Автономия и евроинтеграция - "ширма", на деле - "ползучая сдача" Румынии: Гагаузия отметила 19 лет в составе Молдавии
В столице Гагаузии Комрате 23 декабря состоялось торжественное собрание по случаю 19-й годовщины со дня принятия парламентом Молдавии Закона "Об особом правовом статусе Гагаузии" и образования Гагаузской автономии. Об этом сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе гагаузского башкана.
В мероприятии приняли участие башкан (глава) Гагаузии
Башкан Гагаузии выступил с речью на русском и на гагаузском языке. ИА REGNUM публикует выступление Михаила Формузала с незначительными сокращениями:
"19 лет назад парламент Республики Молдова принял Закон "Об особом правовом статусе Гагаузии", который стал правовым фундаментом для Гагаузской автономии. Официальное признание автономии стало итогом более чем 5-летнего периода активной борьбы гагаузского народа за свои права. Ведь Гагаузская автономия была невозможна без Гагаузской Республики, а Гагаузская Республика - без деятельности народного движения "Гагауз Халкы, Ватан, Миллет Санжисы, Бирлик".
Появление на карте Республики Молдова Гагаузии было не случайным. Признание автономии стало следствием пробудившегося самосознания нашего народа, отреагировавшего на вызовы тех лет - разгул национализма, угрозу потери молдавской государственности и перспективу ассимиляции гагаузского этноса в составе другого государства, имеющего опыт антигагаузской агрессивной политики в 20-30-х годах XX века (речь о Румынии - прим. ИА REGNUM).
Добившись статуса автономии, наш народ рассчитывал, что его голос будет слышен в Республике Молдова, что наши интересы будут учитываться при проведении внутренних реформ и внешней политики, что центральные власти будут уважать политический выбор гагаузов. К сожалению, история последних 19 лет полна противоположных примеров.
Законодательство Республики Молдова модернизируется и новые акты принимаются без учёта положений Закона об особом правовом статусе Гагаузии. Автономия не представлена в институтах власти республиканского уровня, а место башкана в правительстве превратилось в декорацию, которая не имеет реальной возможности на что-то влиять. Происходит целенаправленное лишение Гагаузии административного потенциала. Так, из автономии в Кагул переводятся скорая помощь, республиканская больница, "Молдтелеком", таможня и многие другие службы.
Недальновидная внешняя политика Республики Молдова привела к введению Россией - нашим стратегическим партнёром - эмбарго на импорт вина, от чего больше всех пострадала Гагаузия. При этом правительство не предприняло никаких антикризисных программ для наших виноделов и не выделило никаких компенсаций или субсдий для поддержки винодельческого сектора. Более того, призывы Гагаузии пересмотреть внешнюю политику в пользу улучшения отношений с Россией, в Кишинёве были восприняты в штыки.
Мы старались с выдержкой относиться к политике европейской интеграции Республики Молдова, рассчитывая услышать убедительные аргументы о выгодах, которые принесёт жителям Гагаузии европейская перспектива. Однако, на деле мы видим, что реформы, которые проводятся под лозунгами о евроинтеграции зачастую идут вразрез с интересами Гагаузской автономии, а евроинтеграционная риторика превратилась в ширму, за которой происходит делёж политической власти в стране между олигархическими силами. Единственная евроинтеграция, которая происходит на самом деле - это ползучая сдача молдавской государственности и процессы обьединения с Румынией. Сегодня Гагаузия и её жители оказались в абсурдной ситуации: выступая за укрепление независимости Республики Молдова, мы стали объектом обвинений со стороны самого президента за то, что противоречим его румынским взглядам.
С сожалением приходится констатировать, что многие из тех вызовов, которые угрожали нашему народу два десятилетия назад, сегодня вновь требуют своего решения. Современные политические обстоятельства таковы, что для ответа на существующие угрозы, действий лишь башкана или Народноо собрания недостаточно. Для того, чтобы Гагаузия выжила, необходимо чтобы проявил себя сам народ. Именно народ может наиболее убедительно доказать свою субъектность и право на будущее в Истории. Так гагаузский народ проявил себя в 90-х годах. И так он должен проявить себя сегодня.
Как вы знаете, на 2 февраля в автономии назначен рефередум, на котором жители выскажутся по двум вопросам: о выборе внешнеполитического вектора и о праве Гагаузии на внешнее самоопределение в случае утраты Молдавией своей независимости. В этом контексте я обращаюсь к депутатам Народного собрания, местным органам власти и всем политическим силам автономии с призывом в оставшееся до референдума время забыть о внутреннх противоречиях и сосредоточить свои силы на обеспечении гарантии успешного проведения плебисцита. День 2 февраля 2014 года должен гарантировать защиту наших национальных интересов, а также превратить Гагаузию в якорь корабля молдавской государственности. Это мероприятие имеет для нас судьбоносное решение, и мы не имеем морального права думать в это время о частных политических интересах.
Что касается вопроса внешней политики, то считаю, что после референдума Гагаузия должна продолжить влияние на центральную власть, добиваясь проведения курса на экономическую интеграцию с Российской Федерацией и странами
Общеизвестен тезис большевиков о том, что "революция чего-нибудь стоит только тогда, когда она умеет себя защищать". Перефразируя эту идею, можно признать, что Гагаузия будет чего-то стоить до тех пор, пока она сможет себя защищать. В начале 90-х гагаузский народ проявил инстинкт самосохранения и доказал, что он имеет право на существование. Я абсолютно уверен, что и сегодня наш народ способен подтвердить незыблемость Гагаузии и её право на собственную политическую судьбу".
Справка ИА REGNUM: Независимая Гагаузская Республика была провозглашена 19 августа 1990 года на I Съезде народных депутатов юга Молдавской ССР, в то время как Республика Молдова провозгласила свою независимость только 27 августа 1991 года. Первым и единственным президентом Гагаузской Республики был