2 февраля жители Гагаузской автономии получат шанс донести свое мнение о желаемом внешнеполитическом курсе Республики Молдова, пишет "В фокусе недели". Итак, что ждет избирателя в день референдума? Как обычно, избирательные участки откроют свои двери в семь утра и проработают ровно до девяти часов вечера. Согласно официальной информации, опубликованной в газете "Вести Гагаузии", каждому избирателю, допущенному к процессу голосования, выдадут три бюллетеня. На первом бюллетене будет обозначен следующий вопрос: "Согласны ли Вы принять прилагаемый проект Закона АТО Гагаузия "Об отложенном статусе народа Гагаузии на внешнее самоопределение", позволяющий народу Гагаузии реализовать свое право на внешнее самоопределение в случае изменения статуса Республики Молдова как независимого государства?". Вариантов ответа будет всего два - "да" и "нет". Что нужно понимать под этим вопросом? Избиратель должен осознавать, что сказав на референдуме "да", он не призывает к немедленному отделению от Молдавии. Отложенный статус может стать реальностью, если Молдавия перестанет быть независимым государством.

Во втором бюллетене избирателю предложат ответить на вопрос "Одобряете ли Вы курс внешнеполитического вектора развития Республики Молдова, направленный на вступление в Таможенный союз ЕврАзЭС (Россия, Белоруссия, Казахстан)?" - продолжает "В фокусе недели". На третьем - "Одобряете ли Вы курс внешнеполитического вектора развития Республики Молдова, направленный на вступление в Европейский союз"? Варианты ответов те же - "да" и "нет". В центральной избирательной комиссии объясняют, что вопросы, выносимые на референдум, должны иметь только два взаимоисключающих варианта ответа, поэтому и возникла необходимость в дополнительном бюллетене. Так же в ЦИКе обращают внимание, что второй референдум носит исключительно консультативный характер. Таким способом жители автономии доведут свое мнение до руководства страны в надежде быть услышанными.

Референдум считается несостоявшимся, если в нем приняли участие менее половины от числа граждан, включенных в списки избирателей, пишет "В фокусе недели". Суд может признать референдум недействительным в целом по автономии или в отдельных округах, если при проведении голосования или при подсчете голосов будут допущены грубые нарушения положений закона, которые повлияют на общие результаты референдума. В случае признания референдума недействительным, ЦИК в месячный срок организует проведение повторного референдума в целом по автономии или в отдельных округах в соответствии с региональным законодательством. Избирательные советы и бюро по проведению референдума, виновные в массовых нарушениях, заменяются. Новый референдум по тому же вопросу может проводиться не ранее чем через год, подводит итог издание.

Попытки руководства Молдавии избежать проведения в Гагаузии референдумов, похоже, не увенчались успехом, пишет IPN. Вместе с тем происходящие на юге события обещают стать началом нового диалога центральной власти с регионом. Какого диалога? - зависит от сделанных выводов.

В среду, 22 января "предреферендумный" Комрат посетили спикер парламента Игорь Корман и премьер-министр Юрий Лянкэ, продолжает IPN. Первые лица страны приняли участие в специальной сессии Народного собрания Гагаузии, в ходе которой, согласно официальным пресс-релизам, обсудили с представителями гагаузской администрации актуальные проблемы отношений Кишинёва с Гагаузской автономией. Вряд ли можно найти сомневающегося в том, что завуалированная формулировка про "актуальные проблемы" подразумевает единственный вопрос - о намеченных в регионе на 2 февраля плебисцитах, которые руководство страны всячески пытается не допустить.

Впрочем, после 22 января о попытках молдавских властей воспрепятствовать гагаузским референдумам стоит говорить в прошедшем времени, пишет IPN. Как показало дальнейшее развитие событий, от своих намерений власти автономии не отказались. С 23 по 26 января во многих населённых пунктах автономии прошли собрания граждан, посвящённые подготовке к референдумам. В переполненных домах культуры мэры сёл, депутаты Народного собрания и представители Исполнительного комитета Гагаузии заверяли собравшихся, что голосование за внешний вектор развития и право на внешнее самоопределение автономии во что бы то ни стало состоится. То, что "всё в силе", подтвердил и башкан Михаил Формузал. Поэтому, если целью визита 22 числа высокопоставленной делегации в Комрат было отговорить руководство края от задуманного, то эта миссия, похоже, осталась невыполненной.

