Руководство как законодательной, так и исполнительной ветвей власти Гагаузии оказалось не в состоянии отреагировать на гибель в воинской части в Кишиневе 18-летнего солдата-срочника из гагаузского села Копчак Петра Копущу и потребовать исполнения Кишиневом договоренности от 1994 года о прохождении призывниками из автономии воинской службы исключительно на территории Гагаузии, а не в других районах Молдавии.

30 октября ИА REGNUM направило запросы башкану Гагаузии Михаилу Формузалу, а также в пресс-службы Народного собрания (парламента) Гагаузии и движения "Новая Гагаузия", возглавляемого мэром Комрата Николаем Дудогло, для получения их официальной позиции относительно соответствующей гражданской инициативы гагаузского общественника Леонида Доброва. За прошедшую неделю ни одна из указанных властных и политических структур не представила своей позиции на этот счет.

Леонид Добров в своем обращении напомнил, что в 1994 году одним из принципиальных пунктов в переговорном процессе между самоопределившейся Гагаузской Республикой и Молдавией относительно создания Гагаузской автономии стал вопрос создания в Комрате и Чадыр-Лунге воинских частей, в которые и должны были призываться молодые ребята, проживающие на территории Гагаузии. В первые несколько лет это соглашение выполнялось, и все призывники проходили службу в автономии. Но со временем руководство Минобороны Молдавии сперва добровольно, а затем принудительно стало отправлять гагаузских призывников в другие воинские части.

После трагический гибели в Кишиневе гагаузского солдата-срочника общественник призвал власти Гагаузии добиваться прекращения подобной практики, а до тех пор прекратить призыв жителей автономии в Национальную армию Молдавии. Впоследствии Добров также инициировал сбор подписей жителей Гагаузии под своей инициативой. Он также заявил, что нынешняя власть Молдавии объявила своему народу "гражданскую войну", и потребовал привлечения к уголовной ответственности всего высшего руководства Национальной армии Молдавии во главе с министром обороны Виталием Маринуцей, как "преступников и национальных палачей". Однако никакой официальной реакции гагаузских властей на свою инициативу Добров до сих пор также не получил.

18-летний солдат срочной службы Петр Копущу из гагаузского села Копчак погиб 27 октября на посту в расположении воинской части в Кишиневе. Солдат был обнаружен смертельно раненным в голову с близкого расстояния из табельного оружия во время несения караульной службы. Основной официальной версией гибели военнослужащего является самоубийство, однако родственники погибшего уверены, что следствие пытается замести следы преступления. Стоит отметить, что это четвертый случай гибели военнослужащих в молдавской армии за последние 4 месяца.

Безразличие гагаузских властей в отношении призыва молодых жителей Гагаузии в молдавскую армию примечательно еще и тем, что происходит это на фоне стремительного втягивания армии "нейтральной" Молдавии в военное сотрудничество с НАТО и милитаристских заявлений руководства Минобороны Молдавии в отношении Приднестровья. 11 апреля 2013 года парламент Молдавии вопреки конституционному статусу нейтралитета ратифицировал соглашение с Евросоюзом об участии молдавских военнослужащих в "операциях ЕС по управлению кризисами". В июне парламент Молдавии ратифицировал соглашение о военном сотрудничестве с членом НАТО Румынией, содержащее и секретные положения о взаимной военной помощи. Также в июне министр обороны Молдавии Виталий Маринуца заявил в интервью румынскому изданию Romanian Global News о готовности Молдавии к отражению военного нападения со стороны Приднестровья и России, притом что вооруженный конфликт на Днестре 1992 года был развязан Молдавией, проходил на территории Приднестровья и носил для ПМР исключительно оборонительный характер. С тех пор мир на берегах Днестра уже более 20 лет охраняют миротворцы под эгидой России в соответствии с Соглашением о принципах мирного урегулирования молдавско-приднестровского конфликта 1992 года, из которого Молдавия не вышла по сей день, несмотря на постоянные попытки дискредитировать миротворческий мандат России и требования вывода российских войск. 2 октября правительство Молдавии утвердило решение об отправке контингента из 33 молдавских военнослужащих для участия в операции НАТО в Косово. 1 ноября данное решение было одобрено парламентом Молдавии.

Справка ИА REGNUM: Независимая Гагаузская Республика была провозглашена 19 августа 1990 года на I Съезде народных депутатов юга Молдавской ССР, в то время как Республика Молдова провозгласила свою независимость только 27 августа 1991 года. Первым и единственным президентом Гагаузской Республики был Степан Топал, а Верховный совет ГР возглавлял Михаил Кендигелян. В октябре 1990 года, в качестве реакции на взятый властями Молдавской ССР курс на объединение с Румынией, самоопределившаяся Гагаузская Республика объявила о начале выборов в Верховный совет Гагаузии. Это послужило предлогом для отправки в Гагаузию автоколонны с активистами Народного фронта Молдавии и "волонтеров" из Румынии в сопровождении отрядов милиции с целью срыва выборов и подавления гагаузского движения за национальную независимость. На здании молдавского парламента тогда висели плакаты "Гагаузия - лишай на теле Молдавии" и "Хороший гагауз - мертвый гагауз". "Поход на Гагаузию" возглавил премьер-министр Молдавии Мирча Друк - один из лидеров Народного фронта Молдавии. Акция повлекла за собой жертвы среди населения Гагаузии. Эскалации конфликта удалось избежать благодаря вмешательству частей Вооруженных сил СССР и добровольцев из Приднестровской Молдавской Республики. Просуществовав в качестве независимого государства 4 года, в 1994 году Гагаузия отказалась от курса на независимость, согласившись на статус автономии в составе Молдавии. При этом положения Закона об автономном статусе Гагауз Ери, касающиеся прав и полномочий Гагаузской автономии, вплоть до сегодняшнего дня не исполняются в полной мере и постоянно нарушаются молдавскими властями. В частности, официальный Кишинев подвергает сомнению положения закона о праве Гагаузии на внешнее самоопределение в случае утраты Молдавией независимости и право на участие в формировании внутренней и внешней политики Молдавии в вопросах, касающихся интересов Гагаузии, а периодически и сам статус автономно-территориального образования.