Обзор СМИ о ситуации в Красноярском крае за 3 ноября 2003
"Хозяин Норильска".
(Компания. 03.11.03)
Совладельцы "Норильского никеля" Владимир Потанин и Михаил Прохоров потерпели сокрушительное поражение на выборах в столице своей горно-металлургической империи. Мэром Норильска стал председатель федерации местных профсоюзов Валерий Мельников. В первом туре за него проголосовали почти 52% норильчан - в полтора раза больше, чем за кандидата "Норникеля" Джонсона Хагажеева.
Кресло городского головы оказалось в непосредственной досягаемости Мельникова еще полгода назад. В апреле 2003 года на выборах мэра в первом туре за него отдали голоса 47% избирателей. Столь явные симпатии населения кандидат снискал благодаря тому, что за несколько месяцев до выборов выступил организатором забастовки работников "Норникеля", проводившейся под социальными лозунгами. Однако ко второму туру главный претендент на победу, не устраивавший руководство "Норникеля", допущен не был. Формально - из-за нарушений правил предвыборной агитации.
Казалось, обе инициативы Мельникова были неудачными: забастовка подстегнула рост мировых цен на никель (благодаря этому, по оценкам отраслевых аналитиков, выручка компании в 2003 году может вырасти на 50%), а снятие кандидатуры представителя профсоюзного движения лишь убедило наблюдателей в незыблемости позиций олигархов в своих вотчинах. Похоже, активность избирателей и осечка пресловутого административного ресурса оказались для хозяев "Норникеля" полной неожиданностью.
"Норильский никель" теряет Норильск".
(Коммерсантъ-Власть 03.11.03)
Сенсационную победу одержал лидер профсоюзной организации "Норильского никеля" Валерий Мельников на прошедших 26 октября повторных выборах мэра Норильска: он набрал более 51 % голосов, а его соперник, заместитель гендиректора "Норильского никеля" Джонсон Хагажеев - 34%. Такой исход выборов стал серьезнейшим ударом по позициям ГМК "Норильский никель": профсоюзный лидер в ходе кампании обещал резко увеличить платежи ГМК в местный бюджет.
Однако 29 октября избирком Норильска после подведения официальных итогов выборов принял решение обратиться в суд с просьбой об отмене результатов голосования. Поводом для этого стали установленные рабочей группой избиркома факты нарушения избирательного законодательства, якобы допущенные Мельниковым. В штабе Мельникова заявили, что это решение было принято под давлением "Норильского никеля", который не желает терять контроль над городом.
В апреле, когда жители Норильска первый раз пытались избрать главу города, выборы тоже были сорваны. Тогда в первом туре победу одержал Мельников, но он не смог набрать 50% голосов. Перед вторым туром суд лишил профсоюзного лидера регистрации, а три других кандидата (все они так или иначе были связаны с "Норильским никелем") сами сняли свои кандидатуры.
"Никелевая неожиданность".
(Политбюро. 03.11.03. И.Гурьева)
На выборах мэра Норильска 26 октября победил оппозиционный "Норильскому никелю" председатель местной федерации профсоюзов Валерий Мельников
Итоги голосования если и не повергли в шок руководителей "Норильского никеля", то вызнали у них растерянность. В городе, который считается вотчиной компании, Мельников сумел победить в первом же туре, набрав 51,88% голосов. За кандидата от "Норникеля" - первого заместителя генерального директора НГМК Джонсона Хагажеева - проголосовали 34,04% избирателей. Обескураженный Хагажеев охарактеризовал свое поражение как торжество "мнения меньшинства". В его официальном заявлении, сделанном после выборов, говорится: "Я предложил норильчанам свои знания и опыт, они выбрали другое. Две трети избирателей остались дома. Мы недооценили тот факт, что известность Джонсона Хагажеева и вера в его победу успокоят людей".
Кто в выигрыше?
