноярского края впервые получил профицит в два с лишним миллиарда рублей. И все эти два миллиарда раздали в виде социальных программ. На следующий год цена упала, и что произошло? Ни одна программа не выполнена. А люди-то этого ждали, люди под это планировали свои доходы. В результате на следующий год все люди оказались обманутыми, и это, я считаю, самое большое преступление.

Год назад вы ставили задачу вывести край на третье место по социально-экономическому развитию в стране. Вы уже чего-то на этом пути добились?

Все идет по плану. Сценарий обещанного экономического рывка такой. 2003 год - это полная ревизия того, что происходит в крае. Расстановка всех приоритетов, выбор стратегии и тактики промышленной политики. Начиная с 2004 года - два года тяжелой работы по тем приоритетам, которые мы расставили. Лишь в 2006 году каждый человек почувствует реальный результат. Я никогда не говорил, что через год край займет третье место в России. Я реалист. Но многое уже удалось сделать. У нас нет долгов по зарплате в бюджетной сфере, мы, несмотря на все проблемы, подняли зарплату бюджетникам на 33%, мы сделали компенсационные выплаты в связи с введением 90% оплаты услуг ЖКХ, ввели программы по жилищным субсидиям. Мы увеличили объемы субсидирования аграрно-промышленного комплекса, у нас реально на сегодня вклады населения в банках увеличились на 51%. Инвестиции в частный строительный сектор выросли на 40%, у нас за месяц 69 тысяч автомобилей приобретено людьми в частное владение, у нас 20% роста в машиностроении - такого никогда не было! У нас очень хорошие показатели, но говорить о том, что мы сделали все, что необходимо, еще рано. Сказать, что каждый человек сегодня в своем кармане почувствовал прибавку, нельзя. Но я этого так быстро и не обещал. Существенно лучше будет в 2006-2007 годах.

"Валерий Мельников вступил в должность условно".

Коммерсантъ. 13.11.03. Б.Ельшин)

Он может потерять пост мэра Норильска по решению суда

В Норильске вчера официально вступил в должность мэра избранный 26 октября бывший лидер федерации профсоюзов комбината "Норильский никель" Валерий Мельников. В тот же день городской суд отложил разбирательство по поводу нарушений в ходе предвыборной кампании.

Вчера утром Норильский городской суд должен был принять решение по иску горизбиркома в отношении Валерия Мельникова, победившего в первом туре выборов мэра города с результатом 51,88% голосов. После оглашения итогов голосования избирком представил в суд материалы о финансовых нарушениях, допущенных предвыборным штабом господина Мельникова в период агитации. В частности, господин Мельников обвинялся в том, что не оплатил аренду вертолета для поездки в поселок Снежногорск на встречу с избирателями. Если суд удовлетворит иск, результаты выборов должны быть отменены.

Но вчера суд перенес рассмотрение дела на 17 декабря, поскольку горизбирком направил ходатайство о приобщении к делу дополнительных доказательств. "Я не вижу необходимости раскрывать суть новой информации по нарушениям, - отметил глава избиркома Виктор Садчиков. - Эти документы получены в ходе текущей работы комиссии по уже известным нарушениям, и ничего принципиально нового в них нет". "Процесс отложен для того, чтобы оказать давление на Мельникова при согласовании важнейших назначений в мэрии Норильска", - считает зампред федерации профсоюзов "Норникеля" Владимир Дрямов.

Вступление в должность господина Мельникова прошло скромно. В Норильск из Красноярска прибыли глава краевого парламента Александр Усс, губернатор края Александр Хлопонин и его заместитель Лев Кузнецов, исполнявший до выборов обязанности мэра Норильска. Господин Хлопонин выступал в качестве почетного гражданина Норильска, поскольку он сейчас находится в отпуске как кандидат в депутаты Госдумы по списку "Единой России". На инаугурации также присутствовали бывший мэр Норильска, а ныне губернатор Таймыра Олег Бударгин, директор заполярного филиала "Норникеля" Виталий Бобров и депутаты горсовета.

Гости в большинстве своем ограничивались дежурными поздравлениями и вручением цветов. Победителю выборов, вопреки традиции, вручили очень мало подарков - вероятно, чтобы не ставить господина Мельникова в неудобное положение в случае неблагоприятного для него решения суда. Одним из самых эффектных сувениров стал хрустальный герб края, врученный Александром Уссом. "С доверенной народом властью нужно обращаться так же бережно, как с горным хрусталем", - заявил спикер. Представители ГМК "Норильский никель" зачитали поздравления от гендиректора комбината Михаила Прохорова. Он гарантировал стабильную и полную выплату со стороны "Норникеля" положенных налогов в бюджет города и предложил мэру обращаться к компании в случае, если потребуется дополнительная помощь. В ответной речи Валерий Мельников поблагодарил собравшихся и всех избирателей за оказанное доверие и пообещал его оправдать. Банкет после заседания решили не проводить.

"Ответит за победу".

(Время новостей. 13.11.03. А.Климович)

Валерий Мельников стал мэром Норильска и ответчиком в суде

Вчера в Норильске начались судебные слушания по делу Валерия Мельникова, недавно избранного мэром этого заполярного города. По иронии судьбы в этот же день прошла инаугурация нового главы администрации "заполярной жемчужины".

