"Недовыбранный мэр".

(Новые известия. 04.11.03. Н.Медведев)

Оппонента "Норильского никеля", избранного главой города, пытаются лишить победы

В Норильске набирает обороты громкий скандал. Выигравший уже в первом туре гонки за кресло мэра города лидер одного из профсоюзных объединений Валерий Мельников может быть лишен победы решением суда. Таким образом, экс-кандидат потеряет не только пост мэра, но и существующий статус депутата краевого парламента.

Норильская избирательная комиссия, признав выборы 26 октября состоявшимися, параллельно приняла решение обратиться в городской суд с требованием объявить итоговые результаты голосования недействительными. Дело в том, что при проверке жалоб, поданных двумя бывшими кандидатами, выяснилось, что председатель федерации профсоюзов горно-металлургической компании "Норильский никель" Валерий Мельников якобы использовал помимо избирательного фонда еще почти 145 тыс. руб. Эта сумма превышает 10% от максимального размера избирательного фонда (1 млн. руб.) и может служить основанием для отмены регистрации кандидата Мельникова.

Такая ситуация вдвойне неприятна для победившего кандидата. Дело в том, что в течение недели после того, как избирательная комиссия уведомит его о победе, он должен сложить с себя все полномочия действующего депутата краевого Законодательного собрания и лидера профкома ГМК "Норильский никель". Однако уже после этого суд может принять решение, что выборы признаны несостоявшимися. На это у суда есть как минимум два месяца. Если решение будет принято в пользу заявителей, то, таким образом, Мельников останется и без мэрской должности, и лишится депутатского значка и поста лидера профкома. Если же в течение недели в комиссию не будут предоставлены соответствующие "отказные" документы, она должна аннулировать даже свое решение о признании выборов.

По словам председателя избирательной комиссии Красноярского края Константина Бочарова, члены норильской комиссии приняли "взвешенное" решение, признав выборы состоявшимися и передав суду право окончательного решения их судьбы.

Между тем, сам Валерий Мельников уже начал "оборонительную" кампанию. На специально созванной пресс-конференции руководитель его избирательного штаба Александр Бугаев заявил норильским журналистам, что "...сейчас "Норильским никелем" ведется активная компания с целью поставить под сомнение результаты голосования, причем "чужими руками" - кандидатами, которые не набрали и 2% голосов". В ответ на эти обвинения замдиректора по связям с общественностью ГМК "Норильский никель" Андрей Грачев заявил, что комбинат "...уважал, уважает и будет уважать волю норильчан. Поэтому ни о какой активной кампании против одержавшего победу кандидата речи быть не может. Компания действовала и действует в рамках закона РФ, через призму которого строит отношения со всеми ветвями власти".

Заседание, на котором будет обсуждаться регистрация Валерия Мельникова в качестве главы Норильска, назначено на 15 ноября. Пока все стороны "взяли паузу".

"Двукратный победитель "Норникеля".

(Эксперт 03.11.03)

В воскресенье, 26 октября, состоялись повторные выборы мэра Норильска, и вновь победил председатель профсоюза горнометаллургической компании "Норильский никель" Валерий Мельников.

Он набрал около 52% голосов. Главный соперник Мельникова, первый заместитель гендиректора "Норникеля" Джонсон Хагажеев, набрал лишь 34%. Остальные пять претендентов на пост мэра получили от половины до полутора процентов, более девяти процентов избирателей высказались "против всех".

Пост главы города освободился в январе нынешнего года, после того как бывший мэр Олег Бударгин был избран губернатором Таймырского автономного округа. На выборах 21 апреля за Валерия Мельникова проголосовало 47% жителей Норильска -на 15% больше, чем за его ближайшего соперника, спикера Горсовета Сергея Шмакова. Профсоюзному лидеру не хватило совсем немного, чтобы победить в первом туре. Однако после первого тура городской суд принял решение о снятии кандидатуры Мельникова, обнаружив нарушения правил предвыборной агитации.