Комментируя "Политбюро" итоги выборов, представители "Норникеля" утверждают, что руководство ГМК "Норильский никель" и ее Заполярного филиала намерено по-прежнему в полном объеме выполнять перед Норильским промышленным районом все обязательства, предусмотренные законодательством Российской Федерации. - Мы всегда говорили, что будем действовать в строгом соответствии с законом. Я не знаю, что нас может убедить в том, что мы проиграли, - заявил "Политбюро" директор НГМК по связям с общественностью и СМИ Андрей Грачев. - Проигрыш не значит поражение. Думаю, мы узнаем в ближайшее время, насколько профессиональна команда Мельникова. Со своей стороны мы будем действовать строго и жестко в рамках закона. "Норильский никель" - прозрачная компания.
Формально такая позиция абсолютно безобидна. Но только не в Норильске. Так, если раньше ЖКХ Норильска законно находилось на балансе комбината и "Норникель" имел налоговые льготы, то с 2002 года объекты жилищно-коммунального хозяйства отнесены на баланс города. Затраты на их содержание сейчас правильнее было бы называть благотворительностью. Городской транспорт в Норильске и новее полностью принадлежит комбинату. Из внебюджетного фонда, наполнением которого тоже ведает "Норникель", норильские врачи и учителя получают компенсационные выплаты. Без них зарплата бюджетников была бы такой же, как на материке, но вот натурального хозяйства в Заполярье нет. Северным завозом в город также занимается "Норильский никель".
По мнению сенатора от Красноярского края, политолога Вячеслава Новикова, компания прямо заинтересована в том, чтобы перенести ответственность за город на "человека со стороны".
- В этом случае "Норильский никель" получает целый ряд дополнительных преимуществ. В первую очередь компания избавляется от постоянной головной боли по содержанию 220-тысячного населения города. Гораздо легче и экономнее обеспечить стабильность и перспективу только своим 60 тысячам работников, создать своего рода элиту и на нее опереться. Все же проблемы по содержанию заполярного города ложатся на человека, к компании не имеющего никакого отношения. При этом политические риски "Норильского никеля" практически равны нулю, так как компания имеет поддержку губернаторов Таймыра и Красноярского края.
Не комбинатом единым
Однако Мельников, наверняка понимая это, все же сохраняет оптимизм. В интервью "Политбюро" он назвал своим первым шагом создание собственной команды, "которая не будет заглядывать в рот комбинату":
- Нам нужно будет тщательно поработать над принципами наполнения бюджета, смотреть не на одно предприятие, а развивать другие, дополнительные источники дохода. Будем заботиться о бюджете и бюджетниках.
Мельников также намерен продолжить работу с профсоюзами. В его планах - создание в администрации города специальной трехсторонней комиссии, куда войдут чиновники, профсоюзные лидеры и представители компании. Тем более что профсоюзы станут для Мельникова довольно сильным орудием давления на комбинат. Федерация профсоюзов с уходом лидера не только не ослабеет, а пожалуй, и усилит позиции, получив свой административный ресурс. Экстремальных мер, вроде весенних голодовок, скорее всего, не будет, однако давление на комбинат изнутри, со стороны рабочих, непременно усилится.
От сотрудничества с "Норильским никелем" Мельников и не думает отказываться.
Тем более что кое-какой опыт совместной работы с "заклятыми друзьями" у него уже есть.
В середине 90-х, когда комбинат находился в глубоком кризисе, а рабочие были на грани голода, профсоюзному лидеру удалось наладить отношения с тогдашним гендиректором Джонсоном Хагажеевым и подписать первый коллективный договор. Принятие этого документа и по сей день считается одним из важнейших шагов в процессе стабилизации предприятия и выхода его на лидирующие позиции на мировом рынке.
В 2001 году Валерий Мельников был "человеком "Норникеля" на выборах ЗакСа Красноярского крал: он вошел в норильский избирательный блок "Северная партия", в результате чего оказался в красном парламенте. Однако в течение 2002 года ситуация изменилась. После смены топ-менеджеров (Александр Хлопонин покинул пост генерального директора "Норникеля", а Джонсон Хагажеев перебрался из Норильска на пост заместителя в НГМК) в Заполярном филиале резко изменилась социальная политика. Требования индексации заработной платы оставались без ответа. Рабочие объявили голодовку, но ничего не добились. Акцию протеста весной 2003 года возглавлял Валерий Мельников. На волне недовольства политикой компании он и пошел на выборы мэра.