Вторые по счету выборы мэра Норильска прошли 26 октября. Тогда в первом же туре с большим отрывом победил председатель Федерации профсоюзов заполярного филиала горно-металлургической компании "Норильский никель" Валерий Мельников. Это стало маленькой сенсацией профсоюзный лидер всю свою избирательную кампанию построил на критике социальной политики "Норникеля". Мало кто сомневался, что крупнейшая финансово-промышленная группа, обладавшая, как казалось, безграничной властью в Норильске, просто так отдаст "свой" город. Так оно и получилось. Два аутсайдера предвыборной кампании подали в городскую избирательную комиссию жалобу. Избирком ее проверил и установил, что Валерий Мельников действительно израсходовал помимо своего избирательного фонда 144 тысячи рублей. Это стало поводом для обращения в суд с требованием признать результаты выборов недействительными.

Почти все политические наблюдатели расценили случившееся как попытку оказать давление на Валерия Мельникова. По неофициальной информации, "Норникель" готов "поспособствовать" прекращению судебной тяжбы при условии, что новый мэр оставит несколько "вменяемых" людей из нынешней администрации города на своих постах. Аналитики ФПГ поняли, что третьи выборы в Норильске просто не состоятся. Рядовые горожане, когда их спрашивали, что они будут делать в такой ситуации, отвечали: "Пускай тогда сами выбирают того, кого хотят". Между тем Валерий Мельников, по общему мнению, действительно слабый управленец. Всю свою жизнь он занимался только профсоюзной деятельностью и абсолютно не способен на компромисс. Придя к власти, он первым делом заявил о 15-процентном сокращении штатов в городской администрации. Не исключено, что из соображений "революционной целесообразности" г-н Мельников первым делом "уберет" людей "Норникеля". Такие эксперименты в условиях Заполярья чреваты непредсказуемыми последствиями.

Поэтому для того, чтобы привести Валерия Мельникова "в чувство", были задействованы самые разные рычаги. Во вторник законодательному собранию Красноярского края не хватило всего трех голосов, чтобы лишить новоиспеченного мэра статуса депутата регионального парламента. Между тем формально это основание для лишения Валерия Мельникова кресла главы администрации Норильска - по закону эти две должности совмещать нельзя. Вчера суд по просьбе обеих сторон отложил слушания до 17 декабря. Судя по всему, Валерию Мельникову дали время подумать над предложением, от которого "трудно отказаться".

"Хрустальный герб будет напоминать о хрупкости власти".

(Газета 13.11.03. А.Орешникова)

"Хрустальный герб будет напоминать о хрупкости власти"

Новоизбранный мэр Норильска вступил в должность, не дожидаясь решения суда

Вчера в Норильске торжественно вступил в должность новый мэр Валерий Мельников. Инаугурация состоялась, несмотря на то что в норильском горсуде рассматривается иск горизбиркома о финансовых нарушениях во время избирательной кампании кандидата Мельникова. Вчера, в день инаугурации, состоялось первое судебное заседание, на котором решались лишь процедурные вопросы. Следующее заседание намечено на 17 ноября. Если суд признает Мельникова виновным, выборы придется провести еще раз.

Напомним, что 26 октября бывший профсоюзный лидер ГМК "Норильский никель" Валерий Мельников был избран главой города, набрав 51,88% голосов. Однако после подведения итогов выборов горизбирком передал в суд иск о финансовых нарушениях, допущенных Мельниковым в ходе избирательной кампании: по данным комиссии, мэр не оплатил изготовление нескольких тиражей агитационных листовок и полет на вертолете в город - спутник Норильска Снежногорск. Общая сумма долга составила 144 тыс. рублей и превысила 10% от размера избирательного фонда, который по закону не должен превышать 1 млн. рублей. В случае признания этих нарушений регистрация Мельникова должна быть отменена, а выборы проведены еще раз.

Вчерашнее заседание суда ответа на вопрос о том, допускал ли Мельников нарушения, не дало. Были рассмотрены лишь ходатайства представителей штаба Мельникова о приобщении к делу нескольких документов, а также представителя избиркома - о переносе рассмотрения дела для сбора дополнительных материалов. Все просьбы суд удовлетворил и назначил повторное заседание на 17 ноября. Комментируя решение суда, в штабе Мельникова заявили, что предполагали такое развитие событий. "Процесс отложен для того, чтобы оказать давление на Мельникова и не дать ему двинуться дальше в изучении деятельности предыдущей администрации. А там уже обнаружились нарушения криминального порядка", - заявил Газете и.о. председателя Федерации профсоюзов Норильска Владимир Дрямов.

Несмотря на неопределенность положения, запланированную на вчерашний вечер инаугурацию мэра откладывать не стали. "Мы зарегистрировали Мельникова в качестве главы города, дали ему удостоверение - нет причин отменять инаугурацию, - заявил член избиркома Игорь Кулешов. - Другое дело, если потом выборы будут отменены".

Церемония, как и было обещано, прошла быстро и скромно. В небольшом конференц-зале мэрии Норильска спикер Законодательного собрания Красноярского края Александр Усе вручил Мельникову хрустальный краевой герб, не преминув заметить, что он будет напоминать своему обладателю "о хрупкости власти". В ответной речи Валерий Мельников поблагодарил горожан за оказанное доверие. После церемонии он объявил, что его не интересует ход судебного процесса, поскольку он уверен в своей победе. "Само разбирательство инициировано командой Хагажеева (основного соперника Валерия Мельникова на выборах мэра. - Газета), жалобы подали именно те кандидаты, которые тут же уехали из города. Я бы посоветовал им научиться проигрывать, ведь не всегда удается побеждать", - заявил Валерий Мельников Газете.

