В Комрате 22 января прошла встреча премьера Юрия Лянкэ и спикера парламента Игоря Кормана с гагаузскими властями, пишет "Коммерсантъ-Молдова". Ее главной темой стал референдум о выборе между Европейским союзом и Таможенным, который руководство автономии собирается провести 2 февраля. Единственным результатом переговоров стало решение сторон продолжить диалог на уровне законодательной и исполнительной власти. Эксперты полагают, что Кишинев смирился с гагаузским плебисцитом и сосредоточился на сглаживании его политических последствий.

Совместное заседание Исполкома и Народного собрания Гагаузии (НСГ) с одной стороны и молдавских депутатов, министров во главе с премьером Юрием Лянкэ и спикером Игорем Корманом с другой должно было разрядить обстановку в отношениях между Комратом и Кишиневом, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". Конфликт между ними, напомним, спровоцировало решение властей автономии провести консультативный референдум, на который вынесены вопросы о том, куда двигаться Молдавии - в Европейский союз или в Таможенный. В первые недели этого года отношения центра и Гагаузии обострились до такой степени, что гагаузских парламентариев, занимающихся организацией "незаконного", по мнению Кишинева, плебисцита, стали вызывать на допросы в столицу.

Однако в прошлую пятницу стороны договорились о совместном заседании руководства автономии и республики в Комрате, чтобы попытаться снизить накал страстей, пишет "Коммерсантъ-Молдова". В рамках подготовки заседания в понедельник 20 января Комрат сначала посетили республиканские чиновники в ранге заместителей министров, подготовившие визит руководства страны.

Премьер Юрий Лянкэ на встрече попытался дипломатично отговорить гагаузских политиков от проведения референдума, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". Начал он с заявления о важности информирования граждан, прежде чем они смогут выбирать вектор развития страны. "С этой целью правительство опубликовало на своей официальной странице в интернете на русском языке Соглашение об ассоциации с ЕС. Это позволит вам убедиться, что оно соответствует интересам Республики Молдова. Правильнее всего было бы гражданам Молдавии, в том числе и гагаузам, высказаться о векторе страны на парламентских выборах", - заметил премьер, призвав региональные власти в сотрудничестве с правительством стараться улучшить уровень жизни жителей региона.

Аргументы премьера гагаузских политиков не убедили, пишет "Коммерсантъ-Молдова". "О вероятности отмены референдума даже речи не идет. Ряд депутатов жестко выступили, указав на нарушения в отношении статуса Гагаузии, которые допускают власти Молдавии с 1994 года. Башкан твердо заявил на заседании, что намерен исполнить постановление Народного собрания о проведении референдума", - сообщил независимый депутат НСГ Сергей Чимпоеш.

В итоге, по результатам заседания никаких документов принято не было, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". В то же время Кишинев принял предложение одного из депутатов автономии составить пятилетний план развития региона. В нем должны найти свое отражение поднятые ранее гагаузскими парламентариями проблемы недофинансирования региона и гармонизации законодательства Молдавии и Гагаузии. "Со стороны законодательной власти предложения по гармонизации уже готовы, осталось, чтобы их подготовила исполнительная власть и передала в правительство", - заметил вице-спикер НСГ Александр Тарнавский.

Покидающих Комрат премьера и спикера провожала толпа митингующих сторонников проведения референдума, пишет "Коммерсантъ-Молдова". К протестующим вышел и глава Гагаузии Михаил Формузал. А депутаты НСГ сразу по завершении совместного заседания провели краткую закрытую сессию, на которой в закон Гагаузии о референдуме был внесен ряд поправок. По словам собеседников в НСГ, региональный парламент существенно понизил порог явки, что позволит считать референдум состоявшимся при любом уровне активности избирателей. Другая поправка заключалась в аннулировании правила на проведение референдума спустя лишь 60 дней по принятии соответствующего постановления Народного собрания. "Теперь, как только НСГ примет постановление о его проведении, можно будет заниматься организацией и проведением плебисцита. Главное, чтобы были сформированы избирательные органы - ЦИК, участковые бюро и комиссии", - рассказал один из депутатов. Эти меры, рассчитывают гагаузские депутаты, позволят обойти запреты на референдум со стороны республиканских силовых структур.

Эксперты прошедшую встречу комментируют в невыгодном для центральных властей ключе, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". "Очевидно, что раз гагаузы не отказались от проведения нежелательного для Кишинева референдума, встреча в Комрате провалилась. Гагаузские элиты представляют 5% избирателей, а это серьезная электоральная масса. Сейчас гагаузы понимают, что усиление статуса Гагаузии и укрепление ее полномочий, которых они требуют, возможно лишь в рамках федеративного государства с Молдавией и Приднестровьем. Референдум для них - инструмент достижения этой цели", - отметил политолог, глава Социал-демократического института Молдавии Богдан Цырдя. По его словам, в создавшейся ситуации виноват сам Кишинев, который на протяжении длительного периода урезал финансирование Гагаузии, пытался уравнять автономию в полномочиях с простым районом и допускал другие резкие действия, разбудившие национальное самосознание гагаузов. "Теперь намерения гагаузов поддержали и соседи-болгары из Тараклийского района, которые раньше не поднимали вопросов культурно-экономической автономии", - заключил эксперт.

Политический аналитик IDIS Viitorul Корнел Чуря считает, что премьер Лянкэ и спикер Корман смирились с неизбежностью референдума, пишет "Коммерсантъ-Молдова". "Они и не надеялись, что благодаря их приезду он будет отменен. Сейчас они больше стараются смягчить его политические последствия", - отметил эксперт.