Не сработаемся - уволим
По неофициальной информации, Валерий Мельников встречался после голосования с директором Заполярного филиала НГМК Виталием Бобровым и стороны достигли некоего "никелевого перемирия". Но даже если отношения Мельникова и комбината не сложатся, у "Норникеля" уже есть отработанный механизм работы с неугодными руководителями. Мэр Василий Ткачев в 90-х годах дважды занимал эту должность, и ему ни разу не удавалось удержаться в своем кресле до конца срока. В первый раз он был смещен с поста губернатором края Валерием Зубовым под давлением руководства ОНЭКСИМ-банка. Во второй раз Ткачева арестовали перед аукционом по продаже государственного пакета акций АО "Норильский никель", находящегося в залоге у банка. А в 1999 году он и вовсе был осужден по обвинению во взяточничестве. Его первый заместитель, исполнявший обязанности главы города в течение двух лет, Юрий Маланин, тоже оказался неугоден комбинату, и лояльный руководству компании горсовет Норильска объявил ему импичмент.
Мельников может встать в один ряд со своими предшественниками - горизбирком, признав его победу, тут же обратился в суд в связи с финансовыми нарушениями, допущенными им в ходе избирательной кампании. Если иск будет удовлетворен, итоги выборов могут быть признаны недействительными.
"Слабое звено "Норникеля".
(Профиль, 03.11.03)
Новым мэром Норильска, столицы потанинской империи "Норникель", избран Валерий Мельников - за него проголосовали 51,9% избирателей. Ближайшему конкуренту, вице-президенту ГМК Джонсону Хагаджиеву, удалось набрать всего 34,2% голосов.
Валерий Мельников родился в 1956 году в Норильске. В 1975 году окончил вечернее отделение Норильского индустриального института. В 1980 - 1991 годах работал горным мастером на руднике "Комсомольский". С 1991-го - заместитель председателя федерации профсоюзов ГМК "Норильский никель", которую и возглавил в 1997 году.
С декабря 2001 года - депутат Законодательного собрания Красноярского края.
Поражение Джонсона Хагаджиева [так в тексте] - кандидата от "Норильского никеля" - оказалось для руководства ГМК полной неожиданностью.
Напомним, что выборы в Норильске были назначены после избрания в феврале нынешнего года предыдущего мэра, Олега Бударгина, губернатором Таймырского округа - взамен Александра Хлопонина, который, в свою очередь, отправился возглавлять Красноярский край.
Однако, растратив силы на победу в крае, руководство "Норникеля" не смогло добиться своего на уровне "никелевой столицы".
В компании провал Хагаджиева объясняют ошибками его политтехнологов: понадеявшись на высокий рейтинг кандидата, его штаб не стал предпринимать чрезмерных усилий для агитации - считалось, что коренной норильчанин и еще с советских времен руководитель ГМК добьется поста мэра без особых усилий.
Малые усилия, однако, обернулись низкой явкой избирателей (чуть более 36%) и победой главы профсоюза и жесткого оппозиционера "Норникеля". Впрочем, ни для кого не секрет, что поддержку Мельникову оказывал "Русский алюминий", ранее проигравший "Норникелю" на выборах в Красноярске. Поэтому компаниям придется договариваться об условиях мирного сосуществования. В Красноярском крае "РусАл" владеет КрАЗом и Ачинским глиноземным комбинатом. Так что ему есть что делить с "Норильским никелем".
"Регионы творят стратегию".
("Красноярский рабочий" 01.11.03)
В Москве состоялось заседание Государственного Совета Российской Федерации, посвященное разработке новой транспортной стратегии страны.
По словам Владимира Путина, такую стратегию правительство должно принять в конце декабря. Выступая с заключительным словом на заседании Госсовета, президент отметил, что для этого будут обобщены все высказанные замечания. "Без учета мнения руководителей регионов полноценную стратегию выработать невозможно", - отметил Путин. По мнению Александра Хлопонина, принявшего участие в заседании Госсовета, без динамичного развития транспортной инфраструктуры и долгосрочного прогнозирования транспортных тарифов экономический потенциал края в полной мере раскрыть не удастся. Именно на базе Красноярского края предлагается создать мультимодальный транспортный узел, где были бы "завязаны" Северный морской путь с речным транспортом, железнодорожный и авиационный транспорт.