"Неприкасаемые - под следствием".

(Российская газета. 13.11.03)

Сразу несколько крупных региональных чиновников попали в поле зрения правоохранительных органов

Главной интригой вчерашнего дня в Восточной Сибири стала инаугурация избранного мэром Норильска Валерия Мельникова. С утра судьбу мэра решали на заседании Норильского суда, где рассматривалось заявление горизбиркома о признании повторных выборов мэра города недействительными. Новоиспеченного градоначальника обвиняют в финансовых нарушениях в ходе предвыборной кампании. Как такового суда не состоялось. Представитель избиркома ходатайствовал о переносе рассмотрения дела в связи с отсутствием в нем ряда документов. Суд удовлетворил это ходатайство и назначил новое слушание дела на 17 ноября.

Таким образом, Мельников оказался между двух огней. С одной стороны, с него должны были снять полномочия депутата Законодательного собрания, поскольку он не может занимать сразу две должности. С другой, результаты выборов мэра Норильска могут признать недействительными. Однако бывшие коллеги Мельникова поддержали своего товарища, получившего повышение. Накануне Законодательное собрание Красноярского края так и не сняло депутатские полномочия с Валерия Мельникова. Несмотря на личное прошение мэра Норильска, его товарищи по Законодательному собранию так и не выполнили то, что предписывает буква закона. Им трижды предлагалось освободить Мельникова от груза депутатского мандата (в том числе и по просьбе самого возмутителя спокойствия), однако парламентарии так и не сделали этого. Поскольку в принципе суд может отменить итоги победных для Мельникова выборов, то депутаты решили потянуть время с тем, чтобы их коллега не остался вообще без всякой должности.

"Миллиард на развитие".

("АиФ на Енисее", 12.11.03)

Совет администрации Красноярского края внес в Законодательное собрание бюджетное послание на 2004 год.

ЧИНОВНИКИ называют проект бюджета-2004 принципиально новым документом в истории края. По словам и. о. губернатора края Василия Кузубова, в бюджете удалось закрепить новую стратегию отношений с территориями при справедливом подходе ко всем заинтересованным сторонам. При сохранении обшей социальной направленности в документе впервые заложен и "бюджет развития" - 1 миллиард рублей. Эти деньги пойдут на финансирование программ развития социальной и производственной сферы.

Начальник краевого финансового управления Александр Новак сообщил, что, согласно проекту, доходы краевого бюджета должны составить 28,3 млрд рублей, расходы - 30,5 млрд. Это самый большой по номинальному размеру бюджет края за последние годы.

"Концепция почти готова".

("Красноярский рабочий", 13.11.03)

На совещании, проведенном заместителем губернатора Сергеем Соколом с участием представителей государственной лесной службы и руководителей лесопромышленных предприятий, были рассмотрены проект концепции и основные направления развития лесного комплекса Красноярского края.

Итоговый вариант концепции должен быть представлен Совету администрации края в ближайшее время.

"Теория обогащения".

("Известия-Промышленность-Красноярск", 13.11.03, Вера Павлова)

В краевом центре прошел межрегиональный форум "Предпринимательство Сибири. Договор-2003".

Три года назад Владимир Путин назвал малый бизнес "большим государственным делом" и поручил фискальным органам составить список организаций, которые этому делу мешают, "занимаясь вымогательством". С тех пор поиски виноватых не прекращаются, хотя положение дел в "малом" секторе экономике не меняется к лучшему. Этой, ставшей уже избитой, теме - поискам "врагов" малого бизнеса - и был посвящен второй по счету межрегиональный форум "Предпринимательство Сибири. Договор-2003", прошедший в Красноярске в первых числах ноября.

По словам участника форума, заместителя губернатора края Эдхама Акбулатова, потенциал края в сфере малого бизнеса огромен. Хотя небольшие предприятия пока не приносят солидных доходов в бюджет. Объясняется это, в том числе, и спецификой развития экономики региона здесь всегда делалась ставка на крупный бизнес. Хлопонинская администрация намерена "сломать" эту тенденцию Эдхам Акбулатов уверен, что такое возможно.

- Для поддержки малого предпринимательства мы вновь будем выделять средства из бюджета на разработанные уже целевые программы. Количество малых предприятий в ближайшие годы должно возрасти в 3-3,5 раза. Но для этого мало только финансовых мер в крае нужно создать соответствующие условия. Тогда и рабочих мест станет больше, и увеличатся доходы бюджета.

О том, каким образом нужно действовать, чтобы создать необходимые "соответствующие условия", шла речь на форуме. По общему мнению бизнесменов и чиновников, улучшить экономический климат для предприятий малого бизнеса можно, если подходить к решению этой проблемы комплексно. Эксперт в этой области, заместитель председателя Союза промышленников и предпринимателей края Михаил Васильев уверен, что тормозит развитие мелкого предпринимательства неоправданно большое участие государства в этой сфере. Иными словами, главными "врагами" малого бизнеса по-прежнему остаются бюрократические инстанции.

