Дмитрий Семушин: Где кончается Европа, и кто это решает?
28 ноября 2013 года в Вильнюсе в Литве начался III саммит
Гетман левого берега сменяет гетмана правого, а в голове нарастает "руина". Всю неделю до начала саммита по "Восточному партнерству" в Вильнюсе множество голосов как на Украине, так и вне ее обещали украинцам не что-нибудь, а саму Европу. Образность, смысл и накал риторики были таковы, что порой, казалось, вот-вот, еще немного, еще чуть-чуть и состоится то самое желанное "похищение Европы" прекрасным быком, в нашем случае пасущимся на берегах Днепра. Лишь диссонансом в общем хоре прозвучала на днях статья в британской Times обозревателя Роджера Бойеса под заголовком "Украина, как и Турция, никогда не присоединится к ЕС". Протестующие в Киеве, пишет Бойес, скандируют: "Мы хотим, чтобы наши дети выросли в Европе". Далее он продолжает: "В этом-то и проблема - мы не хотим их здесь видеть. И вторая проблема - мы делаем вид, что мы этого хотим". Сама мысль о том, что страна гораздо большая, чем Польша, присоединится к ЕС, подобна кошмару ночи для западных столиц, считает автор. Бойес констатирует: ЕС больше не хочет и не будет расширяться. Однако Евросоюзу следует понять, что ему не нужен формальный договор с соседями. Достаточно вскрыть рынки и работать над общими проблемами, считает британский аналитик.
Вопрос, в конечном счете, сводится к давней проблеме, поставленной самими европейцами: где кончается Европа, и кого следует считать европейцем. Ошибочный ответ на этот вопрос византийцами в ХIV-ХV веке стоил им их империи. 28 ноября 2013 года бывшие министры иностранных дел России, Польши, Великобритании
Собственно пределы "Большой Европы" в тексте статьи очерчены следующим образом: "Мы убеждены в необходимости нового проекта сотрудничества, в котором Европа рассматривалась бы в самом широком смысле как географически, так и политически - от Норвегии на севере до Турции на юге, от Португалии на западе до России на востоке. Целью такого проекта могло бы стать создание Большой Европы с зоной общей безопасности, экономического, политического и культурного сотрудничества между странами и институтами". "Широкий смысл", таким образом, рисует "Большую Европу" до России и Турции (обратите внимание на отсутствие слова "включая") + Балканы и Украина с Белоруссией. Вот при этом раскладе и получается, что экс-министр иностранных дел России Игорь Иванов - не европеец. "Большая Европа" в предложении Иванова, Ротфельда и Брауна означает, что Балканы (интересные для Турции) и пространство "Восточного партнерства" (Украина и Белоруссия) отходят в сферу влияния Европейского Союза. При этом они, правда, числятся в особом статусе, определенном как "Большая Европа", который на поверку означает их периферийность по отношению к уже существующему центру.
Излагаемая Ивановым, Ротфельдом и Брауном концепция всем хороша, кроме одного - она умалчивает о факте гегемонии США над такой существующей политической реальностью, как Европейский Союз. Экс-министры иностранных дел пишут: "Более 20 лет прошло после окончания холодной войны, а Европа по-прежнему разделена. В последние дни именно в этом заключается логика "нулевого исхода" в ситуации с Украиной: ее гражданам фактически предлагается сделать выбор между "европейским" и "евразийским" будущим". В следующем параграфе Иванов, Ротфельд и Браун, фактически, признаются в чем кроется истинная причина раскола: "Разногласия в Европе носят более глубокий характер и не ограничиваются "украинским вопросом". Отношениям
Итак, речь все-таки, пусть завуалированно, в случае "Восточного партнерства" зашла об американском факторе в Европе. И здесь следует констатировать, что существующая реальная "Европа" не является самостоятельным игроком в важнейшем аспекте своего существования. Тогда к чему нужны все эти прожекты "Больших Европ", которые в той или иной конфигурации возникают в головах политиков с 1980-х годов? Какое отношение к этим геополитическим прожектам имеют сами США?
Накануне саммита по "Восточному партнерству" в Вильнюсе Брюссель и отдельные европейские лидеры сделали серию жестких заявлений, адресованных Кремлю с предложением отказаться от давления на Украину. "Проблема в том, что в отношении Украины восточным соседом используется политика давления и шантажа", - заявил президент Польши
Министр иностранных дел Литвы
Призрак ходит по Европе, призрак Тимошенко. Незримо присутствовал он и вечером 28 ноября 2013 года на банкете высоких участников саммита "Восточного партнерства" в Вильнюсе. Правда, никто из присутствующих не отказался даже от своего десерта в знак солидарности с держащей голодовку в харьковской тюрьме украинским экс-премьером.