Стоит отметить, что приезду Кормана и Лянкэ в гагаузскую столицу предшествовали многочисленные попытки Кишинёва потушить "пожар" на юге посредством привычных в подобных ситуациях средств, продолжает IPN. Первая реакция руководства страны заключалась в судебном решении суда Комратского района, который в начале января постановил отменить решения НСГ о референдумах. Когда данная мера не возымела действия, и гагаузские депутаты заявили, что они продолжат исполнять принятое ими решение, в ход пошла генеральная прокуратура, которая завела уголовное дело по статье "самоуправство", став приглашать на "беседы" членов Народного собрания. Последней попыткой остановить подготовку к референдумам стало блокирование бюджетных операций, связанных с работой гагаузского ЦИКа. Однако и в этой ситуации гагаузские лидеры нашли выход - они объявили всенародный сбор средств на референдум, который увенчался успехом буквально на второй день. Так, о готовности покрыть за свой счёт все необходимые расходы объявил выходец из Молдавии, проживающий сегодня в Москве предприниматель Юрий Якубов. Неожиданно возникший меценат готов отдать из своего кармана 940 тыс. леев (1 рубль = 0,4 лея - прим. ИА REGNUM).

Отдельного упоминания заслуживает и попытка Кишинёва решить вопрос с референдумами по "партийным линиям" - ведь за это решение проголосовали все депутаты Народного собрания, в том числе представители входящих в правящую коалицию ДПМ и ЛДПМ, пишет IPN. Но и этот метод разрешения конфликта оказался бесполезным. В то время как лидеры демократов и либерал-демократов публично называли затею гагаузского руководства превышением своих полномочий и провокацией, их коллеги из автономии участвовали в митингах, на которых призывали людей активно выходить 2 февраля на избирательные участки.

Корман и Лянкэ, выступая перед гагаузской общественностью, убедительно говорили о нецелесообразности действий руководства автономии, продолжает IPN. Из их уст прозвучали весомые аргументы в пользу того, чтобы региональные власти присоединились к евроинтеграционным усилиям Кишинёва. Были также высказаны заверения в желании тесного сотрудничества с Гагаузией и реализации на её территории социально-инфраструктурных проектов. Наконец, они доходчиво опровергли опасения и страхи гагаузов, которые стали идеологическим обоснованием для пропаганды референдумов.

Некоторые моменты речи спикера парламента гагаузы приветствовали аплодисментами, пишет IPN. С воодушевлением были восприняты и слова премьера. Делясь впечатлениями от этой встречи, Михаил Формузал рассказал журналистам, что приветствует такие визиты и надеется на развитие конструктивного диалога. А на следующий день возглавляемый башканом Исполнительный комитет обнародовал данные об ассигнованиях, которые выделяются из госбюджета РМ районам республики для финансирования капитальных расходов в 2014 году. По этим данным Гагаузия находится на 33 из 35 мест (перед Кишинёвом и Бельцами) по количеству ассигнований в расчёте на одного человека. Если на одного жителя автономии выделяется 66 леев, то на жителей, к примеру, Шолданештского или Хынчештского районов в 4-5 раз больше.

В чём смысл этого провоцирующего дискуссии намёка? - продолжает IPN. Возможно, гагаузские власти дали понять, что визит руководителей парламента и правительства Молдавии в автономию был, по сути, приездом команды пожарных, которым оставалось лишь констатировать, что ничего спасти уже нельзя. Или, напротив, этот месседж означал, что сотрудничество с автономией всё же возможно, а эти цифры - лишь намёк на то, с чего необходимо начать диалог. Главный вопрос в том, какую стратегию действий примет центральная власть Молдавии: ужесточение мер для восстановления административной субординации в стране или признание правоты гагаузов с последующей повышенной государственной поддержкой региона? Так или иначе, гагаузские референдумы имеют большую вероятность стать толчком для переформатирования отношений между Кишинёвом и Комратом. Причём, не только в смысле идеологического переосмысления, но и с точки зрения правовых изменений, подводит итог агентство.