На форуме поднималась и тема коррупции во властных структурах. Всем известно, что многочисленные проверки и поборы "уводят" деньги из государственного бюджета. Доля теневой экономики в сфере малого бизнеса доходит до 50 %. О том, как справиться с этой бедой, говорили участники прошедшего в рамках форума "круглого стола" "Правопорядок и бизнес. Контрольно-надзорные, лицензионные требования". На него были приглашены руководитель Южно-Сибирского территориального управления МАП РФ Валерий Захаров, главный санитарный врач центра Государственного санитарно-эпидемиологического надзора края Сергей Куркатов, представители правоохранительных и лицензионных органов, а также сами предприниматели. Последние пришли на "круглый стол" со своими конкретными проблемами. Так, директор "Бытсоюза" Александр Лыбкин попросил чиновников объяснить ему, на каком основании предприятия бытового обслуживания населения причислены ими к категории промышленных предприятий.

На семинаре по налогообложению малого и среднего бизнеса также было вскрыто немало парадоксов. На вопросы предпринимателей отвечали специалисты "Центра налогового консультирования" и Управления Министерства по налогам и сборам РФ по Красноярскому краю. Бизнесменов не интересовала теория, они просили экспертов помочь преодолеть "житейские" трудности. Спрашивали, как использовать кассовые аппараты, кто из них имеет право на уплату единого налога на вмененный доход. Кстати, именно это "нововведение", - а налоговая реформа должна была ослабить гнет и стимулировать развитие малого бизнеса, -подверглось наибольшей критике предпринимателей.

Сибирские эксперты в сфере малого бизнеса попытались разобраться и в причинах неконкурентоспособности предприятий края. Так, начальник отдела управления внешнеэкономических связей администрации Андрей Ужвай сообщил, что экспорт у нас в 7 раз превышает объем импорта. В основном вывозят продукцию за пределы региона промышленные предприятия - "Норильский никель", КрАЗ, электрохимический завод из Зеленогорска, Ново-Енисейский ЛХК. Лесосибирский ЛДК-1. Импортерами являются те же "лица": "Норильский никель", КрАЗ, НПО ПМ, ЭХЗ, КраМЗ. То есть, регион по-прежнему торгует не произведенными товарами, а сырьевыми запасами.

Одним словом, проблем у малого бизнеса очень много - форум это лишь подтвердил. Тем не менее, сейчас, с точки зрения заместителя председателя Союза промышленников и предпринимателей края Михаила Васильева, ситуация в крае изменяется в лучшую сторону:

- Администрация понимает, что предпринимательство - это не только налоги в бюджет, но и новый образ жизни, новый образ мышления и занятость населения. Она стремится сделать сферу предпринимательства привлекательной для красноярцев.

СПРАВКА

Среди регионов РФ по количеству малых предприятий (МП) Красноярский край занимает 23 место, а по выручке малых предприятий -20 место. Средняя выручка малого предприятия (МП) на 1 тыс. жителей в крае равна 9 млн. рублей, тогда как в Москве - 73 млн. Количество МП на 1 тыс. жителей в крае равно 2,9, в Москве -20. Доля выручки МП в крае составляет 1,1% от общей выручки малых предприятий РФ, в Москве - 22,9%. Чтобы достичь средних показателей по России, количество малых предприятий в крае необходимо увеличить в 3 раза, а объем выручки - в 3,1 раза.

"Жернова Мельникова".

("Известия-Красноярск", 13.11.03, Андрей Хохлов)

Политический скандал за Полярным кругом не окончен.

Вчера утром информационные агентства сообщили о том, что судебный процесс относительно "финансовых нарушений" кандидата в мэры Норильска Валерия Мельникова перенесен на 17 декабря - теперь новый градоначальник будет некоторое время ходить под весами Фемиды. За все надо платить: долгое противостояние с "Норильским никелем" потрепало нервы не только топ-менеджерам Заполярья, но и всему Красноярскому краю.

Нигде нет достоверной информации о том, почему некогда верный сторонник ОАО "Норильский никель", профсоюзный лидер, краевой депутат и активист металлургической "Северной партии" Валерий Мельников неожиданно пошел против всесильных хозяев и объявил в феврале этого года голодовку протеста. Сам Валерий Владимирович говорил автору этих строк примерно то же самое, что и в прочих многочисленных интервью "норильчане устали от диктата олигархов". Февральские требования Мельникова и его профсоюзных товарищей оказались прецедентом для столкновений между трудом и капиталом в новой России - голодающие хотели, чтобы владельцы компании обнародовали величину собственных доходов, открыли данные о содержании металла в медных и никелевых рудах, перестали свертывать социальные программы. И уже в августе с похожей петицией выступил коллектив кочегаров Ачинского глиноземного комбината, принадлежащего "Русскому алюминию". Пример Мельникова оказался заразительным, хотя тред-юнионы не добились желаемого Генеральный директор ОАО "Норникель" и долларовый миллиардер Михаил Прохоров лаконично заявил, что его вознаграждение составляет 450 рублей - МРОТ.