После этого трое оставшихся кандидатов сами сняли свои кандидатуры, и пришлось назначать повторные выборы. Их результат стал болезненным ударом по престижу компании "Норникель", которая противопоставила оппозиционному кандидату все свои огромные ресурсы. Валерий Мельников выступает самым яростным критиком хозяйственной и социальной деятельности руководства "Норникеля". В ходе выборной кампании он требует повышения зарплат рабочим, предоставления им дополнительных отпусков, обнародования заработков топ-менеджеров.

Между тем в городской суд вновь поступила серия жалоб по поводу якобы допущенных Мельниковым нарушений законодательства о выборах. Его официальное вступление в должность, назначенное на 15 ноября, может и не состояться. Руководство "Норильского никеля", который формирует бюджет города, хотя и опасается, что недостаток у Мельникова хозяйственного опыта скажется на состоянии социальной сферы, тем не менее выражает готовность сотрудничать с новым мэром.

"Русский размер".

(Александр Бренд "Известия - Красноярск" 04.11.03)

ПОЛОВИНА БУДУЩЕГО БЮДЖЕТА УЙДЕТ В СОЦИАЛЬНУЮ СФЕРУ

Вчера администрация края должна была передать Законодательному собранию проект закона о бюджете Красноярского края на 2004 год. И хотя ведущие руководители региона не единожды подчеркивали тот факт, что новая казна - как, впрочем, и текущая - станет дефицитной, параметры финансового роста должны оказаться весьма значительными. Например, доля социальных расходов в консолидированном бюджете составит 50 процентов: об этом на днях объявила заместитель губернатора Надежда Крепышева. Если же прибавить сюда траты на заработную плату, величина "непромышленных" финансовых операций достигнет 75%. Такого при составлении проекта краевой казны еще не было.

О том, за счет чего финансовая составляющая Красноярского края вырастет, наша газета сообщала неоднократно. Во-первых, весь уходящий год администрация региона предметно работала с финансово-промышленными группами и, по сведениям из официальных источников, добилась налогового прироста размером в несколько миллиардов рублей. Во-вторых, на фоне прежней губернской управы заметно повышенное внимание Министерства финансов к нашему краю - так, только губернатор Александр Хлопонин встречался с главой денежного ведомства Российской Федерации Алексеем Кудриным как минимум четыре раза за год. Но самое главное - то, что специалисты по краевым финансам в будущем году опробуют принципиально новую схему бюджетного движения. Вот некоторые примеры. В целях более эффективного расходования средств на социальную сферу в 2004 году главное финансовое управление реализует ряд нововведений. Это централизация расходов, относящихся к региональным законам "Об опеке" и "О ветеранах", а также нормативно-адресный принцип финансирования образования. К слову, раньше при финансовых диспропорциях действия первых лиц края отличались крайней эмоциональностью, но несистемным подходом. Сейчас же, видимо, все пойдет совершенно иначе: учитывая непрозрачность работы. с государственными средствами, накопившуюся в некоторых районах, краевая власть вознамерилась взять важные социальные расходы на себя.

Затем: субвенции из краевого бюджета в 2004 году также предполагается направлять в территории края в соответствии с утвержденными нормативами и принципом реальной необходимости.

Предполагается, что доходы консолидированного бюджета в 2004 году составят 46 миллиардов рублей, а расходы - 48,5 млрд. рублей. Динамика не внушает особых опасений - с учетом инфляции дефицит даже снижен по сравнению с годом нынешним.

А вот источники финансирования дефицита краевая власть видит в государственных займах и продаже имущества.

Начальник главного финансового управления края Александр Новакна прошлой неделе заявил, что в следующем году край по-прежнему останется донорской территорией, так как бюджетная обеспеченность в регионе выше условной среднероссийской единицы. Также Новак отметил, что в будущем году впервые на реализацию закона о социальной защите инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны из федерального бюджета будет выделено из дополнительных источников финансирования сто миллионов рублей.