Экстренный визит в Комрат премьера Лянкэ и спикера Кормана 22 января не смог поколебать решимость автономии идти на референдум, пишет "Пульс". Не помогли посулы многомиллионных инвестиций из центрального бюджета и скорого "светлого европейского будущего". Как и было намечено ранее, второго февраля в автономии пройдут сразу два референдума - об отложенном статусе и желаемом внешнеполитическом курсе.

Общение первых лиц с гагаузской политической элитой проходило в рамках расширенного заседания Народного собрания автономии на фоне уже запущенных Кишиневом карательных механизмов в отношении лиц, причастных к референдуму, продолжает "Пульс". Это и возбужденные уголовные дела по факту самоуправства, и блокирование счетов автономии в казначействе с целью сорвать финансирование плебисцита. Несмотря на это, Корман и Лянкэ говорили протокольные речи о безвизовом режиме с Европейским союзом, о борьбе с коррупцией и совсем немного - о главном, о референдуме.

Начать диалог выпало председателю парламента Игорю Корману, пишет "Пульс". Последний явно чувствовал себя в Комрате неуютно. Ведь его же сподвижники по Демократической партии в Гагаузии фактически контролируют большинство в Народном собрании и волей-неволей выступили в роли одних из инициаторов всей этой истории. Получается, что Демпартия не только не в состоянии руководить министерствами, парламентом и другими ведомствами, но даже собственной территориальной организацией.

Первым делом спикер парламента отметил, что любые вопросы, касающиеся внешнеполитического вектора и отложенного статуса автономии, необходимо решать в парламенте, а не посредством референдума, продолжает "Пульс". Он подчеркнул, что не станет давать правовую оценку действиям депутатов Народного собрания. "Ну, понятно, у вас процесс пошел, разные политики имеют разные интересы. Как я раньше сказал, у вас тоже выборы", - отметил Игорь Корман, подчеркнув, что и так уже "знает результаты референдума". "Моя точка зрения такова - политическая борьба не должна приводить к разделению общества. Есть проблемы, над которыми нужно очень хорошо подумать, пригласить экспертов и сесть за стол переговоров", - сказал он. "На платформе парламента мы готовы обсуждать любые вопросы, в том числе и касающиеся статуса Гагаузии. Это четкая позиция руководства страны. Мы пригласим представителей министерства юстиции, чтобы могли серьезно об этом говорить", - добавил Игорь Корман.

Председатель правительства Юрий Лянкэ заявил, что выбирать интеграционное направление граждане должны на следующих парламентских выборах, пишет "Пульс". "Там граждане Республики Молдова, в том числе и из автономии, получат возможность высказаться по дальнейшему курсу и стратегическому развитию Республики Молдова. Будь то европейская интеграция или Таможенный союз", - добавил премьер. Обращаясь к депутатам Народного собрания, Лянкэ сказал: "Когда вы что-то делаете - нужно задавать себе вопрос: а что дальше? Так вот, я так и не понял, а что же дальше? Каковы практические последствия проведения этого референдума?"

Главной интригой заседания были вовсе не выступления Кормана и Лянкэ - их риторику предугадать было нетрудно, продолжает "Пульс". А вот депутаты НСГ, состоящие в ДПМ и ЛДПМ, в отличие от партийных боссов сделали иной выбор и открыто высказались в поддержку референдумов. Так, глава Народного собрания Гагаузии, демократ Дмитрий Константинов выразил недоумение, "почему вокруг референдума поднялся такой большой ажиотаж, если организация референдума на территории автономии находится в рамках правого поля?" "Мы руководствовались Законом об особом правовом статусе Гагаузии, где черным по белому написано, что Народное собрание имеет право назначать и проводить на территории Гагаузии референдумы", - говорит Константинов. Он добавил, что региональные законодатели всего лишь хотят посоветоваться с народом. Говоря о реакции Кишинева, он добавил: "Мы, почему-то, вспоминаем о народе только в канун выборов, когда нас избирают депутатами, мэрами и советниками. А в остальное время думаем, что народ ошибается".