Однако в коридорах красноярской власти, в журналистских кругах склонны считать, что истинная причина "медного бунта" кроется в прошлогоднем голосовании за губернатора края. Известно, что Норильский промышленный район отдал таймырскому главе Александру Хлопонину почти 90% симпатий. И существовала версия о том, что слишком уж корпоративный расклад голосов мог быть вызван только легким нажимом местных силовых и выборных структур - во время кампании из-за Полярного круга просачивались сведения о принудительном вывозе людей на участки, о заранее собираемых автографах под чистыми листами, о каких-то фантастических наградах за лояльное к Хлопонину и Потанину поведение. Профсоюзник Мельников, к которому по инерции стекались обиженные и оскорбленные со всего Норильска, не мог не видеть, что история дает ему шанс уже после выборов нового губернатора Таймыра Хлопонин стал руководителем Красноярского края, мэр города Олег Бударгин ушел в столицу округа - но на городском поле "Норникеля", где при монополистах самостоятельно мыслящих фигур осталось мало, очередного ставленника ОАО просто не успели вырастить. Поэтому в апреле Мельников легко смял уже в первом туре председателя местного горсовета Шмакова, не добрав до досрочной победы только три процента голосов. Его обвинили в финансовых нарушениях и сняли с выборов мэра три инстанции избирком и суд Норильска, а потом уже и краевой суд.

В результате всего этого "Норильский никель" выбрал в градоначальники практически беспроигрышную персону - экс-директора комбината Джонсона Хагажеева, необычайно популярного в городе (за время его правления средняя зарплата горняка выросла до 24 тысяч рублей). Но и тут, возможно, таилась интрига. Не исключено, что три года назад новые руководители комбината усмотрели в опытном производственнике не те черты, которые требовала этика компании, и передвинули Джонсона Таловича ступенькой ниже в производственной иерархии.

Каким образом сейчас Хагажеева уговорили пойти в мэры, неизвестно, но факт остается фактом - бывший генеральный директор предвыборную кампанию практически не вел, словно счел свою победу решенной. (Или поражение?). В отличие от него, Мельников еще летом объявил о пятимиллионном иске против "Норникеля", снова и снова публично требовал у собственников открыть доходы... И хотя социологические опросы все как один показывали, что Хагажеев выиграетстрехкратным перевесом - накануне голосования 26 октября Мельников уверял, что обязательно станет градоначальником. Он лучше знал, чем дышит Норильск 52 процента голосов за него против 34 процентов Хагажеева оказались общероссийской сенсацией, и дальнейшее развитие событий показало: монополисты и местная власть не извлекли никаких уроков из случившегося.

29 октября избирательная комиссия Норильска признала выборы состоявшимися, но опять отметила "финансовые нарушения". В частности, Валерию Мельникову инкриминировали агитационный перелет ценою в сотни тысяч рублей, якобы не оплаченный из избирательного фонда. Но на сей раз норильские выборщики не пожелали марать руки и передали дело в суд, параллельно признав Мельникова законным мэром. Вероятнее всего, в избиркоме уже знали о том, что губернатору Хлопонину надоела беспомощность коллег по корпорации, действовавших по правилу: чем больше воюешь с оппозицией, тем сильнее она становится. Александр Геннадиевич поздравил Мельникова с победой за неделю до суда.

Страсти вокруг персоны Мельникова кипели и накануне инаугурации. Так, позавчера депутаты Красноярского Законодательного собрания решили на всякий случай оставить мэру мандат народного избранника - по информации из кулуаров парламента, на тот случай, если он вдруг слетит с поста по велению Фемиды.

Из зала правосудия

Как сообщает агентство "Норильские новости", завершилось заседание Норильского суда, который начал рассмотрение заявления избиркома Норильска о признании повторных выборов мэра города недействительными. Заседание вела судья Наталья Мируцкая, которой обе стороны высказали свое доверие.

По данным избиркома, "есть ряд несоответствий в платежных документах по этому вопросу". Представители ответчика, естественно, это отрицают.

Прежде всего, суд заслушал ходатайства сторон. Представители Валерия Мельникова ходатайствовали о приобщении к делу нескольких документов и свидетелей, а также просили суд разрешить ведение видео- и аудиозаписи. Кстати, в зале в этот момент находилось четыре видеокамеры. Представитель избиркома ходатайствовал о переносе рассмотрения дела в связи с необходимостью проверить уставные документы 000 "Энерготех", которое продало билеты Валерию Владимировичу на вертолет до Снежногорска, а также принадлежность снежногорского торгового центра, чтобы выяснить законность безвозмездного предоставления площадей.

Судья приняла все эти ходатайства, за исключением видео- и аудиозаписи, посчитав, видимо, это излишним. Следующее заседание состоится в 10.00 17 ноября.

"Где деньги, товарищ?".

("Сегодняшняя газета", 13.11.03)

В профсоюзном движении "Норникеля" - очередной скандал. Член профкома никелевого завода Евгений Колесников направил в СМИ города открытое письмо. В нем он обвинил председателя профкома завода Анатолия Казака в развале профорганизации предприятия и нецелевом использовании денежных средств профсоюза завода.

Главной же скандальной коллизией становится претензия в том, что Анатолий Казак, не поставив никого в известность, "ввел профсоюз никелевого завода в состав Федерации профсоюзов ОАО "ГМК "Норильский никель".

"Нам известно, - пишет Колесников, - что весной нынешнего года профком нашего завода перечислил в избирательный фонд председателя Федерации профсоюзов Валерия Мельникова шестьдесят тысяч рублей, - подчеркнул Колесников, - мы намерены выяснить у избирательной комиссии Норильска, сколько наших денег было потрачено на эту кампанию?"

"Нас ждут колоссальные перемены".