В ТЕМУ

В бюджете Красноярского края 2004 года из развитие малого и среднего бизнеса заложено полтора миллиарда рублей. Как сообщил вчера вице-губернатор края Эдхам Акбулагов, эта сумма пойдет в первую очередь на субсидирование части процентной ставки по кредитам, взятым предпринимателями в коммерческих банках. Администрация края уверена, что эти средства вернутся в казну в виде налогов. Льготы по кредитам привлекут в сферу предпринимательства большое число активных людей. Это, в свою очередь, повлечет за собой увеличение налогооблагаемой базы, а также занятости населения. "Окончательно законопроект будет принят к концу 2003 года. А пока мы в ходе форума сможем согласовать наши действия и обменяться мнениями", - заявил Акбулатов на официальном открытии второго межрегионального форума "Предпринимательство Сибири. Договор-2003".

"Горячий снег Эвенкии".

(Степан Дробный "Известия - Красноярск" 04.11.03)

ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ЦЕНТР СТРАНЫ НА ПРОШЛОЙ НЕДЕЛЕ ОКАЗАЛСЯ В ЦЕНТРЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО СКАНДАЛА

Завтра краевой суд должен рассмотреть иск правоохранительных органов к парламенту Эвенкийскою автономного округа. Напомним вкратце суть дела. Генеральная прокуратура усомнилась в законности избрания президента компании "ЮКОС-Москва" Василия Шахновского представителем Суглана северной национальной автономии в Совете Федерации. Проведя расследование, прокуратура Российской Федерации намерена опротестовать это решение в Красноярском краевом суде. Понятно, что столь жесткую реакцию силовых структур вызвал тот факт, что избрание Шахновского состоялось вскоре после предъявления обвинения ему же в уклонении от уплаты налогов.

По поводу предстоящего судебного заседания в Интернете уже появились первые прогнозы, и оценки. Так, Независимое информационное агентство по Красноярскому краю предположило, что "в связи с таким нажимом решение краевого суда вполне может оказаться предсказуемым, но, как отмечают эксперты, ни одна из сторон на этом решении не остановится, и дело уйдет непосредственно в Федерацию".

В разразившихся политических баталиях уже есть жертвы. С проверкой прокуратуры странным образом совпала отставка прокурора Эвенкийского автономного округа Николая Околеснова. Решение уйти на пенсию в сорок лет можно объяснить лишь одним - нежеланием оказаться между молотом и наковальней. По закону именно он должен был подать в суд на эвенкийскую законодательную власть по поводу избрания Шахновского сенатором. Но до этого он присутствовал на пресловутой сессии и никаких возражений по ходу избрания "юкосовского босса" не высказывал. И право оспорить голосование депутатов по кандидатуре Шахновского он любезно предоставил заместителю генерального прокурора Валентину Симученкову, находящемуся в Новосибирске. Есть и другая версия отставки - Околеснову "указали на дверь" по причине недостаточного рвения в борьбе с законодателями Эвенкии. Что, впрочем, сути дела не меняет ~ просто эвенкийский прокурор не желает во всем этом участвовать.

И хотя он заявил в воскресенье журналистам, что к делу Шахновского его отставка не относится, Околеснову почему-то не поверили.

Еще одним пострадавшим в этой истории можно назвать бывшего сенатора от Эвенкии Николая Анисимова. Почему два месяца назад индифферентно принявший отставку, которую дали ему депутаты (по крайней мере, никаких заявлений он тогда не делал и жалоб в прокуратуру не писал), опальный член Совета Федерации вдруг надумал жаловаться на народных избранников и губернатора Эвенкии, якобы оказавшего на них давление, догадаться нетрудно. Чего ему это стоило, можно предположить. Все телефоны, по которым можно найти экс-сенатора, молчат. По данным информационных агентств, он находится в больнице.