За последнюю неделю интерес политиков к намеченным в автономии референдумам чрезвычайно возрос, пишет "Панорама". В СМИ появились различные версии заговоров и провокаций. Но все-таки, зачем это властям Гагаузии? По словам собеседников из оргкомитета, ответственного за проведение плебисцитов, поводов для этого много, но главный, по мнению большинства, - это многолетнее игнорирование молдавскими чиновниками принятого в 1994 году Закона "Об особом правовом статусе Гагауз-Ери".

С их точкой зрения согласен и нынешний глава исполнительной власти региона Михаил Формузал, продолжает "Панорама". По его словам, автономия не представлена в институтах власти республиканского уровня, а "место башкана в правительстве превратилось в простую декорацию". "В последнее время идет целенаправленное лишение Гагаузии имеющегося административного потенциала ― из автономии в Кагул переводятся скорая помощь, республиканская больница, офис "Молдтелекома", таможня и многие другие службы. Создается впечатление, что Гагаузию хотят превратить в рядовой район или обычный уезд, который может себе позволить только петь и танцевать, но не принимать участие в решении общих проблем страны", ― считает Михаил Формузал.

А тут еще вмешался мощный политический фактор, когда президент Румынии Траян Бэсеску под занавес 2013 года заявил о необходимости объединения двух берегов Прута, а гагаузы, мол, этому мешают, пишет "Панорама". После главы соседнего государства ситуацию вокруг референдума в автономии начали комментировать и кишиневские политологи, уверяющие, что 19 лет назад молдавский парламент допустил большую ошибку, приняв закон о Гагаузии, и пора эту политическую оплошность исправлять.

На фоне информационной атаки политики автономии решили прекратить междоусобную вражду, которую до сих пор ведут их партийные шефы в Кишиневе, продолжает "Панорама". В конце минувшего года 34 из 35 депутатов Народного собрания Гагаузии (НСГ) приняли решение о проведении 2 февраля 2014 года сразу двух референдумов. В этом их поддержал Исполком автономии. В бюллетени консультативного плебисцита внесены вопросы, касающиеся выбора вектора внешнеполитического развития РМ ― Евросоюз или Таможенный союз. На законодательном референдуме об отложенном статусе на внешнее самоопределение в случае утраты РМ своей независимости предлагается закрепить это положение для гагаузского народа.

После того как кишиневские политики начали высказываться в СМИ по поводу того, что референдумы в Гагаузии не нужны, Комратский суд отменил решение депутатов автономии, объявив плебисциты незаконными, пишет "Панорама". "Мы имеем право в течение 30 дней это решение суда опротестовать и сделаем это обязательно 29 января, но для начала направим жалобу об ущемлении прав гагаузского народа в Конгресс местных и региональных властей Совета Европы, другие международные организации", ― сказал глава комиссии НСГ по правам человека, законности и правопорядку Иван Бургуджи.

Он отметил, что региональные законодатели единодушно проигнорировали повестки Генерального комиссариата полиции РМ явиться для дачи показаний по поводу принятых ими решений о проведении референдумов, продолжает "Панорама". "Мы потребуем, чтобы прокуратура РМ отменила свой незаконный вердикт о возбуждении уголовного дела против депутатов НСГ. В Уголовном кодексе РМ не предусмотрено наказание за политические высказывания или действия, тем более депутатов, имеющих неприкосновенность", ― добавил Бургуджи.

На вопрос, поддержат ли гагаузские референдумы граждане соседнего Тараклийского района, населенного преимущественно болгарами, Иван Бургуджи ответил, что разговоры о поддержке плебисцитов тараклийцами - инсинуации прессы, пишет "Панорама". "Власти этого района способны провести у себя сходы граждан, но не могут принимать участие в референдумах, так как райсоветы, в отличие от Гагаузии, не вправе их проводить", ― сказал депутат.

Следует заметить, что решение о проведении двух референдумов было единодушно принято всеми фракциями НСГ - Демпартии, Партии коммунистов и Либерально-демократической партии, продолжает "Панорама". Примечательно, что в руководстве ДПМ и ЛДПМ намерение провести плебисциты осудили, объявив их незаконными.

Дмитрий Дьяков, почетный председатель ДПМ: "Этот референдум не будет признан. Он только создает путаницу. Надеюсь, что, в конце концов, и правовые органы скажут свое слово, и если плебисцит будет признан незаконным, это будет означать, что он не может состояться".

Юрий Лянкэ, премьер-министр, вице-председатель ЛДПМ: "Консультативный референдум только создает напряжение на юге Республики Молдова. Необходимо сконцентрироваться на реальных проблемах сограждан".

Из заявления ЦК ПКРМ: "Партия коммунистов призывает всех жителей автономии принять самое активное участие в референдуме и отдать свой голос за скорейшее вступление Республики Молдова в Таможенный союз России-Белоруссии-Казахстана. Опыт Гагаузии вдохновит весь народ Молдавии на Победу, на решительный штурм олигархической диктатуры, на спасение молдавской независимости и восстановление конституционного суверенитета молдавского народа". ("Панорама")

В понедельник, 20 января, в Комрате побывала многочисленная делегация молдавского правительства, которая провела совместное заседание с депутатами Народного собрания и Исполкома Гагаузии, пишет Gagauzlar. Согласно официальным сообщениям законодательного и исполнительного органов, в ходе встречи обсуждались вопросы взаимодействия структур власти автономии с центральными государственными органами, а также функционирование Закона об особом правовом статусе Гагаузии. По итогам встречи была создана специальная комиссия, которая будет функционировать на уровне экспертов и глав ведомств и займётся подготовкой предложений по всем конфликтным вопросам в сфере отношений Комрата и Кишинёва.