"Эдхам Акбулатов: "Зарплату выведем из тени".
(Эрих Пырх "Красноярский рабочий" 01.11.03)
"У нашей комиссии нет цели кого-то покарать, мы рассматриваем проблему "теневой зарплаты" шире, в комплексе. Тем более что краевая администрация не может надавить на индивидуальных частных предпринимателей, мол, давайте официально платите наемным работникам по 6 тысяч рублей, а не то... Основной наш метод - убеждение".
Регистрация трудовых договоров стала началом большой работы по легализации "теневой занятости" в городах и районах края. Это форма государственного контроля за соблюдением трудового законодательства работодателями - физическими лицами и гарантия защиты трудовых прав граждан. Причем, по сути, единственная гарантия, поскольку федеральный законодатель для этой категории работников иных не предусмотрел.
Наверняка среди наших читателей есть те, кто получает в конверте энную часть зарплаты или всю целиком. Выдача денег "мимо кассы" им, как правило, на руку - официально тебя причисляют к беднякам, а на самом деле ты человек довольно состоятельный. Работодателя этот способ оплаты труда тоже вполне устраивает. А вот государству такие "теневые" взаимоотношения явно не по нутру: и налогов кот наплакал, и на лишние социальные выплаты приходится раскошеливаться. Краевая администрация решила потихоньку изжить эту порочную практику, для чего создала новый координирующий орган - межведомственную комиссию по мониторингу условий оплаты труда. Возглавил комиссию заместитель губернатора - начальник ГУРЭП Эдхам АКБУЛАТОВ.
- Эдхам Шукриевич, для чего создана ваша комиссия? Разве мало в крае государственных структур, которым вменено в обязанность следить и за оплатой, и за охраной, и за условиями труда?
- Вы правы, контролирующих структур у нас много, и у них достаточно серьезные полномочия, например, госинспекция по труду может в случае надобности остановить производственный процесс на предприятии. Проблема в том, что до сих пор была очень плохо скоординирована их работа. Комиссия призвана организовать взаимодействие органов госвласти края и местного самоуправления, ГУВД, управления миграционной службы, Пенсионного фонда, налоговой инспекции, той же инспекции по труду.
Зачем это нужно? Краевая администрация заинтересована в формировании цивилизованных трудовых отношений. Это понятие включает в себя в первую очередь справедливую оплату труда. Заниженная зарплата не только уменьшает налоговые платежи в бюджет. Тот, кто получает заработанные деньги нелегально, должен четко усвоить, что он практически лишен социальных гарантий -пенсионного обеспечения, социального страхования. Если же такое положение дел сохранится в долгосрочной перспективе, то край столкнется с тем, что среди его жителей окажется большое число социально незащищенных граждан, которых придется содержать за счет бюджета.
Вот почему исполнительная власть края решила упорядочить оплату труда на предприятиях всех форм собственности. Начали мы с работодателей - физических лиц, которые по новому Трудовому кодексу обязаны заключить договоры с каждым из своих "наемников". И выяснили, что работы тут непочатый край. По данным на 1 июля нынешнего года, на территории края зарегистрировано 68 275 индивидуальных частных предпринимателей без образования юридического лица. К тому времени только 11 826 из них заключили с наемными работниками трудовые договоры. Это никуда не годилось - по нашим оценкам, в крае должно быть заключено до 150 тысяч таких договоров, которые регистрируют органы местного самоуправления. Мы решили жестко поставить вопрос, начали проводить встречи с частными предпринимателями.
- Постойте-ка, где же власть возьмет жесткие рычаги, коль скоро речь идет об индивидуальных частных предпринимателях? Вы же не можете приказать им делать то, что считаете нужным?
- Да, таких полномочий у нас нет, но кое-какие рычаги имеются. Во-первых, мы рассчитываем на то, что начатая пенсионная реформа будет стимулировать каждого работника себя обеспечивать. Именно она должна побудить его легализовать зарплату.