Причем "на камеру" Анисимов заявлений не делал, в том, что распространенная в "сети" жалоба написана им, никаких подтверждений нет. Если опубликованное в Интернете заявление Анисимова соответствует действительности, то, значит, его "слили" из прокурорских кабинетов. Учитывая, что сам он болен, другой источник предположить затруднительно... Есть ли этот козырь на руках прокуратуры, доподлинно станет известно скорее всего только на завтрашнем судебном заседании.

Одновременно с разбирательствами по поводу законности избрания Шахновского сенатором правоохранительные органы активизировали уголовный процесс по уклонению последнего от налогов в "особо крупных размерах". Появилась информация, что он уже знакомится с материалами дела.

Ослабит ли Генеральная прокуратура свою хватку или пойдет до конца? Президент в своем комментарии по делу "ЮКОСа" предложил "прекратить истерику".

Однако вчера ситуацию вокруг "ЮКОСа" прокомментировал новый глава администрации Дмитрий Медведев. В частности он сказал, что... "административные органы, включая и органы правоохранительные, - это такой очень серьезный инструмент. Он вызывает очень мощную реакцию в самых разных сферах. И в какой-то момент в их деятельности может возникнуть некий административный раж. Это опасная вещь. Последствия не до конца продуманных действий незамедлительно скажутся в экономике. Вызовут смущение в политической жизни".

Будет ли эвенкийский конфликт переведен в правовую плоскость, мы узнаем завтра, после того как суд примет решение.

"Октябрьская эволюция".

(Никита Медведев "Известия - Красноярск" 04.11.03)

ДОВЫБОРЫ В КРАЕВОЙ ПАРЛАМЕНТ РАЗВИВАЮТСЯ ПО НОВОМУ СЦЕНАРИЮ

Вслед за выборами в Государственную думу вступила в решающую стадию и кампания по довыборам депутата Законодательного собрания. Красноярского края. 12 человек на данный момент изъявили желание занять место сложившего с себя полномочия законодателя Анатолия Быкова. Точнее, 11. Потому как сам Быков тоже старается вернуть себе депутатский мандат. Пытаясь одновременно стать депутатом Государственной думы. Но вне зависимости от результатов обоих голосований 7 декабря эта история явно не закончится.

Довыборам в ЗС откровенно повезло. Точнее, некоторым из кандидатов. Потому что теперь журналисты уже могут достаточно смело заявлять, что в Октябрьском округе есть "основной кандидат, есть несколько "значимых", есть "массовка" и есть "подстава". Все четыре термина за последние годы стали настолько общеупотребимыми, что расшифровывать их, наверное, нужды особой нет. Разве что немного персонифицировать.

Анатолий Быков. Если почитать местные СМИ и побывать на nape-другой политтусовок, то вполне можно уверовать в то, что перед нами почти уже избранный депутат. Основания к этому, безусловно, есть. Во-первых, результат, показанный Быковым два года назад. Во-вторых, достаточно стабильная репутация сильного краевого политика. В-третьих, существенная политическая и информационная поддержка. Есть, правда, и минусы. И главный из них (если не брать в расчет "посторонние" вмешательства) - сам факт "двойного" выдвижения. Учитывая, что отнюдь не лояльные к Быкову СМИ почти наверняка будут "бить" именно на то, что "Быков все равно бросит вас, променяв на Госдуму, а новые выборы - это новые затраты", ряд сторонников бывшего депутата наверняка пожелает ему успеха в Ачинске, а здесь проголосует "по зову сердца" или по другим соображениям.

"Страхует" кандидата его давний соратник Борис Дайнеко, идущий при поддержке избирательного блока "За Быкова". То, что Дайнеко, на протяжении последних б лет возглавляющий общественную приемную Быкова, а также работающий специалистом по правовым и кадровым вопросам благотворительного фонда "Вера и Надежда", идет именно в связке со своим "патроном", доказывает, например, тот факт, что информация о его выдвижении опубликована на персональном сайте Анатолия Петровича вместе с информацией о выдвижении самого Быкова. Из других кандидатов пока никто такой чести не удостоился.

