Господин посол, как Вы оцениваете состояние политического и экономического сотрудничества между Эстонией и Литвой?

Я думаю, что и политические и экономические отношения между нашими странами весьма успешно расширяются. Это подтверждается как регулярными встречами руководителей наших государств, так и на уровне регионального сотрудничества. Встречаются делегации наших городов, наши специалисты, эксперты в разных областях, деятели культуры, писатели, учителя, врачи, социальные работники, профессура, военные представители, и так далее. Развиваются общие проекты, постоянно растет торговый оборот. Мы заинтересованы и дальше развивать прагматически ориентированное экономическое сотрудничество, поощрять экспорт литовских товаров в Эстонию.

До сих пор из-за сходства структуры экономик Эстония и Литва были конкурентами. Сохранится ли эта конкуренция в новых условиях, после вступления в Евросоюз?

В настоящее время промышленники Эстонии и Литвы смотрят друг на друга как на партнеров, а ни в коем случае не как на конкурентов. Даже сама конкуренция, которая действительно существует в определенных отраслях, воспринимается как положительный момент, как подготовка к "большой" конкуренции на рынке Евросоюза. В то же время все-таки основная тенденция - это объединение, создание общих предприятий, активный поиск партнеров. Нынешнее сотрудничество, несомненно, увеличит нашу конкурентоспособность на рынке Евросоюза, и, думается, будет оказывать положительное влияние на развитие не только отдельных предприятий, но и экономик наших государств в целом.

Какое влияние на эстонско-литовские отношения окажет расширение Евросоюза? Какие общие интересы, которые, возможно, придется отстаивать в ЕС, существуют у Эстонии и Литвы? Сохранится ли в условиях членства в ЕС понятие "балтийского единства".

Приближающееся членство в Евросоюзе выдвигает новые задачи и принуждает пересмотреть инструменты регионального сотрудничества. Литва, которая в этом году председательствует в Балтийском Совете Министров, надеется закончить реформу этой организации, что позволить приспособиться к меняющейся ситуации и воспользоваться новыми возможностями. Нужно, чтобы сотрудничество было прагматичным: сосредоточить усилия на основных проектах, которые принесут пользу и трем Балтийским странам, и всему региону. В контексте трехстороннего сотрудничества Балтийских государств Литва постоянно акцентирует важность реализации энергетических, инфраструктурных, оборонных и образовательных проектов. Работая вместе, мы должны повлиять на Еврокомиссию, чтобы для всех трех Балтийских государств важные инфраструктурные проекты были бы признаны приоритетными. Как удачный пример такого сотрудничества могу упомянуть "Виа Балтика" - проект, который внесен в приоритетный список инфраструктурных проектов Европейской Комиссии.

Реализуются ли сейчас какие-то крупные эстонско-литовские экономические проекты?

Сегодня Эстония - одна из стран, которая делает самые крупные инвестиции в Литве. Литовские инвестиции в Эстонии также растут. Каждый год растут торговые обороты между Литвой и Эстонией. Опираясь на эти факты, можно утверждать, что экономическое сотрудничество между нашими государствами находится на высоком уровне. И все-таки самые крупные экономические проекты реализуются не на двустороннем, а на региональном уровне. Здесь можно упомянуть такие отрасли как инфраструктура и энергетика.

Россия неоднократно предъявляла Эстонии претензии по поводу положения русскоязычного населения Эстонии. Предъявляются ли подобные претензии Литве?

Говоря о русской национальной общине в Литве, которая, по данным переписи населения в 2001 году, составляла 220.000 лиц, или 6,3% всех жителей Литвы, должен заметить, что правительство Литвы ответственно смотрит на просвещение этой и других общин, проживающих в Литве, создает возможности для развития их общественной и культурной деятельности. В Литовском государстве действует Закон о национальных меньшинствах, в котором определены права и обязанности национальных меньшинств. Учрежден департамент национальных меньшинств, который специально занимается вопросами национальных меньшинств. Понятно, есть и вопросы, которые должны решаться усилиями правительств обоих государств - Литвы и России.

В Эстонии перед еврореферендумом много говорилось об опасностях, которые грозят эстонской культуре и языку в случае присоединения к Евросоюзу. Существуют ли такие опасения в Литве?

По этому вопросу в Литве тоже идет дискуссия. Но я убежден, что вступление в Евросоюз не создает опасности литовскому языку и литовской культуре. Наоборот, в связи со вступлением в Евросоюз открываются еще более широкие возможности представлять культуру Литвы в Европе, участвовать в общих проектах со странами Евросоюза, представляя культуру Европейских стран в других частях света.

В Эстонии официальной оборонной доктриной является доктрина тотальной территориальной обороны. Однако в связи со вступлением в НАТО появились сомнения в ее целесообразности (вполне возможно, что курс будет изменен на создание небольшой мобильной профессиональной армии). Оказывает ли НАТО влияние на изменение литовской оборонной концепции?

Нужно отметить, что теперешняя ситуация выдвигает для НАТО новые требования. Усиливаются источники опасности, которые тяжело идентифицируются и непрогнозируемы: терроризм, распространение оружия массового уничтожения, промышленные и стихийные катастрофы, международная преступность. Как показала террористическая вылазка против США 11 сентября 2001 года, новые нетрадиционные угрозы достигли такого уровня, что требуют военного ответа. НАТО готовится не только непосредственно реагировать на возникновение опасности, но ликвидировать их еще до возникновения кризисной ситуации. Поэтому естественно, что эта позиция НАТО влияет на оборонную концепцию Литвы. Отражать и предотвращать такие опасности должна профессиональные, хорошо обученные, мобильные силы быстрого реагирования, которые имеют соответствующие военные технологии.