В ситуации, когда обсуждается вопрос о дальнейшей судьбе Южной Осетии - оставаться республике отдельным государством или входить в состав РФ, "есть нюанс, который повышает акции тех, кто выступает за независимость". Такое мнение ИА REGNUM выразил старший научный сотрудник Института социальных и политических исследований Черноморско-Каспийского региона Владимир Новиков.

"Есть один генеральный вопрос: а что будет с отношениями между РФ и Грузией? Точнее, что будет с этими отношениями в югоосетинском контексте? Если РФ и Грузия захотят помириться за счет отдачи Абхазии и Южной Осетии? В каком случае это легче будет сделать: в ситуации существования независимого югоосетинского государства или в случае присоединения к РФ? Напомню, что случаев отзывов признаний почти нет в мировой дипломатической практике, а вот примеры обмена территориями, уступок территории - очень много. И не получится ли так, что через какое-то время территория нынешней РЮО, ставшая отдельным ли югоосетинским субъектом или объединившаяся с Северной Осетией, не станет жертвой такого территориального обмена?" - сказал Новиков.

"Мне могут возразить, что рано или поздно Россия и Грузия могут стать частью единого федеративного или конфедеративного образования неосоветского типа. Однако в настоящее время такой вариант развития событий можно представить себе в очень фантастических мечтах. Но даже если себе представить это, то суверенный статус РЮО даст Южной Осетии больше возможности для торга относительно будущего статуса в новообразовании", - считает эксперт.

Напомним, что после присоединения Крыма и Севастополя к России в качестве отдельных субъектов, в Южной Осетии активизировалось обсуждение вопроса о возможном вхождении республики в состав РФ. Сейчас рассматриваются варианты воссоединения Южной Осетии с Северной и вхождения в состав РФ в качестве единого субъекта, а также присоединение к России отдельного югоосетинского субъекта.

Нужно различать понятия "присоединение к РФ" и "воссоединение народа". Эти понятия могут совпадать, а могут и не совпадать, отмечает Новиков. "Осетия - Северная и Южная - вошли в состав России добровольно. Представители всех обществ Осетии - Северной и Южной - входили в состав посольств, которые были в Петербурге в XVIII веке. И тогда речь не шла об "отдельных субъектах Федерации" и т.д. И поэтому если мы решаем задачу под названием "исполнение вековой мечты о воссоединении", то никаких отдельных югоосетинских субъектов Федерации быть не должно. Мне могут возразить, что есть сложность в сообщениях между Севером и Югом Осетии, что есть различия в менталитете, что есть много чего еще. Но на это всегда существует ответ, что проблема воссоединения народа всегда решается за счет унификации различий и интеграций различных - в том числе и субэтнических - групп друг с другом", - сказал Новиков.

Когда говорят, что нужно объединение РЮО с РФ за счет создания отдельного югоосетинского субъекта Федерации, то это решается вопрос под названием "присоединение территории", отметил эксперт. "И тогда возникает вопрос: кто будет главным бенефициаром такого варианта - осетинский народ или те югоосетинские и московские кланы, которые хотят сохранить свои привилегии и патронировать эту территорию?" - сказал он.

По мнению Новикова, совершенно очевидно, что создание единого - северного и южного - осетинского субъекта Федерации потребует от элит Владикавказа и Цхинвала создания сложной системы кланового и корпоративного паритета, учитывавшего бы интересы Севера и Юга Осетии. "Что касается проекта создания югоосетинского субъекта Федерации, то, повторюсь, это будет проектом тех цхинвальских и московских групп, которые желают извлекать выгоды и прибыли из республики", - считает он.

"Думаю, что управлять субъектом Федерации сейчас ничуть не легче, чем отдельным югоосетинским государством. И в этом смысле разговоры о том, что с помощью объединения часть югоосетинской элиты просто хочет расписаться в своем бессилии правильные. Но не является ли такое поведение оскорблением самих южных осетин? Не хочу навязывать югоосетинскому обществу своих оценок. Но, похоже, что продолжение югоосетинского государственного проекта сегодня почти безальтернативно", - заявил Новиков.

Те политические силы в РЮО, которые сегодня выступают с лозунгом объединения, должны задать себе и вопрос о том, нужно ли России в настоящее время обращение от РЮО о присоединении, считает эксперт.