Из других кандидатов - исполнительный директор Красноярского союза промышленников и предпринимателей Михаил Васильев, экс-кандидат в губернаторы Алевтина Маковоз и "летчик" Альберт Жуков. Главные ресурсы у этих троих, соответственно, финансовые, пиаровские и административные. Васильев, зарегистрировавшийся почему-то как независимый кандидат, почти наверняка будет строить кампанию по довольно стандартному принципу: обилие агитации и "раскрутка" своей фамилии в бюллетене. Несостоявшийся губернатор Алевтина Маковоз, надеемся, по обыкновению, будет радовать нас и всех остальных избирателей громкими заявлениями о притеснении женщин и наличии у нее экономической программы. Жуков же, для которого эта попытка избраться депутатом далеко не первая, скорее всего, пойдет по пути своего коллеги из "Красэйр" Виктора Балдаевского, успех которого стал возможен благодаря слаженной работе собственного штаба и представителей городского муниципалитета. Из остальной же массовки можно выделить юного безработного Андрея Беляева, 1981 года рождения (в таком возрасте в ЗС, кажется, избраться еще не пытались), не нуждающегося в представлении Александра Потылицына и коммуниста Владимира Пашова. Теперь, кажется, все честно.

Однако, как мы уже сказали, вряд ли наблюдателей и экспертов, интересующихся кампанией в Октябрьском округе, волнует, кто ее выиграет. Намного больше вопросов вызывает потенциальное развитие ситуации в случае выигрыша Анатолия Быкова. Вопреки утверждениям ряда юристов (которые, как правило, исходят из источников, лояльных к Анатолию Петровичу) с его "двойным" выдвижением далеко не все так однозначно. И если предположить: слух о том, что Быкова все-таки "должны" снять, является не только слухом, вполне можно предположить и наличие ответных планов у экс-депутата. Вопрос, каких.

Вообще же, интрига, которую "закрутил" Быков в этот раз, по своей загадочности вряд ли уступает федеральным выборам. В которых четыре года назад Анатолий Петрович уже "принял" участие. Чем это закончилось, помнят все достаточно хорошо. Поэтому вопрос "зачем" задается сейчас намного чаще, чем все остальные. Пока в ответ на него следует молчание. Но продлится это, надеемся, достаточно недолго.

ЭКСКУРСИЯ ПО СТОЛБАМ

В Красноярском крае отмечен первый за осень случай черных технологий: в поселке Березовка неизвестные развесили на столбах объявления о том, что за счет одной из политических партий, баллотирующихся в Государственную думу, проезд в маршрутных автобусах снижен до 4 рублей. Цель пиара была достигнута сразу же - перед телекамерами выступили разгневанные представители как политической партии, так и предприниматели, от чьего имени такое "понижение" было анонсировано. Несмотря на заведомый идиотизм акции - никакого сброса цен на автобусный проезд в Красноярском крае не было много лет, - проба общественного мнения, можно сказать, проведена. Если верить опрошенным, многие восприняли анонс всерьез. Но сегодня ни о какой антирекламе или рекламе партии речь вести нельзя: еще 4 года назад такие вещи не особенно проходили. Скорее - устроители "понижения" намеревались отпугнуть население от выборов вообще. Учитывая норильский опыт, где фаворит кампании оказался "не тот" именно при низкой явке, можно предположить, что подобные замеры идут не только в пригороде Красноярска.

"Безопасный" губернатор".

("Сегодняшняя газета" 04.11.03)

Губернатор Таймыра Олег Бударгин стал профессором и действительным членом Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка. Такое решение принял Президиум Академии. Как отметила пресс-служба ТАО, Академия была создана в 2000 году, как научно-исследовательский центр. Она объединяет усилия государственных институтов в целях укрепления безопасности, обороноспособности и правопорядка в РФ. Также Академия принимает активное участие в научно-прикладных исследованиях, проводимых Советом безопасности РФ, поддерживает научные связи с Минобороны России, ФСБ, МВД, Федеральной пограничной службой и другими силовыми ведомствами.