Депутат Иван Бургуджи задался вопросом: "Почему гагаузов называют сепаратистами, а людей, выступающих за объединение с Румынией - нет?", пишет "Пульс". Депутат Иван Топал, тоже демократ, кстати, коснулся темы бюджетного планирования. Так, депутат высказал мнение, что бюджет Гагаузии должен составлять не около 400 миллионов леев, а, как минимум, полтора миллиарда. А то и все три. "Наш народ ждет ориентации на Россию. Почему? Потому что Россия дала нам землю здесь, и нас никто сегодня не сможет переубедить в этом. Наши вина не идут туда благодаря вашей политике. А вино - это основное составляющее нашего бюджета. Газ дорогой, население мерзнет. Вот наши проблемы людские. Вот почему народ тянется к России. Вы задумайтесь!" - призвал депутат кишиневскую делегацию.

Двухчасовая беседа Кормана и Лянкэ с политиками Гагаузии закончилась отнюдь не на мажорной ноте, пишет "Пульс". Чтобы хоть как-то скрасить финал, спикер пообещал "встречаться, решать вопросы и продвигаться вперед", а премьер заявил, что "ресурсы сюда будут направляться". Но и эти слова не вызвали особого энтузиазма среди гагаузских депутатов. Как выразился по этому поводу депутат Иван Топал, в его село, откуда он избран в НСГ, поступят на капитальные инвестиции в этом году 100 тысяч леев. "Сколько метров дорог можно отремонтировать на эти деньги. Что вообще на них можно решить?" - задался вопросом Топал.

На улице покидающих Комрат политиков ожидала толпа протестующих граждан, продолжает "Пульс". Несколько десятков человек с флагами и транспарантами собрались у здания, где проходило заседание. Они потребовали от Игоря Кормана и Юрия Лянкэ перестать давить на депутатов Народного собрания, которые приняли решение провести второго февраля референдум, а также закрыть уголовные дела, заведенные на народных избранников. "Скажем "до свидания" нашим друзьям, которые сейчас уезжают. Они не захотели с нами разговаривать. Пусть подумают, что сказать в Кишиневе", - сказал организатор акции протеста Леонид Добров.

С какими мыслями покидали Комрат Корман и Лянкэ? - пишет "Пульс". Явно, рабочий день был потрачен зря: разговор с гагаузскими элитами не задался. Здесь поддерживали и будут поддерживать курс на укрепление автономии и расширение связей с Россией. Конечно, можно списать все на "частный случай". Жители Гагаузии едва составляют пять процентов от общего числа избирателей в Молдавии. Но этого не так уж и мало. В недавней истории Молдавии был прецедент, когда перевес в считанные тысячи голосов решал судьбу будущего парламентского большинства. Более того. Инициативу Гагаузии в рамках своей компетенции уже поддержали Тараклия и Бессарабка. В скором времени к ним обещают присоединиться Кагул и Бельцы, другие районы Молдавии. А эту цепочку уже не спишешь на "частный гагаузский случай", подводит итог издание.

Подготовительная работа к гагаузскому референдуму не прекращается, пишет "Панорама". Несмотря даже на то, что 22 января в Комрате состоялась встреча премьера Юрия Лянкэ и спикера парламента Игоря Кормана с представителями всех ветвей власти Гагаузии. Главной темой беседы стали, конечно, намеченные на 2 февраля референдумы: один ― о выборе между ЕС и ТС, и второй ― об отложенном статусе Гагаузии. Лянкэ и Корман попытались отговорить южан от "несвоевременного" демарша. Но консенсус так и не был найден. Единственным результатом переговоров стало решение сторон продолжить диалог на уровне законодательной и исполнительной властей. Некоторые эксперты резонно полагают, что Кишинев уже смирился с неизбежностью проведения плебисцитов и сейчас более озабочен тем, как сгладить их политические последствия.

Аргументы премьера и спикера не убедили гагаузских политиков, так что о вероятности отмены референдумов даже речи не идет, продолжает "Панорама". Ряд депутатов Народного собрания Гагаузии указали на нарушения в отношении статуса автономии, которые допускают официальные власти РМ все 19 лет ее существования. В итоге по результатам заседания никаких документов принято не было. В то же время Кишинев согласился с предложением одного из депутатов автономии составить пятилетний план развития региона. В нем должны найти свое отражение поднятые ранее гагаузскими парламентариями проблемы недофинансирования региона и гармонизации законодательства Молдавии и Гагаузии.

