Татьяна Каукенова: Европейское турне Си Цзиньпина — «мост через весь Евразийский континент»
Если первая часть европейского турне Си Цзиньпина, а точнее его первые аккорды были довольно мажорными и резкими, то далее вся поездка напоминала невероятно гармоничную симфонию, подчиненную единой теме — «наведение экономических мостов» между Китаем и Европой. Об этом пишет портал «Радиоточка».
Говоря про первые аккорды, мы имеем в виду участие китайской делегации в международном форуме по проблемам ядерной безопасности, прошедшем в Гааге с 24 по 25 марта. Там китайский лидер был примечателен не столько своей позицией по ядерным вопросам — тут как раз сюрпризов вообще никто не преподнес, — а высказываниями по ситуации на Украине и в мире, а также многочисленными переговорами с представителями практически всех сторон конфликта за исключением лишь самих украинцев. О том, какой же месседж можно увидеть в этой части европейского турне, уже писалось ранее. Теперь попробуем вглядеться в оставшуюся часть «галопа по Европам» и понять, что же такого важного кроется в европейском векторе китайской политики, и как это отразится на экономическом будущем не только Поднебесной, но и всего мира. Если вкратце, то европейское турне Председателя КНР, проходившее с 22 марта по 1 апреля, помимо вышеназванного саммита в Гааге, включало в себя посещение Нидерландов, Франции, Германии и Бельгии, а также визиты в штаб-квартиры ЮНЕСКО и ЕС.
Занимательная статистика
Итак, прежде чем перейти к выстраиванию четкой картины данного визита и анализу его последствий, набросаем несколько вольных статистических штрихов для того, чтобы будущая картина выглядела ярче и, скажем так, объемней.
Во время европейского турне Си Цзиньпин и его команда, включавшая, помимо чиновников и дипломатов, более 200 делегатов китайской бизнес-элиты, подписали с представителями 4 европейских стран более 120 соглашений на десятки миллиардов долларов. Всего за 11 дней своего пребывания в Европе китайский лидер принял участие в 84 мероприятиях двустороннего и многостороннего характера, немало встреч посетила его супруга Пэн Лиюань, получившая, в частности, статус специального посланника ЮНЕСКО по вопросам поддержки образования девочек и женщин.
Китай для Европы — второй по величине торговый партнер, уступающий лишь США и то, думается, ненадолго. Ведь к 2030 году Китай планирует отобрать у Штатов звание первой экономики мира, и наступление пройдет по всем фронтам, включая международную торговлю. Товарооборот, по данным
Более того, к 2020 году, как было заявлено китайской стороной, есть намерение довести товарооборот с государствами ЕС до $1 трлн. То есть, если сейчас только за день торговля достигает $1,6 млрд, то через 5-6 лет эта цифра достигнет $2,7 млрд. Иными словами, за день с Европой будет чуть меньше, чем за год с Узбекистаном и чуть больше, чем за год с Таджикистаном.
Европа для Китая — крупнейший источник импорта и крупнейшее экспортное направление. Европейские компании утоляют китайский голод по части автомобилей, самолетов, химикатов и предметов роскоши, общая сумма этих покупок составила для китайцев $204 млрд. Европа в свою очередь ежегодно импортирует из Китая на $385 млрд текстиль, электронику и другие товары. Таким образом, Европа покупает намного больше, чем продает, и торговый дефицит для нее составляет более $180 млрд.
Отсюда ясно, чего именно хотели европейцы от китайской делегации, в которую, помимо чиновников, входило около 200 представителей китайской бизнес-элиты. От чиновников хотели более свободного доступа на китайский рынок, а от предпринимателей — выгодных контрактов. Еще одна занимательная цифра — на долю Китая приходится лишь 2% прямых инвестиций ЕС. И здесь становится понятным, чего бы еще хотелось обсудить китайцам и европейцам. Причем, сегодня уже и сам Китай не прочь инвестировать в Европу, о чем будет сказано чуть ниже.
С чем приходится работать
Цифры эти таковы, что сразу дают понять — экономика здесь настолько важна для каждой из сторон, что отвлекаться на политическую риторику или проблемы прав человека как-то неразумно. Идеалом для китайской стороны стало бы подписание соглашения о зоне свободной торговли. Британский премьер
Другие европейские политики, чувствуя себя комфортнее «в родных стенах», проявили немного меньше энтузиазма. Так, по данным многих европейских дипломатов, большинство из 28 стран ЕС сопротивлялись инициативе Пекина включить упоминание пакта о свободной торговле в совместное заявление после китайско-европейского саммита в Брюсселе.
И в целом представителей Старого света понять можно. Европейские бизнесмены уже много лет жалуются на несправедливое отношение к ним на китайских рынках. Сюда входит и необходимость разглашения конфиденциальной информации для получения права работы на рынках, закрытый для иностранных инвесторов доступ к таким секторам, как транспорт, телекоммуникации и здравоохранение. Плюс знаменитая китайская коррупция и нарушение прав интеллектуальной собственности.