Во-вторых, власть будет создавать условия для того, чтобы провести на должном уровне все процедуры, связанные с регистрацией трудовых отношений. Как я уже сказал, они должны быть оформлены в виде договора, один экземпляр которого остается у работника, второй - у работодателя и третий - у органа МСУ. В случае возникновения, так сказать, страхового события этот договор станет основанием для получения больничного листа, выплаты по госстраху, пенсионному обеспечению. Чтобы соблюсти интересы работников, инспекция по труду имеет право затребовать документы, проверить исполнение договоров, выдачу зарплаты. Так что контрольные функции у государства есть.
Но там, где есть кнут, должен быть и пряник. Недаром губернатор края провозгласил идею бюджета развития как инструмента для поддержки предпринимательской активности. В первую очередь мы делаем упор на малый и средний бизнес, потому что, с нашей точки зрения, для него наиболее актуальны масштабы бюджета развития. Именно для небольшого предприятия небольшие же бюджетные деньги могут послужить толчком к развитию инвестиционной активности, расширению производства.
Сейчас разрабатывается нормативная база, и при этом, безусловно, будет сделан акцент на том, что соблюдение требований трудового законодательства станет одним из условий господдержки. Если мы знаем, что на предприятии работают 15 человек и у каждого из них официальная зарплата 600 рублей (таков нынче минимальный уровень оплаты труда), то это предприятие вряд ли сможет рассчитывать на бюджетные деньги. Замечу, что предполагаемые масштабы бюджета развития весьма внушительны - в будущем году кредиты могут получить сотни предприятий малого и среднего бизнеса.
Уверен: если мы сумеем реализовать идею партнерства власти и бизнеса - через разъяснительную работу, общение с предпринимателями, их убеждение, - то они будут двигаться к легализации зарплаты.
- Можете ли похвастать первыми подвижками?
- Представьте себе, да. Активную работу в этом направлении мы начали два месяца назад. И, по-моему, предприниматели реагируют на нее нормально. Об этом говорят такие цифры: именно за последние два месяца в крае на 20 процентов увеличилось количество зарегистрированных договоров между индивидуальными частными предпринимателями и наемными работниками. Сейчас таких договоров 54 тысячи. Кроме того, в полтора раза увеличилась средняя зарплата, зафиксированная в договорах (когда начинали работу, она составляла всего около тысячи рублей).
Конечно, всех проблем комиссии не решить, тем более что главная из них - федерального масштаба, связанная с платежами по единому социальному налогу. Не секрет, что зарплата "уходит в тень" прежде всего потому, что слишком высоки начисления на фонд оплаты труда. К сожалению, правительство предпочло снизить ставку НДС, а не единого социального налога, хотя многие известные экономисты говорили о том, что значительно больший эффект для оживления экономики мог бы дать второй путь. Остается надеяться, что названная ставка все же будет снижена с 2005 года. Если это произойдет, то постепенно наши действия приведут к тому, что заработок, который выплачивают предприниматели, приблизится к средней зарплате по краю (сегодня она составляет около семи тысяч рублей в месяц).
Впрочем, предстоит еще очень много организационной работы - должны пройти месяцы, а быть может, и годы для того, чтобы свести все в систему. Поверьте, это отнюдь не кампанейщина, дескать, быстренько выведем зарплату из тени, пополним бюджет края, и дело с концом. Чем глубже вникаешь в эту проблему, тем больше вопросов. Позже дойдет дело и до охраны труда, и до техники безопасности. Пока же необходимо решать чисто технические вопросы, скажем, проводить компьютеризацию, создавать общекраевую базу данных на всех индивидуальных частных предпринимателей и их работников, чтобы можно было легко проконтролировать исполнение договоров, отчисление налогов. Здесь тоже есть проблемы, но они не фатальны, их можно устранить.
- На компьютеры, между прочим, бюджетные деньги придется тратить. Стоит ли игра свеч? Насколько возрастут налоговые поступления от малого и среднего бизнеса в крае, если удастся вывести зарплату из тени?