Гагаузия - это окончательный приговор Молдавии, пишет Gagauzlar. Гагаузия - это не первый и не последний случай с последствиями. Гагаузия - всего лишь момент истины и объективная реальность для тех, кто ничего не понимает в государственном управлении, политике и процессах реинтеграции внутри такого противоречивого государства как Республика Молдова.

Лишь советская жесткая миролюбивая политика, помнится, заставляла Молдавию быть родиной для всех, продолжает Gagauzlar. В те времена национализм дышал подвалами. Людям не приходилось думать о таких серьезных "проблемах", как "язык межнационального общения", "румынский или молдавский", "национальная идентичность" и другом информационном хламе, который дешево раздают молдавские телевизионные каналы.

Гагаузы давно не подчиняются информационной политике Кишинева, и любое решение Координационного совета по ТВ встречают недлинным посланием из трех знаменитых букв, пишет Gagauzlar. Некоторые отчаянные политики видят в этом проблему и утверждают, что именно поэтому этот "неспокойный" народ стремится в Таможенный союз. Но, странным образом, референдум о ТС гостеприимно встречают и в тех районах, где информационная политика однообразно кишиневская.

Разбираться в гагаузском вопросе не нужно, продолжает Gagauzlar. Его просто нет. Есть территория, которая не хочет жить в обнимку с румынским недопрезидентом Бэсеску, румынским языком и пропагандой румынизма в Молдавии, скрытой под европейской маской садо-мазо-благополучия. Есть территория, использующая русский язык как официальный и согласная с тем, что молдавский язык - это язык молдавского же народа. Потому Гагаузия - это и есть район Молдавии. И ничего тут придумывать не нужно. Не нужно придумывать ничего и с тем большинством населения, которое считает точно так же, как считают гагаузы: Молдавия - это не Румыния, а потому так хочется пожить врозь.

Население никто в Кишиневе не слушает, пишет Gagauzlar. Но население хотят послушать в Гагаузии, а потому 2 февраля гагаузский народ ответит на вопрос о Таможенном и Европейском союзах. Ответит, несмотря на давление Кишинева и ЕС.

Референдум должен во что бы то ни стало состояться, пишет Gagauzlar. Важность этого события понимают все центры силы от Москвы до Бухареста и Брюсселя. Все, от кого зависит принятие решений и формирование политической реальности. Вспомните, как в своём новогоднем поздравлении к жителям региона посол России в Кишинёве прозрачно намекнул, что инициативы Гагаузии могут служить примером для других районов Молдавии, и что Россия будет оказывать повышенное внимание автономии. А как гагаузский референдум возбудил неуёмного Бэсеску, вы видели?! Румынский президент объезжает всех лидеров Евросоюза и призывает их повлиять на действия руководства Гагаузии, которое, говорит Бэсеску, препятствует сближению Молдавии с ЕС. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что на самом деле старого бухарестского лиса заботит лишь поглощение Молдавии Румынией, в чём Гагаузия пока остаётся непреодолимым препятствием.

Поэтому голосование жителей Гагаузии 2 февраля по своему значению выходит далеко за рамки какой бы то ни было политической игры, предстоящих выборов или интересов конкретной политической силы, продолжает Gagauzlar. То, что произойдёт 2 февраля, должно решить задачу куда более фундаментальную - задачу сохранения независимости Республики Молдова и выживания гагаузского народа. Это вопрос того, удастся ли нам отвернуть Молдавию от края пропасти и нацелить её на путь укрепления своей независимости. Это вопрос того, сохранятся ли гагаузы, как нация, или растворятся в ассимиляционном котле Великой Румынии, подводит итог издание.