"В настоящий момент вопрос о инкорпорации Южной Осетии в свой состав не является первоочередным или актуальным вопросом российской внешней политики. Более того, в ситуации обострения на украинском направлении создание дополнительной конфронтации на Южном Кавказе не входит в российский интерес. А то, что такая конфронтация возникнет, - это совершенно очевидно", - отметил он.

Независимый статус РЮО и формат отношений РФ и РЮО как межгосударственный освобождает Россию от обвинений в аннексии чужой территории, сказал Новиков. Хотя, подчеркнул он, права Грузии на эту территорию очень сомнительны. "Если сейчас форсировать вопрос объединения, то Россия окажется в эпицентре очень крупного международного давления", - считает эксперт.

"Мне скажут, что в случае с Крымом российское руководство пошло на этот шаг, несмотря на возможные международные последствия. Согласен! Однако здесь вынужден ответить, что в той ситуации руководство РФ реагировало на уже брошенный ему вызов. В какой-то степени нынешнее присоединение Крыма к РФ очень напоминает события августа 2008 года, когда РФ признала независимость РЮО и Абхазии. Более того, инкорпорации Крыма в состав России способствует тот факт, что там нет (или почти нет) сторонников собственного государственного проекта. Такие были в 1990-е годы, но сегодня таковых почти нет! В РЮО есть сторонники собственного государственного проекта. Так что, на мой взгляд, есть большой вопрос: хочет ли нынешняя Россия присоединения Южной Осетии и, тем более, форсировать этот процесс?" - заключил Владимир Новиков.

Напомним, председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко 22 марта заявила, что ни Абхазия, ни Южная Осетия, ни Приднестровье не обращались с просьбой о присоединении к России, и этот вопрос не стоит на повестке дня. "Сейчас об этом говорить нецелесообразно", - сказала она. Матвиенко подчеркнула, что "не нужно пытаться выставить сейчас Россию как государство, которое готово что-то захватывать". "Этот вопрос (включение в состав новых территорий) в повестке дня не стоит. Ситуация по Крыму - это особая, отдельная специальная ситуация. Сегодня просто восстановлена историческая справедливость", - заявила она.

В Осетии развернулась широкая дискуссия по поводу вступления-невступления РЮО в состав РФ. 19 марта во Владикавказе в ходе круглого стола профессор Северо-Осетинского государственного университета Руслан Бзаров заявил, что если вопрос о будущем Южной Осетии обсуждать всерьез, то "нужно отказаться как от налета предвыборной агитации, как это иногда происходит, так и от романтических ссылок на совершенно безальтернативную, а потому не требующую рассуждений, цель политического и территориально-административного единства осетинского народа". "Речь должна идти о другом. Республика Южная Осетия находится в российском государственном, политическом, культурном пространстве. Можно сказать, что Южная Осетия - дочернее государство Российской Федерации", - сказал Бзаров. Дальнейшая судьба Республики будет определяться интересами и волей осетинского народа, считающего Россию своей страной, но также еще и интересами российского государства, отметил он. "Этим факторам также нет альтернативы, именно они определяют ситуацию в каждый исторический период, - сказал историк, - примером может служить нынешнее положение Осетии: она, несомненно, едина, но в том политическом формате, который оказался оптимален в 2008 году".

Доктор политических наук Альберт Дудайти в ходе этого же круглого стола во Владикавказе заявил, что "пора уже Южной Осетии присоединиться к России, хватит играть в детские игры". Ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований Яна Амелина полагает, что Южная Осетия может войти в состав в России не сливаясь с Северной Осетией, а в качестве отдельного субъекта РФ.

Директор Института национального развития, доктор политических и экономических наук Хадзымат Дзанайты 22 марта во Владикавказе на научно-практической конференции заявил, что интеграция Южной и Северной Осетии "становится возможной лишь при совместной реализации ключевой, основополагающей задачи по формированию единой в политическом и территориальном смысле парламентской Республики Алания субъекта РФ". Безусловно, считает он, "при всем многообразии причин, препятствующих решению данного жизненно важного вопроса, главенствующей из них выступает отсутствие политической воли у, господствующей длительное время в Алании (РСО - Алания, РЮО) эрзац-элиты".