Данная встреча стала результатом договорённостей между несколькими депутатами НСГ и руководством страны, которая была достигнута накануне в Кишинёве, продолжает Gagauzlar. По мнению наблюдателей, массовый десант кишинёвских чиновников в Комрат преследовал единственную цель - убедить руководство Гагаузии отказаться от намерений провести 2 февраля референдум. Для того, чтобы мотивировать гагаузскую сторону была предпринята попытка убедить Комрат в реальной готовности центрального руководства прислушаться к аргументам автономии и рассмотреть возможность расширения полномочий АТО. Попытка эта, надо признать, абсолютно провалилась.

Во-первых, сам факт, что на встречу с руководством Гагаузии для обсуждения столь важного вопроса приехали заместители министров, а не сами руководители ведомств, выглядит немного издевательски, пишет Gagauzlar. Могли бы прислать и своих секретарш из приёмной - принципиальной разницы бы не было. Во-вторых, вряд ли стоит ждать продуктивной работы от комиссии, которая была создана по итогам встречи. Все противоречия в отношениях с Кишинёвом давно известны, обговорены и переговорены по сто раз. Теперь обещали обговорить в сто первый раз, ради бога! Совершенно очевидно, что всё это имитация поиска компромисса, но не поиск и, уж тем более, не сам компромисс. В-третьих, "неожиданно" проснувшееся желание Кишинёва решать противоречия в отношениях с Гагаузией не имеет никакой логической связи с референдумом. Хотите обсуждать проблемы - отлично! Но зачем это связывать с желанием гагаузского руководства узнать мнение жителей автономии по важным для него вопросам? Ну и, в четвёртых, вы там на верхних этажах власти в Кишинёве всё же определитесь со своим подходом к ситуации: либо вы предлагаете путь компромиссов, либо оказываете давление. Зачем было натравливать прокуратуру на депутатов НСГ? Зачем было блокировать бюджетные операции по референдуму и вынуждать руководство автономии инициировать всенародный сбор средств? В своей нелогичности и непоследовательности центральная власть достигла наивысших вершин: в один и тот же день, когда правительственная делегация отправилась в Комрат за уступками, лидер правящей ЛДПМ Владимир Филат выступил с угрожающими предупреждениями в адрес гагаузских лидеров. О чём после этого ещё можно говорить?

На этом вопрос о том, возможны ли компромиссы в деле проведения референдума, предлагаем считать окончательно закрытым, продолжает Gagauzlar. Референдум должен состояться. Любые переговоры - только после 2 февраля, подводит итог издание.

Как известно, Народное собрание Гагаузии приняло решение о проведении референдума 2 февраля сего года, пишет eNews. На него выносятся два вопроса, один из которых - о внешнеполитической ориентации Республики Молдова - имеет консультативный характер. Ответ населения Гагауз-Ери на второй вопрос исключительно важен для автономии и в политической судьбе Республики Молдова. Предлагается принять или отвергнуть отложенный статус Гагаузии в случае утраты Молдавией суверенитета. При положительном ответе на референдуме право Гагаузии на внешнее определение вступает в силу автоматически, если произойдет объединение Молдавии с Румынией. Это означает, что уже сейчас Гагаузия принимает референдумом решение о невхождении в состав Румынии в случае "свадьбы" Кишинева с Бухарестом.

Кишиневские власти и все СМИ правого толка - не только явно унионистские - представили действия Комрата по консультативному опросу населения автономии, как якобы направленные против Европейского союза и за вступление в Таможенный союз РФ-Белоруссия-Казахстан, продолжает eNews. А второй вопрос референдума трактуется ими как намерение Гагаузии выйти из состава Республики Молдова. Понятно для чего это делается: чтобы разжечь межнациональный конфликт между молдаванами и гагаузами, вероятно, в надежде организовать еще один поход волонтеров на юг. Но так ли это? И что на самом деле скрывается за гагаузским референдумом, против которого ополчилась правая политическая и масс-медийная рать Кишинева. Попытаемся ответить на эти вопросы.

Во-первых, референдум - самая демократическая форма выявления отношения населения по насущным и волнующим его вопросам, пишет eNews. Швейцария решает практически все вопросы посредством референдумов. Весь западный демократический мир время от времени проводит или объявляет о проведении референдумов по внутриполитическим, социальным и государственной важности вопросам: Канада, Бельгия; Шотландия - о выходе из Англии, Каталония - о выходе из Испании, Скандинавские государства. И ничего! Референдум во Франции похоронил проект конституционной реформы ЕС, и Брюссель вынужден был пересматривать интеграционную стратегию его развития.

Во-вторых, почему так всполошились в Кишиневе? - продолжает eNews. Им что, известно, как проголосует население Гагаузии? А вдруг оно поддержит Кишинев, а не Комрат? Ведь для того и проводится референдум, чтобы политики столиц, могли внести коррективы в свои действия! На самом деле, проблема не в формулировке двух вопросов о внешнеполитическом выборе Республики Молдова, а в том, что Кишиневу выгодно представить Гагаузию противником своих европейских устремлений. Даже наше президентское недоразумение дважды (!) летало в столицу Турции жаловаться на Комрат! Хочется огорчить кишиневскую власть: Комрат, Гагаузия и гагаузы не против ЕС как европейской интеграционной институции. Там против навязывания политиками Брюсселя западных ценностей во всем, против покушения на право гагаузов самим определять свою судьбу, против покушения на их православную ментальность, на их традиции, нравы и обычаи. Гагаузы, и не только они в Молдавии, не одобряют использование Брюсселем двойных стандартов по отношению к себе. Они не приемлют геополитического диктата Запада, дипломатическими формулировками требующего от Комрата отказаться от многовековых связей с Россией.