Состоявшийся на прошлой неделе рабочий визит в Комрат премьер-министра РМ Юрия Лянкэ и спикера молдавского парламента Игоря Кормана планировался с учетом реализации главной задачи центра - на условиях, предложенных высшим руководством страны, инициаторы и организаторы проведения референдума отказываются от намеченного на 2 февраля мероприятия и получают на социально-экономические нужды автономии значительную долю (сто миллионов долларов) финансовой помощи, направленной Евросоюзом в РМ, пишет "НИКА-пресс". Об этом сообщают источники в руководстве общественной организации "Новая Гагаузия". Они же убеждены, что тема осталась без внимания, поскольку встречающая сторона с первых же минут продемонстрировала решимость в проведении плебисцита, а содержание всей встречи показало консолидированное мнение депутатов НСГ о необходимости решительных и на законном уровне (особый правовой статус АТО) продолженных перемен в дальнейших отношениях Комрата и Кишинева, к которым придется вернуться после подведения итогов плебисцита.

До открытия избирательных участков в Гагаузии остаются считанные дни: референдум, призванный определить отношение южан к Таможенному союзу и к праву автономии на внешнее самоопределение в случае потери Молдавией независимости, похоже, состоится, пишет в своем комментарии "НИКА-пресс". Мероприятие, надвигающееся на Гагаузию, да, собственно, и на всю Молдавию под грохот противоречивых мнений, взаимных упреков, разоблачений и подозрений, еще называют опросом, обволакивают название тезисами о фундаментальных правах человека... И растолковывают, что власть должна знать и понимать чаяния народа, власть должна быть счастлива, что народ самоорганизовывается и на ее радость готов открыть душу для большей эффективности последующего государственного строительства, и что откровений опасаться не надо - они, как правильно употребленная приправа (горьковатая, чуть пряная или острая) к основному блюду под названием Молдавия. Даешь референдум!

Власть, в свою очередь, лишь раздражается, продолжает "НИКА-пресс". Референдум, опрос... Да какая разница! Что в лоб - что по лбу. Заказанная внешними силами провокация, почти что бунт. И далее - государство в опасности, раз на юге и слышать не хотят об ответственности за незаконные и уголовно наказуемые деяния. Один из активных сторонников плебисцита - председатель инициативной группы, поднявшей над Гагаузией лозунг "Скажи Таможенному союзу "Да", Скажи отложенному статусу АТО "Да", Валерий Яниогло фактически предложил властям иной вариант отношений и к 2 февраля, и к проблемам Гагаузии вообще. Его предложение республиканским правоохранителям обеспечить порядок и безопасность накануне и в день голосования надо понимать, как предложение центру разделить ответственность за неожиданные или подготовленные врагами Молдавии, а не отдельной Гагаузии, провокации, происки, вылазки и прочую антигосударственную гадость, чреватую, как принято говорить, непредсказуемыми последствиями.

На первый взгляд, Яниогло лукавит, пишет "НИКА-пресс". В центре тут же оценили его предложение по-своему: гагаузы сами нарываются и тут же недвусмысленно намекают на общую вину, если вдруг что... На деле же, Яниогло предложил повестку дня, которая станет опять актуальной сразу же после голосования 2 февраля. Почему "опять"? Да потому, полагает он сам и его многочисленные сторонники в автономии, что гагаузы третий десяток лет кряду - то громко (при правлении президента-коммуниста Воронина), то шепчась (при правления президента-демократа Лучинского), а в последние годы всегда и особенно нервно - копили свои вопросы к центру, а в ответ на молчание центра - копили к нему сначала недоверие и обиды, теперь - пренебрежение и нехорошие выводы обо всех, кто руководил Молдавией с 1990 года. Набор этих и других "особых гагаузских чувств" не позволил в свое время откликнуться на несмелый призыв к формированию политической нации - молдаване (все граждане РМ - молдаване, а этническая их принадлежность - дело неприкосновенное и личное). В Гагаузии от кухонь до чиновничьих кабинетов, куда дошла идея, вспомнили о "национальной гордости" и не без издевок переиначили девиз, незабытый на юге с 90-х годов, - "мы гагаузы, ши пунктум (молд. - "и точка"; парафраз часто употребляемой румыноунионистами строчки из стихотворения молдавского и румынского поэта Михая Эминеску, в оригинале звучащей как "сынтем ромынь ши пунктум" - "мы румыны и точка" - прим. ИА REGNUM)". Возможно, им плохо объяснили величие и необходимость предлагаемой задачи, но факт остается фактом - в коллективных поисках национальной идеи Молдавии они участвовать не готовы. Для общегосударственного покоя, скажем, "пока не готовы".