"Сокол как предтеча Акбулатова".

("Сегодняшняя газета" 04.11.03)

ЗАМЕСТИТЕЛЬ губернатора Сергей Сокол выступил перед краевыми парламентариями с докладом о промышленной политике администрации края. Обсуждение этого вопроса, а также необходимых законодательных условий для его реализации, проходило в Заксобрании на заседании секции по вопросам экономики, собственности и природным ресурсам под председательством Всеволода Севастьянова.

Сергей Сокол отметил, что перед властью в реализации промышленной политики стоит ряд задач. "Несмотря на то, что основу экономики края составляют предприятия добывающей отрасли, нам необходимо стимулировать развитие бизнеса в других сферах - информационные и прочие услуги, машиностроение, сектор высокотехнологичного производства", - подчеркнул заместитель губернатора. "Кроме того, во всех сферах бизнеса мы должны создавать условия для роста конкурентоспособности предприятий, эффективности использования ресурсов, - продолжил он. - Цель промышленной политики - насыщение внутреннего рынка и активный выход в другие регионы".

"Администрация в своем влиянии на экономическое развитие будет придерживаться четких принципов", - подчеркнул Сергей Сокол. Один из первых - это прозрачность механизма реализации промышленной политики. "Она будет достигаться за счет того, что все важные социально-экономические вопросы на предприятиях будут решаться в трехстороннем порядке с участием руководства предприятия, представителей рабочих и администрации", - отметил замгубернатора.

Следующий принцип - комплексность и скоординированность реализации промышленной политики. "Государство обладает широким набором инструментов для корректировки развития экономической ситуации в этом направлении, - отметил Сергей Сокол. - Такими инструментами являются система госзаказа, налоговое, тарифное и таможенное регулирование, целевое бюджетное финансирование, субсидии и кредиты". Еще один важный принцип заключается в согласованности экономической политики с другими сферами жизнедеятельности общества.

Реализацию промышленной политики предполагается совершать в два этапа. Цель первого - формирование рыночных институтов, накопление субъектами бизнеса финансовых ресурсов. Приоритеты - принятие системообразующего краевого закона, запуск механизмов перманентного инвестирования. На этом этапе будет велика роль администрации в формировании бизнес-процессов. Второй этап реализации экономической политики - содействие образованию принципиально новых промышленных активов. Рост роли бизнес-сообщества предполагается именно на второй период.

Следует отметить, что Сергей Сокол представлял проект программы. Свое окончательное оформление она получит в программе социально-экономического развития края и будет представлена депутатам другим заместителем губернатора - Эдхамом Акбулатовым.

"Принцип одного окна".

("Красноярский рабочий", 04.11.03, Виктор Белов)

Кодекс, который нужен всем.

Как мы уже сообщали, 24 октября в Красноярске состоялось очередное заседание координационного совета по правотворчеству и борьбе с преступностью межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение" (МАСС). Главным вопросом было обсуждение доработанного проекта Социального кодекса Российской Федерации. Об итогах заседания рассказывает председатель координационного совета по правотворчеству МАСС, председатель Законодательного Собрания края, доктор юридических наук, профессор Александр Усс.

- Александр Викторович, вокруг Социального кодекса ходит много слухов. Некоторые не могут взять в толк, зачем он вообще нужен.

- Если сказать коротко, то кодекс нужен людям. Проект нового документа объединяет и упорядочивает все виды деятельности государства по оказанию социальной помощи гражданам. И уже сама по себе эта кодификация, то есть систематизация законов,- хороший результат. Понятно, что в ходе такой работы происходит своеобразная ревизия и возникает необходимость подкорректировать существующие виды социальной помощи, сделать документ простым и доступным для всех. Это и было достигнуто.