("Известия-Промышленность-Красноярск", 13.11.03, Андрей Хохлов)

В эти дни обе ветви власти бурно обсуждают законопроект бюджета 2004 года, который, как и все предыдущие, в основном построен на показателях работы красноярской промышленности. С чем мы провожаем 2003-й, что может принести краю год следующий? На эти и другие вопросы корреспондента "Известий - Красноярск" Андрея ХОХЛОВА ответил председатель постоянной парламентской комиссии по промышленности, жилищно-коммунальной политике и коммуникационному комплексу Виктор ЗУБАРЕВ.

- Виктор Владиславович, пока в ваш кабинет не принесли подробный проект бюджетного закона, на что вы будете опираться, рассказывая об итогах индустриального года?

- Естественно, на работу нашей комиссии. Есть серьезные выкладки экспертов, по-своему замечательные выступления руководителей исполнительной власти, наконец, могу опираться и на собственные ощущения. А их за год накопилось достаточно.

Первое, о чем хочется сказать - консолидированный бюджет Красноярского края на 2004 год вырос по сравнению с 2003 годом с 38 до 48 миллиардов рублей Десятимиллиардный рост. Еще одна цифра - к концу года мы добьемся 6-9-процентного подъема валового регионального продукта. Такой динамики еще не было. И достигнуты подобные показатели главным образом за счет деятельности предприятий цветной металлургии, "Норильского никеля" и "Русского алюминия", а также золотодобывающих фирм.

В отличие от страны в целом, край не держится на нефти и газе столь бурное развитие отношений, скажем так, с олигархическими группами вызвано благоприятной конъюнктурой мировых цен на металлы. Прежде всего - на никель и алюминий. Например, за последний год цена тонны никеля с 6 тысяч долларов увеличилась до 11 тысяч за тонну. Это свидетельствует о том, что финансово-промышленные группы получили сверхприбыли, но, на мой взгляд, показали в отчетах не все, и правильно сделали - прежние обязательства перед государством выполнялись и без того. И сейчас появилась возможность "завести" растущие показатели в казну наступающего года, поэтому ее проект и выглядит так удачно.

-Как же в таком случае оценить явную диспропорцию - считанные единицы заводов работают все успешнее, а вот о тяжелых проблемах на десятках других крупных предприятий мы слышим каждую неделю?

- Промышленная комиссия Законодательного собрания постоянно анализирует ситуацию на красноярских заводах, причем первоочередное внимание уделяется тем предприятиям, где есть доля краевой собственности. Назову основные болевые точки ОАО "Искра", "Цемент" и "Сибэлектросталь". Игарский морской порт, химкомбинат "Енисей", вся лесная отрасль региона. Мы можем быть довольны тем, как, скажем, "Искра" выбирается из состояния банкротства, увеличив число работающих на площадке с 400 до 5000, но мы крайне обеспокоены положением дел на химическом комбинате, где вместо 12 тысяч производством заняты всего 1400 человек. Государственный заказ сократился, а альтернативных решений по сохранению занятости пока не найдено. Вот и теряем рабочие места, на заводе холодно, оборудование приходит в негодность.

Леспром, на который верно нацеливает средства администрация края, может давать в кошелек около миллиарда рублей каждый год... Варианты выхода из депрессии и там, и там есть. Вы знаете, о каждом предприятии можно рассказывать часами, но важнее понять главное - к сожалению, на сегодняшний день наша работа с конкретными заводами, по сути, является затыканием дыр.

- Как же действовать в этом случае стратегически?

- Во главе общей политики Законодательного собрания - вопросы губернатору и его команде "Какие приоритеты мы выбираем? И какие критерии изменений, то есть чего бы мы хотели добиться в процессе своей деятельности и деятельности Совета администрации?" По первым итогам уходящего года таких приоритетов пять. Недропользование и цветная металлургия - первая и вторая по важности темы, и сходятся они в части усиления геологоразведки, ориентации на новые сырьевые схемы - в нашем крае много олова, свинца, прочих высоких по отдаче месторождений. Нельзя же вечно ориентироваться на никель, медь, алюминий. Третья - энергетика, которая скоро потребуется именно для развития новых металлургических комплексов. Четвертая тема - лес, она на законодательном и административном контроле (об этом, думаю, следует говорить отдельно), а вот пятая - самая сложная в части помощи. Это машиностроение. Самые крупные и проблемные представители отрасли - завод автоприцепов, "Сибтяжмаш", экскаваторный холдинг.

Локальные вопросы, связанные с производством, социальными делами предприятий, можно так или иначе решить. Но ведь все дело в том, что наша Россия пока находится на втором этапе цивилизованного развития, так называемом индустриальном секторе. Это 80 процентов занятых в промышленности и сельском хозяйстве. А в нормальных странах давно уже идет или четвертый, или пятый этап, они давно шагнули в глобализацию. В развитом мире стерты индустриальные границы в сфере промышленности трудится до 20%, в аграрном секторе - около 6%. Остальное поле - малый и средний бизнес. Вы знаете, сколько красноярский малый бизнес дает в красноярскую бюджетную копилку? Всего 2-3 процента всех доходов. Перед начинающими предпринимателями воздвигнуты десятки, если не сотни, чиновничьих барьеров, сломать которые и есть базовая задача представительной власти.