В повестку дня для Кишинева и Комрата после 2 февраля из всего вороха гагаузских тем будут выбраны две основных, продолжает "НИКА-пресс". Да и их хватит, чтобы (пусть и с соответствующей подготовкой, и с настроем на положительный ход диалога, и обоюдной нацеленностью на положительный результат) сломать голову. Темы такие: "Любой сепаратизм - это сначала и прежде всего вина центра, а уж потом беда обоих - и центра, и сепаратистов" и "Не надо путать АТО Гагауз Ери с обычным районом Молдавии". И вовсе не будет сегодня (особенно в свете готовящегося референдума и в преддверии последующих событий) странным утверждение, что гагаузам придется особенно туго, поскольку всем им придется признать свою вину в отсутствии внутренней консолидации, которая бы позволяла говорить с Кишиневом убежденно и с надеждой на крепкий национально-общественный тыл юга. Ссылки на единый всенародный порыв при провозглашении 19 августа 1990 года Гагаузской республики, хоть и всегда были уместными, но в них, так или иначе, усматривались сепаратистские интонации. Мечты же о сохранении и приумножении гагаузского единства уже в период существования автономии, когда надо больше пахать, а не склочничать, пока остаются мечтами. А долго мечтающий всегда опасен - прежде всего, самому себе.

Сегодня всякий представитель наиболее активных и влиятельных местных общественных организаций, в том числе и непримиримо борющихся между собой, признает, что центру выгодны "бои местного значения", и что чем грязнее и постыднее их возня вокруг начальственных кресел, тем ему спокойнее за свою проводимую в автономии политику, пишет "НИКА-пресс". Спросить у них же, почему в таком случае вы не объединитесь за "единую Гагаузию в составе Республики Молдова", они скажут: а потому что. Ответ такой же, как и все происходящее в отношениях между всеми местными силами и личностями, "достойными управлять Гагаузией - сегодняшней и завтрашней". Здесь не любят слово "предатель". А грустно настроенные к современным местным обстоятельствам редкие интеллектуалы и писатели утверждают, что в гагаузском фольклоре и устном творчестве нет ни одной пословицы о дружбе и ее ценности, подводит итог агентство.

Справка ИА REGNUM: 19 августа 1990 года на I Съезде народных депутатов юга Молдавской ССР была провозглашена независимая Гагаузская Республика. Первым и единственным президентом Гагаузской Республики был Степан Топал, а Верховный совет ГР возглавлял Михаил Кендигелян. В октябре 1990 года, в качестве реакции на взятый властями Молдавской ССР курс на объединение с Румынией, самоопределившаяся Гагаузская Республика объявила о начале выборов в Верховный совет Гагаузии. Это послужило предлогом для отправки в Гагаузию автоколонны с активистами Народного фронта Молдавии и "волонтеров" из Румынии в сопровождении отрядов милиции с целью срыва выборов и подавления гагаузского движения за национальную независимость. На здании молдавского парламента тогда висели плакаты "Гагаузия - лишай на теле Молдавии" и "Хороший гагауз - мертвый гагауз". "Поход на Гагаузию" возглавил премьер-министр Молдавии Мирча Друк - один из лидеров Народного фронта Молдавии. Акция повлекла за собой жертвы среди населения Гагаузии. Эскалации конфликта удалось избежать благодаря вмешательству частей Вооруженных сил СССР и добровольцев из Приднестровской Молдавской Республики. Просуществовав в качестве независимого государства 4 года, в 1994 году Гагаузия отказалась от курса на независимость, согласившись на статус автономии в составе Молдавии. При этом положения молдавского Закона об автономном статусе Гагауз Ери, касающиеся прав и полномочий Гагаузской автономии, вплоть до сегодняшнего дня не исполняются в полной мере и постоянно нарушаются молдавскими властями. В частности, официальный Кишинев подвергает сомнению положения закона о праве Гагаузии на внешнее самоопределение в случае утраты Молдавией независимости и право на участие в формировании внутренней и внешней политики Молдавии в вопросах, касающихся интересов Гагаузии, а периодически и сам статус автономно-территориального образования.