Давайте зададимся вопросом, что дали Россия/Советский Союз гагаузам за примерно 150 лет пребывания в их составе, и что дал им за это же время Запад, включая 25-летнее обхаживание Республики Молдова Евросоюзом? - пишет eNews. Предположим, что полтора столетия вхождения в Россию/СССР гагаузы держали синицу в руках, Запад же (и ЕС) предлагал им журавля в небе, а они отказывались от него, отказываются по сей день.

Теперь посмотрим, что представляет собой синица, и что - журавль, продолжает eNews. Находясь в российском/советском политическом и геополитическом пространстве, гагаузы получили: территорию проживания в Буджаке, полученном Россией в 1812 г. непосредственно от Османской империи. Россия обеспечила им правовое устройство, сохранила их православную веру и родной тюркский язык, на основе которых сформировалась и зиждется гагаузская идентичность. Гагаузов обучали, просвещали, для них издавали книги на родном языке. Их признали этнически на основе этнонима "гагауз" и глоттонима "гагаузский язык", для них разработали в советский период их истории грамматику гагаузского языка на базе кириллицы, то есть сделали письменным народом. В советское время родилась и окрепла гагаузская научная и творческая интеллигенция, ставшая идеологическим этномобильным локомотивом, который уже на закате СССР привел гагаузский народ к идее национально-территориального обустройстве в составе МССР. Да, временами синица приобретала облик коршуна - в 1941, 1946-1947, 1949 гг. ( В 1946-1947 гг. в МССР был голод, когда из-за засухи и ошибок, допущенных руководством Молдавии, в республике погибло более 100 тысяч человек, в том числе треть всех проживающих в республике гагаузов. 1949 год ознаменован сталинскими депортациями, затронувшими представителей всех национальностей, проживающих в Молдавии - прим. ИА REGNUM), но эту участь разделили все народы СССР, в том числе и молдавский народ.

Теперь, что собой представляет журавль в небе, пишет eNews. Представим его тоже в исторических фактах, включая в западное геополитическое пространство и Румынию, детище Запада. Это коммунистическая идеология, воспринятая в России и реализованная в форме диктатуры пролетариата и породившая советских коршунов. Это мировая война 1914 - 1918 гг., оккупация Бессарабии Румынией в 1918 - 1940 гг. при поддержке Запада, приведшая к эмиграции 15 тысяч бессарабских болгар и гагаузов в Латинскую Америку в 1925-1927 гг. при молчаливом одобрении Бухареста. Это Вторая мировая война, ставшая с 1941 г. Отечественной войной народов СССР, в ходе которой немецко-румынская оккупация Советской Молдавии осталась в памяти ее многонационального народа геноцидом евреев и цыган республики и запланированной депортацией гагаузов, болгар, украинцев, русских с территории Пруто-Днестровского междуречья, от которой их спасло поражение немецких и румынских войск под Сталинградом. Это навязывание гагаузскому народу такой формы автономии, самой слабой по западным стандартам, которая ничего им не дала, ничего не гарантировала, финансово не обеспечила и которая постоянно вызывает недовольство Комрата Кишиневом и силовыми приемами Кишинева в отношении Комрата. Это молчаливая поддержка Брюсселем бухарестских ястребов, положивших глаз на территорию Республики Молдова в ее границах на январь 1990 г. (в 1990 году "Республики Молдова" не существовало, существовала Молдавская ССР в составе СССР - прим. ИА REGNUM), при аннексии которой будет покончено и с гагаузской автономией. Это, наконец, два журавля ЕС в небе над Румынией и Болгарией, народы которых имеют все основания считать их брюссельскими коршунами, ничуть не лучше сталинских при всей их специфике (здесь нет физического уничтожения людей, но есть этническое, этнокультурное, экономическое опустошение, следовательно, и разрушение этих государств посредством идеологии и политики глобализации сильных мира сего).

В приведенных сравнениях нет идеализации России/СССР и очернения Запада в лице ЕС, есть исторические факты и реальная действительность, продолжает eNews. Гагаузы правомерно считают, что Брюссель хочет вырвать из их рук синицу и заставить искать самим журавля в небе. "Нам когда-то обещали жить при коммунизме, начав с разрушения нашей традиционной ментальности. И теперь нам обещают лучшую жизнь, к которой можно прийти, уничтожая остатки многовековых духовных ценностей. Но мы уже знаем, что будет очень плохо, нам уже очень плохо, а вот будет ли хорошо, большой вопрос. Сделайте сперва хорошо в Греции, на Кипре, в Испании, Португалии, Болгарии и Румынии, а затем предложите это "хорошо" и нам". Так думают, рассуждают, оценивают и поступают гагаузы.

Пессимизм Гагаузии по отношению к ЕС держится не столько на пропаганде и внушениях со стороны Москвы, сколько на скептицизме, охватившем целые страны (Чехия, Венгрия, да и Англия) ЕС и большинство населения Греции, Кипра, Испании, Португалии, а также нулевые результаты 7-летнего вхождения Болгарии и Румынии в ЕС, пишет eNews. Оптимизм же властей Кишинева подпитывается финансовыми вливаниями из Брюсселя, МВФ, МБ, оседающими в карманах олигархов-правителей Молдавии. Именно поэтому их раздражает и нервирует Комрат, и они ничего лучшего не придумали как запустить против него сталинскую "демократическую" репрессивную машину.