- Судите сами. В виде налога на доходы физических лиц, который главным образом формирует краевой бюджет и бюджеты муниципальных образований, сейчас поступает по упомянутым договорам около 130 миллионов рублей. При нынешнем уровне зарплаты - а есть основания утверждать, что он будет расти, - эта цифра при условии легализации заработков может достичь полумиллиарда рублей. Такая сумма сопоставима с поступлениями в бюджет от единого налога на вмененный доход или от земельного налога.
- Ну хорошо, а теперь давайте рассмотрим худший вариант развития событий. Итак, власть не может командовать предпринимателями, а им, чтобы платить меньше налогов, выгодно "прятать" зарплату своих работников. Последние тоже довольны, поскольку получают всевозможные блага от занижения своих доходов, о пенсии же пока не задумываются. Словом, между сторонами трудовых отношений полное согласие и взаимопонимание. Что, если перечисленные вами рычаги в этом случае не сработают?
- Что ж, если ту и другую сторону такая ситуация устраивает, взывать к совести бесполезно. Человек свободен в своем выборе. Видимо, получающий зарплату в конверте работник уверен, что никогда не будет болеть и никогда не состарится. Можно подумать, что он будет вот так получать деньги всю жизнь и ему на смену не придет молодая поросль.
Понимаете, здесь многое зависит не столько от экономических и социальных стимулов, сколько от морально-этических качеств конкретных людей. Предположим, мы с вами договорились насчет зарплаты в конверте. Вы платите мизерные налоги, а я живу за счет других по принципу "моя хата с краю, ничего не знаю". Первый раз я обманываю общество - нет, не государство, а других налогоплательщиков, когда по отремонтированным за их счет дорогам разъезжаю в качестве зарегистрированного безработного. Кстати, когда в крае началась реформа ЖКХ, у нас резко возросло число безработных, потому что получить такой статус выгодно. При нынешнем подходе к субсидиям можно взять у государства тысячу рублей пособия, спокойно получать денежки в конверте и кататься на "иномарке". А второй раз такие люди обманут общество в старости, потому что государственную часть пенсии им будут оплачивать опять-таки другие налогоплательщики.
Увы, нынешнее общество в значительной мере бездуховное, потому многие и живут по такой схеме. Но правильно ли это, справедливо ли, по совести ли? Мы все-таки надеемся, что наступит просветление. Уже сейчас многие бизнесмены по-другому смотрят на социальную сферу - добровольно вкладывают средства в городские и краевые мероприятия, оказывают благотворительную помощь. Пора и работникам менять свою психологию - более сознательно и осмотрительно относиться к трудоустройству и способу оплаты труда, требовать определенные гарантии. А если ты ничего не узаконил и зарплату получаешь в конверте, то завтра тебе могут сказать: "Пошел вон" - и все, ты сам себя наказал. Поэтому обязательно надо оформить трудовые отношения, заключив договор с работодателем. По крайней мере, будет с чем идти в суд в случае чего.
"Отставка прокурора".
("Красноярский рабочий" 01.11.03)
Вчера окружной прокурор Эвенкии Николай Околеснов подал в отставку.
Как стало известно "Красноярскому рабочему", в Эвенкии после выборов здесь нового сенатора начались федеральные проверки. В прокуратуре, с которой мы связались по телефону, информацию не опровергли, но от комментариев воздержались. По мнению аналитиков, скорее всего Николай Околеснов принял такое решение не желая участвовать в политических интригах.
"Михаил Абызов: "Главный итог - во всех одиннадцати регионах, с которыми сотрудничают "РКС", началась подача тепла".
(Семен Фадеев "Красноярский рабочий" 01.11.03)
АО "Российские коммунальные системы" (РКС) учреждено 29 мая 2003 года. РАО "ЕЭС России" и Газпромбанку принадлежат по 25 процентов, а "Интерросу", "Ренове", "Кузбассразрезуглю", "Евразхолдингу" и банку "Еврофинанс" - по 10 процентов. Компания ориентирована на предоставление всего спектра коммунальных услуг в регионах России через свои дочерние компании, а также на привлечение инвестиций в отрасль. В регионах уже зарегистрировано 11 дочерних компаний РКС. В течение ближайших пяти лет РКС намерены инвестировать в ЖКХ около 700 миллионов долларов.