Европейцы уже согласны подписать соглашение об ассоциации с Украиной без условия ее освобождения, поскольку без подписи Януковича под договором об ассоциации, саммит в Вильнюсе остается бессодержательным протокольным мероприятием, означающим, что "Восточное партнерство" не работает. Канцлер Германии, прекрасно понимая этот факт, в минувшую среду дала шанс президенту Украины, сказав, что решение Януковича является "не отказом от Европы, а отсрочкой подписания".
Для такого крупного саммита, как саммит по "Восточному партнерству", ЕС остается с пустыми руками и сталкивается с полным провалом своей предшествующей политики. Шесть лет ведения переговоров о наиболее полной ассоциации и торговом соглашении завершились безрезультатно. Куда пошли средства европейских налогоплательщиков? Почти год Евросоюз занимался более чем интенсивной челночной дипломатией с Украиной. Недели не проходило без посещения Киева каким-либо комиссаром от ЕС, специальным посланником или министром иностранных дел страны-члена Союза. И все это осталось пока безрезультатно. В протокольной части саммита в Вильнюсе единственно значится парафирование соглашений об ассоциации с ЕС Молдавии и Грузии. Как признались европейцы, "диктатуры в Азербайджане и Беларуси, являются для ЕС явно непригодным для отношений модернизации". В реальном активе "Восточного партнерства" остаются две страны - Грузия и Молдова. Как цветасто выразилась накануне саммита "Восточного партнерства" бывшая учительница немецкого языка и литературы в Германии (!), а ныне министр иностранных дел Грузии
Продолжая политику "Восточного партнерства, оговаривая необходимость быть осторожными в выборе своих партнеров, Европа не может отказываться и от сотрудничества с "авторитарной" Украиной, Арменией и "диктаторскими" Азербайджаном и Белоруссией. Европейцам остается лишь положиться на свою традиционную политику "мягкой силы", ориентированной на объявляемыми подлинным "гражданским обществом" всякого рода НКО. Насколько эффективна такая политика, сейчас можно судить по проходящему в Киеве Евромайдану и царящей "руине" в головах его молодых участников. Программы обмена на всех уровнях от молодежи и студентов до государственных служащих, ученых и предпринимателей - вот ключ к созданию "независимого двигателя и мультипликатора" мнимой европейской интеграции - строительства европейской периферии.
Накануне саммита в Вильнюсе из Берлина Украине напомнили, что Евросоюз за годы "независимости" предоставил ей финансовую помощь в размере €3,3 млрд. Очевидно, что руководству в Киеве это кажется мизером по сравнению с теми преференциями, которые давала Украине "суверенная" Российская Федерация. Сейчас в случае с Украиной выявилось четкое несоответствие в ожиданиях между двумя сторонами. Брюссель, Берлин и Варшава указывают Киеву на долгосрочные перспективы ассоциации, а правительственный Киев озабочен своими делами ближайших двух лет. Экономика и финансы Украины находятся на грани краха накануне очередных президентских выборов. В этих условиях ЕС должен обеспечить более щедрую помощь Киеву, чтобы удовлетворить его краткосрочные экономические и социальные потребности. Но вместо того, чтобы платить по украинским счетам, Брюссель и Берлин больше говорят о "реформах", хотя все народы восточнее Эльбы за минувшую четверть века устали от самого этого слова.
Лидерам ЕС теперь придется озаботиться и проблемой нейтрализации российского фактора. ЕС должен из собственного кармана "помочь" странам "Восточного партнерства" преодолеть их одностороннюю зависимость от России, диверсифицировать их энергетические поставки, экспортные рынки, гарантировать меры экономической, внешне- и внутриполитической безопасности. Пока что мысли европейцев не идут дальше мер энергетической безопасности за счет реверсных поставок на Украину газпромовского российского газа из квот Германии по трубопроводам с запада на восток. Но не для того ли задумывались "Северный" и "Южный потоки"? При средней цене российского газа в Западной Европе в $385 за тысячу кубометров, а для Украины - в $400, вопрос не выглядит принципиально. Обе цены высоки для Киева при его финансовом положении в 2014 году. Речь идет лишь о попытке Украины уйти от принципа "бери или плати", который, тем не менее, является гарантией в трудных ситуациях для потребителя. Реверсные поставки из Словакии - это не выход для Украины, как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе. Никто в Европе не хочет брать "суверенную" Украину на содержание в том положении в Еврозоне, когда сохраняется финансовая неопределенность с Грецией, Испанией, Италией и, возможно, в ближайшее время с Францией.
Можно констатировать, что ЕС пока не знает, как реагировать в ближайшие четыре года на геополитическую конкуренцию с Россией к востоку от своих границ. Растерянность в Брюсселе, Берлине и Варшаве сродни той, что последовала в несколько дней за известной войной 08.08.08. Как выразилась накануне саммита по "Восточному партнерству в Вильнюсе канцлер Германии
Дмитрий Семушин - редактор Европейской редакции ИА REGNUM