Почему власть предержащие это делают? - продолжает eNews. Во-первых, потому что 3 ноября прошлого года они провели с использованием административного ресурса грандиозное театрализованное представление о всенародной поддержке своего курса на евроинтеграцию, чтобы парафировать в Вильнюсе Соглашение об ассоциации с ЕС. Брюссель с воодушевлением встретил эту манифестацию "единства народа Молдавии" вокруг себя любимого. На проведенный спустя три недели митинг противников ЕС Кишинев и Брюссель решили не обращать внимания, хотя если на него и вышло чуть меньше участников, но они это сделали не под дулом административных автоматов. А тут вдруг Гагаузия решила провести референдум, чтобы выяснить, какой из двух кишиневских митингов поддерживает население автономии! Опять эта Гагаузия вставляет палки в колеса кишиневской власти!

Во-вторых, парафирование и намеченное подписание Соглашения об ассоциации с ЕС в 2014 г. - это такой журавль в небе, который парит выше Международной космической станции с российскими и американскими космонавтами на борту, и его практически не видно, пишет eNews. Совершенно очевидно, что это - геополитический проект антироссийской направленности и пусть господин Лянкэ не упражняется в красноречии, желая доказать обратное. Но, как известно, в геополитических проектах интересы целых государств, многомиллионных в них народов, не говоря уже об отдельно взятом человеке, не присутствуют по определению.

В-третьих, румыны и румынская власть Кишинева, а также Бухареста понимают, что референдум в Гагаузии направлен не против Запада, как такового, не против Брюсселя, а против разнузданной кампании великорумын с обоих берегов Прута по уничтожению молдавской этнической идентичности и молдавской государственности, продолжает eNews. А Комрат точно знает, что только в рамках суверенной Молдавии и возможно существование, а также и развитие гагаузской идентичности и гагаузской государственности в автономном формате. Именно поэтому Кишинев так ополчился против Комрата, именно этим вызвано вовлечение им правовых и силовых структур в борьбу против Гагаузии! Его не столько беспокоит консультативная часть референдума по внешнеполитическому выбору Молдавии, сколько его законодательная часть по отложенному статусу Гагаузии.

В связи со сказанным "в-третьих" хочется обратить внимание на следующее: вопросы референдума - два консультативных и один законодательный, как и ответы на них - взаимосвязаны между собой не возможным выбором гагаузов против Брюсселя и за Москву, а их антиунионистским содержанием и ясно выраженным стремлением гагаузов и поддержавших их болгар Тараклийского района сохранить молдавскую государственность, пишет eNews. Скажем больше: если бы в Комрате глубже проанализировали внутреннюю взаимосвязь выносимых на референдум вопросов, то без ущерба быть ложно понятыми в Брюсселе и в Москве они могли обойтись только вопросом об отложенном статусе Гагаузии, поскольку именно он волнует гагаузский народ и поддержавших его болгар-тараклийцев. Ответ гагаузов на этот вопрос будет иметь мобилизующую народ Молдавии роль, станет в перспективе ключевым в борьбе против унионизма, в защиту демократического, нейтрального и независимого статуса Республики Молдова.

Нет необходимости пространно доказывать, почему Комрат выносит на референдум именно этот вопрос и именно теперь, продолжает eNews. Общеизвестно, что Республику Молдова за все время ее существования считают несостоявшимся государством, а после 2009 г. - еще и захваченным олигархами государством. Не секрет также и то, что при анализе всех сторон национальной безопасности Молдавии аналитики пришли к выводу о том, государство утратило большую часть своих внутри- и внешнеполитических, административных, финансово-экономических функций, и оно находится под управлением внешних сил. Политику Кишинева определяет Бухарест, которому ЕС выдал карт-бланш. Унионистское давление на молдавскую этническую, языковую и политическую идентичность, особенно в последние три-четыре года, в том числе и со стороны власть предержащих, так велико, что в открытую обсуждаются вопросы, как и когда произойдет Униря (от молд. "униря" - "объединение"; в бессарабском политическом дискурсе употребляется в контексте объединения Молдавии с Румынией - прим. ИА REGNUM) и в какую сумму обойдется объединение Молдавии с Румынией. Комрат все это видит, его заявления по поводу унионистского шествия по Молдавии в расчет не принимаются в Кишиневе. И что ему остается делать?

Унионизмофобия Гагаузии и унионизмофильство ЕС - вот основное противоречие между Брюсселем и Комратом, пишет eNews. Таможенный союз и РФ рассматриваются как в Гагаузии, так и в Тараклии, Бельцах, Тирасполе, Бендерах, и мажоритарным населением Молдавии как защита их государства от унионистских поползновений Кишинева и Бухареста. Но есть еще одна проблема, из которой вырастают все остальные. Она имеет конституционные корни. При разработке и принятии конституции Республики Молдова 1994 г. унионистам удалось включить в одну из ее статей положение о возможном изменении политического статуса страны путем референдума: "Статья 142 (1). Положения о суверенном, независимом и унитарном характере государства, а также о его постоянном нейтралитете могут быть пересмотрены только при их одобрении путем референдума большинством граждан, включенных в избирательные списки". Как известно, нынешняя власть снизила порог одобрения до одной трети, чем и облегчила достижение искомой цели.

