Коренная социальная реформа на фоне низкого уровня доверия к правительству Армении
Уходящая неделя ознаменовалась не только жаркими баталиями в зале заседания парламента Армении, но и многочисленными уличными акциями протеста, направленными против внедрения обязательной накопительной пенсионной системы с 1 января 2014 года.
Необходимо отметить, что приводимые оппозиционными депутатами доводы против внедрения системы были довольно резонными. Впрочем, в еще большей степени они были бесцельными. Противники внедрения системы повторяли азбучные истины, к примеру, что правительство с низким общественным доверием не должно проводить такие глубокие социальные реформы, как внедрение обязательной пенсионной системы. Но это, простите, проблема правительства, и не оппозиционным депутатам надо печься об уровне доверия общества к деятельности исполнительной власти. Иные доводы, как то: возможное расхищение фондов, усиление миграционных процессов — не выдерживают критики.
То, что уровень доверия общества к власти низок для проведения социальных реформ, пожалуй, бесспорно. Мэрия Еревана из-за общественных протестов буквально не смогла повысить тарифы на проезд на общественном транспорте летом этого года. А обязательная накопительная пенсионная система — реформа похлеще роста тарифов на транспорт. Но именно эта глубина, не понятная для многих рядовых граждан, а также застой в политическом поле до следующих общереспубликанских выборов (в 2017 году), позволил правительству относительно безболезненно перейти к новой системе. Неслучайно, подходящего момента для ее внедрения власти не находили многие годы — переход на новую систему не раз откладывался.
Правительство Армении настаивало на внедрении новой системы, в первую очередь, исходя из необходимости стимуляции финансового рынка и внедрения новых инструментов. Так, 60% накоплений фонды будут направлять на внутренний рынок долговых бумаг, который, впрочем, весьма ограничен. Это государственные облигации, несколько частных компаний (к примеру, «АрцахГЭС», «Шен Концерн») и ряд коммерческих банков. К слову, на развитие финансовой инфраструктуры был направлен и ряд ранних инициатив правительства, успешной среди которых оказалось внедрение ОСАГО — рынок страхования заметно оживился.
Впрочем, немаловажную роль в деле внедрения новой системы сыграло и то, что действующая пенсионная система не обеспечивает пенсионерам хотя бы относительно достойную пенсию. В настоящее время средняя трудовая пенсия в республике составляет 31 тыс. драмов (порядка $80), а в 2014 году она составит около $90. Хотя, новая система и не коснется нынешних пенсионеров, но позволит решить проблему будущих пенсионеров (по крайней мере, в этом уверено правительство). Ведь население Армении стареет, и решать проблему достойного обеспечения пенсионеров государству становится все труднее.
Любопытно, что против внедрения обязательной накопительной пенсионной системы выступали, в основном, работники IT индустрии. Очевидно, что новая система затронет именно их интересы — работающих в большинстве своем в филиалах иностранных компаний и имеющих «белую» и высокую зарплату. Многие из них будут отчислять в фонд сумму (5% от заработной платы), равную средней зарплате по стране (порядка 130 тыс. драмов или $320). В любом случае прокатившаяся волна протестов и уровень недоверия общества к деятельности правительства не стали достаточными для сворачивания реформы, готовящейся многие годы.
Тем не менее, с 1 января 2014 года 250 тыс. граждан Армении (по расчетам правительства) будут осуществлять выплаты по новой схеме. Участниками системы станут граждане, родившиеся после 1 января 1974 года. Граждане с зарплатой до 500 тыс. драмов (около $1200) будут делать взносы в размере 5% от заработной платы, и еще равную этим процентам сумму на их личный счет будет отчислять государство. Для граждан с зарплатой свыше 500 тыс. государство не будет платить больше 25 тыс. драмов.
Аналог новой системы, только не обязательной, а добровольной, был внедрен в Армении с 1 января 2011 года. В прошлом ноябре в целях управления фондами уже обязательного накопления Центробанк Армении зарегистрировал две европейские компании — австро-немецкую «Це-Квадрат Ампега Ассет Менеджмент Армения» и французскую Amundi-ACBA-Asset-Management.
Компании будут предлагать на выбор несколько вариантов размещения средств с различной степенью риска и, соответственно, доходности. 60% средств будут размещаться на национальном рынке, 40% — на иностранных площадках. Компании сами будут оценивать риски того или иного вложения на национальном рынке, если речь идет не о бумагах с фиксированной доходностью (впрочем, других в Армении не существует).
По предварительным оценкам, в фондах ежегодно будет аккумулироваться от $80 млн до $100 млн.
Рубен Грдзелян