На акционерное общество "РКС" до сих пор посматривают косо. Кто-то из участников "пилотных" проектов любовно "косит лиловым глазом", другие же, наоборот, с особым недоверием поглядывают на новоиспеченное "детище" РАО "ЕЭС России". Но факт - равнодушных нет! В истории России уже был прецедент, когда яростные сторонники политических, экономических и социальных перемен в стране отправлялись в деревни объяснять сельскому люду пользу революционных преобразований. Насколько была удачной эта стратегия продвижения идей в крестьянские массы, показало время.
"РКС" сегодня тоже активно продвигаются в регионы, но, в отличие от "народовольцев", находят там поддержку и местных администраций, и населения. Вызвано это, вероятно, тем, что "бизнесмены-коммунальники" без лишних слов приступили к делу. К примеру, первый инвестиционный проект "РКС" - это строительство четырех газовых котельных общей мощностью 58 МВт в поселках Северное и Товарково Калужской области. В изношенные на 90 процентов коммунальные сети поселков "РКС" инвестировали около 100 миллионов рублей.
При этом увеличения тарифов "на коммуналку" не произойдет. Возврат капиталовложений будет происходить только за счет снижения уровня затрат на производство тепловой энергии. Проще говоря, разумной экономии. Это лишь один из примеров.
Как стало известно из прошедшего на днях в Москве совещания руководителей "РКС", представителей правительства РФ и региональных руководителей, обсудивших перспективы совместной работы по реформированию отрасли ЖКХ в нашей стране, подготовка "РКС" к осенне-зимнему периоду 2003-2004 года проходит в рамках утвержденного графика. В Архангельске, Барнауле, Благовещенске, Качканаре, Кирове, Мценске, Нижней Туре, Орле, Первоуральске, Твери и Томске производится поэтапный пуск тепла. Во Владивостоке, Владимире и Тамбове тепловые сети полностью готовы к зиме: проведены испытания на плотность, осуществляются пробные пуски тепла. Капитальный ремонт (перекладка) тепловых сетей идет по плану и к концу октября во всех городах будет в основном завершен.
После получения в аренду в октябре 2003 года водопроводных сетей города Кирова дочернее предприятие "РКС" - ОАО "Кировские коммунальные системы" приступило к активным действиям по ликвидации аварийной ситуации с городским водоснабжением. На капитальный ремонт изношенных участков выделено 6 миллионов рублей. Разработан проект строительства нового водовода. Но, как отметил на заседании председатель совета директоров ОАО "РКС" Михаил Абызов, "главный итог - во всех одиннадцати регионах, с которыми сотрудничают "РКС", началась подача тепла. Так что потребители получат все коммунальные услуги, которые мы им обещали".
Это заявление на общем фоне обозначенных заместителем председателя правительства РФ Владимиром Яковлевым проблем жилищно-коммунального хозяйства прозвучало очень даже оптимистично. Судите сами. По словам Владимира Яковлева, сегодня в России 87 миллионов квадратных метров ветхого фонда. Более того, по прогнозам специалистов, в следующем году к этой цифре можно смело прибавить еще 20-22 миллиона. В прошлый отопительный сезон было зафиксировано 170 тысяч аварий. Потери тепла составляют более 37 процентов при ее передаче потребителю. Более 30 процентов потерь воды. Ситуация если не критическая, то очень близка к пику. И вероятность, что кризис из разряда "а-ля Владивосток-2000" может запросто вырасти до масштабов России, увеличивается с каждым годом в арифметической прогрессии.
Тем более что, по словам советника председателя Госстроя РФ Александра Гинзбурга, отопительный период в настоящее время начался лишь в 37 субъектах РФ, еще в 22 проведены пробные топки. В 59 регионах уровень готовности объектов теплоснабжения не превышает 96 процентов. Есть отставания в Туве, Хакасии, Кировской, Костромской, Ульяновской, Сахалинской, Муромской областях. Налицо и два кризисных региона - Ульяновская область и Камчатка. К сожалению, тенденции к обветшанию и полному развалу системы ЖКХ обсуждаются в российском политическом и экономическом истеблишменте давно. Правда, акценты в обсуждении ставятся, мягко говоря, странные. Еще точнее, тема ЖКХ стала разменной монетой в непрекращающихся в стране предвыборных баталиях.