Кроме того, множество нареканий вызывают государственные субсидии, выделяемые китайским компаниям, позволяющие последним доминировать на внутренних рынках. Из-за этого, к примеру, в прошлом году торговые отношения были довольно напряженными. Еврокомиссия изначально наложила временные пошлины на импорт панелей для солнечных батарей, производимых в Китае, указав на то, что благодаря государственным субсидиям эта продукция получается намного дешевле европейской — в среднем на 45%. Китай принял ответные меры, ограничив импорт европейских вин и поликремния, используемого для изготовления батарей. Лишь в июле прошлого года представители
Этот спор стал крупнейшим в истории торговых отношений Европы и Китая. Годовой объем поставок китайских гелиопанелей в страны ЕС составляет 21 млрд евро — это примерно 7% общего объема импорта в ЕС из Китая, крупнейшего торгового партнера Европы. Теперь Китай будет последовательно смягчать внутренние барьеры и допускать европейских инвесторов на свои рынки. Более того, Си Цзиньпин озвучил намерение войти в число крупнейших иностранных инвесторов в Европе.
Так, в ходе визита было заявлено о желании инвестировать около $100 млрд в экономику стран Восточной Европы к 2015 году. В целом, процесс уже запущен, о чем свидетельствует, к примеру, открытие первого завода автомобильной марки
Экономические итоги
В этом свете можно описать весь визит китайской делегации в ЕС одним предложением, которое будет звучать так: «китайцы приехали, чтобы сломать европейцев на масштабное торговое соглашение, а европейцы, опасаясь наплыва китайских товаров, требуют сначала пустить их на китайский рынок и подписать инвестиционное соглашение». И вот на этом пути стороны значительно продвинулись.
Вернемся в область цифр и кратко обозначим успехи визита. В Германии, которая является крупнейшим торговым партнером Китая в ЕС, был заключен ряд сделок, в том числе договор на 1 млрд евро ($1,38 млрд) между германским автопроизводителем Daimler и китайской Beijing Automotive Group. Кроме того, немецкий Бундесбанк и Народный банк Китая подписали декларацию о намерениях по созданию расчетно-клирингового центра по работе с юанем во Франкфурте. Позже аналогичное соглашение Народный банк Китая подписал с Банком Англии.
В Нидерландах был подписан контракт по безопасности пищевых продуктов на сумму в миллион евро.
Во Франции было заключено более 50 коммерческих сделок, общая стоимость которых составила €18 млрд ($25 млрд). В числе прочего Франция и Китай договорились о поставке в КНР 70 самолетов Airbus — 43 аэробусов A320 и 27 широкофюзеляжных A330. В Бельгии представители Антверпенского всемирного алмазного центра и Шанхайской алмазной биржи подписали соглашение о сотрудничестве для развития торговли драгоценными камнями между Китаем и Бельгией.
Интересным для Казахстана экономическим итогом турне стало посещение германского порта Дуйсбург, куда во время визита Си Цзиньпина прибыл поезд, проследовавший по новой железной дороге Чунцин — Синьцзян — Европа. Прошел этот состав и через территорию Казахстана, захватив на пути от Дружбы до Кустаная также Алма-Ату, Караганду и Астану. А конечные точки маршрута расположены в Чунцине (юго-восток Китая) и Дуйсбурге (запад Германии). Как утверждают эксперты, функционирование данной железной дороги уменьшает время курсирования поездов между названными выше пунктами на 50% по сравнению с морскими перевозками, при том что число грузовых поездов на данной дороге уже увеличилось с одного до трех в неделю. Си Цзиньпин заявил, что подобные инфраструктурные проекты призваны укрепить сотрудничество и содействовать строительству «экономического коридора вдоль Шелкового пути».
Политика и дипломатия
Кстати, о Шелковом пути и евразийской риторике. Совершенно непонятно, у кого китайский лидер «научился» всем этим оборотам, однако идеи евразийства в его выступлениях мелькали довольно часто. Так, выступая в бельгийском городе Брюгге перед аудиторией Колледжа Европы, Си Цзиньпин заявил, что приехал в Европу, чтобы «построить мост через весь Евразийский континент». Составляющими этого процесса он назвал «четыре моста: мира, роста, реформ и прогресса цивилизации». Если вдуматься, подобные инициативы демонстрируют позиционирование Китая не просто как равноценного партнера Европы, но и как активного креатора нового миропорядка, основанного на задаваемых Китаем цивилизационных парадигмах.
Независимость собственного исторического пути Китая, а также его уникальность, также получила особое освещение в речи Си Цзиньпина, который, находясь в сердце европейской демократии, открыто глядя в глаза всему миру, заявил, что Китаю многопартийность не подходит категорически. «Китайцы экспериментировали и с конституционной монархией, и с реставрацией империи, и с парламентаризмом, с многопартийностью и президентским правлением, но ничего из этого фактически не работало», — заявил он с кафедры в Колледже Европы. Успех, по его словам, принес Китаю лишь «путь социализма с китайской спецификой» и по нему страна будет следовать и далее.
Метафорично сравнив государство с апельсином, «который вкусен, пока выращивается на юге, но становится кислым, если его взращивать на севере», Си Цзиньпин указал, что государство не может слепо копировать политическую систему или модель развития других стран. И кто бы смог ему сегодня возразить?
В общем, говоря о политике необходимо понимать ее важность, но помнить, что она нужна и КНР, и ЕС лишь как гарант стабильного экономического развития. Обе стороны далеки от желания бряцать оружием или меняться военным потенциалом. И Китай, и Европа хотят мира, стабильности и условий для спокойного продвижения своих экономик. Так что позиция сторон по Украине и российским движениям в Крыму озвучивалась в русле китайских церемоний и европейского этикета и сводилась к перебрасыванию формулировками типа «уважение территориальной целостности» и «невмешательство в дела других государств». А дальше, как говорится, приличия соблюдены, начинаем торг…