Теперь обратим внимание на две даты: конституция была принята 29 июля 1994 г., а парламентский закон "Об особом правовом статусе АТО Гагаузия" - 23 декабря того же года, продолжает eNews. В этот документ было включено положение о внешнем определении Гагаузии в случае утраты Молдавией суверенного и независимого статуса. Следовательно, это положение о внешнем определении Гагаузии непосредственно вытекает и базируется на положении конституции о возможном отказе Молдавии от своего суверенитета и независимости.

Необходимо признать, что требования унионистов об отказе Республики Молдова от суверенитета и независимости и их действия по объединению с Румынией имеют конституционные основания, пишет eNews. Но точно такие же законные основания имеет и Гагаузия, выступающая за суверенную и независимую Республику Молдова, и защищающая посредством референдума об отложенном статусе право на внешнее определение, в случае утраты Молдавией суверенности и независимости, то есть отказа от своей государственности.

Все действия и намерения Комрата находятся в правовом и конституционном поле Республики Молдова, продолжает eNews. Но противоречия между Кишиневом и Комратом налицо. И их можно снять только изъятием из конституции Республики Кишинева положения об изменении политического статуса страны путем проведения референдума. Первична конституционная норма, ответ и действия Комрата вторичны. Комрат не может отказаться от проведения законодательного референдума. Такой отказ означает согласие на вхождение в Румынию и отказ от гагаузской автономии, когда бы это ни случилось. Отказ от референдума - смертный приговор всем комратским политикам, подводит итог издание.

Быть или не быть Гагаузии вторым Приднестровьем? - задается вопросом "АиФ в Молдавии". Ситуация, которая сегодня складывается в Гагаузии, имеет четкие аналогии с событиями начала 90-х годов в Приднестровье. И, хотя есть принципиальные отличия, наличие заинтересованных в эскалации проблемы сил требует от всех вовлеченных в проблему сторон проявить максимум разумности и политической воли для выхода из кризиса. Если вспомнить, как развивались события в Тирасполе чуть более 20 лет назад, мы увидим ту же нехорошую тенденцию, что наблюдается и сейчас, а именно - отсутствие должного внимания со стороны кишиневского руководства к проблеме региона. В итоге возможна скорая потеря контроля над ситуацией.

С большой вероятностью можно предсказать, что референдум все же состоится, пишет "АиФ в Молдавии". И потому, что инициаторы явно готовы пойти на принцип и не страшатся конфронтации с центральной властью, и потому, что решение суда о незаконности плебисцита вступает в силу 3 февраля, то есть на следующий день после его проведения. А также потому, что сейчас дать задний ход, отказавшись от своего решения, для сторонников референдума будет политически очень опасно.

Чем это угрожает ситуации в стране? - продолжает "АиФ в Молдавии". На самом деле, сам факт проведения референдума ничего опасного в себе не несет, ну разве что трату достаточно большой суммы денег из бюджета (после того, как молдавские власти заблокировали официальные счета Гагаузии с целью не допустить проведение референдумов, проживающий в России уроженец Молдавии, бизнесмен Юрий Якубов выразил готовность взять на себя расходы по их проведению - прим. ИА REGNUM). Однако здесь мы вновь возвращаемся к аналогиям с Приднестровьем. Главное сходство той и теперешней ситуации заключается в не совсем ясной реакции молдавских властей. Очевидно, что, затевая плебисцит, руководство Гагаузии не столько хочет узнать мнение жителей автономии по данному вопросу - оно и так известно: большинство гагаузов - за ТС и против присоединения к Румынии. Видимо, с помощью референдума гагаузы хотят привлечь внимание (в первую очередь - властей страны, затем и всех остальных жителей) к проблемам национальных меньшинств. Это своего рода попытка высказать свое мнение, да так, чтобы его услышала вся страна.

И в этой ситуации очень важна реакция властей из Кишинева, пишет "АиФ в Молдавии". Худший вариант - если ее не будет. Процессы, происходящие в автономии, будут пущены на самотек до тех пор, пока некоторые гагаузские политики, почувствовав отсутствие интереса столицы к региону, начнут раскручивать маховик сепаратизма и устроят нам Приднестровье-2. Второй вариант - подавление сепаратистского движения силовыми методами. Это самый неподходящий вариант для Молдавии, где еще свежа память о войне на Днестре, унесшей множество жизней и не давшей никаких результатов. Повторение подобного сценария недопустимо для нашего государства, и без того находящегося в непростом экономическом и социальном положении.

И, наконец, единственно правильный вариант - это диалог, продолжает "АиФ в Молдавии". Если власть будет готова пойти на шаги, которые надолго, если не навсегда, отрежут пути к сепаратизму (как, например, принятие парламентом декларации о незыблемости суверенитета Республики Молдова, а, возможно, и вынесение этого вопроса на всенародный референдум), это позволит решить проблему на раннем этапе, не доводя до точки кипения. Одновременно с этим возможно проведение референдума о выборе интеграционного пути, но в масштабах не Гагаузии, а всей страны. Так можно будет решить проблему сепаратистских настроений в автономии и укрепить государственность Молдавии, а также определить внешний вектор ее развития, не только исходя из предпочтений элиты, но и учитывая народное волеизъявление, подводит итог издание.

Давно так много и так часто и разнообразно, да со знанием дела Молдавия не говорила о Гагаузии, пишет "НИКА-пресс". Сказано много, страстно. Нового ничего, кроме слов надежды о наступающем часе откровений между Кишиневом и Комратом. Намеки Комрату - да никакая вы не автономия - тоже были заметнее, чем в обыденных и равнодушных отношениях сторон.

