Кому выгодны теракты и поджоги церквей в Татарстане: мнение
После успешного проведения Универсиады в Казани 2013 год должен был закончиться для Татарстана заслуженными лаврами и похвалами. Несмотря на теракты и вылазки исламистов в 2010-2012 годах, региональные власти к долгожданному летнему событию постарались решить эту проблему. Выход был найден просто: вместо борьбы с исламистами пошли по пути договоренности с ними, чтобы на время Универсиады "сидели и вели себя тихо".
Для этого пришлось пойти на уступки. Отправили в отставку муфтия
В отношении исламистов, не пожелавших договариваться, пришлось принять решительные меры: пункт вербовки "Хизб-ут-Тахрир", размещавшийся в мечети "Аль-Ихлас", был закрыт, а само здание мечети снесено. Часть членов ХТИ подверглись арестам и административным задержаниям, реальный срок получил только один - имам "Аль-Ихласа" Рустем Сафин.
Отгремев с большим размахом, Универсиада внушила местной элите наивную уверенность, что исламский терроризм и ваххабизм уже в прошлом, с ваххабитами можно договориться, а дружба с арабскими шейхами даст миллиардные инвестиции. Экспертов и наблюдателей, которые предупреждали, что проблема не решена, а "муджахеды Татарстана" готовятся к новым терактам, "вывели за рамки". В частности, исламовед РИСИ
Минувший ноябрь стал для Татарстана "черным": запуски самодельных ракет по крупнейшему нефтеперерабатывающему комплексу в Нижнекамске, необъяснимое падение самолета Boeing-737 в казанском аэропорту и гибель 50 человек, серийные поджоги церквей. Нужно отметить, что первоначально поджоги церквей, которые в другом регионе России сразу стали бы темой номер один, в Татарстане всячески скрывали. Информации о них не было никакой, сообщать священникам в СМИ запрещалось категорически. Тем не менее, долго скрывать информацию на фоне продолжающихся поджогов стало невозможно.
Правда, некоторое время еще звучали версии о "неисправной проводке", "мелких хулиганах", но им уже мало кто верил, включая
Тем не менее, от местных и федеральных СМИ даже в этой ситуации потребовали усилить информационный напор по созданию положительного имиджа республики. Одновременно новый муфтий Татарстана решил ускорить курс "на чайную дипломатию", расширив ее за счет контактов с идеологом кувейтской разновидности салафизма "аль-Васатыйя" Аделем Фаляхом, на встречу с которым он вылетел сразу, как только в Татарстане начали жечь церкви. Не исключено, что в Татарстане вскоре появится вербовочный пункт "аль-Васатыйя" - этакий ваххабизм-лайт, вместо запрещенного и дискредитировавшего себя направления ХТИ.
Нерешенный "кряшенский вопрос", обострившийся на фоне поджогов церквей, заставил православных кряшен (которых, как сейчас выяснилось, только в Татарстане живет около 250 тысяч человек) пойти на неслыханный по смелости шаг - обратиться напрямую за помощью и защитой к Патриарху всея Руси Кириллу. Это лишний раз доказывает, что не все в порядке в "солнечной республике".
После таких провалов в Казанском кремле решили искать новых имиджмейкеров для республики (и это спустя три месяца после помпезно отпразднованной Универсиады, имевшей международный резонанс). Однако далее поиска московских "звезд пиара", творческая мысль провинциальных креаторов не пошла. В итоге в Казань пригласили "светскую львицу"
Если говорить серьезно, то президенту Минниханову вполне может грозить традиционная "отставка с повышением". Ведь по новым реалиям ответственность за межрелигиозные и межнациональные конфликты лежит теперь на главе региона... В этой связи возникает вопрос: кто заинтересован, чтобы о Минниханове, как о президенте Татарстана, говорили в прошедшем времени?
При самом поверхностном анализе ситуации возникает уверенность, что главным бенефициаром от ухода Минниханова является мэр Казани
Пока Минниханов искал мифических инвесторов за рубежом и открывал строительные площадки под иннополисы и смарт-сити, Метшин ставил вполне понятные цели и проводил простые акции, широко освещавшиеся силами его медиа-ресурсов: "зеленые рекорды", осмотры-объезды стройплощадок, встречи и беседы с жителями и т.п. Наконец, на ежегодном послании президента России
Без сомнения, главной бедой
Очевидно, что уход Минниханова выгоден, в первую очередь, прежней команде хозяина Казанского кремля, в которую, как свидетельствуют наблюдатели, первым номером входит Ильсур Метшин. Нужно признать, что президент Минниханов со всеми его недостатками - политической наивностью, светской неуклюжестью - все-таки проводил политику федерального центра, стремился, насколько мог, ограничить этнократию в Татарстане. Однако каждый раз на этом пути возникали доверенные люди Шаймиева, а сам госсоветник периодически выступал с провокативными заявлениями, раздражающими федеральный центр, ничем при этом не рискуя.
Приход Ильсура Метшина к руководству республикой возвратит позиции клану Шаймиева, утратившего свои ключевые позиции за годы правления Минниханова. Не исключено, что в Москве понимают эту опасность и готовят своего кандидата на замену. Выбор не очень велик: вряд ли там рискнут прислать варяга. Скорее всего, это будет человек, хорошо известный в республике и одновременно привыкший работать в жесткой федеральной схеме. Однако называть его фамилию пока преждевременно - у Рустама Минниханова еще есть время для работы над ошибками.
Александр Веселовский, аналитик (Санкт-Петербург)