Михаил Агаджанян: США отвели Грузии роль ограничителя интересов России на Кавказе
Грузия решила сконцентрироваться на решении оборонительных задач. Военное ведомство республики опубликовало доклад "Видение министра 2013 - 2014" (Minister's Vision 2013-2014), из которого следует выбранный властями приоритет развития мобильных систем обороны. По тексту документа, одним из направлений предстоящей работы должна стать разработка долгосрочного плана модернизации противовоздушной обороны республики. В заявлениях официальных лиц Грузии также прослеживается уклон к оснащению армии оборонительными вооружениями и военной техникой.
Выбор Грузией оборонительных стратегий выходит за рамки сугубо военных задач. Схожие тенденции рациональной оценки республикой её роли и интересов в регионе наблюдаются и во внешнеполитической сфере. В прошлые годы Грузия не отличалась сбалансированностью внешнего курса. Её преимущественный крен в сторону евроатлантической интеграции привёл к значительной разбалансировке позиций страны на Южном Кавказе. Наиболее зримо это проявилось в августе 2008 года и в первые месяцы после так называемой "пятидневной войны" в зоне юго-осетинского конфликта. В сентябре 2008-го была создана Комиссия Грузия -
Приход к власти в республике блока "Грузинская мечта" дал шанс к оздоровлению отношений с северным соседом. Им Москва и Тбилиси, где с осени прошлого года все вопросы стал решать кабинет министров под руководством
Плоды этой работы американцев с грузинами стали рельефно проявляться осенью текущего года. За несколько месяцев до неё, в марте 2013 года парламент Грузии принял резолюцию об основных направлениях внешней политики. Это стало своеобразной "клятвой" Иванишвили и его команды в несворачивании с пути евроатлантической интеграции. После таких публичных заверений, Вашингтон перешёл к следующей фазе политики по отношению к Грузии. Её основное кредо можно выразить как перекладывание с себя на европейцев миссии преимущественного внешнего патронажа грузин. Очевидно, что речь идёт не о полной переуступке своих прав и обязанностей в отношении Грузии. Об этом не может быть и речи. Как минимум, вышеупомянутая американо-грузинская Хартия стратегического партнёрства не даёт Вашингтону подобной возможности. Американцы попросту решили, что европейцам необходимо дать попробовать свои силы в одной из южнокавказских республик. Полной ясности на выходе такой стратегии по определению не может быть. Одно лишь очевидно - американцы ничего не теряют. Проигрыш может быть целиком и полностью отнесён на европейский счёт Брюсселя, который теперь жаждет "отыграться" за Украину в новой партии с Россией.
Весной 2008-го именно европейский голос НАТО заблокировал продавливаемое тогда администрацией Дж. Буша-младшего предоставление Грузии Плана действий к членству в НАТО. Пятью годами позже, в марте 2013-го, грузинский парламент принимает указанную выше резолюцию, третий пункт которой установил главным внешнеполитическим приоритетом республики интеграцию в европейские и евроатлантические структуры. Резолюция также поставила задачей достичь с НАТО соглашения по модальностям и срокам интеграции Грузии в Альянс.
С учётом последовательного движения Грузии к политической ассоциации и экономической интеграции с ЕС в повестку дня встаёт весьма простой тезис. В американском звучании (возможно, несколько упрощённом, но от этого смысловая нагрузка только усиливается) его можно сформулировать следующим образом: "кто блокировал членство Грузии в НАТО, пусть предложит новые решения". Последние должны быть выдвинуты к следующему саммиту НАТО весной 2014 года. Свежих развязок у американцев нет. Более того, всё, что за остающиеся до саммита Альянса месяцы может быть ныне выдвинуто, чревато очередными провалами западных держав в их курсе на постсоветском пространстве. Остаётся одно - уйти от ответственности, предоставив возможность для генерации и практического воплощения новых идей тому субъекту, с кем Грузией было парафировано известное соглашение на Вильнюсском саммите "Восточного партнёрства".
США сохранят свои позиции профильного партнёра Грузии в сфере её военного строительства. Программы двустороннего сотрудничества и операционные планы приобщения республики к натовской орбите не теряют актуальности. Напротив, ситуация требует от американцев постоянной инициативности. Впрочем, без перехода к её наполнению новыми практическими шагами. Миротворческая миссия Грузии в Афганистане продолжится. Терять важный "бренд" приобщения республики к функционалу НАТО, каким стало участие её самого многочисленного из числа государств, не являющихся членами Альянса, контингента в афганский миссии, американцы не намерены (1). Они даже могут иногда "подкидывать" европейцам идеи выхода на более продвинутую кооперацию с грузинами. Например, с помощью подключения Грузии к Силам быстрого реагирования НАТО. Возможно, именно реализация данной идеи и станет тем компенсационным элементом для грузин, которые на предстоящем саммите НАТО вновь не получат от Вашингтона и Брюсселя вразумительных ответов по срокам принятия республики в Альянс.
Идти дальше идейной подпитки грузинской евроатлантической интеграции американцы не желают. Контуры особой осторожности нынешней администрации Белого дома на грузинском направлении рельефно проявились в январе 2010 года. Тогда прозрачные намёки Саакашвили и его команды о целесообразности качественного прорыва в военном сотрудничестве США и Грузии удостоились прохладного отношения Вашингтона. Там решили ограничиться обсуждением вопросов экономического развития Грузии, увеличения объемов взаимной торговли, сотрудничества двух стран в Афганистане. Таким образом, к продолжению диалога с Тбилиси в Вашингтоне готовы. Но исключительно в рамках общих положений Хартии стратегического партнёрства. Кстати, последней не возбраняется дозированное военно-техническое сотрудничество США и Грузии.
Поставка наступательных вооружений из США в Грузию после "пятидневной войны" была бы воспринята Россией крайне негативно. Американцам намного эффективнее действовать в "британской манере", когда на передовой рубеж столкновения с интересами России на постсоветском пространстве выдвигаются европейцы. Если нет чёткого плана или внимание отвлечено на более приоритетные региональные направления, то удобнее действовать "вторым номером", наблюдая как Москва и крупнейшие европейские столицы вязнут в разногласиях. На нынешнем этапе данная конфигурация в треугольнике "США - ЕС - Россия" рельефно представлена вокруг украинских развитий. Фактор Грузии держится Западом в качестве важного геополитического резерва в долгой игре с Россией. Военная составляющая данной игры в виде задействования грузинского потенциала в гипотетической новой войне с Россией в планах США напрочь отсутствует. Грузии отведена роль ограничителя интересов России на Кавказе. К примеру, через турецко-грузинскую экономическую связку в глубокой и всеобъемлющей зоне торговли ЕС, которая должна максимально усложнить интеграцию Армении в
(1) На конец 2013 года в Афганистане находится 1560 грузинских военнослужащих. По своей численности контингент республики превышает афганские миссии некоторых крупных членов Альянса. Например, Турции, Польши, Румынии.
Михаил Агаджанян - политолог (Ереван)