В Комрате рассчитывают, что после обнародования данных местного референдума 2 февраля у гагаузов будет больше оснований говорить с Кишиневом о своих правах и ментальных устремлениях, отрицание которых чревато, продолжает "НИКА-пресс". Кишинев, правда, не весь, а официальный, упорно указывает на необоснованные претензии автономии, решившей, что ее особое отношение к выбору внешнеполитического курса Республики Молдова требует особого внимания. Кишинев усматривает в напоминании о гагаузской особости плохие перспективы для государства. Комрат отсылает тревожные государственные чувства к названию главного для центра и региона документа, принятого осознанно, совместно и под аплодисменты Европы - закону "Об особом правовом статусе АТО Гагауз Ери (Гагаузии)", и дает понять, что противная кому-то в Кишиневе особость - это закон, а она, эта особость, говоря революционным слогом и с учетом нового нервного этапа взаимоотношений центра и региона, светится во лбу каждого гагауза, а значит, "всех не пересажаете"...

Слово "сепаратизм" опять всеми огнями светится над Молдавией, пишет "НИКА-пресс". Почти четверть века гагаузы спорят, доказывают свою государствообъединяющую роль. Кишинев не верит, а в ответ на гагаузскую роль в противодействии румынизации Молдавии - ревностно и грубовато одергивает: не надо быть большими молдавскими патриотами, чем сами молдаване. Ни конца, ни края нет этому спору. Намеченный на 2 февраля общегагаузский референдум - как предложение закончить нескончаемый процесс. Настроения сторон говорят, что он будет продолжен с новой силой и после намеченной даты голосования.

По иронии судьбы, ровно двенадцать лет назад в автономии должен был пройти референдум за отставку башкана, продолжает "НИКА-пресс". Его пытались провести коммунистические власти Молдавии. В ночь с 23 на 24 февраля 2002 года несколько избирательных участков были разгромлены гагаузами, относящимися к народно-патриотическим силам АТО, а точнее сказать, к местным официальным структурам власти. Они же выступали за неукоснительное соблюдение законов Молдавии, в данном случае - в защиту закона "Об особом правовом статусе Гагаузии...", предлагая при этом считать себя истинными государственниками в отличие от "красных властей" РМ, которые, по тогдашнему мнению гагаузских властей, таковыми не являются. Коммунисты все-таки ситуацию переломили в свою пользу, хотя референдум и не состоялся: башкан был отправлен в отставку с применением воронинских методов национальной кадровой политики; на противников плебисцита были заведены уголовные дела. Спустя три года, в ходе парламентских выборов, успеха добились гагаузы. В составе избирательного блока "Патрия-Родина" они получили на юге поддержку около 52-х процентов избирателей и обошли ПКРМ почти на 20 процентов. Через год "народные патриоты" привели в должность главы АТО своего представителя - Формузала; кандидат от ПКРМ Табунщик выбыл из борьбы после первого тура голосования. Кто выиграл, кто проиграл - сразу не разберешь. Битва за Гагаузию в 2002-2006 гг. - до крови (была и кровь), до обоснованных тревог внешних сил и до притворного выявления коммунистами остатков сепаратизма на юге оказалась бессмысленной, если не считать, конечно, мелочную борьбу за власть. И потому, наверное, день несостоявшегося референдума 24 февраля 2002 года назвали в Гагаузии днем негодяев.

Скоро мы узнаем, как будет назван день 2 февраля 2014 года, пишет "НИКА-пресс". Впрочем, одним из направлений поиска названия можно считать и экспертное мнение, что угрозы сепаратизма со стороны Гагаузии не существует, поскольку у нее нет такого потенциала для подобных угроз (высказывание принадлежит молдавскому политологу Игорю Боцану - прим. ИА REGNUM). Надо понимать, что поиски гагаузского потенциала в тематике референдума и в его результатах не исключены, или, точнее, более реальны, чем поиски ответов на "гагаузские вопросы" в Кишиневе.

Среди общественно-политических характеристик плебисцита и высказываний о надеждах на положительный для всей Молдавии его результат особняком держится мнение первого заместителя председателя Исполкома АТО Гагауз Ери, руководителя инициативной группы по проведению в Гагаузии референдума 2 февраля 2014 года Валерия Яниогло, продолжает "НИКА-пресс". В одном из своих комментариев он так определил первый и завершившийся этап мероприятия: "Свершилось... Гагаузия сказала свое веское "да" референдуму о векторе развития и об отложенном статусе Гагаузии. Гагаузы говорят: Молдавия - наш общий дом, в котором есть и наши квартиры". Сказал Яниогло и об обязанности республиканских властей обеспечить безопасность в день голосования, предупредил об ответственности тех, кто, возможно, затевает провокации против реализации права гагаузов на волеизъявление.

Разберемся, о чем это, пишет "НИКА-пресс". Восклицать "свершилось!" ему положено по статусу общественного ответственного зазывалы - он и далее, несмотря на суровые окрики официального Кишинева, будет оставаться убежденным в правоте гагаузов и выполнять свои обязанности. Напоминать об "общем молдавском доме" для всех в республике живущих Яниогло тоже будет и после 2 февраля, поскольку, говоря его языком, "покой и согласие в общем доме зависят и от внутреннего состоянии в отдельных квартирах". Только вот со "свершилось" не все гладко и, похоже, не все так, как желалось бы. Смятение и нерешительность в основных структурах власти Гагаузии, в ее общественных и партийных рядах едва ли утаишь. Неожиданно перенесена чрезвычайная сессия Народного собрания с повесткой дня о "текущем моменте" (о целях и последствиях референдума). Ранее планировался съезд депутатов всех уровней Гагаузии на эту же тему; от него по каким-то тоже неясным причинам отказались в пользу чрезвычайной сессии НС, позже перенесенной... Альтернативные сборы гагаузских законодателей тоже не состоялись из-за отсутствия кворума; подробности срыва и цели "альтернативщиков" до конца не ясны и, очевидно, добавят тайн в новейшую гагаузскую историю.