Казалось бы, зачем изобретать велосипед? Конституция дает нам право на социальное обеспечение, социальную помощь, пособия и льготы, которые закреплены отдельными законами или подзаконными актами, указами президента. Но реалии жизни не всегда совпадают с законами и статьями Конституции. Наверное, в этом и заключается главная особенность нашего отечества, его отличие от всего цивилизованного мира. Закон есть, а механизм его реализации невнятен или вообще отсутствует.

В нынешних условиях государство не в состоянии обеспечить финансирование многих социальных льгот, как унаследованных от советской системы, так и установленных сейчас на федеральном уровне. В то же время некоторые льготы у нас предоставляются тем, кто может самостоятельно обеспечить себе достойную жизнь. Многие льготы не имеют надлежащим образом закрепленных источников финансирования из федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, носят явно декларативный характер. Необходимо здесь упорядочение? Несомненно.

Действующие сегодня законодательные и подзаконные акты различного уровня в сфере социального обеспечения нередко противоречат друг другу и актам иных отраслей законодательства, в том числе и Бюджетному кодексу. Может ли государство при всем этом надежно гарантировать конституционные социальные права граждан? Ответ очевиден.

- Можете ли вы пролить свет на историю разработки Социального кодекса? Не секрет, что кое-кто хочет нажить на этом политические дивиденды...

- Если вы заглянете в Интернет, то найдете много всяких предположений на эту тему. Возможно, некоторые из них близки к истине. Не хочу строить прогнозы, скажу вполне определенно: как только к хорошему конкретному делу примазывается политика, можно считать, что оно обречено на гибель. Очень хотелось бы надеяться, что в нашем случае такого не случится.

А история простая. Идея создания Социального кодекса принадлежит главе администрации Новосибирской области В. А. Толоконскому. Он выступил с этой идеей, еще будучи мэром Новосибирска (если мне не изменяет память, где-то в конце 1999 года). Поскольку подготовка документа предполагала привлечение широкого круга специалистов, прежде всего юристов, была сформирована рабочая группа координационного совета по правотворчеству межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение". В течение трех лет над проектом кодекса работало свыше 50 человек - ведущие специалисты из исполнительного комитета МАСС, органов государственной власти сибирских краев и областей, ученые сибирских вузов. Первый вариант кодекса был представлен 11 апреля 2003 года на заседании Совета МАСС в Томске, где мне было поручено сделать по этому поводу сообщение. Потом проект документа был разослан в органы государственной власти регионов МАСС, ведущие научно-исследовательские организации и доработан с учетом поступивших предложений и замечаний.

- И чем же, на ваш взгляд, предлагаемый документ лучше действующих законов в сфере социального обеспечения?

- Главное достоинство Социального кодекса - это заложенный в нем механизм реализации существующих сегодня социальных гарантий в противовес декларативности многих положений социальных законов. Обратимся к самому расхожему примеру - льготам на проезд в городском транспорте. Сейчас ими пользуется довольно-таки широкий круг лиц. Причем федеральные законы не предусматривают соответствующих источников финансирования, все расходы несут муниципальные транспортные предприятия. В итоге отдельным категориям граждан отказывают в бесплатном проезде с простой мотивировкой - на такую льготу нет денег.

Теперь давайте рассмотрим другие аспекты кодекса, которые способны облегчить жизнь людям. В кодифицированном документе четко прописан механизм действия единой государственной системы социального обеспечения. Что происходит у нас сейчас? Пенсии назначаются Пенсионным фондом РФ, субсидии на оплату коммунальных услуг - ЖЭУ. Льготами на бесплатный проезд ведают органы социальной защиты. Это сколько же нужно времени, сил и здоровья, чтобы обойти все инстанции и кабинеты, добиваясь своих прав на те или иные выплаты! Да и платить и получать деньги тоже приходится в разных местах.