Мы должны оставить какую-то часть квалифицированных кадров в промышленности, а десятки тысяч увольняемых, сокращаемых - переучить, переквалифицировать, создать им рабочие условия для бизнеса. Всех нас в связи с развитием рынка ждут колоссальные социально-структурные изменения, и вот именно следующий год может стать неплохой стартовой площадкой для них - в зависимости от поступлений в казну, в бюджет развития будут заложены от двух до четырех миллиардов рублей. В общем, подводя итоги сегодняшнего разговора - власть должна создать и создаст как можно больше рабочих мест. Я считаю это главной задачей власти - стимулировать создание как можно большего числа рабочих мест на территории. И люди, "взяв в руки удочку", смогут сами помочь и себе, и своим семьям, и бюджету.

"Джентльменский отбор".

("Московский комсомолец" - в Красноярске", 12.11.03, Иван Николаев)

Поведение депутатов краевого ЗС напоминает бегство от алиментов.

Намедни случилась сенсация. Правда, прошла она для местных СМИ почти незамеченной. И напрасно. На заседании Координационного совета заместитель губернатора Сергей Сокол сказал, что летнее соглашение с СУЭК - филькина грамота. "Мы не можем управлять собственностью, которая нам не принадлежит. Если смотреть правде в глаза, то перед нами не соглашения, а пустые бумажки. Любое ФПГ может их нарушить в любой момент". На первый взгляд, - заявление странное, учитывая, что губернатор Хлопонин преподносил соглашения с ФПГ как едва ли не главное достижение краевой власти за время работы новой команды. Но только на первый взгляд.

Высказывание Сергея Сокола некоторые наблюдатели поспешили расценить как бунт на корабле, или, того хлеще, - как переворот в отношениях власти и монополистов.

На самом деле ни бунта, ни переворота не случилось. Просто депутаты пытали Сокола на предмет того, существуют ли санкции за неисполнение соглашений, и тот всего лишь подтвердил, что их гнет. Но, простите, помнится, соглашения заключались исключительно "джентльменские", что не являлось тайной с самого начала. А народные избранники повели себя так, будто не знали этого, и высказывание Сокола стало для них чуть ли откровением.

Упомянутую цитату про "пустые бумажки", справедливости ради, следует привести полностью. "Но пока что у нас нет прецедентов, чтобы они (ФПГ) обманули где-то в чем-то". Насчет отсутствия прецедентов, надо полагать, - сущая правда: нет обязательств - нет и обмана. Теперь обязательства имеются. Вопрос в том, чего они стоят. Есть подозрение, что чего-то все-таки стоят...

Хотя бы потому, что губернатор и монополисты - не те персоны, которым позволительно опуститься до дешевого "пиара" и публично подписывать абсолютно формальные, пустые документы. Нарушение "джентльменского соглашения" - риск испортить репутацию. И защищено оно только этим. По нынешним временам, конечно, не такой уж серьезный аргумент, не имеющий, к тому же, практически никакого экономического эквивалента.

Но, как говорят на Украине, "колы нема ридьки, хай будэ хрин". После десятилетия разглагольствований о "диктатуре закона" и "правовом государстве", мы - и край, и страна - пришли к тому, что по сути единственным механизмом регулирования отношений региональной власти и монополистов всех мастей осталось "джентльменское соглашение". Те самые "пустые бумажки". Кто виноват - вопрос риторический.

Нет, конечно, если хочется, можно и по закону. Но надо помнить: закон - что дышло, и поворачивают его юристы. А юристы на государевой службе - далеко не самые опытные: в корпорациях платят больше, и лучшие кадры перетекают туда. ФПГ можно обвинять в чем угодно, но только не в разногласиях с Фемидой. Кто эту девушку родил и воспитал - вопрос, опять же, риторический. Когда депутаты - люди худо-бедно причастные к ее воспитанию - делают вид, будто они "не в курсе", это напоминает бегство от алиментов. Причем массовое.

В нынешнем депутатском "наезде" на ФПГ фигурируют лозунги "за край", но не просматривается ни одной внятной апелляции к закону. Никто не хочет бить себя по голове. И уж, само собой, надо быть полным идиотом, чтобы обращаться с претензиями по адресу, то есть в Госдуму, которая и придумала схему, по которой "донорам" из каждого заработанного рубля остается не более 30 копеек. С этой организацией не надо ругаться - в нее надо стремиться. Вот и вся мораль.

Стоит отметить, что есть и другой - экстремальный - способ урегулирования отношений власти и ФПГ. И некоторые местные политологи его уже озвучили. Это война. К примеру, администрация утверждает сверхвысокие энерготарифы для самых несговорчивых олигархов и тем самым пытается вернуть деньги в край. Образованный депутат Севастьянов предлагает, например, "тормознуть" угольные разрезы по экологическим мотивам. А депутат попроще - Горлов - обложить СУЭК трехмиллиардным налогом.

Способ нелеп именно из-за своей простоты, которая хуже воровства. Парламентарию Севастьянову, видно, невдомек, что после остановки разрезов встанут электростанции края, а Горлову, судя по всему, трудно посчитать, что вся годовая выручка красноярских разрезов - около 5 миллиардов рублей (умножьте 30 миллионов тонн на 165 рублей), и понять: столько налогов ни одна компания платить не в состоянии. Горлов утверждает, что в 2001 году СУЭК заплатил 1,8 млрд рублей налогов в краевой бюджет, полагая, видимо, что теперь должно быть в несколько раз больше. Между тем по данным налоговых органов, 1,8 млрд налогов в 2001 году ушли в бюджеты всех уровней в совокупности. Причем такая сумма получилась только потому, что новый владелец разрезов выполнил инвестиционные условия и разом выплатил все долги предприятия (650 млн. рублей).