В гагаузских региональных формированиях Демпартии и в ПКРМ тоже не все однозначно, а правильнее было бы сказать, все неоднозначно, продолжает "НИКА-пресс". Демократы за референдум, но считают ненужным отвечать на вопросы о внешнеполитических предпочтения гагаузов, чтобы не волновать центр, ведущий политическую борьбу за Молдавию европейскую. Коммунисты за референдум, но считают вредным для центра предоставлять право гагаузам голосовать за отложенный статус АТО - опасно взращивать новые зерна сепаратизма. Непартийные гагаузы за референдум и за все вынесенные на голосование вопросы, но они не в силах перешибить партийные дубины, административно и финансово поддерживаемые центром. Возбужденное Генпрокуратурой РМ уголовное дело о незаконности февральского плебисцита - дубина отдельная и может оказаться болезненней дубин партийных.

Оно, может быть, и свершилось, то есть все "за", и 3-го февраля появится возможность объявить "городу и миру" общее мнение "маленького, но гордого народа" о выстраданном гагаузском, да только будет ли чем гордиться? - пишет "НИКА-пресс". Вопрос не из тех ехидных вопросов, скрытых в умах кишиневских противников референдума, - "ну что, господа гагаузы, помогли вам ваши российские друзья-заказчики?" Он исключительно из области технической и организационной. Все и любые данные референдума (допустим, что он состоится) будут оспорены всеми и любыми неленивыми кишиневскими политиками, чиновниками, общественниками и просто прохожими, поскольку внешних наблюдателей, имеющих, пусть и формальное, право подтвердить результаты, не было. Зато о них, как и о смысле плебисцита, будет много спорщиков, и, в первую очередь, спорщиков гагаузских, поддержавших референдум в принципе, но не согласных с вопросами для голосования. Они поспорят, потом сильно поссорятся, потом обвинят друг друга в предательстве гагаузской идеи, в покорности хозяевам из центра и близкого зарубежья... И дружно сделают вывод, предназначенный друг другу, т.е. всем: мечты о гагаузах кишиневско-беспартийных, не заглядывающих в чужие карманы, чтобы получить власть в АТО, т.е. о гагаузах очень сильно гагаузских патриотах пока остаются мечтами. Кишиневу останется посмеяться и предоставить ссоре южан широкую площадку для публичных откровений. Кишинев и над своими опасениями посмеется - а мы-то думали, у гагаузов все по-настоящему.

За неизбежными гагаузскими неудачами все-таки есть одно положительное обстоятельство, позволяющее прогнозировать начало иных - более трезвых и прагматичных отношений между центром и автономией, продолжает "НИКА-пресс". О нем сказал Яниолого, когда предложил центру обеспечить безопасность в день голосования и обеспокоиться плохими последствиями возможных провокаций. Фактически он предложил для консультаций сторон старую повестку дня, оставленную Кишиневом и Комратом без внимания еще в середине 90-х годов. О том, что любой сепаратизм, даже такой беспомощный и порой такой смешной, как гагаузский, это результат равнодушия центра, что децентрализация власти в Молдавии, тем более в свете ее европейских устремлений, является жизненно важной и постоянной обязанностью, и что, наконец, гагаузская свобода в рамках территориально целостной страны и есть спасение от сепаратизма. 2 февраля 2014 года в Гагаузии - не последний день. Продолжение последует обязательно, подводит итог агентство.

Справка ИА REGNUM: 19 августа 1990 года на I Съезде народных депутатов юга Молдавской ССР была провозглашена независимая Гагаузская Республика. Первым и единственным президентом Гагаузской Республики был Степан Топал, а Верховный совет ГР возглавлял Михаил Кендигелян. В октябре 1990 года, в качестве реакции на взятый властями Молдавской ССР курс на объединение с Румынией, самоопределившаяся Гагаузская Республика объявила о начале выборов в Верховный совет Гагаузии. Это послужило предлогом для отправки в Гагаузию автоколонны с активистами Народного фронта Молдавии и "волонтеров" из Румынии в сопровождении отрядов милиции с целью срыва выборов и подавления гагаузского движения за национальную независимость. На здании молдавского парламента тогда висели плакаты "Гагаузия - лишай на теле Молдавии" и "Хороший гагауз - мертвый гагауз". "Поход на Гагаузию" возглавил премьер-министр Молдавии Мирча Друк - один из лидеров Народного фронта Молдавии. Акция повлекла за собой жертвы среди населения Гагаузии. Эскалации конфликта удалось избежать благодаря вмешательству частей Вооруженных сил СССР и добровольцев из Приднестровской Молдавской Республики. Просуществовав в качестве независимого государства 4 года, в 1994 году Гагаузия отказалась от курса на независимость, согласившись на статус автономии в составе Молдавии. При этом положения молдавского Закона об автономном статусе Гагауз Ери, касающиеся прав и полномочий Гагаузской автономии, вплоть до сегодняшнего дня не исполняются в полной мере и постоянно нарушаются молдавскими властями. В частности, официальный Кишинев подвергает сомнению положения закона о праве Гагаузии на внешнее самоопределение в случае утраты Молдавией независимости и право на участие в формировании внутренней и внешней политики Молдавии в вопросах, касающихся интересов Гагаузии, а периодически и сам статус автономно-территориального образования.