По Социальному кодексу центральным звеном во всей этой системе должны стать органы социального обеспечения. То есть будет использоваться "принцип одного окна". Четко прописана и взаимосвязь того или иного вида социального обеспечения с источником финансирования. Здесь ведь очень важен и законодательный уровень, то есть соблюдение своеобразного иерархического принципа. На практике это должно выглядеть так. Социальное обеспечение, финансируемое из федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, регламентируется кодексом. Те финансовые средства, которые поступают из бюджетов субъектов РФ и территориальных государственных внебюджетных фондов, будут закреплены законами субъектов Российской Федерации. Поступления из местных бюджетов и муниципальных внебюджетных фондов - нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Это позволит ликвидировать так называемые нефинансируемые мандаты.

Существенно и то, что кодекс трансформировал все ныне действующие социальные гарантии, установленные на федеральном уровне, в денежные выплаты (пенсии, пособия, компенсации, субсидии, ссуды) и социальное обслуживание. Дело в том, что многие льготы, установленные еще при советской власти, не могут быть в современных условиях реализованы и потому являются декларативными. К примеру, право на бесплатный проезд авиационным транспортом. Ясно, что теперь услуги по авиаперевозке оказывают частные авиакомпании, и право на бесплатный проезд могут предоставлять только они. Граждане в данном случае могут иметь право не на бесплатный проезд, а на компенсацию своих транспортных расходов.

Предваряя еще один вопрос, хочу заметить, что в этом документе сохранены все действующие ныне социальные льготы. Так что ни-кто в случае его принятия не лишится своих заслуженных прав на социальное обеспечение.

- Все ли граждане России будут иметь право на социальное обеспечение в соответствии с кодексом?

- Хочу особо подчеркнуть, что кодекс предполагает социальное обеспечение прежде всего нуждающихся граждан. Это нетрудоспособные, малоимущие и безработные; члены многодетных, неполных, молодых семей; дети, оставшиеся без попечения родителей; беременные и женщины, имеющие детей в возрасте до полутора лет; Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы; Герои Социалистического Труда и полные кавалеры ордена Трудовой Славы; почетные доноры России; граждане, имеющие выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией; пострадавшие вследствие радиационных или техногенных катастроф, от политических репрессий и от террористических акций; несовершеннолетние узники фашистских лагерей; ветераны; вынужденные переселенцы и беженцы; военнослужащие, государственные и муниципальные служащие при их увольнении; дезадаптированные граждане и иные категории.

Следует отметить, что в соответствии с кодексом социальное обеспечение будет предоставляться только гражданам России. Думаю, в то время, когда у нашего государства нет средств на содержание своих граждан, устанавливать какие-либо льготы подданным других государств неправильно. Хотя в силу международных договоров Российской Федерации здесь могут быть исключения (например, в отношении наших соотечественников, волей судьбы оказавшихся за границей).

- Какие денежные выплаты предусматривает кодекс?

- Система денежных выплат, финансируемых из федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов РФ, будет включать в себя несколько видов пенсий, пособий, компенсаций, субсидий и ссуд. Этот перечень, естественно, не является конечным и исчерпывающим. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет собственных средств устанавливать дополнительные категории граждан, имеющих право на тот или иной вид социального обеспечения, а также вводить не предусмотренные кодексом льготы.

- Как будет связано предоставление социального обеспечения с уплатой страховых взносов на обязательное социальное страхование?

- Право на социальное обеспечение в соответствии с кодексом реализуется независимо от уплаты страховых взносов в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании, что является новым положением. Это позволит защитить граждан в случае неуплаты страховых взносов соответствующими плательщиками (прежде всего работодателями). При этом Пенсионный фонд, Фонд социального страхования РФ или территориальный фонд обязательного медицинского страхования вправе будут предъявить требования к страхователю в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.

- Четвертого ноября кодекс будет обсужден на совете МАСС. Что дальше?

- После доработки (если она потребуется) документ будет направлен в Государственную Думу в качестве законодательной инициативы. Самое главное, работать есть над чем, и я твердо уверен, что у Социального кодекса хорошее будущее.