При таком дилетантском подходе депутаты должны бояться войны - воевать-то не с мальчиками придется... Со своей стороны, ФПГ войн с властью вряд ли страшатся. Но все же отдают себе отчет в том, что всякая война - штука затратная и нервозная. И прекрасно понимают, что из всего ассортимента вариантов отношений более или менее адекватным остается лишь "джентльменское соглашение". Особенно если власть представляет равновесная фигура. Губернатор Хлопонин вполне на эту роль подходит. Поэтому с ним садятся за стол и договариваются. И, что самое интересное, договоренности пока стараются выполнять.

СУЭК "пустые бумажки", как говорится, вниз не тянут. Льготные цены на уголь для бюджетных организаций (ниже на 10%) установлены: компания обещает не повышать их до 2007 года. Создан стабилизационный фонд для попавших под сокращение работников разрезов: люди уже получили 10 миллионов рублей. Перечислено более 50 миллионов на нужды Бородина. Погашается задолженность предшественников в казну. Все это и многое другое оговорено в пунктах "джентльменского соглашения", которое обсуждалось открыто, в присутствии депутатов (Севастьянова, Клешко, Бибиковой и других) и журналистов. И пока "тревожных сигналов" нет ни из администрации края, ни из налоговой, ни от глав шахтерских городов.

Если допустить, что картина со временем превратится в нечто радужное, ее может испортить одно обстоятельство. Любые джентльменские соглашения действительны только при наличии самих джентльменов. Пока таковые наличествуют. Но они, как известно, личности непредсказуемые: сегодня - здесь, завтра - там. В Майами, в Кремле - где угодно. Окажись на месте губернатора какой-нибудь харизматик с пустыми карманами и кучей обязательств перед спонсорами, все придется начинать сызнова. В лучшем случае. Но даст Бог, к тому времени новая Дума что-нибудь придумает. В смысле, нормальные законы родит.

"Сергей Шойгу - почетный студент и футболист".

("МК в Красноярске", 12.11.03)

Визит в Красноярск Сергея Шойгу был обставлен торжественно. "Свиту" сопредседателя Высшего совета "Единой России" составляли "звезды мирового спорта". Список потряс воображение фанатов: Александр Мальцев, Ринат Дасаев, Алексей Прудников... "Звезды" явно тяготились участием в этом спектакле, но мужественно доиграли до конца.

Шойгу появился во втором акте. Визит министра-спасателя в Овсянку. В промежутке - встреча с "общественностью": Шойгу ждут на улице пенсионерки с его портретами в руках. Министр смущен, но автографы раздает охотно. Далее сопредседатель встречается с молодежным отделением "Единой России" на фоне Исторических ворот. Мальчики и девочки, прыгая от холода, голосят посиневшими губами речевки про "Сергея, который всех спасет". Шойгу охотно раздает автографы и фотографируется с юными активистами.

Затем - родной вуз. Ректор Архитектурно-строительной академии Виктор Наделяев напоминает министру о статусе "почетного студента". Шойгу не остается в долгу, вспоминая некогда поставленную Наделяевым "четверку". Студенты и преподаватели просят денег, Шойгу уговаривает их "ради Бога" прийти на выборы. Голосовать за "Единую Россию" при этом не обязательно: за кого, мол, хотите, за того и проголосуете.

Под занавес - обещанный матч со "звездами" во Дворце спорта "Металлург". Все довольны: Шойгу - игрой в футбол, публика - редким зрелищем, "свита" - возможностью "засветиться" рядом с министром-спасателем...

"Второй фронт" СПС".

("МК в Красноярске", 12.11.03)

Правые силы Красноярска оказались "выше" возни столичных коллег.

Ради привлечения электората СПС готов даже на объединение с "яблочниками". "Правые" рассудили: на волне сочувствия к Ходорковскому неплохо прихватить пару-тройку дополнительных процентов протестных голосов. Чего проще - Чубайс тут же пишет открытое письмо Явлинскому, предлагая объединить две партии, Немцов выступает на "яблочном" митинге в День примирения и согласия, говорит правильные до умопомрачения слова: "Если мы будем порознь, то нас раздавят. Если мы не начнем договариваться, то нас уничтожат. Если мы будем отдельно, то у нас ни свободной, - ни демократической России не будет".

Однако Явлинский на все реверансы "правых" отреагировал крайне сдержанно, намекнув Чубайсу в ответном письме, что боится, объединившись, растерять остатки электората: "95 процентов наших избирателей никогда в жизни не проголосуют за Чубайса и Коха, а просто плюнут на нас и проголосуют против всех".

Красноярские "правые" никаких реверансов в сторону "яблочников" не делали и на митинг к ним не ходили. Списки разные, одномандатников у местного "Яблока" нет, стало быть, и взять с них нечего. Примечательно, что пару лет назад в Красноярске предпринималась попытка объединить списки обеих партий на выборах в Законодательное собрание. Ее пресекло руководство "Яблока" в Москве, да так жестко, что один из инициаторов объединения - красноярец Владимир Беседин - вынужден был поменять партийную принадлежность и вступить в СПС. Правда, и там успеха не добился: после выборов - крайне неудачных - "объединителя" изгнали из "правых" рядов.