Однако от методики латания дыр к плановым работам над главными проблемами теплоснабжения на практике так никто и не перешел, кроме "РКС". Безусловно, без финансовых вливаний, без введения новых технологий, без инвентаризации всего, что накопилось в жилищно-коммунальном комплексе, без регистрации всего имущества, с которым чиновники все еще не могут разобраться, муниципалитетам будет сложно двигаться в рынок. Но это именно тот вариант работы, который может решить многие задачи. И, что самое интересное, условия для рынка есть. Осталось только, по словам Владимира Яковлева, найти формулу ответственности власти и определить механизм зарабатывания прибыли рынком.
"РКС" - первопроходцы на этом мощном рынке, на котором сегодня находится уже более 700 миллиардов рублей, - отметил заместитель председателя правительства РФ. - На вас сегодня смотрят, вас опасаются, боятся, кто-то вам не доверяет, и ваша задача - показать, как правильно использовать все то, что сегодня уже фактически есть. Прийти к цели с лучшими результатами".
Нет, федеральные и региональные чиновники "не облизывали" "Российские коммунальные системы". Не за что пока. Но и палок в колеса не вставляли. Дело в том, что в предложенной "РКС" схеме работы действительно есть здравое рациональное зерно. Как отметил председатель совета директоров ОАО "РКС" Михаил Абызов, решить накопившиеся вопросы не просто. "Надо сформировать профессиональные управленческие команды руководителей и исполнителей. Во всех регионах ощущается дефицит квалифицированного персонала. Анализ работы предприятий, перешедших в ведение "РКС", расходится с полученной статистической информацией. Это свидетельствует о несовершенстве системы сбора и обработки информации. А правительство РФ на основании именно статистических данных принимает ключевые решения. Если мы не видим точку на радаре, мы не можем управлять самолетом. Наша задача - создать такие технологии сбора информации, которые дадут полную картину происходящего в доверенных нам системах ЖКХ". Более того, "РКС" готовы к созданию кадровых центров, "пилотные" программы начнут реализовываться уже в январе-феврале 2004 года.
Однако это не решит проблемы подготовки кадров для ЖКХ в масштабах всей страны. Для подготовки кадров нужна государственная программа. Не менее важен, по мнению Михаила Абызова, и вопрос собственности. Сегодня 95 процентов собственности ЖКХ должным образом не зарегистрировано. Чья труба, как и где она лежит? "Я хорошо помню все аварии, которые случились на стыке большой и малой энергетики в прошлом году: на Сахалине, на Камчатке. Невозможно состыковать действия персонала, когда нет точной картины, что происходит в системе, кто за что отвечает. Мы готовы по договоренности с руководителями муниципальных образований совместно финансировать программы по регистрации имущественных прав. Если не урегулировать вопросы собственности, закон о концессиях работать не будет. Важная задача - диалог с властью на местах. На неудобные вопросы органов власти "РКС" должны дать четкие ответы, связанные с тарифной политикой, с задолженностью коммунальных предприятий, с судьбой персонала и сферой ответственности. В течение срока краткосрочной аренды мы должны подтвердить, что достигнутые договоренности будут выполняться. И только после этого мы будем вести речь о долгосрочном сотрудничестве", - особо подчеркнул Михаил Абызов.
Примечательно, что никто не сомневается в том, что новое предприятие РАО "ЕЭС России" с поставленными задачами справится. А в разговоры, мол, "РКС" - сверхмонопольная система, мало кто верит. Любой мало-мальски разбирающийся в экономике человек поймет, что это рынок, и в него приглашаются все. Ростки нового бизнеса в сфере ЖКХ уже присутствуют. На региональные дочерние предприятия "РКС" посматривают банковские структуры. И когда "Российские коммунальные системы", как пионеры большого "пилотного" проекта, покажут хорошие результаты, это, кроме того, что решит насущные проблемы большинства россиян, еще и утрет нос царькам-политиканам на местах. Что хотя и пустяк, но все же приятно.